Версия для слабовидящих

13 марта 2012

В.В.Путин провёл рабочую встречу с министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щёголевым и министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко

В ходе беседы подводились итоги функционирования системы технического обеспечения общественного контроля за проведением президентских выборов, а также обсуждались возможности её дальнейшего использования – главным образом для целей образования.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Игорь Олегович, хотелось бы послушать вашу собственную оценку того, как была проведена работа по организации контроля за выборами, точнее, по созданию условий для общественных организаций, для Центральной избирательной комиссии, условий для контроля за выборами. Это первое. И второй вопрос общий – и к министру образования и науки – по поводу так называемого наследия. Деньги государственные были истрачены немаленькие, и мы с самого начала говорили о том, что они должны быть израсходованы с умом, с тем чтобы всю технику, которую мы использовали, закупили, смонтировали, можно было бы использовать в дальнейшем, главным образом для целей образовательного процесса, для школьной системы. Пожалуйста.

И.О.Щёголев: Владимир Владимирович, по Вашему поручению мы организовали общественное обсуждение этого проекта, собрали очень много предложений от простых пользователей, общественных организаций. Это касалось и самого проекта, и того, как должен быть организован процесс на избирательных участках. Естественно, главное зависело от Центральной избирательной комиссии. Она определила условия, создала соответствующие инструкции. Мы обеспечивали это технически.

Задача была непростой – 91 тыс. избирательных участков по всей стране должны были быть обеспечены. И, несмотря на изначальные сомнения, удалось и логистику организовать таким образом, чтобы практически на все, за исключением одного-единственного участка, мы поставили программно-аппаратные комплексы, которые позволили обеспечить контроль за выборами. С 80 тыс. участков велась прямая трансляция. С 11 тыс. по техническим условиям организовать прямую трансляцию не было возможно, но комплексы стояли и там, запись была и сейчас она перегружается в центры обработки данных, которых по стране тоже было построено девять штук.

Было модернизировано 70 тыс. км так называемых последних миль. Всего у нас получилось 180 тыс. камер. Система была рассчитана на 25 млн просмотров. Надо сказать, что мы здесь недооценили общественного интереса – у нас было под 1 млрд просмотров…

В.В.Путин: Под миллиард?!

И.О.Щёголев: Под миллиард просмотров было. У нас было 3,5 млн человек, которые зарегистрировались, и в среднем каждый провёл не менее 40 минут, глядя за тем, что происходит в стране. Причём была ещё одна неожиданность для нас. Если на первом месте по интересу, конечно, шла Москва (и участки где смотрели, и откуда, собственно, были заходы), на втором – Питер, а на третьем были наши граждане и иностранцы из-за рубежа, смотрели из-за границы, на третьем месте по интенсивности просмотров.

То есть мы можем считать, что построили систему общественного наблюдения, которая открыла российские выборы всему миру. Это абсолютно уникальная система. Мы сначала попытались найти аналоги такого количества камер, систем видеонаблюдения, которые вещают для неограниченного количества пользователей, – в мире таких систем просто нет.

Естественно, все российские технологии, которые мы могли использовать, были использованы. Мы задействовали несколько российских поставщиков и специалистов, которые помогали нам «заливать» программное обеспечение на компьютеры. И всё программное обеспечение было исключительно российским.

Это наше ноу-хау, которое себя полностью оправдало. В день выборов я докладывал Вам с определённой осторожностью, что мы рассчитываем, что 98% камер – это будет оптимум. На самом деле у нас показатель был 99,3% безотказной работы камер. У нас в пике каких-то осложнений максимум отключалось несколько десятков камер по всем концам нашей страны. У нас дежурило 6 тыс. аварийных бригад, 20 тыс. человек в этих бригадах – можете представить себе это количество по всей стране! – было нацелено только на то, чтобы не допустить каких-либо серьёзных сбоев. И они их не допустили в этом плане – и люди, и система сработали очень хорошо. И, насколько мы понимаем, обществом это было встречено позитивно. Мы общались с иностранными наблюдателями. Они сказали, что Россия в этом плане создала новый стандарт проведения выборов в стиле хай-тек. И мы точно можем этим гордиться.

В.В.Путин: Я хочу поблагодарить вас и всех ваших сотрудников, всех, кто принимал участие в организации этой работы.

И.О.Щёголев: Спасибо большое. Очень большую помощь нам оказали сотрудники МВД: обеспечили сохранность оборудования. Было несколько случаев хищений, все были раскрыты по горячим следам. Это тоже важно. Местные власти сработали идеально. То есть это был такой большой национальный проект, которым все с большой охотой и готовностью занимались.

