Версия для слабовидящих

27 октября 2008

В.В. Путин провел заседание Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Правительства РФ

«Мы выступаем за последовательное уменьшение барьеров для внешнеэкономической деятельности, за формирование честных, прозрачных правил игры в мировой экономике и финансах. Россия и впредь будет последовательным сторонником развития интеграционных процессов, и приоритетом здесь, конечно, будет формирование таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан, укрепление ЕврАзЭС. Мы по-прежнему заинтересованы и будем работать над вступлением во Всемирную торговую организацию».

Стенограмма начала заседания: 

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнем с некоторых оперативных вопросов. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), как у нас прошла работа в Государственной Думе по бюджету?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, на прошлой неделе в Госдуме, а сегодня с утра уже, Совет Федерации проголосовал за пакет документов, которые существенно помогут стабилизировать ситуацию в финансовой сфере. К ним относится Закон «О дополнительных мерах по поддержке банковского сектора». Этот закон предусматривает передачу дополнительных полномочий Агентству страхования вкладов по поддержке банков.

Сегодня же прошел окончательные чтения в Совете Федерации законопроект об изменении (статуса) Центрального банка, который расширяет его возможности по участию в покупке корпоративных бумаг.

Кроме того, сегодня был окончательно принят Закон «Об изменении бюджета 2008 года», в котором также предусмотрены меры по увеличению капитала Внешэкономбанка, Агентства ипотечного жилищного кредитования и выделению 200 млрд рублей в виде имущественного взноса в Агентство страхования вкладов. Также Правительство получило полномочия в использовании дополнительных доходов до конца этого года на сумму до 175 млрд рублей для поддержки финансового сектора и отраслей экономики. Это серьезное полномочие Правительства - по принятию решений в случае необходимости для поддержки отдельных отраслей - сегодня практически единогласно поддержали. Мы надеемся, что на этой неделе законы будут подписаны и вступят в силу.

Мы с Центральным банком готовим весь пакет нормативных документов, который внесем уже на этой неделе или примем в рамках своих полномочий - Министерства финансов и Центрального банка, - чтобы эти законы заработали.

В.В.Путин: Мы с вами обсуждали все эти проблемы раньше. И говорили о том, что если потребуется, то в Агентство по страхованию вкладов можно будет направить и дополнительные средства.

А.Л.Кудрин: Да, Владимир Владмирович. Я думаю, что сейчас эти меры достаточны. Но Агентство по страхованию вкладов имеет хорошие полномочия по обеспечению своевременного участия в поддержке банков и страхованию вкладов. Поэтому уверен, что банковская система будет работать стабильно.

В.В.Путин: Сколько средств разместил Центральный банк на беззалоговых аукционах?

А.Л.Кудрин: Последние данные есть у Сергея Михайловича Игнатьева (главы Центрального банка). Он здесь присутствует, может доложить.

В.В.Путин: Сергей Михайлович, сколько разместили средств?

С.М.Игнатьев: С учетом сегодняшнего аукциона на 3 месяца - около 600 млрд рублей. Было три аукциона: первый - 380 млрд, второй - порядка 30 млрд, третий - около 200 млрд.

В.В.Путин: Работа идет ритмично? Банковская система воспринимает, проблем пока не возникает?

С.М.Игнатьев: Ситуация непростая. Я не скажу, что там произошло какое-то резкое улучшение. Но, тем не менее, я считаю, что ситуация вполне стабильная.

В.В.Путин: Во всяком случае, наполнение ликвидностью происходит?

С.М.Игнатьев: Да.

В.В.Путин: Спасибо.

Несколько раз с Министром транспорта И.Е.Левитиным мы разговаривали о ситуации в секторе пассажирских авиаперевозок. Я знаю, что Сергей Борисович (С.Б.Иванов) проводил совещание по этому вопросу. О чем договорились?

С.Б.Иванов: Действительно, в субботу я проводил совещание, направленное на самую быструю нормализацию ситуации на рынке пассажирских авиационных перевозок. Ситуацию Вы хорошо знаете, исправление этого положения во многом зависит от быстрых и эффективных действий всех заинтересованных органов власти.

