Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив
3 февраля 2012
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив
В.В.Путин
На заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив
Стенограмма:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое в текущем году заседание наблюдательного cовета Агентства стратегических инициатив. Мне очень приятно, что вы активно разворачиваете свою работу, контактируете с представителями других предпринимательских объединений и вчера, как Андрей (А.С.Никитин – генеральный директор АСИ) сказал, подписали соответствующие документы по сотрудничеству и с РСПП, и с «Деловой Россией»…
Реплика: «Опора России».
В.В.Путин: «Опора России». Это очень здорово, потому что это позволит координировать работу практически по всем направлениям. Вы наверняка слышали, вчера я на форуме, который организовал Сбербанк, предложил нам совместно поработать над улучшением делового климата и очень рассчитываю на то, что и Агентство стратегических инициатив очень активно, самым активным образом к этому подключится – подключится к внедрению нового, по сути, стандарта формирования благоприятного климата. Я знаю, что вы уже в целом это делаете. По сути, вы уже приступили к этой работе в шести регионах. Насколько мне известно, ещё 10 регионов готовы тоже эту работу у себя начать.
Наряду с тем, что нам нужно будет очень многое сделать в предпринимательской сфере, конечно, основной упор должен быть сделан на государственные процедуры. Я сейчас не буду говорить то, о чём я говорил вчера (не хочу повторяться). Но ясно, что здесь очень многое будет зависеть от того, как различные ведомства, руководители, да и руководители не только самого высшего ранга, но и среднего звена исполняют те поручения, которые нами будут сформулированы, для того чтобы работать, для того чтобы достичь результата. В этой связи хочу сказать, что мы намерены внедрить соответствующие системы оценок и для работы в правительственных учреждениях, – об этом тоже нужно будет подумать. Но вот всё, о чём я говорил вчера, и то, о чём вспомнил сегодня, конечно, требует профессионального подхода. Это должны быть не просто декларации – нам нужно вместе с вами найти такие инструменты, такие способы достижения этих целей, которые бы эти цели делали реалистичными. Нужно выработать, найти, посмотреть, применить к нам самые лучшие мировые практики, с тем чтобы это реально заработало. Когда я говорил, что фура должна в 7 раз быстрее проходить через таможню, – значит, нужно посмотреть, как на практике сегодня складывается эта работа. Или говорим там о регистрациях – значит, как это функционирует в реальной жизни, чего не хватает, что конкретно до сих пор мешает.
Я очень рассчитываю на то, что вы самым активным образом эту работу будете вместе с нами проводить. Ну и, конечно, нужно продолжать то, ради чего, собственно, агентство и создавалось: нужно искать и помогать продвигать полезные и интересные инициативы, которые не только меняют системную сферу деятельности, такую как предпринимательство, но и продвигают конкретные проекты. Я надеюсь, что так оно уже есть, так оно будет в будущем. Я не хотел бы произносить длинных монологов, Андрею передаю слово. Пожалуйста.
А.С.Никитин: Спасибо большое. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены наблюдательного совета! Спасибо за оценку, данную нашей работе в прошлом году. Вы упомянули стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Хочу доложить, что внедрение стандарта идёт быстрее, чем мы предполагали. Мы получили серьёзную поддержку как со стороны региональной власти, так и со стороны деловых кругов. Действительно, 10 регионов присоединилось и они уже работают. Только вчера я получил письмо от губернатора Хабаровского края, и теперь во всех округах у нас есть пилотные регионы. Работа ведётся во всех направлениях: в Республике Башкортостан 20 января прошло первое заседание регионального совета по инвестиционному климату, оно транслировалось в интернете, его вёл президент республики и все видели, как президент общается с бизнесом и решает те проблемы, которые есть на региональном уровне. В Липецкой области принят инвестиционный меморандум, в Республике Татарстан и Калужской области мы подписали дорожные карты, то есть полностью цельное видение работы по инвестклимату.
