Версия для слабовидящих

5 декабря 2008

В.В.Путин провел совещание по экономическим вопросам

В.В.Путин

На совещании по экономическим вопросам

«В центре наших действий должен быть человек. Поддержка тех граждан, которые честно трудились, по мере возможностей решали свои проблемы, в том числе и жилищные, а сейчас, не по своей вине, оказались в сложной жизненной ситуации - такие проблемы должны быть в центре нашего внимания. О ряде таких острых вопросов и о дополнительных шагах по решению этих проблем я вчера говорил в общем виде, а сегодня хотел бы сформулировать эти предложения более конкретно. Предложения, связанные с технологией реализации того, о чем было вчера сказано».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня начну нашу встречу с вчерашней «Прямой линии». Многие, наверное, видели хотя бы фрагменты этого разговора с гражданами в прямом эфире. Знают, что людей прежде всего волнует то, как будет развиваться ситуация в экономике и социальной сфере, как будут обстоять дела с их рабочими местами, окажет ли государство поддержку тем, кто столкнулся с увольнением, трудностями при выплате жилищных кредитов.

Эти озабоченности, думаю, всем нам прекрасно понятны. Хочу подчеркнуть: принимая антикризисные меры, мы, конечно же, думаем не об экономике в целом, а прежде всего о людях. Поддерживая банковскую систему, тем самым защищаем интересы миллионов вкладчиков. Кредитуя предприятия реального сектора, снижая налоги - обеспечиваем сохранение рабочих мест.

Считаю такой подход единственно верным. Разумеется, мы и дальше будем руководствоваться, прежде всего, этими соображениями.

В центре наших действий должен быть человек. Поддержка тех граждан, которые честно трудились, по мере возможностей решали свои проблемы, в том числе и жилищные, а сейчас, не по своей вине, оказались в сложной жизненной ситуации - такие проблемы должны быть в центре нашего внимания. О ряде таких острых вопросов и о дополнительных шагах по решению этих проблем я вчера говорил в общем виде, а сегодня хотел бы сформулировать эти предложения более конкретно. Предложения, связанные с технологией реализации того, о чем было вчера сказано.

Во-первых, речь идёт о более энергичной политике на рынке труда, что потребует серьёзных затрат и разработки специальных программ. На эти цели необходимо зарезервировать до 50 млрд. рублей. Подчеркну - сверх тех средств, которые уже предоставлены на финансирование служб занятости в субъектах Российской Федерации. Для этого надо внести изменения в закон «О занятости» и принять поправки в федеральный бюджет.

Выделяемые ресурсы пойдут на помощь тем регионам и работодателям, где возникнут наиболее острые проблемы с высвобождением персонала. Увольняемым сотрудникам необходимо оказать помощь в поиске другой работы, в переезде к новому месту работы, если такие места есть, в открытии собственного дела. Оказать другую посильную поддержку. Должно быть организовано опережающее обучение другой профессии, переквалификации, повышение квалификации. При этом регионы и предприятия должны сформировать собственные программы по содействию занятости.

Второе. Для защиты интересов граждан России на рынке труда мы вынуждены пойти на уменьшение квот, которые даются регионам на привлечение иностранной рабочей силы.

Это решение носит временный характер. Россия в долгосрочной перспективе заинтересована в притоке трудящихся-мигрантов. Но сегодня мы просто не имеем возможности предоставить им так же много рабочих мест, как прежде. Для реализации этой меры надо срочно подготовить соответствующий проект постановления Правительства.

Третье. О вопросах, связанных с ипотекой. Уже не раз говорил, что у нас, в отличие от некоторых стран, нет большого объёма так называемых «плохих» кредитов. И это действительно так.

Отбор заемщиков со стороны банков был достаточно строгим. Ипотечные кредиты в России были обеспечены, они брались платёжеспособными гражданами. Подавляющее большинство из них до сих пор добросовестно исполняет свои обязательства. Однако сегодня некоторые заёмщики столкнулись с потерей работы, с сокращением заработной платы. Необходимо дать им время для адаптации, для поиска другого источника доходов. Чтобы люди не лишились квартир, в которые они и так уже вложили немалые средства.