Поэтому у меня на совещание были приглашены представители Министерства финансов, Министерства экономического развития, естественно, Минтранса, Росаэронавигации, трех агентств - Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и Федеральной таможенной службы; также были приглашены госкорпорации - «Ростехнологии», «Объединенная авиастроительная корпорация», руководители всех ведущих российских авиационных компаний и страховщики. На совещании мы приняли ряд решений. Сейчас я готов их озвучить.

Во-первых, решено подготовить проект законодательного акта о наделении Министерства транспорта Российской Федерации полномочиями по установлению требований к финансовой устойчивости и положению различных авиационных компаний. А также об участии в получении информации о формах учета и отчетности этих авиационных предприятий для того, чтобы Минтранс могло контролировать финансовое положение той или иной авиационной компании. На сегодняшний день пока таких полномочий у Минтранса нет.

Во-вторых, Министерству финансов и Центральному банку поручено выработать предложения по кредитованию авиационных компаний с тем, чтобы они могли покупать в кредит топливо и ликвидировать кассовые разрывы, которые у них могут в нынешней ситуации возникать. Речь идет о кредитах на сумму в 30 млрд рублей до конца этого года. Минфин подтвердил готовность такое кредитование авиационных компаний осуществлять до конца года.

В-третьих, в течение двух недель должны быть подготовлены предложения о предоставлении российским авиакомпаниям отсрочки сроком до 6 месяцев по уплате таможенных взносов, пошлин за воздушные суда, тренажеры, двигатели иностранного производства, которые ввозятся на территорию Российской Федерации.

Кроме этого, Правительству поручено представить проект постановления о предоставлении тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на самолеты вместимостью меньше 50 мест и больше 300 мест. Это в духе нашего совещания в Ульяновске. Чтобы те самолеты, которые российский авиапром пока не производит, могли ввозиться в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин. Это позволит, конечно, обновить авиационный парк и даст возможность авиакомпаниям осуществлять и региональные авиационные перевозки внутри одного региона.

В.В.Путин: Объединенная авиастроительная компания не возражает?

С.Б.Иванов: Нет, согласовано.

Кроме этого, самолеты и двигатели к ним в рамках от 50 до 300 мест, как мы договорились в Ульяновске, авиационные компании могут ввозить беспошлинно при условии, что они заключают контракт с «Объединенной авиастроительной корпорацией» на закупку произведенного позднее нами однотипного самолета. После этого иностранный самолет должен быть вывезен за территорию Российской Федерации. Это то, о чем договорились еще в Ульяновске. Сейчас уже эта норма зафиксирована.

В-пятых, поддержаны предложения Министерства транспорта, направленные на минимизацию роста ставок сборов и тарифов по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию как минимум до 1 мая 2009 года, чтобы здесь у нас не росли тарифы, чтобы это не было дополнительным бременем на авиакомпании в нынешней ситуации.

В-шестых, мы, конечно, говорили о новых поставках авиационного керосина. И мы приняли предложение Министерства энергетики о том, что производители авиационного топлива будут иметь прямой недискриминационный доступ к услугам топливозаправочных комплексов, заключать длительные - сроком до одного года - прямые контракты на поставки авиационного топлива. А что касается услуг топливозаправочных комплексов, то мы впервые хотим установить регулирование тарифов за эти услуги - Федеральная служба по тарифам будет устанавливать ставки за хранение топлива в топливозаправочном комплексе и доставку этого топлива под крыло.

Так государство теперь планирует регулировать услуги топливозаправочных комплексов безотносительно к форме собственности: государственная или частная - не важно.

Кроме этого, мы решили проработать вопрос об увеличении размера возмещения из средств федерального бюджета в части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, которые получают наши отечественные лизинговые компании.

И восьмое - из таких крупных мер. Мы предусматриваем введение страхования рисков перед авиапассажирами в том случае, если авиакомпании по своей вине не осуществляют перевозку пассажиров. То есть мы хотим ввести норму страхования в таких случаях.

