Версия для слабовидящих

13 сентября 2011

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 13 сентября 2011 г.

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 13 сентября 2011 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О состоянии конкуренции в Российской Федерации

Материалы по данному вопросу представлены ФАС России.

I. Оценка состояния уровня развития конкуренции в целом.

Данные, представленные в докладе ФАС России, свидетельствуют об увеличении числа хозяйствующих субъектов в экономике и, соответственно, о положительных тенденциях развития конкурентной среды.

Так, по состоянию на начало 2010 г., общее количество предприятий и организаций выросло на 2,8% по сравнению с 2009 г. и составило 4,91 млн единиц.

Наиболее значительный рост числа хозяйствующих субъектов наблюдается в управлении эксплуатацией жилого фонда (увеличение по сравнению с 2009 г. на 19,2%), операциях с недвижимым имуществом и аренде (7,6%), оптовой и розничной торговле, в том числе торговле автотранспортными средствами и их техническом обслуживании (7,1%), транспорте и связи (7,1%). Впервые с 2008 г. отмечено незначительное увеличение предприятий в сфере обрабатывающих производств (1,9%).

Вместе с тем отмечается снижение числа предприятий в сферах сельского хозяйства (6,5%) и строительства (6,1%). Кроме того, при увеличении числа предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 411 тыс. до 418,6 тыс.) наблюдается снижение их доли в общем количестве организаций. При этом наиболее интенсивно падает доля предприятий, осуществляющих производство машин, оборудования и пищевых продуктов.

В течение 2 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 г. до 383 тыс. в 2010 г.) с одновременным увеличением числа частных предприятий (с 3,855 млн до 4,128 млн соответственно), что оказывает положительное влияние на состояние конкуренции.

Продолжает снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 г. 10% валового внутреннего продукта создавалось 10 компаниями, в 2007 г. - 16 компаниями, в 2008 г. - 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 г. - 32 крупнейшими компаниями.

В целях более полной характеристики конкурентной среды в докладе представлены данные социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения по результатам опроса хозяйствующих субъектов в 2010 г.

Так, большинство предпринимателей выражает позитивные оценки состояния конкурентной среды: 43% респондентов оценивают состояние конкурентной среды как "скорее благополучное", 23% - как однозначно "благополучное". При этом следует обратить внимание на отсутствие существенных изменений в оценке предпринимателями состояния конкурентной среды за последние 3 года.

II. Состояние конкуренции в отдельных секторах и на отдельных рынках.

В качестве наиболее значимых для экономики товарных рынков и рынков услуг, которые оцениваются в докладе как неконкурентные, можно выделить следующие: рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов для перевозок железнодорожным транспортом, рынок услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, рынок электрической энергии (мощности), региональные рынки муки и других социально значимых продовольственных товаров.

Рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов характеризуется высокой концентрацией. Условия обращения товаров на указанном рынке диктуются доминирующими на нем хозяйствующими субъектами – ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер", в собственности которых находятся используемые для оказания соответствующих услуг здания и сооружения, грузоподъемная техника, контейнерные площадки и иные объекты. На рынке имеются экономические и технологические барьеры входа, в том числе необходимость значительных первоначальных инвестиций, подключения к автоматизированным системам, а также соблюдения технических норм и правил.

Рынок услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом оценивается как высококонцентрированный (на долю 35% перевозчиков приходится более 96% объема перевозок). Принятые Правительством меры, в том числе изменение условий лицензирования и установление правил доступа к услугам в аэропортах, позволили создать условия для развития конкуренции.

Розничные рынки электрической энергии (мощности) в 2010 г. характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией. Количество энергосбытовых компаний на рынках незначительно возросло по сравнению с 2009 г. (с 530 до 588 единиц). ФАС России в 2010 г. выявлено 1508 нарушений антимонопольного законодательства на указанных рынках, что на 19,2% выше уровня 2009 г.

