Версия для слабовидящих

15 декабря 2011

По завершении программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» Председатель Правительства Российской Федерации ответил на вопросы журналистов

Стенограмма:

В.В.Путин: Добрый день! Мне кажется, что я уже на все возможные темы поговорил. Хотелось бы, честно, завершать нашу сегодняшнюю сессию. Но если у вас, тем не менее, есть пара дополнительных вопросов, прошу вас.

Вопрос: Если Вы можете, скажите, пожалуйста, по срокам преобразований в политике, которые Вы озвучили: прямые выборы губернаторов, сенаторов, регистрация мелких партий, они вообще возможны?

В.В.Путин: Да.

Вопрос: И когда по срокам?

В.В.Путин: Знаете, это я же сказал как общую идею. Я думаю, что действительно мы подошли к тому, что можно этот шаг сделать, но он требует, конечно, детальной проработки. Я бы не откладывал это куда-то там на 10 лет вперёд, этим вот сейчас надо заниматься. Это требует, на мой взгляд, и востребовано широкое обсуждение в обществе, затем в Государственной Думе. Надо продумать детали – здесь с кондачка ничего не надо делать, но и не откладывать это в долгий ящик. Я думаю, что в течение следующего года всё это можно принять.

Вопрос: Спасибо. И второй вопрос: Вы считаете достаточным успех «Единой России» на выборах, чтобы Медведев занял пост Премьер-министра?

В.В.Путин: Да, потому что «Единая Россия» во главе с Медведевым получила большинство. Большинство в Государственной Думе – это 226 мандатов, будет 238. Это позволяет Правительству устойчиво работать, и это, безусловно, победа, хотя и с потерями, с неизбежными утратами. Но это и естественно, я уже об этом много раз говорил. Мы прошли через кризис, это сказалось на жизни людей. Это, по-моему, абсолютно понятная вещь. Думаю, что Дмитрий Анатольевич сможет сформировать и Правительство, если ваш покорный слуга пройдёт через президентские выборы, и сможет эффективно работать. Вопрос – в эффективности работы Правительства, во взаимодействии с Думой. Наличие этого количества мандатов даёт возможность выстроить эту работу.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, по теме губернаторов. Я хотела уточнить: кому принадлежит идея вернуть всё-таки прямые выборы губернаторов? Обсуждали ли Вы её с Президентом? И хотела уточнить: Вы сказали, что обязательно будет президентский фильтр, и предлагать будет каждая партия, которая представлена в парламенте региона. Сколько кандидатов в итоге Президент будет выносить на голосование для граждан? Это будет референдум или всё-таки выборы между разными кандидатами?

В.В.Путин: Послушайте, я же только что сказал. Это требует детальной проработки. И только что на «прямой линии» я говорил о том, что действующая система приведения к власти губернаторов лично мной и была предложена. Это не кто-то там мне предложил из администрации, или какие-то специалисты, я сам лично её придумал, исходя из тех условий, в которых жила тогда страна. И вот эта модернизация, о которой я сказал – приведение к власти губернаторов, – тоже придумана мной лично и предложена мной лично. Мы с Дмитрием Анатольевичем об этом говорили буквально два дня назад, обсуждали. Он тоже согласен с тем, что это вполне возможно и нужно, и мы так же, как я сейчас говорю, пришли к выводу о том, что нужно дополнительно всё продумать – продумать детали, и с обществом посоветоваться, с гражданами, вынести потом на суд депутатов парламента.

Вопрос: Владимир Владимирович, Вас как дзюдоиста, учили разбираться в своём сопернике, знать его слабые и сильные стороны. В президентской гонке для Вас кто главный всё же соперник и каковы его слабые и сильные стороны?

В.В.Путин: Я сам, наверное. Это такой сложный, ответственный период и в жизни страны, и в жизни каждого кандидата, и моей тоже. Нужно быть точным, понятным для людей, ошибок не допускать. Но опыт предыдущей работы даёт мне основания полагать, что мне это удастся сделать. Пожалуйста.

Вопрос: Владимир Владимирович, сегодня прозвучала очень острая критика о том, что обещали одно, а получается другое. Я имею в виду по пенсионерам, по жилью и прочее…

В.В.Путин: Послушайте, не было ни одного случая, когда я лично что-то обещал, а получалось другое. Что касается этих квартир, о которых мы говорили, я ясным и понятным языком рассказал, что происходит в этой сфере. И это ведь не сейчас возникло. Мы говорили, что будет полное обеспечение к концу 2010 года, но когда стало ясно, что ситуация меняется и количество этих очередников оказывается на порядок больше, мы своевременно об этом сказали, сказали: «Да, нам придётся немножко сдвинуть окончательное решение этого вопроса». Мы тоже говорили об этом ясно, понятно и абсолютно откровенно.

