В.В.Путин провёл рабочую встречу с министром экономического развития России Э.С.Набиуллиной
12 марта 2012
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день. Эльвира Сахипзадовна, я хотел бы с Вами поговорить об инвестиционной деятельности. Мы совсем недавно обсуждали эту тему. У нас инвестиции в основной капитал в прошлом году достигли, по-моему, около 11 трлн.
Э.С.Набиуллина: 10,8.
В.В.Путин: 10,8 трлн. Как это смотрится по сравнению с 2010 годом? Какие у нас планы на этот год? Что у нас с иностранными инвестициями? Как ваше ведомство оценивает их объём в прошлом году? И в этой связи, конечно, наше присоединение к ВТО, которое планируется в ближайшее время, – теперь шар на нашей стороне, мы должны сделать этот шаг вперёд. Оно ведь планировалось нами как направление расширения иностранных инвестиций, возможность для привлечения иностранных инвестиций. Какие у вас здесь прогнозы? Это первая часть.
Вторая тоже связана с ВТО. Есть определённые угрозы, мы с вами знаем, ездим по регионам, Вы тоже включаетесь с коллегами. У представителей некоторых отраслей нашей экономики есть вполне обоснованные опасения в связи с присоединением к ВТО. Но мы всем говорим о том, что в нашем распоряжении есть инструменты, предусмотренные правилами ВТО, для защиты наших отечественных товаропроизводителей. Давайте на обе эти темы поговорим, пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: Тогда я начну с инвестиционной активности. По итогам 2011 года статистические показатели смотрятся совсем неплохо. Мы рассчитывали на то, что у нас посткризисный рост будет во многом ориентирован на рост инвестиций. И в прошлом году – Росстат буквально недавно уточнил данные – инвестиции в целом в основной капитал выросли на 8,3% и, как мы и говорили, составили 10,8 трлн, если говорить в абсолютных значениях. Мы изначально ожидали чуть меньшего роста – в наших прогнозах было 6%, потому что в первом полугодии были невысокие темпы, по месяцам был спад. Но во втором полугодии прошлого года темп роста инвестиций ускорился. Что радует – второй год у нас темпы роста инвестиций больше, чем темпы роста экономики, то есть это показывает на инвестиционную ориентацию.
В.В.Путин: Сколько всего получилось? Какой темп у нас?
Э.С.Набиуллина: 8,3.
В.В.Путин: Рост?
Э.С.Набиуллина: Да. В прогнозах на 2012 год мы ставили 7,3%. Сейчас, наверное, придётся пересмотреть немного, потому что база 2011 года очень высокая получилась. Мне кажется, интересные данные и по отраслевой структуре инвестиций – куда вкладывали в основном предприятия и какие мотивы инвестирования, в том числе результаты обследований: из-за чего предприятия инвестируют, куда они инвестируют. 60% компаний считают, что они инвестируют из-за модернизации, 30% – в расширение производства. При этом мотивом к инвестированию 42% предприятий является экономия энергоресурсов, то есть у нас начинают работать стимулы энергоэффективности. 39% – внедрение новых производственных технологий, то есть инвестирование связано с технологическим обновлением. Это действительно хорошие показатели.
Каждый год Росстат также интересуется, что мешает или препятствует предприятиям наращивать инвестиционную деятельность. Это тоже очень важно, это помогает нам лучше сфокусировать и наши действия. В 2011 году первым таким фактором был недостаток собственных финансовых средств, то есть предприятия рассчитывают на то, что будет больше прибыли, чтобы они могли инвестировать. Второе – это неопределённость экономической ситуации, высокие ставки кредита. Если в позапрошлом году были на третьем месте, то сейчас – на четвёртом, условия кредитования чуть улучшаются.
Если говорить по секторам, по отраслям, то этот темп во многом был обеспечен продолжением инвестиционной деятельности в топливно-энергетический комплекс. ТЭК в общем объёме инвестиций – 10,8 трлн – занимает где-то треть, у нас там большая доля инвестиций, инвестиции росли на 16%.
Агропромышленный комплекс – тоже рост инвестиций продолжался: 4,3%. Обрабатывающая промышленность – 6,3%. При этом рост инвестиций был и в сфере человеческого капитала, инвестиции в образовании выросли на 11%, в здравоохранении – на 4%. Но снижались доли инвестиций в торговле, секторе недвижимости, строительном комплексе. Такие изменения происходят, мы и более детально смотрели. Например, в секторе строительства уменьшился ввод в действие торгово-развлекательных, торгово-офисных помещений, а увеличились инвестиции в дошкольные образовательные учреждения. На 78% увеличилось количество ученических мест.
Происходят социальные инвестиции. Детские больницы – в 2,3 раза увеличилось количество введённых койко-мест. Это тоже отражает инвестиционную деятельность в социальную сферу. Вот такие достаточно позитивные и структурные моменты происходят.