Можно сказать, что мы двигаемся с хорошим темпом, в каждом регионе сформированы экспертные группы из представителей бизнеса, из представителей ассоциаций бизнеса на местах, которые и оценивают эту работу и будут мониторить её внедрение. Очень много мы работаем с региональными отделениями «Деловой России», и в общем движение идёт достаточно успешно. Мы с представителями бизнеса разработали комплекс мер в рамках национальной предпринимательской инициативы по Вашему поручению, которое Вы дали на съезде «Деловой России». Мы сформулировали цель достаточно просто – упростить и ускорить процедуру ведения бизнеса в России, а значит, запустить внутренний мотор инвестиций, то есть, прежде всего, у нас в России наши предприятия должны от этого получить определённый эффект. Конечно, мы должны соответствовать мировым стандартам, конечно, важны глобальные рейтинги, конечно, важны иностранные инвесторы, но всё-таки это наша страна, и в первую очередь должны почувствовать от этого эффект наши отечественные предприниматели и наша отечественная экономика.
Какие задачи мы считаем приоритетными? Во-первых, поддержать доступ на экспорт, на экспортные рынки, создать все условия для того, чтобы наша продукция могла занять достойное место на мировом рынке. Во-вторых, обеспечить доступность энергетической инфраструктуры, упростить процедуру строительства, совершенствовать таможенное регулирование. Как мы это будем делать? Будут созданы проектные команды, туда войдут чиновники, представители бизнеса, эксперты, каждую такую команду возглавит предприниматель. В первую очередь они сформируют ясные цели, которые будут приняты предпринимательским сообществом, и только потом мы сделаем дорожные карты, которые будут соответствовать этим целям. А дальше эти группы будут контролировать их реализацию.
Кроме этого мы запускаем этот проект в интернете, то есть буквально в ближайшие дни начнёт работу краудсорсинговый проект, который позволит всем предпринимателям без исключения, всем, кто этого хочет – менеджерам, руководителям предприятий, – подключиться к этой работе. И очень важно, я прошу здесь Вашей поддержки, обеспечить подключение к этой работе представителей всех заинтересованных ведомств на самом первом этапе, чтобы не предприниматели делали предложения, а чиновники их рассматривали, чтобы они работали вместе и вместе создавали вот эти дорожные карты.
У нас довольно-таки много работы ведётся ещё кроме этого, но не я сейчас буду на ней останавливаться. Скажу только, что из тех проектов, которые мы ведём, мы видим очевидные проблемы среднего бизнеса: это доступ к долгосрочному финансированию, это вопросы доступа к спросу госкорпораций. Вы давали такие поручения – по ним мы и ведём работу. Федеральная сетевая компания, «Почта России», ОАО «РЖД» выразили желание с нами вместе как бы в пилотном режиме поработать, это очень приятно, и мы об этом отдельно доложим.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены наблюдательного совета! Прошу вас поддержать комплекс мер по реализации национальной предпринимательской инициативы.
В.В.Путин: Я уверен, что мы так и сделаем, конечно, поддержим. А всё-таки не могли бы вы ещё раз перечислить проекты, которые сейчас, вот прямо сейчас, находятся в работе? Просто один, два, три… Сколько их там?
А.С.Никитин: На сегодняшний день в работе агентства находится порядка, наверное, 100 проектов. 70 из них уже прошли рабочие группы экспертного совета. Это в первую очередь проекты «Новый бизнес», о них Артём (А.Д.Аветисян – директор направления «Новый бизнес» АСИ) расскажет подробнее. Есть очень интересные проекты в сфере образования, которыми занимается Дмитрий (Д.Н.Песков – директор направления «Молодые профессионалы» АСИ). И есть проекты в социальной сфере – они, может быть, не такие большие по объёму…
В.В.Путин: Не важно, но они живые. По ним работают люди реально, да?
А.С.Никитин: Вы знаете, они очень такие... как кейсы, потому что каждый маленький частный детский садик, который нужно открыть, сталкивается с таким количеством подзаконных актов, которые мешают этой процедуре...
В.В.Путин: Да-да-да. Извините, что перебиваю. Я специально об этом сказал. Мы ведь агентство создавали именно для того, чтобы: а) помочь конкретным проектам и, второе, б) в процессе помощи лучше понимать, что же происходит в этих сферах, почему они так трудно идут, и устранять эти препятствия. В этом на самом деле основной смысл создания АСИ.
А.С.Никитин: Очень прямая связь, Владимир Владимирович, между проектами и теми инициативами, о которых я говорил.
В.В.Путин: Хорошо, я понял. Артём (обращаясь к А.Д.Аветисяну), пожалуйста.
