Версия для слабовидящих

11 августа 2011

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 11 августа 2011 года (пресс-релиз)

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 11 августа 2011 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы

Материалы по вопросу внесены Минфином России.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012 - 2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

  • обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
  • поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
  • дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  • обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

 

В период 2012-2014 гг. Минфин России планирует осуществить государственные внутренние заимствования (в основном путем выпуска государственных ценных бумаг на общую сумму 6333,7 млрд рублей, в том числе 1977,9 млрд рублей в 2012 г., 2082,2 млрд рублей в 2013 г. и 2273,6 млрд рублей в 2014 г.).

По состоянию на 1 июля 2011г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн рублей, в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн рублей, государственный внешний долг - 36,8 млрд долларов США (эквивалентно 1,0 трлн рублей).

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.

Рынок государственных ценных бумаг за последнее время продемонстрировал устойчивый рост, по объему обращающихся ценных бумаг на рынок Облигаций федерального займа (ОФЗ) сегодня приходится 37% всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн рублей, то есть более чем в 2 раза.

В настоящее время ОФЗ обращаются в секции государственных ценных бумаг (ГЦБ) ММВБ, корпоративные ценные бумаги торгуются на фондовой бирже ММВБ.

С 1 января 2012 г. в соответствии с принятыми поправками в закон «О рынке ценных бумаг» указанное ограничение будет снято и ОФЗ смогут обращаться как на ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами.

Объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже будет способствовать росту торговой активности и расширению круга инвесторов. Сосредоточение торгов на одной площадке позволит более не разделять ликвидность, что упростит доступ инвесторов к активам без временных лагов и дополнительных издержек.

В настоящее время более 40 организаций удостоверяют права собственности на ценные бумаги, что не типично для большинства стран, имеющих институт центрального депозитария - организации, наделенной эксклюзивным правом удостоверять права собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе. Для многих иностранных частных и государственных инвестиционных фондов, согласно требованиям регуляторов, отсутствует возможность инвестирования на рынках государств, где отсутствует институт централизованного учета прав на ценные бумаги. В связи с этим Минфин предлагает создать центральный депозитарий – организацию, наделенную эксклюзивным правом удостоверять права собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе.

В целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в предстоящий период планируется осуществлять размещение еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса с целью формирования репрезентативной доходности заимствований в различных валютах, прежде всего в долларах США и евро.

В федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме 551,1 млрд рублей.

Объем предоставления государственных гарантий в 2012 г. планируется в сумме 482,7 млрд руб., в 2013 г. - 490,8 млрд руб. и в 2014 г. - 299 млрд рублей.

В 2009 г. на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации, в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы.

В планируемом периоде сохраняются условия, стимулирующие использование российскими банками и предприятиями зарубежных долговых рынков в качестве источника фондирования своей деятельности. Основные предпосылки - дефицит долгосрочных кредитных ресурсов на российском финансовом рынке, относительная дешевизна внешних заимствований и доступность данного ресурса для крупных компаний, особенно с участием государства. В этой связи Россия как суверенный заемщик заинтересована в том, чтобы создавать «целевые ориентиры» для формирования благоприятных условий заимствований национальных хозяйствующих субъектов. Минфин России считает, что необходимо поддерживать присутствие Российской Федерации в наиболее востребованных сегментах внешних долговых рынков. В то же время, предстоит принять меры, направленные на дестимулирование притока в экономику страны «горячих денег» в форме краткосрочных займов и кредитов.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой - эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

Начиная с 2002 г., Российская Федерация отказалась от привлечения финансовых (бюджетозамещающих) займов международных финансовых организаций (МФО), сосредоточившись на совместной с многосторонними банками развития (МБР) реализации проектов в приоритетных сферах и отраслях российской экономики.

За прошедший период доля обязательств по кредитам МФО в структуре государственного долга Российской Федерации последовательно снижалась, достигнув, по состоянию на 1 июня 2011г., 1,8% (80,4 млрд рублей или 2,6 млрд долларов США).

В составе привлекаемых Российской Федерацией заемных средств на кредиты МФО приходится не более 0,4%. В период 2012 - 2014 гг. объем таких заимствований будет оставаться на незначительном уровне, не превышая в среднем 300 млн долл. США в год.

В настоящее время в рамках соглашений о займах с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуется 12 проектов на общую сумму 2,3 млрд долларов США.

Только по двум из указанных проектов средства займов предоставляются внутренним заемщикам на срочной, платной и возвратной основе в качестве субзаймов, по остальным кредитам получателями средств являются федеральные органы исполнительной власти.

Отдельной проблемой текущей долговой политики остается вопрос о компенсационных выплатах по дореформенным сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла с 12 млрд рублей в 2001 г. до 115 млрд рублей в 2010 г. В плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд рублей ежегодно.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Проектом федерального закона предлагается на период с 1 января 2012 г. по 1 января 2018 г. установить для организаций-резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов. Также предлагается предусмотреть возможность установления законами субъектов Российской Федерации пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов, но не выше 13,5 процентов.

Указанная налоговая ставка должна применяться к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) как на ее территории, так и за ее пределами.

Положениями федерального закона смогут воспользоваться организации, являющиеся резидентами таких зон на момент вступления в силу федерального закона, а также организации, зарегистрированные в период его действия.

Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс в целях уточнения порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, установленных для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 264 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Согласно действующему законодательству при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики учитывают все обоснованные и документально подтвержденные расходы, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем в целях исключения возможных рисков возникновения налоговых споров, необходимо законодательно урегулировать отдельные вопросы, связанные с особенностями учета расходов на стандартизацию.

Учитывая активное участие России в интеграционных процессах по формированию единого экономического пространства (Таможенный союз, Союзное государство, ЕврАзЭС), проектом федерального закона предлагается к расходам по стандартизации относить расходы по созданию не только национальных, но также и региональных стандартов.

