Версия для слабовидящих

25 августа 2008

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В.Путин

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 25 августа 2008 года

«Вопрос о распределении дотаций из федерального бюджета. 3,2 млрд рублей выделяется Камчатскому и Приморскому краям, Архангельской и Мурманской областям на компенсацию расходов в связи с ростом цен на мазут. Одна из мер, которые должны помочь этим регионам пройти отопительный сезон без сбоев и чрезвычайных происшествий».

Стенограмма начала заседания:

В.В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы уже начали с Дмитрием Николаевичем (Д.Н. Козак) обмениваться впечатлениями о том, что происходит сейчас в Южной Осетии с точки зрения восстановления Цхинвала. Дмитрий Николаевич, пожалуйста, Вы там были. Расскажите, как там обстоят дела, как идет работа, как она организуется.

Д.Н. Козак: В соответствии с распоряжением Правительства был утвержден состав межведомственной комиссии по оказанию помощи Южной Осетии. 22 августа было проведено первое заседание комиссии, определены алгоритмы действий всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Южного федерального округа, Северной Осетии.

Нужно отметить, что Северная Осетия очень активно оказывает помощь. Брошены практически все силы на оказание помощи Южной Осетии, в том числе, к сожалению, в ущерб себе (с точки зрения подготовки к зиме), так как все коммунальные предприятия работают сейчас в Южной Осетии.

Определены все нормативные акты, Министерство финансов определило порядок финансирования работ из федерального бюджета. Утвержден порядок согласования работ, приемки этих работ комиссией. Утвержден также порядок заключения договора о проведении обследования всех зданий и сооружений.

В настоящее время работа ведется на 43 объектах. Пока без заключения договора. Я чуть ниже скажу о том, в чем здесь проблема. Объекты обследованы - на них непосредственно работают в основном предприятия «Спецстроя» Северной Осетии, Министерства энергетики, Росавтодора и Россвязи.

К настоящему времени большинство районов обеспечено электроэнергией, организована уборка бытового мусора, налажено функционирование аптек, поликлиник и станций скорой помощи.

Налажено движение общественного междугороднего транспорта, частично завершена работа по налаживанию проводной телефонной связи и полностью восстановлена работа мобильной связи по всей территории.

Работают почта и банк. Восстанавливается работа государственных и муниципальных учреждений. К 1 сентября будут готовы на территории Республики 16 школ: 5 - в Цхинвале и 11 - в населенных пунктах. С 1 сентября начнутся занятия в университете. В двух уцелевших корпусах требуются незначительные работы по восстановлению, а вместо одного корпуса, который не подлежит восстановлению, занятия будут проводиться в школе № 6.

По состоянию на сегодняшний день - без учета аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в рамках Постановления № 850 по оказанию чрезвычайной помощи - работают более 1 000 человек. Сегодня до конца дня количество людей будет значительно увеличено.

Основная проблема, которая несколько сдерживает работу на конкретных объектах, - не в полную силу работают органы государственной и муниципальной власти. Сегодня утром я разговаривал с президентом, он обещает сформировать новое правительство до середины этой недели.

Мы очень надеемся, что это позволит нам уйти от работы в чрезвычайном режиме и начать работу в оперативном, но плановом режиме. Все будет прозрачно, понятно, каждый объект будет накануне обследован, будет заключен соответствующий договор генерального подряда.

Мы определили с правительством Южной Осетии, с исполняющим обязанности председателя правительства, что силами генерального подрядчика будет привлечено более 100 субподрядных организаций. И в соответствии с планом в ближайшее время они будут расставлены на конкретные объекты.

Материальных ресурсов достаточно. Что касается финансовой инфраструктуры, то до конца недели будут перечислены деньги на специальный счет, открытый в Южной Осетии. Сегодня правительство Южной Осетии должно представить список должностных лиц, которые будут уполномочены заключать договоры генерального подряда, принимать соответствующие работы.

Вот, собственно, в основном то, что проделано на сегодняшний день. К вечеру будет сделан дополнительный доклад.

В.В. Путин: Дмитрий Николаевич, есть какие-то обобщенные данные о масштабах ущерба, который нанесен Южной Осетии агрессией со стороны Грузии?

Д.Н. Козак: Подчеркну: мы специально не занимались установлением масштаба всего ущерба. Мы проводили обследование основных объектов, в ходе которого определили примерные суммы, требуемые на их восстановление. По нашим оценкам, исходя из визуального обследования 750-ти объектов, мы предполагаем выделить 16 млрд рублей на комплексное перспективное восстановление Республики. Плюс 9,5 млрд рублей - в рамках первоочередных мероприятий. Итого - 25 млрд рублей.