А.Д.Аветисян: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! На протяжении нашей совместной работы мы не раз говорили о возможном создании Клуба лидеров. И с определённой радостью сообщаю, что клуб уже фактически создан, скажем так, в информационном интернет-пространстве, но самое важное уже произошло. По мере работы и общения с коллегами-предпринимателями разговоры в кабинетах, на встречах уже вышли за пределы, и жаркие дискуссии ведутся в интернете – на социальных страницах, различных форумах. И, честно скажу, мы не ожидали такого количества заинтересованных предпринимателей – не просто те, которые хотят что-то делать для себя, продвинуть свой проект, а те, которые озабочены тем, чтобы сделать Россию лучше, те, кто хочет что-то поменять. Те, которые для себя ничего не просят, которые, без преувеличения, созидатели, которые прошли сложный путь, тернистый путь, создавая свой бизнес, и которые готовы поделиться своим опытом, своей энергией со всем обществом.
В процессе такого общения в «Коммерсанте» на этой неделе было опубликовано обращение таких предпринимателей (инициативной группы) по созданию Клуба лидеров. И это письмо подписало более 50 глав уважаемых в нашей стране компаний из разных регионов, причем много было представителей и давно существующих общественных организаций, и бизнес-сообществ. В этом письме предприниматели обращаются с инициативой создания Клуба лидеров и инициативой сотрудничества с нами – Агентством стратегических инициатив.
Процитирую фрагмент: «Клуб должен стать неформальной неполитической площадкой, на которой руководители эффективного бизнеса будут общаться друг с другом, делиться опытом, вступать в диалог с государством и обществом. Уверены, что, объединившись, предприниматели смогут преодолеть препятствия и барьеры, мешающие развитию российского бизнеса, повлиять на деятельность общественных институтов, достигнуть высокой эффективности своих предприятий и за счёт этого создавать новые рабочие места, внедрять самые передовые технологии. Консолидированное мнение предпринимателей, делового сообщества будет иметь гораздо больший вес, чем отдельные попытки влиять на ситуацию. Вместе мы сможем донести до руководства страны, что лучшее решение – это решение, принятое с нашим участием». (Конец цитаты.)
Письмо содержательное, но на чём хочется остановиться? То, что основной принцип – это не собираться от съезда к съезду, а вырабатывать решения с помощью подхода, который, кстати, был найден за последний месяц вот такой совместной работы, совместного общения, подход, который позволяет в интерактивном режиме не только общаться, но и вырабатывать конкретные решения. Могу сказать, что, общаясь с предпринимателями, молодыми бизнесменами, я получил такой положительный заряд энергии, динамики, драйва, что с уверенностью могу сказать, что деловое сообщество, бизнес готовы включиться в проблемы инвестиционного климата, и Клуб лидеров может пройти путь к стране лидеров. И роль Агентства стратегических инициатив мы видим в том, что агентство может эту площадку организовать и быть проводником решений, правильных решений.
И очень важно здесь – в качестве партнёров мы видим деловые организации давно существующие. И, общаясь с предпринимателями, я передаю их просьбу, Владимир Владимирович, Вам: мы приглашаем Вас участвовать в заседаниях Клуба лидеров и будем рассказывать о тех предпринимательских инициативах и о национальной предпринимательской инициативе, как она вырабатывается и продвигается.
В.В.Путин: Спасибо. Посмотрим на план-график вашей работы, и я посмотрю, как это можно сделать. Эльвира (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: Спасибо. В продолжение того, о чём говорил Андрей Сергеевич. Нам нужно предпринимательскую инициативу и реализацию в регионах подкрепить системой оценки того, как эта инициатива работает, чтобы предприниматели сами могли иметь информацию – где, в каких регионах что сработало, что не сработало. И поэтому вместе с АСИ и со Сбербанком мы сейчас проработали наши предложения по критериям оценки эффективности работы в субъектах Федерации по улучшению инвестиционного климата. Я напомню, что у нас есть сейчас система показателей оценки эффективности деятельности субъектов Федерации, но она очень большая – более 300 показателей, и идёт работа по её совершенствованию, с тем чтобы она была не такой громоздкой, поддавалась управлению.
Мы считаем, что, так как инвестиционный климат – это приоритет, показатели по инвестиционному климату должны быть включены в общую оценку. Но они имеют и самостоятельное значение, то есть мы должны давать инвесторам, с одной стороны, информацию о том, как в каких регионах обстоят дела и по возможности использовать эти критерии для предоставления грантов субъектам Федерации, которые мы стимулируем на повышение инвестиционного климата.