Мы ожидаем в этом году как раз увеличения инвестиций в производство и в обрабатывающее производство, потому что там был достаточно большой запас производственных мощностей, когда в кризис у нас произошёл спад спроса. Сейчас, по данным статистики, производственные мощности практически полностью загружены и предприятиям нужно будет для расширения, если будет расти спрос, увеличивать инвестиции в этих секторах. То есть вслед за большим темпом ТЭКа мы ожидаем, что пойдёт и в обработку.
Что касается иностранных инвестиций, то на фоне общего оттока капиталов приток прямых иностранных инвестиций был больше, чем в 2010 году. В 2011 году 52 млрд долларов инвестиций пришло из-за рубежа в российскую экономику. В 2010 году это было 43 млрд. Мы вышли на уровень 2007 года. У нас в 2008 году был достаточно большой, рекордный объём. Тогда, Вы помните, были очень высокие цены на нефть, очень много инвестиций шло на базе заимствований. Тогда было 75 млрд – наш рекорд. В этом году – 52 млрд. Мы рассчитываем, что эта тенденция будет продолжаться.
О вступлении в ВТО. Действительно, когда предприятия говорят о вступлении в ВТО, они обращают внимание на некоторое уменьшение импортных пошлин, но в этом процессе есть плюсы и минусы. Мы ожидаем, что вступление в ВТО, во-первых, позволит наращивать экспорт, снимать барьеры для экспорта, во-вторых, сделает более привлекательными условия для привлечения иностранных инвестиций. Может, это произойдёт не сразу, но такую тенденцию мы ожидаем в ближайшие два-три года. Здесь влияние будет оказывать и мировая финансовая ситуация – ресурсы, риски оценивают инвесторы в зависимости от этой ситуации.
Если говорить о втором вопросе, то Вы давали поручение в начале февраля встретиться с компаниями различных отраслей и обсудить их озабоченности по поводу вступления в ВТО. Мы провели ряд обсуждений, будем продолжать их. Сейчас встретились с представителями ряда отраслей – это агропромышленный комплекс, металлургия, машиностроение, сельхозмашиностроение, химия, нефтехимия, фармацевтика, лесная промышленность, мебельная и легко-текстильная, швейная. 47 деловых ассоциаций приняли участие в этих встречах, 165 компаний. Мы обсуждали два вопроса. Первый – риски, которые вы видите в связи с возможным ростом импорта, снижением импортных пошлин, и какие меры поддержки мы можем принять. Второе: какие вы, наоборот, видите возможности и как мы – Правительство – могли бы вам помочь выходить и на внешние рынки…
В.В.Путин: Воспользоваться этими возможностями.
Э.С.Набиуллина: Да, пользоваться этими возможностями, потому что дискриминации на внешних рынках достаточно много против наших компаний. У нас теперь есть инструмент, как мы можем через ВТО защищать свои интересы: это нужно, конечно, делать.
Бизнес озабочен и эффективностью, и своевременностью принятия мер, потому что если мы будем ратифицировать пакет в середине года, то к этому времени все меры должны быть приняты. Ситуация в разных отраслях различная, даже внутри отраслей по видам продукции, поэтому мы решили провести углубленные узкоотраслевые встречи и будем продолжать их. С бизнесом наметили до конца апреля 38 семинаров в регионах.
Есть недостаток в получении информации, информированности и разъяснении. Наряду с этими семинарами мы договорились и брошюры достаточно доступные выпускать, потому что сам объём доклада только специалисты могут прочитать. Будем делать отраслевые разъяснительные материалы вместе с Министерством сельского хозяйства – по сельскому хозяйству очень много вопросов.
Второй вопрос – это механизмы, которые уже, Вы говорили, есть в рамках ВТО, чтобы мы их применяли: защитные меры, антидемпинговые меры. Здесь мы уже прорабатываем вместе с Евразийской экономической комиссией, потому что эти полномочия мы уже передали с национального на наднациональный уровень. Вся нормативная база принята, нам с бизнесом нужно отработать организационные механизмы, чтобы не было никаких проблем и проволочек в заседаниях комиссий.
В.В.Путин: Нельзя затянуть тут. Нужно вовремя всё это сделать.
Э.С.Набиуллина: Сейчас это будем делать, уже на первых каких-то кейсах отрабатывать.
В.В.Путин: Когда примерно, Вы считаете, эту работу можно будет завершить по отраслям?
Э.С.Набиуллина: В этом месяце мы проведём все узкоотраслевые совещания. До конца апреля ещё в регионах – 38 регионов мы наметили, съездим.
В.В.Путин: Хорошо.
Э.С.Набиуллина: Ещё есть элементы, которые мы сейчас принимаем, по госзакупкам. Вы помните, мы говорили о том, чтобы через госзакупки мы поддержали наши компании.
В.В.Путин: Чтобы они имели преференции.
Э.С.Набиуллина: Мы подготовили приказ, он уже практически на выходе, через месяц, думаю, вступит в силу, как раз о преференциях в этих отраслях. И ряд других мер наметили. План у нас утверждён на Правительственной комиссии по интеграции, мы его будем дополнять. Мы действуем по плану и надеемся, что все озабоченности компаний – большинство из них – снимем.
В.В.Путин: Хорошо.