Версия для слабовидящих

5 июня 2008

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 5 июня 2008

На заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. Об итогах исполнения федерального бюджета за I квартал 2008 года

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета", Минфином России представлен отчет об исполнении федерального бюджета за I квартал 2008 г.

Доходы федерального бюджета (с учетом ЕСН) за отчетный период сложились в сумме 1932,7 млрд. руб. (22,0% к предварительной оценке объема ВВП за I квартал 2008 г. - 8796,0 млрд. руб.). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 1826,1 млрд. руб. (20,7% к ВВП).

Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 1332,7 млрд. руб. (15,2% к ВВП) или 18,3% к уточненной бюджетной росписи.

Профицит федерального бюджета за I квартал 2008 г. составил 600,0 млрд. руб. (6,8% к ВВП).

Объем поступления доходов в федеральный бюджет выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2008 г. на 6,4% (или 115,4 млрд. руб.).

Основными источниками доходов федерального бюджета в отчетном периоде стали: вывозная таможенная пошлина (33,5%), налог на добавленную стоимость (16,4%), налог на добычу полезных ископаемых (19,1%) и налог на прибыль организаций (8,7%).

Доля налоговых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета за отчетный период составила 52,3%, неналоговых - 47,7%.

Налоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1010,9 млрд. руб. (11,5% к ВВП), что на 34,5 млрд. руб. или 3,5% выше, чем предусмотрено прогнозом на I квартал 2008 г. Большая часть налоговых доходов федерального бюджета была сформирована за счет поступлений налога на добавленную стоимость (31,1% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и налога на прибыль организаций (16,7%).

Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в объеме 921,8 млрд. рублей (10,5% к ВВП), что на 9,6% выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2008 г. и были сформированы, в основном, за счет доходов от внешнеэкономической деятельности. Около 83,4% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями от уплаты таможенных пошлин.

Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1279,5 млрд. руб. или 18,0% к уточненной бюджетной росписи.

Кассовые процентные расходы федерального бюджета за отчетный период составили 53,2 млрд.руб. или 28,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 25,9 млрд. руб., а расходы на обслуживание государственного внешнего долга - 27,3 млрд. руб.

В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 1332,7 млрд. руб. (18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г.).

Общая сумма бюджетных ассигнований на 2008 год на реализацию приоритетных национальных проектов, с учетом остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 г. (37,4 млрд. руб.) предусмотрена в объеме 238,4 млрд. руб., в том числе: "Развитие агропромышленного комплекса" - 2,6 млрд. руб., "Здоровье" - 109,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 80,4 млрд. руб., "Образование" - 45,5 млрд. руб. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 23,1 млрд. руб. (9,7% к уточненной росписи), в том числе "Здоровье" - 11,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 3,1 млрд. руб., "Образование" - 8,1 млрд. руб.

Кассовое исполнение расходов на реализацию федеральных целевых программ в I квартале 2008 года составило 44,3 млрд. руб. или 6,3% от уточненной бюджетной годовой росписи.

Кассовое исполнение расходов на государственные капитальные вложения в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год за отчетный период составило 6,5 млрд. руб. или 2,9% от уточненной годовой росписи.

По итогам I квартала 2008 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 3334,2 млрд. руб. (37,9% к ВВП), по расходам - 2335,9 млрд. руб. (26,6% к ВВП), в том числе по непроцентным расходам - в сумме 2276,4 млрд. руб. и по процентным расходам - в сумме 59,5 млрд. руб. Профицит консолидированного бюджета составил 998,4 млрд. руб.

В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов наибольшая доля приходится на налог на прибыль (26,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (23,7%), налоги и взносы на социальные нужды (13,5%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (12%).

В отчетном периоде объем государственного долга на 1 апреля 2008 г. составил 2392,0 млрд. руб. и уменьшился с 1 января 2008 г. на 10,8 млрд. руб.

При общем уменьшении объема государственного долга в отчетном периоде происходило увеличение размера государственного внутреннего долга и уменьшение размера государственного внешнего долга. На 1 апреля т.г. доля внешнего долга в структуре обязательств составляла 43,4%, внутреннего - 56,6%.

В I квартал 2008 года произошло увеличение доли рыночного долга в общем объеме государственного внешнего долга Российской Федерации (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте) с 73,7% до 74,0%.

