Версия для слабовидящих

26 мая 2008

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 26 мая 2008

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 мая 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:

1. Об основных направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и проектах федеральных законов, направленных на их реализацию

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство О налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Таким образом, настоящие "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008-2010 годы.

2. О реализации мер социальной защиты ветеранов и инвалидов

В соответствии с законодательством Российской Федерации социальная поддержка ветеранов войны и инвалидов относится к полномочиям Российской Федерации, а тружеников тыла, ветеранов труда и жертв политических репрессий - к полномочиям субъектов Российской Федерации.

На 1 апреля 2008 г. численность ветеранов и инвалидов, социальная поддержка которых осуществляется на федеральном уровне, составляет почти 14,5 млн. человек. Субъектами Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки 14,1 млн. человек.
С 2005 года большинство натуральных льгот указанным категориям граждан заменено ежемесячными денежными выплатами.

Федеральным категориям ветеранов и инвалидам, помимо пенсионного обеспечения осуществляются ежемесячные денежные выплаты, размер которых с 1 апреля 2008 г. составляет от 671 рубля (для инвалидов, не имеющих ограничений к трудовой деятельности) до 2683 рублей (для инвалидов войны).

Кроме этого, ветеранам войны Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 с 1 мая 2005 г. установлено ежемесячное дополнительное материальное обеспечение в размерах от 500 до 1000 рублей.

Для льготных категорий граждан, социальную поддержку которых осуществляют регионы, установлены ежемесячные денежные выплаты, производящиеся из бюджетов субъектов Российской Федерации. Из федерального бюджета субъектам выделяются субсидии (в 2007 году - 14,6 млрд. рублей).

За счет части выплачиваемой федеральным льготникам ежемесячной денежной выплаты им по желанию может предоставляться набор социальных услуг, включающий: обеспечение лекарственными средствами; санаторно-курортное лечение; проезд к месту лечения и обратно; проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Численность получателей набора социальных услуг сократилась с 2006 г. в 1,3 раза и составляет 6,3 млн. человек, в том числе 5,5 млн. инвалидов и ветеранов получают лекарственное обеспечение.

Полномочия по организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами переданы субъектам Российской Федерации. На эти цели в 2008 году направлены субвенции из федерального бюджета в объеме 27,6 млрд. рублей. Уровень обеспечения рецептов составляет в этом году 98,7%.

С 2008 года в федеральном бюджете предусмотрено 33 млрд. рублей на оплату дорогостоящих лекарственных средств для 46 тыс. граждан, страдающих заболеваниями или перенесших трансплантацию органов и тканей, лечение которых требует дорогостоящих лекарств (в среднем - 75 тыс. рублей на рецепт).

Ветеранам из числа федеральных категорий льготников и инвалидам оказывается помощь по оплате жилой площади и коммунальных услуг. В 2008 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 89,9 млрд. рублей, что на одного льготника составляет 5,3 тыс. рублей в год.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. # Пр-294 органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется переход к предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме. В 14 регионах переход уже осуществлен (Республики Бурятия, Татарстан и Тыва, Калининградская, Ленинградская области и другие регионы).

В 70 регионах предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме для малоимущих ветеранов и инвалидов.

В целях оказания регионам финансовой помощи на предоставление жилищных субсидий в федеральном бюджете на 2008 год предусмотрено 11,3 млрд. рублей, на 2009 год - 11,7 млрд. рублей, на 2010 год - 12,1 млрд. рублей.

До 1 мая 2010 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. # 714 ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., должны быть обеспечены жилыми помещениями. Количество таких граждан свыше 55 тыс. человек.
По оценке Минрегиона России, на эти цели потребуется предусмотреть на 2009 год - 29 млрд. рублей, на 2010 год - 7,2 млрд. рублей.

Медицинская помощь ветеранам войны оказывается в 66 госпиталях ветеранов войны и 83 специализированных отделениях. За прошедший год в них пролечено более 310 тыс. ветеранов и инвалидов войны.

Ежегодно 84% участников и 94% инвалидов Великой Отечественной войны проходят комплексные медицинские осмотры. В 2007 году получили стационарное лечение 92% участников и 94% инвалидов войны.