На региональных рынках муки по результатам анализа, проведенного ФАС России в отдельных субъектах Российской Федерации, выявлено наличие ограниченного числа хозяйствующих субъектов, являющихся доминирующими и способных оказывать влияние на условия обращения товара, что нередко приводит к установлению монопольно высоких цен на муку и, соответственно, удорожанию хлеба.

III. Региональные программы развития конкуренции.

Существенную роль в обеспечении благоприятной конкурентной среды играют региональные программы развития конкуренции, принятые субъектами Российской Федерации в соответствии с Программой развития конкуренции.

По данным ФАС России, в 2010 г. во всех субъектах Российской Федерации завершена разработка указанных региональных программ. Почти половина программ (46%) имеют высокое или хорошее качество подготовки и содержат конкретные меры по формированию конкурентного климата с учетом специфики регионов.

Вместе с тем качество 16% региональных программ – неудовлетворительное (13 субъектов), 3% - крайне низкое (Республика Ингушетия, Новгородская и Тамбовская области).

IV. Практика применения антимонопольного законодательства.

ФАС России указывается на продолжающуюся в течение нескольких лет тенденцию увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства.

В частности, в 2010 г. ФАС России возбуждено 11 431 дело о нарушении антимонопольного законодательства, что на 18,3% больше, чем в 2009 г. В результате выявлено 10 249 нарушений антимонопольного законодательства.

При этом из них более половины, по-прежнему, составляют нарушения, совершаемые органами власти, в том числе принятие несоответствующих антимонопольному законодательству актов, предоставление имущества без торгов, предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением установленного порядка.

Среди нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами, доля злоупотреблений доминирующим положением сократилась в 2010 г. до 18,7% (в 2009 г. - 19,1%). Вместе с тем значительно увеличилась доля возбужденных дел по фактам картельных соглашений (607 дел, что на 24% больше, чем в 2009 г.).

V. Предложения по развитию конкуренции в Российской Федерации.

В представленном докладе ФАС России предлагается реализовать ряд мер по развитию конкуренции в отдельных отраслях, в том числе:

  • обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры  электросвязи и почтовой связи, повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра, а также провести реструктуризацию ФГУП, оказывающих услуги связи;
  • укрупнить путем объединения зоны свободного перетока на оптовом рынке электрической энергии (мощности), обеспечив строительство сетевых объектов, а также снять административные барьеры, препятствующие выходу розничных потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок;
  • создать возможности ценовой конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • оптимизировать нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях устранения барьеров входа на данный рынок.



Кроме того, ФАС России предлагается разработка ряда проектов федеральных законов в части регулирования рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии, в том числе введения тарифов на длительный период, увязки тарифов с качеством и эффективностью оказания услуг, недопущения сдерживания перехода рынка от естественно монопольного к конкурентному.

2. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2011 года

Материалы по данному вопросу представлены Минэкономразвития совместно с Минфином, Минобрнауки России и Военно-промышленной комиссией при Правительстве.

IИтоги хода выполнения ФЦП за первое полугодие 2011 г. свидетельствуют о следующих результатах.

Общий объем финансирования 54 ФЦП и 2 государственных программ Российской Федерации по данным Федерального казначейства на 1 августа 2011 г., предусмотрен в объеме 916,18 млрд рублей.

По данным Минэкономразвития России в отчетном периоде реализовывались государственные контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму 559,42 млрд рублей (62,8% от бюджетных назначений 2011 г.). Для сравнения в первом полугодии 2010 г. эти значения составили 527,74 млрд рублей, или 71,2% от годовых бюджетных назначений.

По информации Федерального казначейства, за счет средств федерального бюджета программные мероприятия профинансированы, по состоянию на 1 августа 2011 г., в объеме 344,91 млрд рублей (37,7% от бюджетных назначений 2011 г.), что выше уровня финансирования на 1 августа 2010 г. на 1 процентный пункт (36,7%).

По данным Минэкономразвития России, софинансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в первом полугодии 2011 г. составило 293,73 млрд рублей (16,3% от предусмотренного годового задания), что несколько выше уровня первого полугодия 2010 г. (15,9%).