По состоянию на 31 января 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 3 069,0 млрд. руб., совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 782,8 млрд. руб.

В феврале т.г. в Резервный фонд зачислены поступившие в 2008 г. доходы от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в сумме 28,6 млрд. руб.

В марте 2008 г. операции со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не производились.

По состоянию на 1 апреля 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 068,4 млрд. руб., Фонда национального благосостояния - 773,6 млрд. руб.

2. О Программе строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта

Представленный проект постановления Правительства Российской Федерации разработан во исполнение протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Проектом постановления уточнена структура Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (Программа строительства). Первая подпрограмма содержит мероприятия по строительству олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование, и включает 35 объектов, вторая - строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта и объектов, обеспечивающих их функционирование и включает 183 объекта и мероприятия.

Также проектом постановления предусматривается уточнение наименований ряда олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, в том числе, в соответствии с Заявочной книгой.

В соответствии с Заявочной книгой добавлен пункт 17 "Строительство комплекса зданий для партнеров МОК в олимпийском парке, включая деревню, выставочные площади, вход, автостоянку, зоны посадки и высадки, маркетинговый клуб МОК (включая проектно-изыскательские работы)". Также уточнено количество туристических объектов в соответствии категориями и общим количеством номеров.

Определены инвесторы по 60 объектам и мероприятиям, входящих в Программу строительства.

Принятие данного проекта постановления позволит более эффективно осуществлять подготовку проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Предлагаемые изменения предполагается осуществить в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" с учетом внесенных Правительством Российской Федерации поправок в данный федеральный закон.

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации "О праздновании 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина"

Программа развития и реконструкции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предусматривает реализацию мероприятий по празднованию 100-летия ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также реконструкцию и строительство объектов музейного комплекса, осуществляемые в два этапа.

Первый этап Программы развития и реконструкции Музея (2009-2012 гг.) предусматривает строительство Депозитарно-реставрационного центра для экспонатов живописи, графики, нумизматики, прикладного искусства, подлинников скульптуры, размещения реставрационных мастерских, а также библиотечных фондов и архива Музея, создание комплекса Картинной галереи XIX-XXI вв., реконструкцию, реставрацию и приспособление строений с расширением экспозиционных площадей Музея личных коллекций, здания отдела графики, строительство инженерных сетей и сооружений.

Первый этап реализации Проекта реконструкции и развития Музея предусматривает также выполнение мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия вибрации и шума на участке тоннеля мелкого заложения Сокольнической линии метрополитена, проложенного под зданиями Музея.

На втором этапе Программы развития и реконструкции Музея после высвобождения фондов из главного здания Музея предусматривается комплексная реставрация и реконструкция этого здания, а также других объектов, предназначенных для расширения экспозиции Музея.

4. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года"

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997г., подписанный в г.Уральске 3 октября 2006г., направлен на уточнение (с учетом специфики комплекса "Байконур") разграничения юрисдикции Российской Федерации и Республики Казахстан в отношении граждан Республики Казахстан в сфере уголовных и административных правонарушений, а также на совершенствование взаимодействия российских и казахстанских правоохранительных компетентных органов в обеспечении правопорядка на территории этого комплекса.

Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. В этой связи он подлежит в Российской Федерации ратификации на основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Воздушного кодекса Российской Федерации"

Законопроект предполагает внесение изменений в статью 34 Воздушного кодекса Российской Федерации в части нанесения обозначений на государственные и экспериментальные воздушные суда и уточнения порядка нанесения обозначений на государственные воздушные суда.

Законопроектом расширяется перечень опознавательных знаков, разрешенных к нанесению в обязательном порядке. И вводится перечень опознавательных знаков, которые могут наноситься на государственные и экспериментальные воздушные суда.

Целью его разработки является реализация статьи 9 Федерального конституционного закона "О государственном флаге Российской Федерации".

Основной задачей законопроекта является обеспечение возможности нанесения на государственные и экспериментальные воздушные суда изображения Государственного флага Российской Федерации, пятилучевой звезды белого, синего и красного цветов, учетных и дополнительных опознавательных знаков, бортовых номеров, имен собственных и геральдических знаков, учрежденных (присвоенных) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обязательными к нанесению на государственные воздушные суда являются учетные опознавательные знаки, состоящие из международного позывного сигнала "КР", определяющего принадлежность воздушного судна к Российской Федерации, и регистрационного номера.

