Версия для слабовидящих

11 июня 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с главой ОАО «РЖД» В.И.Якуниным

В.В.Путин сообщил, что подписал Распоряжение Правительства о переназначении В.И.Якунина на новый четырехлетний срок. На встрече обсуждались планы развития железнодорожного сообщения в стране, в том числе скоростного и высокоскоростного движения. Глава «РЖД» также рассказал о планах развития Северного железнодорожного пути до Мурманска и железнодорожного пассажирского кольца вокруг Москвы, которое позволит отчасти решить проблему московских пробок.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Владимир Иванович, вчера подписано, и сегодня будет выпущено распоряжение Правительства о продлении срока ваших полномочий в качестве руководителя компании «Российские железные дороги».

В.И.Якунин: Спасибо, Владимир Владимирович!

В.В.Путин: Пожалуйста.

В.И.Якунин: Спасибо за доверие!

В.В.Путин: Это решение принято в связи с положительными показателями в работе компании, c хорошей динамикой, учитывая то, как компания проходила сложный для всей экономики страны период экономического кризиса.

Сегодня мы будем говорить с вами о будущем: об инвестиционных планах, об участии компании «РЖД» в различных проектах, связанных с машиностроением, прежде всего, конечно, транспортным машиностроением. Поговорим о том, что Вы докладывали мне в предыдущие наши встречи. Имею в виду, что деятельность в такой инфраструктурной компании, как ваша, отражается на всей российской экономике, практически на всех отраслях (да и не только на отраслях экономики), имеет важную социальную составляющую.

Сейчас уже лето началось, это связано с массовыми отпусками, и гражданам очень важно, как компания РАО «РЖД» будет обслуживать граждан, какие услуги будет предоставлять, какие тарифы будут на перевозки. Вот давайте обо всём этом потолкуем.

В.И.Якунин: Прежде всего, Владимир Владимирович, ещё раз позвольте поблагодарить Правительство за оказанное доверие!

Мы, поверьте, за прошедший период времени не только много работали, но и много чему научились, и в том числе благодаря системной работе, которую министры, профильные министры продемонстрировали в работе с ОАО «РЖД». Я могу Вам сказать, что прежде всего для нас было чрезвычайно важно, что мы вышли на решение, которое позволило определять так называемый экономически обоснованный уровень тарифов. Это постановление, которое принято Правительством, позволяет нам сегодня объективно оценивать как потребности отрасли, так и потребности экономики, потому что мы отдаём себе отчёт в том, что далеко не всегда то, что экономически просчитывается с точки зрения макроэкономических интересов, обществу и государству в целом возможно реализовать. Именно поэтому мы воспринимаем решение об ограничении уровня роста тарифов, рассчитывая, что в результате той работы, которую мы проделали, доказывая необходимость дальнейшего развития инфраструктуры, мы сможем получить поддержку в виде не тарифного роста, а в виде конкретных субсидий. 

Речь идёт прежде всего о задачах, которые были сформулированы по развитию инфраструктуры, связанные с обеспечением проведения Олимпийских игр 2014 года, Чемпионата мира по футболу 2018 года, сейчас грядёт Универсиада. Но это всё делается не под конкретные проекты, хотя понятно, что они инициируют такие расчеты.

Вы однажды, я помню, как-то позвонили поздно вечером, путешествуя по Дальнему Востоку, и сказали о том, что сегодня востребованность в обеспечении транспортной связанности регионов в России настолько высока, что преувеличить геополитическое значение российских железных дорог невозможно. После этого нами была проделана большая работа вместе с профильными институтами и министерствами. У нас сейчас готова, на выходе, концепция развития высокоскоростного движения в России. Мы отчётливо помним указания, связанные с ускорением движения поезда Москва–Адлер, поездов Ростов–Краснодар, а также поездов, которые должны будут связывать места проведения Чемпионата мира.

В.В.Путин: Поезд Москва–Адлер сколько будет идти после реконструкции пути?