В.В. Путин: То есть свыше 1 млрд долларов?

Д.Н. Козак: Да.

В.В. Путин: Это примерный ущерб, который нанесли агрессоры?

Д.Н. Козак: Да.

В.В. Путин: Ясно. Хорошо. Вы продолжайте работать. Я прошу Вас регулярно докладывать о том, как идет работа по осуществлению планов по восстановлению Южной Осетии и Цхинвала в частности.

В ходе своего доклада Вы упомянули о подготовке к зиме одного из регионов России - Северной Осетии - Алании. Как у нас в целом по стране идет работа по подготовке жилищно-коммунальной сферы?

Д.Н. Козак: Если говорить о фактическом состоянии дел, то соответствующий мониторинг этой работы проводится. Мы двигаемся в соответствии с решениями, которые были приняты на заседании межведомственной комиссии по мониторингу подготовки к зиме.

По всем мероприятиям, которые проводятся в субъектах Российской Федерации, движение увеличилось на 3 - 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За исключением двух позиций, которые отстают на 1 - 2%, - это закупка топлива для работ в осенне-зимний период. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года здесь мы отстаем.

Определены все субъекты Российской Федерации, в которых есть проблемы. Мы ведем с ними постоянную работу. 28 августа будет проведено всероссийское селекторное совещание по подготовке к зиме.

В соответствии с поручением, которые было дано в июле, мы вместе с Министерством финансов проработали вопрос о выделении дополнительных средств из регионального бюджета. Четырем субъектам Российской Федерации выделяются дополнительные субсидии.

Сегодня подготовлен перечень показателей эффективности работы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации по подготовке к зиме и по результатам прохождения осенне-зимнего периода.

Как мы договаривались на заседании Правительства, после 15 декабря, то есть после завершения подготовительных работ, мы подведем итоги работы органов исполнительной власти. После 15 апреля будут подведены итоги прохождения осенне-зимнего периода.

На совещании 28 августа мы рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации по такой же шкале оценивать (поощрять и применять санкции) органы исполнительной власти. Считаю это абсолютно необходимым для того, чтобы органы исполнительной власти соответствовали должному уровню.

В.В. Путин: Помните, мы говорили о необходимости ужесточения ответственности за ненадлежащую подготовку к прохождению осенне-зимнего максимума? Я просил подготовить соответствующие предложения. Где они?

Д.Н. Козак: У нас по этим вопросам срок исполнения поручения до 1 сентября. Вместе с Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой и правоохранительными органами обсуждали необходимые поправки в законодательство.

Сегодня речь идет не столько о том, чтобы менять уголовное или административное законодательство, сколько о том, что нужно наладить эффективную работу по исполнению действующего законодательства. Доклад по этому вопросу мы Вам представим до 1 сентября.

В.В. Путин: Хорошо. Немного времени у Вас осталось.

Сергей Борисович, Вы у нас возглавляете межправкомиссию с Узбекистаном. У меня в ближайшее время, через неделю, намечается визит в Ташкент. Как сейчас обстоят дела по двустороннему сотрудничеству с Узбекистаном? Это один из ключевых наших партнеров.

С.Б. Иванов: Совершенно верно, Владимир Владимирович. Начну с того, что Узбекистан является четвертым нашим торгово-экономическим партнером среди стран СНГ. Объем двусторонней торговли в последние годы неуклонно растет. Растут также и российские инвестиции в экономику Узбекистана. На сегодняшний день две трети всех иностранных инвестиций в Узбекистане - это российские инвестиции.

Завтра в Москву приезжает первый заместитель Председателя Правительства Узбекистана господин Азимов. Мы проведем с ним подробный анализ состояния дел в торгово-экономической сфере по тем решениям, которые были приняты в прошлом году во время заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Наметим вопросы, требующие первоочередного решения, в том числе в плане подготовки Вашего визита в Ташкент, а также проведения в ноябре в Москве очередного заседания межправительственной комиссии.

Основные перспективные направления нашего сотрудничества с Узбекистаном, естественно, находятся в сфере топливно-энергетического комплекса.

Я бы также выделил авиастроение, поскольку во время визита господина Каримова мы подписали Соглашение об интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова в Российскую объединенную авиастроительную корпорацию.

У нас хорошие перспективы в области транспорта, связи и научно-технического сотрудничества.