В 2007 году медико-социальную экспертизу прошли 5 млн. человек (2006 г. - 6,4 млн. человек). Признано инвалидами 3,9 млн. человек (1,2 млн. человек - первично). Для всех вновь признанных инвалидов разработаны индивидуальные программы реабилитации.

В целях сокращения избыточных процедур при переосвидетельствовании инвалидов внесены изменения в Правила признания лица инвалидом (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. # 247). Определены условия, а также перечень заболеваний, при наличии которых инвалидность устанавливается бессрочно.

В 2007 году инвалидам выдано более 73 млн. технических средств реабилитации (на 49% больше, чем в 2006 году) на сумму свыше 7,6 млрд. рублей (на 38% больше, чем в 2006 году). На указанные цели в 2008 году предусмотрено 8,9 млрд. рублей. Удельный вес современных модульных протезов возрос с 40% в 2005 году до 70% в 2007 году.

Для упрощения обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. # 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".

Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. # 685 поставлена задача обеспечить в 2008 и 2009 годах предоставление инвалидам автомобилей или единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей. При этом инвалиды войны должны получить автомобили или компенсации уже в 2008 году.

В рамках реализации федеральных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" и "Дети России" на 2007-2010 годы (по направлению "Семья с детьми-инвалидами") разрабатываются новые технологии медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, новые виды технических средств реабилитации, отвечающие международным стандартам.

Мероприятиями программ предусмотрено строительство и реконструкция ряда объектов реабилитационного назначения, в том числе санаториев, профессиональных учебных заведений, реабилитационных центров, учреждений медико-социальной экспертизы.
Развивается система учреждений социального обслуживания детей-инвалидов, которая в настоящее время включает 294 реабилитационных центра (против 33 в 1994 году) и более 600 отделений реабилитации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей и детских домов-интернатов (против 38 в 1994 году).

В детских реабилитационных центрах за десятилетний период прошли реабилитацию более 930 тыс. детей-инвалидов и более 720 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов, получили консультации и необходимую социальную помощь

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" осуществляется неонатальный скрининг, который обеспечивает раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний у детей. В 2007 году обследовано 6,8 млн. детей на 5 наследственных заболеваний, выявлено 875 случаев заболеваний.

В 2007 году 31 тыс. детей (17,7% от всех больных) была оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных медицинских учреждениях и региональных учреждениях (в 2005 г.-23 тыс. детей).

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг

4. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников Союзного государства

Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" разработан во исполнение Плана мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства.

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства, подписанное президентами Российской Федерации и Республики Беларусь на основании части 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации, поскольку устанавливает правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части предоставления гражданам Сторон большего объема прав и свобод.

В частности, Соглашением предусматривается свободный въезд-выезд, пребывание граждан одной Стороны на территории другой Стороны по действительным документам без миграционной карты, при этом граждане Сторон освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 30 дней с даты въезда на территорию другой Стороны.

Кроме того, факт принадлежности лица к гражданству одной из Сторон, в соответствии с Соглашением, является основанием подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание на территории другой Стороны.

Вступление в силу Соглашения будет способствовать формированию единого миграционного пространства, которое невозможно при существующих правилах и процедурах, регламентирующих право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

5. Об уточнении функций федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. # 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации на рассмотрение вынесены подготовленные в установленном порядке проекты постановлений Правительства Российской Федерации, уточняющие функции федеральных органов исполнительной власти.

Проекты предусматривают утверждение положений о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерстве культуры Российской Федерации, Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации, Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерстве регионального развития Российской Федерации, Министерстве транспорта Российской Федерации, а также внесение изменений в другие акты Правительства Российской Федерации, касающиеся деятельности находящихся в ведении федеральных министерств федеральных служб и федеральных агентств.

Проекты постановлений проработаны в Аппарате Правительства Российской Федерации и рассмотрены на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Согласованы позиции министерств и ведомств по закрепленным за ними функциям и полномочиям, уточнена численность работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Проекты постановлений подготовлены в установленном порядке, согласованы с Минфином России, имеются положительные заключения Минюста России.

24 мая 2008 г.
г. Москва

 

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.