На мой взгляд, таких показателей должно быть очень немного, они должны быть максимально измеримыми и объективными. Мы предлагаем четыре показателя статистических (я потом скажу, что мы хотим добавить), четыре статистических показателя. Первый – это прирост частных инвестиций, то есть инвестиций, за исключением государственных, по которым принимает решения государство, то есть это покажет, насколько эффективно работают субъекты Федерации именно по привлечению частных инвестиций. Второй показатель – привлечение прямых иностранных инвестиций, именно прямых инвестиций. Третий показатель, который мы предлагаем, – это прирост производительности труда, потому что нам важно, чтобы эти инвестиции шли в модернизацию и шло облагораживание рабочих мест, поэтому именно прирост производительности труда как такой интегральный показатель эффективности, на наш взгляд, очень важен. И четвёртый показатель – оборот, или рост оборота, прирост оборота малых и средних компаний, потому что это тоже очень важно. Ведь можно просто сделать прирост частных даже инвестиций на одном-двух крупных проектах, но нам важно, чтобы в каждом регионе развивались условия в принципе, для того чтобы появлялись новые предприятия. Эти четыре показателя мы предлагаем как объективные, статистические, они измеряемые, плюс к этому, безусловно, показатель: принял или не принял регион стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Напомню, что это стандарт, не нами придуманный, а разработанный в партнёрстве с бизнесом, с «Деловой Россией», поэтому регионы должны принять такие стандарты. И также считаем, что нужно пользоваться, конечно, и опросами предпринимателей, как они инвестиционный климат оценивают, и в том числе статистикой обращений к уполномоченным по инвестициям: насколько много обращений из того или иного региона по нарушениям прав предпринимателей.
Вот эта система показателей, и я бы хотела несколько слов сказать также о том, как, на наш взгляд, эту систему показателей нужно подкрепить технологиями работы. Здесь уже упоминался краудсорсинг. И Герман Оскарович (Г.О.Греф – глава Сбербанка) у нас – мы вместе с ним прорабатывали – такой адепт краудсорсинга. На наш взгляд, эта технология очень подходящая для работы по инвестиционному климату. С помощью краудсорсинга можно было бы в каждом регионе выявлять проблемы, специфические для этого региона, подключая коллективный разум через интернет-технологии. Кроме выявления проблем – предложения о том, как их решать, и третье, главное: совместный контроль за тем, как эти проблемы решаются. Поэтому у меня есть предложение к АСИ, чтобы в пилотных регионах 6+10 мы бы попробовали эту технологию именно по инвестиционному климату, с тем чтобы её дальше можно было распространять. И АСИ к этому готово. Мне кажется, можно было бы это сделать.
В.В.Путин: Спасибо. Вы знаете, кроме оценки эффективности регионов мы всё время говорим о том, что нам нужно разработать систему оценки эффективности работы наших министерств и ведомств. И причём нужно разработать именно систему персональной эффективности. Вот я уже сегодня вспомнил о том, о чём говорил вчера, а именно о том, что нам нужно многие процедуры улучшить кардинальным образом. Исполнение этой задачи, достижение этой цели зависит от конкретных людей. Если мы говорим, что в таможне ситуация должна быть улучшена и фура должна проходить намного быстрее, чем она сегодня проходит через госграницу, то это же конкретные люди должны сделать. Они предложения должны сформулировать, конечно, вместе с другими коллегами, они должны осуществить. А как они это делают? Как оценить их эффективность? Вот система KPI (Key Performance Indicators, KPI, ключевые показатели эффективности), которая внедряется во многих странах, должна быть применена и у нас. И нужно эту систему разработать – систему персональной эффективности. И при этом я бы хотел, чтобы ребята тоже подключились и сделали свои предложения о том, как, вы считаете, нужно эту систему выстроить. А вас бы попросил это в работе по подготовке этой системы учесть. Так, пожалуйста, коллеги, кто бы хотел ещё что-то сказать?
А.С.Галушка (президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»): Разрешите, Владимир Владимирович? Если можно…
В.В.Путин: Пожалуйста.