II. Основные показатели реализации в первом полугодии 2011 года федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

Реализация ФАИП в 2011 г. осуществляется в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

На строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимости, а также на реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в ФАИП (с учетом внесенных Минэкономразвития России в установленном порядке изменений), предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 895,6 млрд рублей, включая субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в размере 124,5 млрд рублей, а также расходы на объекты, включенные в государственный оборонный заказ в размере 153,9 млрд рублей.

За отчетный период объем финансирования за счет средств федерального бюджета строек, объектов и мероприятий (включая финансирование проектных и изыскательских работ) ФАИП составил (без учета гособоронзаказа) 205,5 млрд рублей, или 27,7% от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных в 2011 г., что соответствует уровню финансирования по итогам первого полугодия 2010 г.

В рамках программной части ФАИП за отчетный период профинансировано - 124,7 млрд рублей, в рамках непрограммной части - 80,8 млрд рублей, что составляет, соответственно, 25,6% и 31,7% от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП.

По данным главных распорядителей, освоение средств, полученных за счет всех источников финансирования, за отчетный период составило 76% от общего объема финансирования ФАИП или 20% от общего объема средств, предусмотренных в 2011 г. на реализацию ФАИП.

В рамках ФАИП в 2011 г. предусмотрено финансирование 3 400 объектов (без учета объектов гособоронзаказа), в том числе 2 935 объектов государственной собственности Российской Федерации, 341 объект государственной собственности субъектов Российской Федерации и 134 объекта, находящихся в собственности открытых акционерных обществ.

В 2011 году предусматривается ввести в действие (эксплуатацию) 1 408 объектов, или 41,4% от их общего числа. Практически все вводы объектов запланированы на второе полугодие 2011 года.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Минспорттуризмом России.

Законопроектом вводится определение региональной спортивной федерации, уточняются порядок аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций, функции органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта в части аккредитации региональных спортивных федераций, порядок выборов руководителей и руководящих органов общероссийских спортивных федераций по видам спорта, включенным в программу олимпийских игр, а также функции Олимпийского комитета России по формированию олимпийской сборной команды.

Расширяется перечень обязанностей общероссийских спортивных федераций в части обеспечения подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, организации чемпионатов, первенств и кубков России, проведения детско-юношеских спортивных соревнований, представления отчетов о деятельности этих федераций в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также размещения на интернет-сайтах указанных организаций результатов их проверок.

Законопроект дополняется статьей, устанавливающей права и обязанности аккредитованных региональных спортивных федераций в части организации чемпионатов, первенств и кубков субъекта Российской Федерации, формирования региональных программ развития видов спорта, а также представления отчетов о деятельности данных организаций в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом в целях контроля за выполнением установленных законодательством требований к региональным спортивным федерациям соответствующий орган исполнительной власти субъекта России вправе направлять своих представителей на спортивные мероприятия, проводимые региональной спортивной федерацией и заседания ее руководящих органов.

В целях содействия решению текущих и перспективных задач развития соответствующих видов спорта, привлечения дополнительных финансовых ресурсов законопроектом предусматривается создание в общероссийских спортивных федерациях попечительских (наблюдательных) советов.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

6. О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г.

Проект распоряжения внесен Минпромторгом России.

Положения Протокола предусматривают внесение отдельных изменений в правила проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и применения соответствующих мер защиты внутреннего рынка Таможенного союза, включая предварительные меры, вводимые на период проведения расследований.

Протокол одобрен Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза).

Протокол подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

7. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

Проект постановления внесен ФТС России.

Положения Протокола уточняют терминологию применительно к перемещению товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, определяют особенности совершения таможенных операций при транзите товаров. Проект Протокола определяет особенности совершения таможенных операций на переходный период до подписания предусмотренных частью второй пункта 1 статьи 337 Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государства-члена Таможенного союза и сопредельного государства, определяющего работу приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, расположенных на территории сопредельного государства.

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи регулируется положениями главы 47 Таможенного кодекса Таможенного союза. В части, не урегулированной Таможенным  кодексом Таможенного союза, порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяется законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Особенности перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не установленные Таможенным  кодексом Таможенного союза, закреплены в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

8. О подписании Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза

Проект постановления внесен ФТС России.