Вы знаете, что на сегодняшний день у нас тяжелая ситуация с авиакомпаниями «КрасЭйр» и «Дальавиа», где не весь летный персонал знает перспективы своей дальнейшей работы. В этой связи в Красноярск и Хабаровск, где у нас находится компания «Дальавиа», сегодня вылетают заместитель Министра транспорта Король Борис Михайлович, заместитель генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Завьялов Игорь Николаевич и будущий глава компании «Авиалинии России» Ланцев Виталий Анатольевич для того, чтобы встретиться с персоналом авиакомпании - с летчиками и наземным персоналом, - ответить на их вопросы и вообще прояснить ситуацию с их дальнейшей судьбой. Чтобы люди знали, что их ждет в дальнейшем.

В.В.Путин: Правильно, потому что при всех слияниях, поглощениях и сложностях экономического порядка с компаниями реструктуризацией отрасли в целом люди должны быть в центре нашего внимания в любом случае. Нужно, чтобы они знали, что будет происходить.

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), заговорили о керосине, а Вы подобные вопросы обсуждали с китайскими коллегами в преддверии завтрашнего визита Премьера китайского Правительства. О чем там шла речь?

И.И.Сечин: Докладываю, Владимир Владимирович, что в рамках подготовки Вашей встречи с Премьером Госсовета КНР г-ном Вэнь Цзябао, которая состоится завтра, вчера мы провели второй раунд энергодиалога между Россией и Китаем. С китайской стороны переговоры возглавлял зампремьера. Был обсужден широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, входящих в периметр энергодиалога, в том числе и по реализации совместных проектов в области атомной промышленности, по газовой программе, в области электроэнергетики, в сфере нефтяной отрасли. В настоящее время эксперты двух сторон продолжают работу над документами, которые будут подписаны в ходе Ваших завтрашних переговоров, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Хорошо. Сегодня закончите?

И.И.Сечин: Сегодня закончим обязательно.

В.В.Путин: Андрей Александрович Фурсенко был в Астане в преддверии встречи в рамках ШОС.

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, была встреча министров образования стран ШОС. Обсуждался ряд вопросов, в том числе и создание Университета ШОС, который должен объединить интеллектуальные потенциалы ведущих национальных университетов стран ШОС.

Мы подписали протокол, одобрили концепцию создания и функционирования Университета ШОС. Утвержден план мероприятий по его реализации, создана постоянная рабочая группа, которая будет готовить документы.

При этом Министр образования Китая специально подчеркнул важность инициативы России и по поводу создания этого университета, и в том, что многое уже сделано - на самом деле, несмотря на то, что были проблемы, мы продвинулись довольно далеко.

И еще одни вопрос. В тот же день в Астане состоялась встреча министров образования стран СНГ. Особое внимание уделялось вопросам качества образования, в частности профессиональной подготовки кадров для промышленности, в том числе и на уровне начального и среднего профобразования. Договорились, что следующее совещание министров образования будет посвящено исключительно этой теме.

В.В.Путин: Хорошо.

Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), как Вы знаете, я недавно был в Сибири - в Красноярске и Новосибирске, общался с людьми. Много вопросов было по малому и среднему бизнесу. У вашего Министерства были сформулированы предложения по тому, как Правительство будет действовать в этой сфере в сегодняшних условиях. Есть уже результаты?

Э.С.Набиуллина: Мы сейчас подготовили предложения по усилению мер господдержки малого и среднего бизнеса.

У нас существуют две больших программы на федеральном уровне. Первую программу осуществляет наше Министерство за счет средств федерального бюджета. Эта программа софинансируется регионами, она направлена на создание региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а также на создание фондов гарантирования, которые помогают малому бизнесу получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения.

В этом году на эти мероприятия было выделено 3,8 млрд рублей, заявок было больше - почти на 6 млрд, на следующий год - 4 млрд. Сейчас мы предлагаем эту программу увеличить, плюс к этому переориентировать ее на гранты начинающим предпринимателям, то есть индивидуальным предпринимателям - с тем, чтобы эти гранты были достаточно массовыми и помогли людям начинать свой бизнес.