Как и в любом большом деле, есть отдельные проблемы, узкие места. Завтра на переговорах мы тоже будем это подробно обсуждать. Есть и прогресс. На последнем заседании Правительства мы одобрили Соглашение об охране и защите интересов трудовых мигрантов. Сейчас оно направляется на ратификацию в Государственную Думу, что позволит нам укрепить сотрудничество.

Я надеюсь, что та динамика, которая в последние годы складывается в наших отношениях с Узбекистаном в торгово-экономической области (и не только в ней) будет развиваться.

В среду я провожу правительственную комиссию по транспорту и связи. Отдельным вопросом мы рассмотрим состояние морских портов и развитие портовых особых экономических зон. Первые конкурсы уже проведены Министерством экономического развития.

И совсем недавно я проводил отдельное совещание конкретно по развитию мурманского торгового порта. Он расположен на Западном берегу Кольского залива. Приняли участие все заинтересованные лица. Мы приняли все окончательные решения. Я думаю, что в ближайшие месяцы Минтранс и соответствующие агентства приступят уже непосредственно к работе по началу проектирования и строительства нового глубоководного океанского порта в Мурманске.

В.В. Путин: Это хорошие, большие, грандиозные планы. Движение в правильном, нужном направлении. Особенно если иметь в виду, что одной из основных наших задач является развитие инфраструктуры. Но сейчас я бы хотел обратить Ваше внимание как вице-премьера, который отвечает за транспорт, на то, что у нас люди в аэропортах сидят сутками. Надо навести там порядок и как можно быстрее. Прошу Вас лично этим заняться.

С.Б. Иванов: Хорошо, Владимир Владимирович.

В.В. Путин: Если нужны какие-то средства, нужно их немедленно выделить. На носу 1 сентября. Количество перевозимых пассажиров и авиа-, и железнодорожным транспортом увеличивается. Здесь должен быть абсолютный порядок. Что это такое? Люди сидят сутками, с маленькими детьми, без соответствующих условий. Пожалуйста, сегодня же разберитесь.

С.Б. Иванов: Уже создан штаб в Минтрансе.

В.В. Путин: Штаб - ладно. Надо решить проблему. Сами займитесь этим и доведите до конца, пожалуйста.

Татьяна Алексеевна, у нас в Пензе открывается центр медицинской помощи.

Т.А. Голикова: 26-го планируется начать операции. Уже составлен реестр больных. Уже понятно, какой объем медицинской помощи они будут оказывать до конца 2008 года. На подходе сердечно-сосудистый центр в Астрахани.

В.В. Путин: Когда он примерно начнет работу?

Т.А. Голикова: Думаю, где-то в октябре. И практически одновременно будет открыт центр травматологии, ортопедии и протезирования в Чебоксарах.

В.В. Путин: Я съезжу туда, посмотрю, в каком они состоянии.

Т.А. Голикова: Мы Вас проинформируем, когда они начнут работать. Дело в том, что очень длительная процедура согласования. Мы с Вами были там в феврале, и он был уже практически построен. Но требуется еще работа по оборудованию и лицензированию отдельных видов деятельности. По нашему законодательству этот процесс достаточно трудоемкий. Только сейчас нам удалось выйти непосредственно на запуск операций.

Буквально недавно мы подвели данные об оказании высокотехнологичной помощи. За полугодие у нас показатели выполнены на 50%. Мы планировали на 2008 год сделать 195 тыс. высокотехнологичных операций за счет средств федерального бюджета. 186 учреждений оказывают такую помощь. Из них порядка 75 медицинских учреждений - это учреждения субъектов. 160 тысячам гражданам оказывается помощь в федеральных учреждениях и 35 тысячам - в учреждениях субъектов.

По данным на 1 июня, такая помощь оказана 96 474 гражданам. Чуть опережают плановые показатели федеральные учреждения - 58% на первое полугодие. И немножко отстают учреждения субъектов - 43%.

В рамках уточнения бюджета на 2008 год мы скорректировали финансовые параметры оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Это позволит нам к концу 2008 года довести нынешний показатель в 195 тысяч до 200 тысяч высокотехнологичных операций.

Мы провели общую корректировку, добавили туда три высокотехнологичных медицинских центра - два сосудистых центра в Пензе и Астрахани и центр травматологии и ортопедии в Чебоксарах. Также мы дополнительно включили 13 медицинских учреждений в субъектах Российской Федерации: 6 учреждений по сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, нейрохирургии и еще 7 учреждений по педиатрии, гематологии и онкологии для детей.