В этих целях банкам, выдававшим ипотечные кредиты, предлагается реструктурировать платежи граждан 2009 года. Тем более что банки хорошо знают платежеспособность своих клиентов. В свою очередь, банки под эти реструктурированные кредитные договоры смогут взять поручительство у Агентства по ипотечному жилищному кредитованию по кредитным платежам за 2009 год тех граждан, которые столкнулись с финансовыми трудностями.

Что это значит для граждан на практике? Фактически граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, то есть те, кто потерял работу и зарегистрировался в службе занятости, или столкнулся с резким падением своих доходов в связи с сокращением объемов деятельности их предприятий - эти граждане должны получить возможность отсрочки платежей как по процентам, так и по основному долгу ипотечных кредитов в 2009 году.

Чтобы поддержать ликвидность, банкам будет дана возможность рефинансировать в Центральном Банке облигации, обеспеченные ипотечными кредитами под поручительство Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. То есть фактически, как я и говорил вчера, под гарантию государства. Это добавит в экономику дополнительную ликвидность. Кроме того, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию расширит уже применяющуюся практику выкупа у банков любых стандартных ипотечных кредитов, по сути, тем самым прямо поддерживая банки, которые активно занимаются ипотечным кредитованием. А значит, мы поддержим и граждан.

Добавлю, что уже в начале 2009 года граждане должны получить возможность использовать средства материнского капитала для платежей по процентам или погашения ипотечных кредитов. Необходимо принять поправки в закон и бюджет. Это потребует времени, но откладывать это нельзя. Мы должны предоставить гражданам такую возможность не позднее января 2009 года. Для этого, как я уже сказал, потребуются изменения в законодательстве и бюджете.

Мы остановимся сегодня и на предложениях по оказанию дополнительной помощи ключевым предприятиям реального сектора экономики. О некоторых из них - выделении, например, дополнительных кредитных ресурсов в объеме до 175 млрд. рублей, временном возможном вхождении государства в капитал системообразующих предприятий - мы также уже говорили. Я упоминал об этом вчера в ходе «Прямой линии».

Кроме того, на нашем совещании мы продолжим работу по формированию приоритетов на 2009 год.

В этой связи хотел бы сказать следующее. Сейчас большинство - практически все частные компании - корректируют свои расходы, определяют те направления вложения средств, которые критически важны для их будущего развития, для сохранения позиций на рынке, избавляются от неэффективных затрат.

Считаю, что государство должно не просто действовать по такой же логике, а показать пример грамотного, рационального использования ресурсов.

Мы должны оптимизировать федеральные программы, программы государственных компаний и инфраструктурных монополий. Направить ресурсы туда, где они будут максимально эффективно работать на стимулирование экономики и поддержание социальной стабильности. При этом мы не можем и не будем пересматривать наши обязательства перед гражданами, планы по развитию социальных отраслей, пенсионной системы.

Мы должны неукоснительно выполнять наши международные обязательства, решать задачи по укреплению обороны и безопасности России. Безусловно, необходимо реализовать крупные инвестиционные проекты, без которых отечественной экономике будет трудно развиваться в будущем, в посткризисный период.

По всем другим направлениям нужно ещё раз просчитать наши ресурсы. Пойти на непростые, но необходимые решения по оптимизации расходов.

Ну и, наконец, последнее. Позавчера на встрече с губернаторами, да и вчера в ходе «Прямой линии», поднимались вопросы, касающиеся тарифов - и тарифов ЖКХ, и тарифов тех же самых инфраструктурных монополий. Обсудим сегодня возможность более гибкой политики в этой сфере с тем, чтобы сократить темпы роста тарифов, но в то же время найти оптимальные пути поддержки инвестиционных программ наших крупнейших компаний.

Давайте начнем работать.