Вторую программу реализует Российский банк развития. В этом году она составляет 9 млрд рублей, Банк развития финансирует через 64 банка малый бизнес. На наш взгляд, эту программу тоже надо увеличить в размерах и также предусмотреть то, чтобы ставки у нас по мере прохождения денег не росли, были доступны для малого бизнеса.

И третья мера. В этом году у нас принят закон о создании целевых фондов на уровне регионов для аренды предприятиями малого бизнеса, потому что для них проблема доступа к площадям очень важна. Мы осуществляем мониторинг этой ситуации и также рассматриваем возможность того, чтобы неиспользуемое федеральное имущество можно было в ряде случаев добавлять к имуществу субъектов Российской Федерации с тем, чтобы поддерживать малый бизнес.

В.В.Путин: Когда это все заработает?

Э.С.Набиуллина: Мы считаем, что в ближайшее время мы финансовые цифры согласуем с Минфином. Мы уже проговариваем - с тем, чтобы в этом году частично повысить, в основном меры ориентированы на 2009 год.

В.В.Путин: Я так понимаю, что у вас было предложение, по сути, увеличить эту поддержку в разы, что касается финансовой стороны дела?

Э.С.Набиуллина: Да. Именно в разы.

В.В.Путин: Алексей Леонидович (А.Л.Кудрин) кивает - значит, согласен. Хорошо. Я Вас прошу: побыстрее формулируйте это в окончательном виде.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), по использованию фонда ЖКХ для ускоренного расселения ветхого жилья. Мы договаривались о том, что используем в этом году дополнительно 50 млрд рублей. Как идет работа по реализации этого решения?

Д.Н.Козак: В соответствии с Вашим поручением, которое было дано на последнем совещании в Правительстве, мы вместе с Министерством регионального развития, с Игорем Ивановичем Шуваловым, с Александром Дмитриевичем Жуковым проработали этот вопрос. В четверг приняли принципиальное решение о том, каким образом сформулировать эту идею в действующем законе. Мы можем реализовать идею опережающего предоставления субсидий, только приняв соответствующий закон. К настоящему времени вместе с депутатами Государственной Думы подготовлен такой проект федерального закона о поправках в закон о фонде содействия ЖКХ, который предоставляет возможность субъектам Российской Федерации сегодня уже, в ближайшее время, сразу после принятия этого закона получить в опережающем темпе 50 млрд рублей дополнительных субсидий на опережающее расселение ветхого и аварийного жилого фонда.

В этом законе предусмотрено некоторое упрощение порядка предоставления этого фонда. То есть мы расширили, во-первых, возможность по расселению. Если в настоящее время содержится норма, согласно которой эти деньги можно использовать только для расселения аварийного фонда, который признан непригодным для проживания на 1 января 2007 года, то этот срок перенесли на год и 10 месяцев - на 1 ноября 2008 года. Теперь можно все дома, которые до этой даты признаны непригодными, расселять.

Субъектам Федерации можно будет получить эту субсидию в ближайшее время. Там есть некоторое упрощение услуги получения, связанной, прежде всего, с количеством товариществ собственников жилья. То, что они должны были на начало 2009 года предъявить количество товариществ таких, они теперь должны предъявить только обязательства, выполнить эту норму, эти условия закона на конец 2009 года.

Таким образом у нас уже к середине ноября, если мы быстро сейчас проведем этот закон, субъекты Федерации смогут воспользоваться этим. Параллельно в настоящее время Минрегион ведет сбор информации с тем, чтобы согласовать географию потребностей в обеспечении жильем федеральных льготников-военнослужащих и географию потребностей расселения аварийного жилья с географией предложения на рынке недостроенного жилья с высокой степенью готовности, готового жилья, которое еще не продано гражданам-дольщикам, с тем, чтобы можно было это все соединить и скоординированно решить вопрос о закупке этого жилья для решения социальных проблем. С другой стороны - для поддержания жилищного рынка.

В связи с этим какая будет просьба. Необходимо нам сегодня договориться о том, чтобы проект закона буквально завтра мы согласовали. С учетом того, что в его разработке участвовали депутаты, закон внести в виде поправок - аналогичный закон рассматривается как в текущем режиме - через депутатов в Государственную Думу с тем, чтобы его очень оперативно можно было принять и воспользоваться этой поправкой.