Реплика: Я чуть-чуть по-другому хотел поставить вопрос, извините. У вас существует контрольное управление, и когда Вы понимаете, что неправильно считали, нельзя ли этих счётчиков за ушко да на солнышко, и сказать, что они неправильно считали, и каждый раз, когда чётко понимаете, что к этому сроку не выполнено, сказать: «Было так, вот поэтому так не будет». Контрольное управление должно работать лучше.

В.В.Путин: Послушайте, я понимаю, что вы никакого двойного смысла в свой вопрос не вкладываете. Поверьте мне, что контрольное управление здесь совершенно ни при чём. Но если десятилетиями – я хочу это подчеркнуть: де-ся-ти-ле-ти-я-ми! – учёт поставленных на очередь по получению жилья вёлся недолжным образом, то здесь учётчики-то ни при чём. Ведь что происходило в Вооружённых силах до этого, до того как мы приступили к массовому жилищному строительству для военнослужащих? Просто офицер ставился на очередь по месту его службы, а потом переезжал в другое место и там то ли его ставили на очередь, то ли не ставили, то ли ставили на очередь дважды, кого-то вообще не поставили. Просто не было налажено соответствующей работы по учёту в Министерстве обороны на протяжении десятилетий, вот в чём всё дело. И здесь говорить о том, что учётчики как-то в этом виноваты… Можно, конечно, найти крайних, но лучше наладить нормальную работу.

Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, Вы будете участвовать в предвыборных дебатах? Мне кажется, надо.

В.В.Путин: Я подумаю. Вам кажется, вы и участвуйте. Вы знаете, я скажу откровенно то, что я думаю. Ведь эти дебаты, они на разных площадках происходят, они в принципе полезны, я не скрою. Закон даёт возможность участвовать или не участвовать. Представители оппозиции что делают? Им не важны последствия принимаемых решений, они просто апеллируют к потребностям граждан и начинают обещать всё подряд и говорят: вот мы бы сделали так, мы бы сделали эдак. А сделали бы они или нет? Я что-то не видел пока эффективной работы наших оппозиционеров, в том числе и тех, которые многократно у власти находились в течение многих лет. А говорить о том, что всех надо с сегодня на завтра обеспечить жильём, с сегодня на завтра сделать всех счастливыми и богатыми и здоровыми, так можно говорить кому угодно, поэтому это такой разговор не на равных.

Но что я точно сделаю, это обеспечу им возможность посоревноваться с «младшим братом» по каждому конкретному вопросу, найду таких людей, которые будут в состоянии ответить каждому из претендентов на должность Президента Российской Федерации и, может быть, в каком-то формате и сам поучаствую в этих дискуссиях.

Реплика: Спасибо большое.

Вопрос: Прохоров сегодня выступал и сказал, что если он станет Президентом, то одна из первых вещей, которую он сделает, – это освободит Ходорковского. Считаете ли Вы это правильным, возможным решением или оно может дестабилизировать ситуацию в России? И, если можно, второй вопрос: насколько важна для Вас победа в первом раунде и не считаете ли Вы, что эта возможность уменьшилась после этих протестов? Спасибо.

В.В.Путин: По поводу раундов: надо будет смотреть, как будет проходить предвыборная кампания, настроение людей нужно будет смотреть. Я уже сказал, как я буду относиться к выбору народа – с безусловным уважением и без всяких обид. Без всяких! Я только скажу спасибо за то, что мне люди доверили в течение длительного времени (достаточно длительного!) занимать те места в высших эшелонах власти страны, которые я занимаю и занимал, – и на президентском уровне, и я чувствовал поддержку людей, будучи Председателем Правительства. А что говорить там о раундах?.. Забегать вперёд не нужно, посмотрим, как выборы пройдут.

Что касается заявления Михаила Дмитриевича Прохорова по поводу того, что он освободит Ходорковского, если станет Президентом, – ну рыбак рыбака видит издалека. Один олигарх освободит другого олигарха, ничего здесь страшного нет. Но вообще, Михаил Дмитриевич – человек порядочный и он работает эффективно. Кстати говоря, он и меценат неплохой, он не жадничает, реально помогает многим людям и в сфере искусства, и в образовании, причём не выпячивает это, что приятно отметить. По поводу того, чтобы освободить Ходорковского, это право Президента, но и Михаил Дмитриевич, если он займёт это положение, должен будет оставаться в рамках закона. А закон таков, что содержащийся в местах лишения свободы и осуждённый приговором суда человек должен написать ходатайство о помиловании, то есть фактически признать свою вину, чего Ходорковский до сих пор не сделал. Если он это сделает, когда Прохоров будет Президентом, напишет такое ходатайство о помиловании и признает свою вину, тогда и будущий Президент будет в состоянии это сделать. А если не сделает, не знаю, как Михаил Дмитриевич сможет его помиловать. Но это уже отдельная тема...

Реплика: Если он напишет это обращение?

В.В.Путин: Если он напишет это обращение, то я рассмотрю это ходатайство, но сначала нужно стать Президентом.

Реплика: Спасибо большое.

В.В.Путин: Спасибо вам большое. До свидания.