Версия для слабовидящих

20 января 2012

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков провёл селекторное совещание «О ситуации с африканской чумой свиней и принимаемых мерах по её ликвидации»

Открывая совещание, В.А.Зубков, в частности, сказал:

«2011 год был успешным по многим показателям агропромышленного комплекса. Это связано не столько с благополучными погодными условиями, сколько в первую очередь с той значительной государственной поддержкой, которую в течение прошлого года Правительство оказывало АПК, и, конечно же, с напряжённой работой регионов – губернаторов и агробизнеса.

Крайне важно закрепить эти успехи в текущем году. И в этих целях в I квартале текущего года Правительство планирует провести ряд крупных масштабных мероприятий. Так, в конце январе в одном из регионов страны проведём совещание по развитию животноводства. В феврале на заседании Правительства рассмотрим вопросы подготовки к весенним полевым работам. Также в феврале проведём аграрный форум, на котором не только подведём итоги 2011 года, но и определим основные подходы по выполнению показателей текущего года.

Сегодня на повестке дня вопрос крайне важный – это ситуация с африканской чумой свиней, заболеванием, которое в последнее время превратилось в серьёзную экономическую угрозу.

В декабре 2010 года Правительство обеспечило принятие необходимой законодательной базы для борьбы с АЧС. Были внесены поправки в закон "О ветеринарии". Министерство сельского хозяйства получило право на введение карантина, назначение и освобождение от должности главных ветеринарных врачей субъектов Российской Федерации, проведение необходимых мероприятий по локализации АЧС. По поручению Правительства Минсельхозом был создан межведомственный штаб.

Однако ситуация, к сожалению, кардинальным образом не меняется. Случаи заболевания зафиксированы не только на юге России, но и во многих других регионах страны. В основном затронуты подсобные хозяйства населения, фермеров.

Особую обеспокоенность вызывают факты – пока единичные – распространения заболевания на крупные промышленные предприятия. Почти все они – в Краснодарском крае.

В этой связи неделю назад, 12 января, этот вопрос в очередной раз был рассмотрен на заседании Правительственной комиссии по вопросам АПК. Некоторые участники сегодняшнего совещания также принимали участие в заседании.

Комиссия отметила, что система противодействия этому заболеванию работает не в полной мере. Как правило, решения штаба носят рекомендательный характер и зачастую не выполняются. Эти выводы были сделаны на основании материалов Счётной палаты, которые были представлены в Правительство. На заседании комиссии мы говорили о том, какие меры необходимо срочно принять штабу.

Необходимо существенно доработать нормативно-правовую базу. В частности, должен быть принят новый закон о ветеринарии, который Министерство сельского хозяйства разрабатывает уже три года и который до сих пор не согласован рядом ведомств.

Одновременно много нарушений и в самих регионах, в том числе запаздывание с введением карантинных ограничений, выдача ветеринарных документов с нарушением существующего порядка, использование для кормления пищевых отходов без термической обработки. Нарушаются ветеринарные требования, более того, скрывается информация о заболевании животных. Всё это недопустимо.

Руководители регионов, главные ветеринарные врачи по закону напрямую отвечают за организацию, качество и полноту проведения мероприятий по ликвидации и предупреждению заболеваний животных. Поэтому сегодня проводим селекторное совещание в расширенном составе – с участием федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и регионов.

Регионам также следует существенно пересмотреть подход к ситуации. В работе субъектов Российской Федерации, их контрольных служб имеются многочисленные нарушения. Это подтверждают результаты проверочных мероприятий, которые регулярно проводит Генеральная прокуратура.

Вот лишь несколько цифр. Количество нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой только в ноябре прошлого года, составило в Краснодарском крае 550, в Ростовской области – 320, в Курской – 250. Это колоссальные цифры на фоне достаточно больших штатов ветеринарных врачей в системе Россельхознадзора и в регионах.

Главные причины, которые приводят к распространению заболевания, – отсутствие системной работы ветеринарных служб на местах, халатное отношение со стороны руководителей муниципалитетов, районов и ряда областей, грубейшие нарушения элементарных ветеринарных норм и правил.

Зачастую, повторю, налицо недопонимание опасности, а иногда и сознательное сокрытие случаев заболевания со стороны местных ветеринарных служб.

Правоохранительные органы обязаны незамедлительно принимать жёсткие меры реагирования, своевременно применять соответствующие статьи Уголовного кодекса, предусматривающие наказания за нарушение правил ветеринарного содержания животных, халатность. Надо пользоваться и наказывать, доводить до соответствующих судебных решений. Должна быть выстроена и работать вся система профилактических, жёстких контрольных мер. Этого, к сожалению, на местах нет. Русское "авось пронесёт". Не пронесёт, если в регионах сотни нарушений.

Необходимо усилить координацию со стороны штаба взаимодействия по ликвидации АЧС между федеральными органами и регионами. Сегодня этот уровень крайне низкий.

В этой связи сегодня обсудим, как идёт работа по реализации полномочий в сфере ветеринарии. И давайте не будем сводить наш разговор к отсутствию того или иного акта. Если нужны акты, для этого есть Министерство сельского хозяйства. Если у него не хватает сил, мы готовы помочь. Но если на местах не будет контрольных мероприятий, не будет жёстких требований в отношении перевозок продукции, скармливания пищевых отходов, толка от этих документов всё равно не будет.

Также сегодня обсудим, какие дополнительные меры необходимо принять для локализации АЧС на юге, прежде всего в Краснодарском крае. Рассмотрим ситуацию в центре и в Поволжье, в первую очередь в Тверской, Курской и Саратовской областях. Мы уже неоднократно обращали внимание на ситуацию в этих регионах.

Только эффективная работа на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – позволит стабилизировать ситуацию. Думаю, что оценка эффективности работы руководителей регионов должна зависеть и от того, как в каждом регионе в этом вопросе наведён порядок».

По итогам состоявшегося обсуждения В.Зубков также поручил в двухнедельный срок представить в Правительство законопроект «О ветеринарии», а также предложения по поправкам в КОАП, предусматривающие усиление административной ответственности и кратное повышение штрафов за нарушение ветеринарного законодательства, в том числе - в части выдачи ветеринарными врачами различных справок и документов. При этом первый вице-премьер обратил особое внимание руководителей регионов на недопустимость организации тотальных проверок предприятий. «Никакой кампанейщины здесь быть не должно. Нужно смотреть только в части АЧС. Более того, ответственные должностные лица должны помочь бизнесу организовать на безвозмездной регулярной основе разъяснительную работу по профилактике и предупреждению этого опасного заболевания животных», – подчеркнул первый вице-премьер. «Через три недели в этом же составе проверим, как выполняются все эти поручения», – сказал в заключение В.Зубков.