А.С.Галушка: Во-первых, спасибо большое. Хотелось бы подчеркнуть, что то, о чём Вы вчера говорили, что 100 шагов вперёд в инвестиционном климате – это совершенно реальная задача, и то, о чём Вы сейчас сказали, что реализовывать всё в системе KPI, установить такие KPI для различных министерств, ведомств и ответственных лиц… Мы уже первый шаг в этой работе сделали, в материалах он есть. Фактически каждую позицию разложили, вот где мы сейчас и где мы можем быть, если хотим быть на 20-м месте. Даже из этой оценки становится совершенно ясно, что это реальная задача. То есть, если у нас сейчас количество документов для экспорта восемь, а хотим быть двадцатыми, должно быть четыре. Если у нас время на экспорт сейчас 36 дней, если - двадцатыми, то пять дней, о чём Вы вчера говорили, – в 7,5 раз быстрее. Стоимость экспорта – не 1850 долларов за контейнер, а 1 тыс. долларов. И так по каждой вещи. И даже вот эта картина по регистрации собственности, регистрации предприятий, налоговому администрированию… Становится ясно, что это совершенно решаемая задача.
И то, о чём Вы сказали, Владимир Владимирович, о системе KPI – на наш взгляд, вот этот первый шаг мог бы уже послужить практическим инструментом, практическим шагом в создании такой системы.
В.В.Путин: Спасибо. Пожалуйста.
С.Р.Борисов (президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»): Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Мне кажется, нам очень важно сейчас разобраться с терминологией предпринимателя… Сейчас, особенно последнее время с учётом того, что участились разговоры об инвестиционном климате, задают вопрос: а чем отличается инвестиционный климат от предпринимательского? И что первично, что более важно? Инвестор – это не обязательно предприниматель, это человек с денежным мешком, который может дать деньги, может не дать. А предприниматель – тот, который за всё отвечает, на себе несёт всё это бремя. Предприниматель может брать инвестиции, может брать кредиты и сам действовать.
Поэтому мне кажется, нам нужно не умалять значения предпринимательского климата, Владимир Владимирович, а нам нужно как-то дать сигнал предпринимательскому сообществу, что это тоже очень важно. Мы научились делать такие оценки состояния предпринимательского климата. Я знаю, что и РСПП, и Торгово-промышленная палата делают такие оценки – «опоровские» материалы я Вам показывал, индекс «Опоры»: это огромная выборка, 6000 респондентов. Мы вот последний раз 40 регионов оценивали. Там чётко ранжированы все проблемы, которые испытывает предприниматель на своём пути. Это первое.
Второе. Нам, мне кажется, очень важно сейчас разобраться со статистикой. У нас нет достоверной статистики, увы. У нас вроде бы есть более или менее объективная статистика от Федеральной налоговой службы, вроде бы зарегистрировались или выбыли. Но есть и Росстат, который, кстати говоря, недавно проводил сплошное обследование малых предприятий. И у нас абсолютно отличаются данные, причём отличаются в 2 раза: вот по ФНС у нас 4 млн индивидуальных предпринимателей, по Росстату – почти 2 млн. Причём Росстат в ходе опроса выяснил состояние малого предпринимателя – живой он или неживой, так лежащих на боку – треть, по данным Росстата. Нам очень важно выяснить причины. Может быть, это в том числе и ЕСН, о котором мы много говорили. Сейчас очень важно по ЕСН (всё-таки год мы прошли) сделать оценку: что мы больше дали в Пенсионный фонд и социальные фонды или больше степень зла, когда мы потеряли большое количество малых предприятий на марше, что называется? Это чрезвычайно важно.
Спасибо Вам, Владимир Владимирович, за вчерашнюю инициативу по уполномоченному по правам предпринимателей. Наша гудермесская инициатива была услышана, и это очень здорово. В этой связи, конечно, нам хотелось бы, чтобы заработала по-настоящему 169-я статья УК о воспрепятствовании предпринимательской деятельности. И статистики нет, и нет традиции эту статью возбуждать, а случаев таких огромное количество.
В.В.Путин: Нет правоприменительной практики.
С.Р.Борисов: Да, и правоприменительной практики прежде всего. Огромное количество таких случаев, которые можно было бы оценить. И ещё одно, просто по ходу, поскольку мы сейчас всё-таки не на ровном, не на пустом месте выстраиваем эту конструкцию. Я бы оттолкнулся всё-таки от того, что мы делаем в рамках оценки регулирующего воздействия, то, что, на наш взгляд, блестяще начало работать в рамках Министерства экономического развития. Нам только ещё запустить ретроспективную оценку, чтобы мы всем бизнес-сообществом оценили не только текущие принимаемые решения или проекты министерств и ведомств, но и то, что было когда-то сделано. А мы страдаем от того, что было когда-то сделано не совсем удачно даже по сравнению с требованием сегодняшнего дня.