Проект Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза определяет порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с этой территории и перемещения по таможенной территории Таможенного союза находящихся под таможенным контролем товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, в том числе при осуществлении смешанных перевозок с использованием трубопроводного транспорта, особенности их декларирования, а также применения для таких товаров таможенной процедуры таможенного транзита.

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи регулируется положениями главы 47 Таможенного кодекса Таможенного союза. В части, не урегулированной Таможенным кодексом Таможенного союза, порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяется законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Особенности перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, закреплены в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

9. О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации

Проект постановления внесен Минэкономразвития России.

Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено утверждение федеральными органами исполнительной власти, в частности, следующих нормативных документов:

  • форма типового договора о проведении технического осмотра; 
  • порядок ведения реестра операторов технического осмотра;
  • порядок формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра;
  • правила аккредитации операторов технического осмотра.



Пунктами 9, 15 и 17 Плана подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено наделение указанными полномочиями Минэкономразвития России.

В целях создания правовых оснований для Минэкономразвития России по реализации данных полномочий необходимо внесение соответствующих изменений в Положение о министерстве.

10. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению международной конференции и выставки по проблемам защиты прав интеллектуальной собственности, противодействия обороту фальсифицированной и некачественной продукции, а также выработки мер, способствующих производству качественных товаров

Проект распоряжения разработан МВД России.

Проектом распоряжения предусматривается в целях обеспечения подготовки и проведения в феврале 2011 г. международной конференции и выставки по проблемам защиты прав интеллектуальной собственности, противодействия обороту фальсифицированной и некачественной продукции, а также выработки мер, способствующих производству качественных товаров, образование организационного комитета и утверждение его состава.

Предлагаемый проектом распоряжения к утверждению состав организационного комитета состоит из председателя оргкомитета (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов), трех заместителей председателя оргкомитета (член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А.Аслаханов, заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации И.В.Алешин, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В.Каламанов), членов оркомитета, представляющими заинтересованные федеральные органы исполнительной власти  (Минэкономразвития, МИД, ФСБ, Минобрнауки, Федеральную службу по интеллектуальной собственности, Роспотребнадзор, Минфин, Минздравсоцразвития, ФТС, Минкультуры) и организации (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", межрегиональная общественная организация "Московская ассоциация предпринимателей", некоммерческая организация "Российский союз товаропроизводителей", Торгово-промышленная палата Российской Федерации).

Содержательное наполнение конференции и выставки будет связано с:

  • обсуждением элементов и принципов строительства системы противодействия обращению фальсификата на национальном рынке товаров;
  • определением путей совершенствования законодательства по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией (в том числе законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав в сети Интернет и перспективных направлений противодействия распространению контрафактного контента);
  • совершенствованием мер по противодействию незаконному производству и нелегальному ввозу товаров;
  • рассмотрением состояния взаимодействия органов государственной власти (в том числе правоохранительных органов), российских и иностранных производителей, бизнес-сообществ в сфере противодействия контрафакту и выработкой предложений по повышению эффективности такого взаимодействия;
  • разработкой общих правил рационального поведения участников рынка и конечных потребителей продукции;
  • созданием российской системы идентификации происхождения товаров;
  • активизацией соответствующей профилактической и просветительской работы среди населения (в первую очередь среди покупателей);
  • проведением выставки-ярмарки товаров российских и зарубежных производителей лекарственных средств, продовольственных товаров, табачной, ювелирной и парфюмерной продукции, программного обеспечения, запчастей и телефонов, а также других товаров, которые пользуются повышенным спросом населения страны с одновременной демонстрацией образцов поддельной продукции;
  • демонстрацией технологий и изобретений, позволяющих определить контрафактную продукцию.

 

11. О выделении правительству Самарской области бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий половодья, прошедшего на территории Самарской области в апреле 2011 г.

Москва,
12 сентября 2011 года

 * Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.