В.В. Путин: Я подписал соответствующий документ по Московскому центру гематологии.

Т.А. Голикова: Большое спасибо, потому что это очень важно. Этот документ коллеги ждали очень давно. Я надеюсь, что в рамках тех ассигнований, которые уже предусмотрены в этом году (в трехлетнем бюджете), это будет достойный центр, на достаточно высоком мировом уровне. Тем более что детей, которые нуждаются в подобного рода операциях по гематологии, достаточно много. К сожалению, помощи в том объеме, в котором мы оказываем ее сейчас, недостаточно. Хотя мы и увеличили ее во втором полугодии. Строительство центра будет знаковым. Спасибо.

В.В. Путин: Кстати, Сергей Борисович, также вчера я подписал документ, касающийся нашей системы информации. Прошу Вас обратить на это внимание.

Алексей Васильевич (обращаясь к А.В. Гордееву), как идет уборка урожая?

А.В. Гордеев: Владимир Владимирович, уборка идет хорошими темпами. Существенно выше, чем в прошлом году и в среднем за последние годы. На сегодняшний день обмолочено 55,5%, валовой сбор составил 75,5 млн тонн, это на 20 млн тонн больше, чем в прошлом году. Сейчас уборочные работы смещаются в регионы Урала, Сибири.

Мы сделали уточненный прогноз. Если погодные условия будут в сентябре благоприятными, то можно с уверенностью сказать, что сбор урожая зерновых и зернобобовых составит не меньше 95 млн тонн. Напомню, что в прошлом году было 82 млн тонн. Как я докладывал Вам в прошлый раз, это рекордный объем урожая за последние 15 лет.

Если говорить об урожайности, то есть о том, сколько центнеров мы собираем с гектара, то очевидно, что показатель продуктивности будет рекордным за всю историю России. Можно говорить, что технологии играют определенную роль в продуктивности полей и в нашей возможности противостоять погодным стрессам. Так что все идет в штатном режиме.

Основная наша задача сейчас - разместить, сохранить зерно и поддержать цены. Соответствующее совещание, где я тоже докладывал, проводил Виктор Алексеевич (В.А. Зубков). Все решения приняты. Сегодня соответствующие государственные операторы на рынке зерна приступили к закупкам.

В.В. Путин: Это хорошо. Игорь Иванович (обращаясь к И.И. Шувалову), мы разговаривали сегодня по поводу процесса присоединения к ВТО. Уже много раз я обращал внимание на то, что мы выполняем взятые на себя обязательств - обязательства, которые мы взяли на себя много лет назад в ходе переговорного процесса по присоединению, а до сих пор этот процесс не завершен. Вместе с тем наша экономика, отдельные ее отрасли (и сельское хозяйство) несут достаточно большую нагрузку. Получается, что никаких плюсов от членства в ВТО, если они вообще там есть, мы не видим и не чувствуем, а нагрузку несем. Нужно внести ясность в этот вопрос. Особенно актуально это в связи с резкими ценовыми колебаниями на мировых рынках, в том числе на мировом продовольственном рынке. Нам нужно самым серьезным образом подумать о защите своего товаропроизводителя на селе. Крестьяне давно требуют от нас каких-то действий в этом направлении.

Это совсем не значит, что мы должны раз и навсегда отказаться от нашего стратегического движения в сторону ВТО. Но какая-то ясность в этом вопросе с партнерами должна быть, и элементарная справедливость должна восторжествовать. Я Вас прошу обратить на это внимание.

И.И. Шувалов: Владимир Владимирович, мы с коллегами по Вашему поручению в течение летних месяцев активно работали над этим вопросом. Был утвержден специальный план, согласованный с Министерством иностранных дел. Министр сельского хозяйства специально посетил Женеву и провел переговоры с послами Кернской группы. Были проведены соответствующие переговоры по размеру сельхозсубсидий в случае вступления России в ВТО, а также возможные компромиссные варианты. Министр экономического развития провела соответствующие переговоры с еврокомиссаром по торговле. А также заблаговременно были направлены наши разъяснительные позиции министру Шваб (С. Шваб - торговый представитель США в ВТО).

Министр финансов и заместитель Председателя Правительства закончили двусторонние переговоры подписанием соответствующего соглашения с Саудовской Аравией.

Последняя редакция доклада рабочей группы говорит о том, что по большей части вопросов, Владимир Владимирович, мы продвинулись. И остались технические вопросы.