Кроме того, в качестве знака государственной принадлежности обязательно наносятся:

• на военно-транспортные воздушные суда, выполняющие полеты за пределы Российской Федерации, изображение Государственного флага Российской Федерации;
• на воздушные суда, используемые для осуществления военной, пограничной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач, пятилучевая звезда белого, синего и красного цветов.

Разрешены, но необязательны к нанесению дополнительные опознавательные знаки, бортовые номера, имена собственные и геральдические знаки.

Дополнительные опознавательные знаки определяют принадлежность воздушных судов к авиации федеральных органов исполнительной власти.

Дополнительный опознавательный знак, определяющий принадлежность воздушных судов к авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации, - знак в виде полосы белого или красного цвета.

Дополнительные опознавательные знаки, определяющие принадлежность воздушных судов к авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

• знак "Звезда надежды" в виде многоцветного изображения круга, внутри звезда, имеющая восемь чередующихся длинных и коротких лучей, внутри звезды круг и треугольник;
• знак в виде полос сбоку вдоль фюзеляжа (двух оранжевых и между ними одной голубой);
• надпись "МЧС РОССИИ", синего цвета.

Принятие данного законопроекта будет способствовать популяризации государственной символики Российской Федерации, воспитанию патриотических чувств у граждан Российской Федерации и обеспечит законодательное регулирование использования символов для обозначения государственной принадлежности.

6. О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Отделения Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 4 июля 2001 г.

Проект Протокола разработан совместно с Исполкомом СНГ с целью приведения Соглашения об условиях пребывания Отделения Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 4 июля 2001 года в соответствие с Соглашением о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года, являющимся базисным в области правового положения и социальных гарантий работников органов Содружества.

Проект Протокола вносит изменения в статьи Соглашения, содержащие правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. В частности, в соответствии со статьей 8 Соглашения Отделение Исполкома СНГ и его должностные лица освобождаются от уплаты налогов, сборов и пошлин. В этой связи Протокол после его подписания в представленном виде будет подлежать ратификации на основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

7. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландии о реадмиссии

Указанное Соглашение призвано обеспечить условия и основания для возвращения в государства гражданства или постоянного проживания лиц, находящихся на территории государств-сторон с нарушением действующего законодательства о въезде, выезде и пребывании иностранцев.

Соглашение определяет сроки направления и рассмотрения запроса о реадмиссии, порядок транзита и документального оформления передачи лиц, в отношении которых применяется процедура реадмиссии.

В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" данное Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит нормы и правила иные, чем предусмотренные российским законодательством и предметом его являются основные права и свободы человека и гражданина.

В течение первых трех лет после вступления в силу реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку оно не будет распространяться на граждан третьих государств и лиц без гражданства (за исключением граждан государств, с которыми у Российской Федерации на тот момент будут заключены соглашения о реадмиссии).

8. Об уточнении функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по рыболовству в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 и от 30 мая 2008 г. № 863

Аппаратом Правительства Российской Федерации обеспечена подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации, уточняющих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Указ № 724) функций федеральных органов исполнительной власти в области сельского и лесного хозяйства, полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также проекта акта, утверждающего положение о Федеральном агентстве по рыболовству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. № 863.

В соответствии Указом № 724 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации переданы функции преобразуемого Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, а также по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Также установлено, что в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации находятся Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство лесного хозяйства.

В соответствии с Указом № 724 проектом положения о Министерстве предусматривается, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в частности, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, а также по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной продукции.

Также уточняется сфера ведения Россельхознадзора. Соответствующие изменения вносятся в вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Положение о Службе, утвержденные Правительством Российской Федерации. Устанавливается, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среды их обитания, функций по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предусматривается дополнить пунктами, связанными с осуществлением Службой функций по контролю и надзору в сферах земельных и лесных отношений.

В соответствии с пунктом 9 Указа № 724 Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству.

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. № 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Агентству переданы функции:

• по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания;
• по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации;
• по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Также установлено, что Федеральное агентство по рыболовству относится к федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Предлагается утвердить Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, предусматривающее в том числе, что Агентство осуществляет функцию по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении рыбной продукции.

Принятие решения по данному вопросу позволит федеральным органам исполнительной власти в кратчайшие сроки приступить к осуществлению в полном объеме своих функций и полномочий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".

4 июня 2008 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.