В.В.Путин: Давайте посмотрим. Мы договаривались, что в течение недели все предложения будут соответствующим образом оформлены. Неделя практически прошла. Что решили?

Д.Н.Козак: На сегодня, в принципе, все готово. Осталось некоторые согласования провести в связи с тем, чтобы у нас в последующем не было никаких разногласий.

В.В.Путин: Да-да. И нужно обязательно подумать о механизмах выкупа готового жилья с рынка, имея в виду, как я уже многократно говорил, что выкупать мы будем по сегодняшним ценам, а не по вчерашним. Это более чем по-честному в отношении строительного сектора экономики. По сегодняшним ценам или по завтрашним, по послезавтрашним мы приобретем больше жилья, а, значит, расселим больше людей, нуждающихся в этом переселении.

Д.Н.Козак: И в проекте этого закона, что касается средств ЖКХ, и в проекте постановления Правительства, которое касается закупки за счет федерального бюджета жилья для вынужденных переселенцев и для тех граждан, перед которыми федеральный бюджет имеет обязательства.

В.В.Путин: У нас много обязательств. Давайте суетиться здесь не будем. Внимательно посмотрим на то, что реально можно сделать, что принесет максимальный социальный эффект. Давайте предложения.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), в Санкт-Петербурге Вы заканчиваете очередные участки кольцевой дороги и скоростной диаметр.

И.Е.Левитин: Да. Владимир Владимирович, общее кольцо вокруг Санкт-Петербурга - 116 километров. Из них в ближайшие дни будет сдаваться 80 километров - это от Приозерского до Таллиннского шоссе - полностью восьмиполосок. То есть проект был в четыре полосы, но в 2005 году мы пересчитали прогнозы по количеству автомобилей в Санкт-Петербурге: это будет восьмиполосное шоссе. Оставшиеся 40 километров в 2010 году мы закончим, то есть дойдем до поселка Бронка, до дамбы; средства в федеральном бюджете зарезервированы. Таким образом полностью все «кольцо» Санкт-Петербурга будет готово в 2010 году.

В то же время уже сделан первый участок, южный участок Западного скоростного диаметра. Это первый платный участок, который непосредственно от кольцевой дороги будет входить прямо в третий и четвертый грузовые районы порта. Те автомобили, которые сегодня рассредоточены по всему городу, теперь будут выходить на кольцевую дорогу и на Московскую трассу или на другие трассы. При этом учитывались все требования жильцов домов, в пределах которых строились дороги, было предоставлено и новое жилье, были перенесены коммуникации, т.е. все требования были выполнены. На этой неделе этот участок будет сдаваться.

В.В.Путин: Хорошо. Тоже хотел бы обратить внимание на ценовые параметры. Бюджетные деньги выделялись когда? Когда были определенные цены и на металл, и на цемент, на другие строительные материалы. Сегодня они значительно ниже - значит, Вы должны будете построить на эти деньги больше. И я бы просил Вас представить соответствующий анализ, что происходит в этой сфере.

Вот в Красноярске построили двухполосную дорогу. Ну, хорошо, что предусмотрели возможность развития. Но нужно изначально проектировать так, чтобы не возвращаться по пять раз к одному и тому же вопросу.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), у Вас есть данные о динамике основных показателей, характеризующих уровень жизни граждан России за последнее время.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства!

За прошедшие девять месяцев отмечена положительная динамика основных показателей, которые характеризуют уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения за прошедший период времени возросли по сравнению с аналогичным уровнем прошлого года на 7,8%, реальная заработная плата - на 12,8% и средний размер пенсии - на 18,6%.