Но вместе с тем остались и принципиальные нерешенные вопросы - экспортные пошлины на лес, некоторые группы тарифов и регулирование в отношении предприятий, которые в США воспринимаются как предприятия с государственным участием.

В связи с тем, как мы реально представляем сегодня ситуацию, у нас есть коллегиальное предложение. Мы предлагаем поступить следующим образом. Продолжать переговоры и работу в рамках рабочей группы по присоединению к Всемирной торговой организации и к вступлению в эту организацию, имея в виду, что это один из приоритетов нашей внешней экономической деятельности. Но по некоторым соглашениям, которые в настоящий момент противоречат экономическим интересам Российской Федерацией, надо информировать партнеров о необходимости выхода из таких соглашений, чтобы мы не были связаны такими торговыми режимами с этими государствами. При этом мы взяли бы на себя обязательства выполнять такие соглашения в полном объеме с момента вступления во Всемирную торговую организацию. Владимир Владимирович, я подготовил по этому поводу доклад, Вам сегодня его направлю.

В.В. Путин: Спасибо большое. И в завершение этой части нашей сегодняшней встречи хотел бы поздравить наших олимпийцев, спортсменов сборной России, которые порадовали своих болельщиков, завоевали 72 медали, из них 23 золотых, 21 серебряную и 28 бронзовых, уверенно заняли в неформальном зачете третье командное место.

У нас молодая и перспективная команда. Для того чтобы эти перспективы были реализованы, нужно, чтобы организаторы спорта - Министерство, Национальный олимпийский комитет - сделали все, чтобы создать условия для подготовки спортсменов, которые способны выдавать и выдают на-гора такие яркие победы и достижения, какие мы видели сейчас в Пекине. Поздравляю их еще раз. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д. Жукову), как Вы оцениваете результаты и как Правительство намерено строить работу по оказанию помощи нашим спортсменам и вообще организовывать спорт высоких достижений в будущем?

А.Д. Жуков: Владимир Владимирович, я думаю, что действительно наши спортсмены достаточно успешно выступили. Много ярких побед было на Олимпиаде.

Конечно, в некоторых видах спорта мы свои позиции несколько утратили. Надо просто из этого определенные выводы делать по подготовке спортсменов. Сейчас у нас приняты две очень серьезные программы по развитию физической культуры и спорта. Думаю, что это поможет нам и с точки зрения материальной и технической базы восстановить позиции, которые были раньше.

С точки зрения подготовки и проведения Олимпийских игр в Пекине. У нас там находится большая группа специалистов из сочинского Организационного комитета. Организована специальная программа нашими китайскими коллегами, наши сотрудники изучают, как была подготовлена и проведена Олимпиада в Пекине. По общим оценкам, организация заслуживает самой высокой оценки. Все было на очень высоком уровне. Мы будем перенимать определенный опыт наших китайских коллег, кстати, не только по проведению Олимпиады, но и подготовке в целом ряде видов спорта.

В.В. Путин: Хорошо. Давайте потом к этому еще раз вернемся, уже в сугубо рабочем режиме проанализируем результаты, посмотрим, что нужно сделать для улучшения этой работы. Предлагаю вернуться к сегодняшней повестке дня.

Вы видите в документах, что Минобороны России подготовлены изменения в Закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В этой связи хотел бы сказать, что День Победы в России всегда был и будет по-настоящему всенародным праздником. Днем, когда мы вспоминаем трагические и славные страницы нашей истории, чествуем ветеранов, преподаем урок патриотизма и гражданственности молодому поколению.

Считаю, что закон, представленный Министерством обороны России, следует поддержать.

Мы также рассмотрим вопрос о распределении дотаций из федерального бюджета.

3,2 млрд рублей выделяется Камчатскому и Приморскому краям, Архангельской и Мурманской областям на компенсацию расходов в связи с ростом цен на мазут. Это то, о чем Дмитрий Николаевич (Д.Н. Козак) уже сегодня упоминал. Одна из мер, которые должны помочь этим регионам пройти отопительный сезон без сбоев и чрезвычайных происшествий.

1,2 млрд рублей будет направлено республикам Алтай, Ингушетия и Якутия, а также Ставропольскому краю на ликвидацию последствий стихийных бедствий прошлых лет.

250 млн рублей предполагается выделить Республике Марий Эл на компенсацию расходов в связи с проведением VII Всероссийских сельских летних спортивных игр.

Давайте начнем работать.

Дополнительные материалы по теме