В общем, два месяца для России – это, конечно, уникально, уникальная история. И мы, конечно же, строили всё это не для одного дня. Мы сказали, что мы должны строить это надолго. И это та инфраструктура, которая уже сейчас привела к тому, что у нас пропускная способность российского интернета в целом возросла в 1,5 раза вот за счёт этого вложения.

Естественно, у нас большинство избирательных участков… очень многие находятся на территории и в помещениях образовательных учреждений, и за счёт этого улучшился доступ к интернету и для этих учреждений. Поэтому мы обсуждали целый ряд проектов, которые потенциально могли бы быть созданы по следам, с тем чтобы эта инфраструктура не простаивала.

Один из этих проектов – создание большого информационно-образовательного ресурса, своего рода телевизионного, и в целом канала для образовательного контента, который мог бы быть доступен для всех наших школ, начиная с тех, где были сейчас установлены такие комплексы. Это канал, который мог бы включать в себя самые лучшие передачи – и старые, и новые, и российские, и зарубежные. Это могли бы быть и видеоуроки, видеолекции, которые подготовлены лучшими учителями, вообще всеми учителями в нашей стране, которые испытывали бы такую готовность. Это всё могло бы быть доступным для наших школьников.

Конечно же, это стало бы решением как раз того вопроса, который очень часто ставился в том числе разными общественными организациями, объединениями учителей перед Андреем Александровичем (А.А.Фурсенко), о том, что такого ресурса сейчас не хватает. Речь шла, как правило, о телевизионном канале, об эфирном канале. Но мы считаем, что в эпоху интернета, конечно же, это должно быть и интерактивно, это должно давать людям возможность выбора, большого выбора, постоянной пополняемости. Эта инфраструктура, которую мы создали, идеально подходит для решения такой задачи.

В.В.Путин: Андрей Александрович, пожалуйста.

А.А.Фурсенко: Спасибо. Мы обсуждали и с Игорем Олеговичем, и наши коллеги обсуждали… Тут Игорь Олегович приводит данные, что половина школ получила абсолютно другое качество доступа к информационным ресурсам. Это качественно новый шаг по сравнению с тем, что было после нацпроектов. И вторая вещь, что проложено 70 тыс. км «последних миль». Это означает, что действительно быстрый интернет пришёл по крайней мере в половину школ, быстрый на сегодняшний день.

Мы обсуждали вопрос по поводу познавательного канала, много раз говорили, но в основном как-то всё сводилось к телевидению. Сегодня, конечно, гораздо интереснее было бы, если бы телевизионные возможности реализовывались через интернет, то есть было бы заведено несколько телевизионных каналов через интернет, и одновременно была бы возможность получения доступа ко всем тем ресурсам, которые наработаны за эти годы. Там речь уже идёт даже не о десятках тысяч, а о сотнях тысяч образовательных модулей, но они, к сожалению, из-за недостаточной скорости, из-за недостаточно чётко сформированной такой структуры не для всех доступны.

Сегодня мы получаем уникальную возможность использовать ту структуру, которая наработана, и довести это как минимум до базовых школ (мы говорили с Вами), а затем и до всех школ. Это и вопросы дистанционного обучения, и нового качества преподавания, причём сейчас появился и финансовый ресурс – программа модернизации систем общего образования. Часть денег, которые были выделены, используют для расширения трафика, для закупки нового оборудования. И, наверное, если будет предложено где-то использовать то, что уже сделано, а где-то, может быть, доделать, то это бы как раз замкнуло проект и мы к 2013 году имели бы уже полностью сформированную структуру. Мы готовы вместе с нашими коллегами работать и по содержанию. Там многое уже сделано, но, наверное, это надо упорядочить, каталогизировать. Ещё раз говорю: это может быть новым качественным образовательным ресурсом.

В.В.Путин: Нужно ли что-нибудь ещё делать на уровне Правительства, принять решение соответствующее? Нужны ли дополнительные финансовые ресурсы, для того чтобы этот проект заработал уже в новом качестве?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, мы говорили с Игорем Олеговичем. Если бы Вы нам дали где-то месяц, хотя бы до конца марта, то мы бы уже подготовили согласованные предложения и вышли бы в Правительство. Ну ресурсы, наверное, потребуются, но мы всё-таки рассчитываем на то, что регионы и так используют трафик, тоже подключатся к этому вопросу, особенно учитывая то, что они получили соответствующие субсидии в рамках проекта модернизации систем общего образования и этот ресурс может быть использован.

В.В.Путин: Хорошо, договорились. В первой половине апреля жду от вас согласованных предложений. Спасибо.