Если говорить о номинально сложившихся показателях, то в сентябре 2008 года среднедушевой денежный доход составил 16 тыс. 250 рублей, средняя заработная плата - 17 тыс. 847 рублей, и средний размер пенсии - 4 тыс. 541 рубль. Задолженность по заработной плате на 1 октября 2008 года составила 3 млрд 17 млн рублей. Это 1% от среднемесячной заработной платы по экономике. В структуре этой задолженности 0,1% - это задолженность в бюджетных отраслях. Количество граждан, которые не получили или перед которыми работодатели имеют задолженность по заработной плате, составляет 200 тыс. человек.

Если сравнивать эти показатели с уровнем аналогичного периода прошлого года, то количество работников, перед которыми была задолженность работодателей, снизилось на 100 тыс., сам размер задолженности снизился на 1 млрд 38 млн рублей, или на 25% по отношению к. уровню прошлого хода.

Мы продолжаем осуществлять мониторинг общей ситуации на рынке труда, мы ввели обязательные уведомления органов занятости по увольнениям работников - как в плановом режиме, так и в случае массовых увольнений. Готовы еженедельно в плановом режиме информировать Вас и о мерах, которые принимаются органами занятости и Министерством по реагированию на ситуацию, которая складывается на рынке труда.

В.В.Путин: Сейчас какова, по Вашей оценке, ситуация?

Т.А.Голикова: Сейчас пока ситуация спокойная. Ну, и сейчас преждевременно делать какие-то выводы, потому что, думаю, что если и будут какие-то существенные сдвиги, то мы увидим это через 2 - 3 месяца. Сейчас Роструд и Министерство готовят серию встреч с крупными работодателями и представителями отраслевых направлений, для того, чтобы совместно выработать комплекс мер, направленный на реагирование на ситуацию на рынке труда.

В.В.Путин: Ну, чтобы ситуация и оставалась такой спокойной, как сегодня, нам нужно оперативнее решать некоторые вопросы, связанные с движением выделяемых средств. Прежде всего я имею в виду, конечно, реальный сектор экономики. Мы практически занимаемся этим в ежедневном режиме оперативно. Давайте сегодня после заседания Правительства в узком составе еще поговорим, что конкретно нужно сделать, для того, чтобы движение было заметным.

Первым вопросом в повестке дня у нас стоит проект основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года. Этот документ призван задать ключевые ориентиры нашей работы на глобальных и региональных рынках на ближайшее десятилетие.

Активная внешнеэкономическая политика - один из важнейших факторов долгосрочного экономического роста.

Это эффективный инструмент для диверсификации и повышения устойчивости отечественной экономики, для ее перехода на инновационный путь развития. При этом нужно использовать как открывающиеся выгоды, так и застраховать себя от потенциальных и имеющихся уже рисков.

За последние 8 лет объемы российской внешней торговли выросли в 2,2 раза - до 579 млрд долларов. Тем не менее ее структура пока остается неудовлетворительной. Россия по-прежнему чрезмерно зависит от экспорта углеводородов и других сырьевых товаров - значит, от конъюнктуры мировых цен.

На нашем собственном внутреннем рынке отечественного производителя во многом часто опережают зарубежные производители, теснит нас импорт. Российские товары и услуги все еще слабо представлены в перспективных, быстрорастущих регионах - таких, как Латинская Америка.

Мы регулярно сталкиваемся, к сожалению, и с нечестной торговой практикой, надуманными барьерами для экспорта российских товаров, а также для импорта в нашу страну высоких технологий. Формально не отменены даже те ограничения, которые вводились совсем в другую эпоху и для другой страны, по другому поводу, имею в виду такой политический анахронизм, как поправка Джексона-Вэника.

Но даже КОКОМовские списки, которых формально, вроде бы, не существует, продолжают, по сути, во многих направлениях еще действовать.

В то же время за последние годы было немало сделано для усиления позиций России на мировом рынке, для формирования современного цивилизованного облика нашей внешней торговли. Имею в виду активное развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, увеличение мощности российских морских портов, открытие новых маршрутов транспортировки российских углеводородов - БТС, «Голубой поток». Целый ряд аналогичных крупных проектов находится сейчас в стадии реализации, имею в виду трубопроводную систему к берегу Тихого океана, Североевропейский газопровод, «Южный поток», который сейчас рассматривается в качестве перспективного.