И еще, Владимир Владимирович, было бы здорово, чтобы не только в рамках Правительства такая оценка регулирующего воздействия осуществлялась, но и в рамках Государственной Думы, потому что огромное количество инициатив идёт от Думы, а мы их не чувствуем и никак не влияем, а они нам могут перекосить всё наше экономическое предпринимательское пространство. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое. Прошу вас.
Р.Н.Минниханов (президент Республики Татарстан): Уважаемый Владимир Владимирович! Я представляю субъект, поэтому мы очень активно с агентством работаем. Самое главное – есть место, где концентрируются хорошие, положительные примеры, и мы уже сейчас активно представили проекты, которые рассматриваются. Самое главное, что улучшения границ нет и надо всё время работать над этим. Самое главное, то, что здесь наработано на местах, чтобы не только на уровне субъекта, это должно дойти до каждого муниципалитета. Мы тоже очень подробно эти вопросы сейчас рассматриваем: как, какой муниципалитет, определяем должностных лиц, которые следят, то есть эта системная оценка будет очень правильной. Все инициативы, которые есть, мы поддерживаем.
В.В.Путин: Спасибо. Всё?
Д.Н.Козак: Буквально два слова.
В.В.Путин: Два слова, пожалуйста.
Д.Н.Козак: Я по поводу критериев оценки эффективности органов государственной власти субъектов Федерации и того, о чём Вы сказали, – федеральных органов исполнительной власти. Сейчас по поводу субъектов Федерации: у нас по Вашему поручению, Владимир Владимирович, вырабатываются критерии оценки эффективности органов власти, и этот перечень станет компактным, он должен интегрировать множество показателей, направлений работы субъектов Российской Федерации, и бо́льшая часть тех показателей, которые в настоящее время разработаны ведомством, в принципе совпадает с тем, что предложило агентство. Есть некоторые разногласия между различными ведомствами, на следующей неделе согласуем этот перечень, и я хотел предложить, чтобы и агентство, и член наблюдательного совета агентства Минниханов тоже принял бы участие в этом согласительном совещании.
Второе. У нас создана в 2009 году Правительственная комиссия по оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. И на конец февраля намечено её очередное заседание, где как раз предполагается возобновить эту работу – она не закончена – по оценке эффективности как раз федеральных органов исполнительной власти. И здесь мне представляется правильным - и в состав этой комиссии включить представителей агентства, с тем чтобы те министерства, деятельность которых непосредственно влияет на инвестиционный климат в стране в целом, в регионах, чтобы они могли участвовать в этой оценке. Предполагается, в соответствии с положениями этой комиссии, что окончательную оценку ежегодной деятельности каждого федерального министерства и ведомства будет давать именно эта комиссия.
В.В.Путин: Хорошо. Я бы хотел в завершение вот что сказать: давайте всё-таки будем в работе Агентства стратегических инициатив отталкиваться от конкретной работы, от конкретных проектов, от этого нужно идти. Потому что у нас предпринимательские объединения работают, работают эффективно, они в принципе и так обобщают то, что происходит у нас в практической жизни, активно очень участвуют в законотворческой работе, и я думаю, что ваши опасения по поводу того, что думцы… депутаты Госдумы могут принять какое-то решение и навредить нашему процессу, оно необоснованно, потому что…
С.Р.Борисов: Уже есть, Владимир Владимирович, такие прецеденты, просто мы покажем, готовы показать.
В.В.Путин: Ну хорошо, ладно, но это значит, тогда вина не только Думы, вина соответствующих ведомств, Правительства, потому что Правительство должно проводить экспертизу предлагаемых решений, и это наше общее… А Правительство работает в тесном контакте с вами, значит, это наше общее упущение, но применительно к Агентству стратегических инициатив всё-таки мне бы хотелось… Я, собственно, и исходил-то изначально, когда предложил организовать такую структуру, из того, что вы будете продвигать конкретные вещи, конкретные проекты и, основываясь на том, как они идут, делать свои предложения, ну и обобщения, конечно. Вот давайте на этом и сосредоточим своё внимание. Спасибо вам большое.