Законопроектом предлагается при налогообложении прибыли учитывать расходы по разработке только тех национальных стандартов, которые включены в программу разработки национальных стандартов, а также тех региональных стандартов, которые зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Принятие федерального закона создаст благоприятные условия для разработки стандартов на инновационную продукцию, их применению во всех отраслях экономики, а также повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции и услуг. Кроме того, данный федеральный закон окажет позитивное влияние на привлечение организаций к разработке и долевому участию в финансировании работ по разработке стандартов.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления особого порядка финансового обеспечения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства»

Проект федерального закона внесен МВД России.

Законопроектом предлагается установить порядок финансового обеспечения аналогичный порядку, предусмотренному для финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время в статьях 219 и 241 Бюджетного кодекса установлены особенности исполнения бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными ее осуществлять. При этом в соответствующих приказах Минфина России закреплены нормы, регламентирующие особенности открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством (и его территориальными органами), кассового обслуживания и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета в части обеспечения оперативно-розыскных мероприятий.

Принятие предлагаемых изменений будет способствовать обеспечению конфиденциальности сведений, связанных с реализацией в отношении защищаемых лиц мер безопасности, а также оперативности в решении федеральными органами исполнительной власти соответствующих организационных вопросов.

Предлагаемый к установлению порядок финансового и материально-технического обеспечения, а также контроль расходов, выделяемых на государственную защиту, будут осуществляться в рамках средств, предусматриваемых на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»      

Проект федерального закона внесен Минтрансом России.

Разработка законопроекта вызвана необходимостью повышения эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов. Внесение предлагаемого изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность обращаться в суд по месту нахождения судна или порта приписки судна при подаче исков о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию.

В соответствии со статьей 28 ГПК иски к организации предъявляются в суд по месту нахождения организации. Следовательно, члены экипажей российских морских судов могут обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм только по месту нахождения работодателя (судовладельца). Статья 29 ГПК, устанавливающая подсудность по выбору истца, также не позволяет членам экипажей российских морских судов обращаться в суд с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки судна или месту фактического нахождения судна.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 402 ГПК и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О подсудности дел, вытекающих из морских требований», дела с участием членов экипажей иностранных морских судов рассматриваются судами Российской Федерации по месту нахождения судна.

В соответствии со статьей 389 Кодекса торгового мореплавания требования о взыскании заработной платы и других причитающихся членам экипажа сумм относятся к морским требованиям. Согласно статье 388 Кодекса судно может быть арестовано только по морскому требованию, однако арест судна является исключительно обеспечительной мерой, которая призвана гарантировать права лиц, предъявивших морское требование. Решение об аресте судна в качестве обеспечительной меры принимается судом только после подачи иска, который применительно к членам экипажей российских морских судов может быть подан по месту нахождения работодателя (судовладельца).

С учетом этого члены экипажей российских морских судов, в отличие от иностранных моряков, лишены права обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки или фактического нахождения судна, что ставит российских граждан в неравное положение по сравнению с иностранными лицами.

Отсутствие в законодательстве прямых норм, позволяющих членам экипажей российских морских судов обращаться с требованиями о взыскании заработной платы и других сумм не только в суд по месту регистрации организации, с которой они находятся в трудовых отношениях, но и в суд по месту нахождения на территории Российской Федерации морского судна или порта приписки судна является препятствием для реализации российскими моряками права на судебную защиту. Таким образом, законопроект направлен на устранения данного препятствия.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона внесен Росрыболовством.

Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 165  Налогового кодекса, устанавливающую порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и определяющую перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения вывоза товаров за пределы территории страны.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются (в том числе) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с учетом некоторых особенностей.

Такой особенностью при вывозе товаров является представление налогоплательщиком (в том числе) копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации.

В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации без выгрузки их на сухопутную территорию страны, отметка «Погрузка разрешена» на копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки не проставляется, поскольку фактически операции по погрузке указанных грузов в морском порту не осуществляются.

В этой связи налогоплательщики-организации рыбохозяйственного комплекса не могут представить в налоговые органы данный документ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

Законопроектом предусматривается внесение в статью 165 Кодекса  изменения, согласно которому в случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации выгрузки их на сухопутную территорию Российской Федерации, копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни России «Погрузка разрешена» налогоплательщиком в налоговые органы не предоставляется.

7. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года

Проект федерального закона внесен МИДом России.

Законопроектом предлагается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанный в г. Москве 10 декабря 2010 г.

Положения Протокола уточняют механизм использования сил и средств системы коллективной безопасности для реагирования на кризисные ситуации в государствах-участниках Организации Договора о коллективной безопасности. Также они направлены на выработку и реализацию мер по оказанию помощи таким государствам в целях нейтрализации угрозы их безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету, либо угрозы международному миру и безопасности.

На основании подпункта «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» Протокол подлежит ратификации.

8. О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Проект постановления внесен Минздравсоцразвития России.

Проектом предусматривается внести дополнения в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития в части наделения его полномочиями по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим социальную поддержку и защиту граждан, деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан. Также предлагается наделить ведомство полномочиями по формированию и ведению федерального реестра указанных организаций.

9. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам

Проект постановления внесен Минэкономразвития.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном материальном резерве» уточнены общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва, а также другие отношения в данной области.

Проектом постановления предусматривается внесение соответствующих изменений в Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам в целях его приведения в соответствие с указанным Федеральным законом, а также постановлением Правительства «О совершенствовании учета федерального имущества» и Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

10. О выделении Правительству Республики Дагестан бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями в г. Махачкале (Республика Дагестан) 26 - 27 декабря 2010 г.

Москва,
10 августа 2011 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.