Добавлю, что сегодня мы рассмотрим вопрос о ратификации соглашения между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода. Все это опять же связано с сырьем, но надо отметить, что было начато и формирование государственных институтов поддержки экспорта в целом.

Нельзя не отметить и повышение эффективности тарифной политики, улучшение таможенных технологий обработки грузов. Цель всех этих мер - максимально задействовать имеющиеся конкурентные преимущества Российской Федерации, в том числе как ключевого игрока в глобальной энергетике, и в то же время занять новые перспективные ниши в международном разделении труда, продвигать на мировые рынки отечественную несырьевую продукцию, содействовать созданию у нас в стране новых высокотехнологичных производств.

В России уже реализованы сотни инвестиционных проектов в автомобилестроении, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов, в других сферах. Более чем в 2 раза (по сравнению с 2000 годом) вырос экспорт продукции отечественного машиностроения. Нам необходимо закрепить эти тенденции, превратить систему государственной поддержки экспорта в удобный и доступный для отечественных производителей инструмент развития. Прежде всего для тех отраслей, где мы имеем значительный экспортный потенциал.

Мы не случайно создавали с вами и авиа-, и судостроительные корпорации. Россия всегда имела хорошие позиции в сфере космических услуг, в атомном энергопромышленном комплексе, в информационных технологиях.

Россия способна стать и крупнейшим мировым экспортером сельхозпродукции, внести существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности. Ну что же, мы знаем: 100 млн тонн зерна в этом году селяне дали - замечательный результат и увеличение экспортного потенциала.

Мы также должны продолжить детальную настройку таможенных тарифов, имея в виду расширение переработки сырья на российской территории, стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. С другой стороны, таможенные тарифы не должны сдерживать техническое перевооружение нашей отрасли. Но здесь соответствующее регулирование мы тоже проводим, считаю, весьма успешно. Имею в виду данные, которые имеются у нас, объективного характера, в том числе и инвестирование в основной капитал. И это, прежде всего, делается за счет переоборудования нашей промышленности.

Уважаемые коллеги, в условиях финансового кризиса, который сейчас переживает весь мир, велик, конечно, соблазн простых решений. Речь очень часто заходит о закрытии национальных экономик, агрессивном протекционизме, ограничении для движения капиталов. Конечно, мы должны учитывать реалии сегодняшнего дня, а в своей практической политике мы это и делаем, но стратегически, конечно, изоляционизм - это совершенно не наш выбор.

Наш выбор - в другом. Это дальнейшее встраивание России в мировую экономику. Она, конечно, меняется, эта мировая экономика, меняется у нас на глазах, она будет другой, но перспектива все-таки - за объединением усилий, и не только по преодолению кризисных явлений, но и для того, чтобы обеспечить прогресс.

Мы выступаем за последовательное уменьшение барьеров для внешнеэкономической деятельности, за формирование честных, прозрачных правил игры в мировой экономике и финансах.

Россия и впредь будет последовательным сторонником развития интеграционных процессов, и приоритетом здесь, конечно, будет формирование таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан, укрепление ЕврАзЭС.

Мы по-прежнему заинтересованы и будем работать над вступлением во Всемирную торговую организацию. Мы прекрасно понимаем те процессы, которые там внутри происходят, тем не менее, полагаем, что мы в этом переговорном процессе оставаться будем, такая цель перед нами стоит. Мы будем терпеливо и аргументированно вести соответствующие переговоры.

Готовы и к диалогу с Евросоюзом по новому договору о стратегическом партнерстве. Как вы знаете, значительное место в этом договоре всегда занимали и будут занимать вопросы экономического взаимодействия.

Другими словами, мы намерены развивать взаимовыгодные двусторонние экономические связи с нашими традиционными торговыми партнерами - и со странами СНГ, Европы, Китайской Народной Республикой, Индией, Соединенными Штатами Америки.

Все эти вопросы отражены в проекте документа, который нам предстоит сегодня обсудить.

Давайте перейдем к работе.

Пожалуйста, слово Эльвире Сахипзадовне. Прошу Вас.

 

Дополнительные материалы по теме