Версия для слабовидящих

26 ноября 2008

В.В.Путин провел заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству

В.В.Путин

На заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству

«Совершенствование конкурентной среды призвано стать фактором улучшения структуры отечественной экономики, роста эффективности её отраслей и отдельных предприятий, дать сёрьезные стимулы для снижения издержек и повышения качества наших товаров и услуг, для развития малого и среднего бизнеса, предпринимательства».

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на заседании нашего Совета мы обсудим вопросы, как и положено на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству, развития конкуренции.

Активная работа по этому направлению проводится достаточно давно. Но я хотел бы подчеркнуть, что в условиях глобального финансового кризиса она приобретает, вы со мной согласитесь, большую актуальность.

Сейчас мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке реального сектора экономики. Однако очевидно, если эти меры не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на повышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта. Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки «законсервируем» неэффективные, неконкурентоспособные производства.

Совершенствование конкурентной среды призвано стать фактором улучшения структуры отечественной экономики, роста эффективности её отраслей и отдельных предприятий, дать сёрьезные стимулы для снижения издержек и повышения качества наших товаров и услуг, для развития малого и среднего бизнеса, предпринимательства.

Вы знаете, что совсем недавно с участием Президента проводился Госсовет, где эта тема обсуждалась с руководителями регионов. Затем мы говорили о развитии конкуренции на съезде партии «Единая Россия». Считаю необходимым предметно обсудить это и в таком составе - с представителями бизнес-сообщества. Площадка Совета по конкурентоспособности и предпринимательству даёт для этого хороший шанс.

Напомню, два года назад был принят новый закон «О защите конкуренции». Усилена административная ответственность за его нарушение. Применение нового законодательства уже дало определенные результаты. Например, в части формирования современной правоприменительной и судебной практики.

Предпринимательское сообщество в целом позитивно воспринимает происходящие в этой сфере изменения, а конкурентная борьба постепенно становится важным инструментом повышения производительности труда, подталкивает предприятия направлять инвестиции в новые технологии, оптимизировать бизнес.

Тем не менее, пока уровень развития конкуренции в нашей экономике, конечно же, недостаточен. Широко распространены случаи злоупотребления доминирующим положением и другие проявления нечестной деловой практики.

По данным ФАС России, в 2007 году было выявлено 1 590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке и 226 случаев запрещенных картельных соглашений. Если мы действительно хотим развивать предпринимательство, дать ещё один импульс структурной перестройке экономики, поддержать малый и средний бизнес, то подобную ситуацию, конечно же, нужно менять.

Также необходимо учитывать растущую конкуренцию на международных рынках. И российские компании должны быть адаптированы к этим жёстким требованиям.

Наши планы по развитию конкуренции делятся на два крупных блока.

Первый блок - это защита конкуренции с использованием мер антимонопольного характера. Сегодняшний план, который мы хотим вам презентовать (я хочу предоставить его хотя бы в общем виде, а Эльвира Сахипзадовна, наверное, расскажет поподробнее), собственно говоря, и начался с разработки дополнительных антимонопольных мер. Конкретные поручения по их подготовке уже были даны. В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения.

Второй блок - это формирование конкурентных рынков. Правительство также предлагает здесь системный план действий. Прежде всего, мы будем ориентироваться на создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов.

Именно на решение таких задач направлены меры, предложенные в Программе развития конкуренции в России. Эту программу и план действий по её реализации Правительство намерено утвердить в самое ближайшее время. Естественно, и я уже сказал об этом, - после консультаций с вами, уважаемые коллеги, с бизнес-сообществом.

Хотел бы обозначить её ключевые положения.

Первое. Предстоит ускорить работу по снятию административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности. Здесь необходимо реализовать как уже принятые решения, так и дополнительные меры. В частности, надо вплотную заняться развитием системы информационной поддержки ведения бизнеса, расширить перечень публикуемой органами власти информации о состоянии рынков, ценовых индикаторах. Это позволит или исключить, или, по крайней мере, снизить незаконные преимущества для тех бизнес-структур, которые основывают свою деятельность на неформальных связях с чиновничеством.

Следующая проблема, которая требует незамедлительного решения, - это порочная практика предоставления незаконных преимуществ отдельным, так сказать, «близким» к госструктурам компаниям со стороны власти и местного самоуправления. И наоборот - создания искусственных барьеров для «чужого» бизнеса. Например, при размещении государственных или муниципальных заказов.

К сожалению, число таких случаев имеет тенденцию к росту: в 2007 году этот рост составил 17%. Для справки: в 2007 году выявлено 2 970 актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию.

Повторю, для достижения поставленных целей должна быть усилена ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за подобные нарушения антимонопольного законодательства.

Третье. Пристального внимания требует ситуация в тех секторах, где нарушение условий конкуренции приобрело системный характер и напрямую бьёт по интересам наших граждан, создаёт серьёзные препятствия для развития бизнеса. Имею в виду, например, ценообразование на авиационное топливо, условия подключения к электрическим сетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов, сферу ЖКХ и ряд других сфер. Здесь нужны отдельные - «точечные» решения. В частности, утверждение правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, принятие мер таможенно-тарифного регулирования. Тем более что положительные примеры преодоления монополизма на отдельных рынках у нас уже имеются. Отмечу, что всего проект Программы предусматривает принятие мер по развитию конкуренции в 17 отраслях.

Четвертое. Особое внимание в Программе уделено мерам конкурентной политики, призванным стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня это и важнейшая экономическая, и социальная задача, учитывая роль этого сектора экономики в создании новых рабочих мест.

Должен быть обеспечен доступ малых и средних предприятий к государственным и муниципальным заказам. Этот список предлагается расширить, включив в него закупки естественных монополий и государственных корпораций.

Наконец, Программа развития конкуренции предполагает совершенствование законодательной базы антимонопольного регулирования. В том числе, нужно будет уточнить сферу применения закона «О защите конкуренции». Далеко не все действия, которые сегодня формально считаются нарушением антимонопольного законодательства, по сути, являются таковыми. И здесь ещё предстоит внимательно проанализировать, где заканчивается жёсткое, но честное рыночное поведение, а где уже начинается использование запрещенных приёмов. Но если закон всё-таки нарушен, то санкции за это должны быть жесткими и наступать неотвратимо. Все должны «играть» по единым правилам и понимать их однозначно.