В.И.Якунин: Мы рассчитываем, что этот поезд должен будет проходить всю дистанцию где-то за 18 часов. Это вполне обоснованно, потому что путешественнику необходимо, чтобы он, например, вечером сел в поезд и приехал к месту отдыха как раз к 12 часам, не позже, потому что в этот период времени, как Вы знаете, везде так называемый час освобождения, занятия номеров, приёма в дома отдыха и в санатории. Мы считаем, что это будет обоснованно, потому что на протяжённости больше 1100 км делать высокоскоростное движение с нуля – слишком большие затраты, а результат такой скорости, по всей видимости здесь, пока ещё нам не очень необходим.

Другое дело, что, скажем, такие отдаленные регионы, которые сегодня вообще испытывают сложности, будучи не связанными с центром даже прямым авиационным сообщением, должны получить доступ к центру и центр должен получить доступ туда. Потому что, встречаясь с некоторыми губернаторами – да и от Вас я это слышал неоднократно, – для того, чтобы там, в Сибири, перелететь из города в город, необходимо прилететь в Москву, сесть на другой самолёт и прилететь в город, который находится на дистанции 500 км от места, откуда вылетел путешественник.

С точки зрения перспектив, как мы их оцениваем, мы очень большие надежды возлагаем на реализацию программы, которую начали после Вашей резолюции на записке, которую я подготовил. Это развитие транспортного машиностроения в части дизелестроения. Мы тогда провели большие консультации: и с нашими атомщиками, и с производителями автомобильной техники, и с производителями судовой техники. Мы выяснили, что у нас, по сути дела, исчерпан лимит модернизации того дизеля, который у нас есть.

Покупать их просто за рубежом, как говорится, иногда себе дороже будет. Благодаря Вашей поддержке сегодня компания «Трансмашхолдинг» вместе с нами провела системные переговоры. В этих переговорах участвовали представители различных ведомств, различных компаний. Я думаю, что в ближайшее время этот переговорный процесс будет завершён подписанием масштабного соглашения о производстве дизелей на территории России. Мы тоже возлагаем на это очень большие надежды. Дизель нам необходим.

Кстати, Владимир Владимирович, хочу Вам доложить, что по мотивам доклада Вам по видеоканалу, например с Забайкальской дороги, я лично съездил для того, чтобы убедиться, что всё там сделано правильно, присутствовал при пуске первого электропоезда. Это направление на Забайкальск, то есть то направление, которое обеспечивает нам экспортно-импортные операции с нашими китайскими коллегами.

Строители меня уверяют, что этот участок сделан практически в масштабах, которые могут быть занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Там было убрано выемки 4,5 млн кубометров грунта. «Такого, – они говорят, – на нашей памяти ещё не было». Если мы сможем электрифицировать весь этот участок (а у нас там два этапа), то это радикальным образом изменит ситуацию с пропускными возможностями на этом направлении.

В.В.Путин: О БАМе нужно подумать.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, мы выходили с предложением. Более того, сегодня существует ассоциация, в которую входят и наши депутаты, и общественные организации, и промышленники, и мы действительно считаем, что БАМ не только оправдал своё создание, он сегодня остро необходим. Если бы сегодня не было БАМа, мы бы уже не смогли перевозить грузы в сторону дальневосточных портов. По сути дела, надо строить вторую нитку БАМа. Я Вас уверяю, что не только железнодорожники, но и промышленники, владельцы месторождений, губернаторы – все подержат это решение.

Для того чтобы его реализовать, безусловно, необходимо тщательно ещё раз рассмотреть инвестиционные предложения компании. Нам необходимо в этом отношении определиться с источниками для инвестиционной программы.

В.В.Путин: Какие направления кроме БАМа вы считаете наиболее перспективными? И что, вы полагаете, в вашей инвестиционной программе наиболее важно?

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, безусловно, необходимо не только по БАМу, но и по Транссибу провести работу.

В.В.Путин: Покажите.

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, у нас вся инвестиционная программа строится с точки зрения доставки грузов. Нам необходимо доставлять грузы из Кузбасса на Северо-Запад и из Кузбасса на Дальний Восток.

В.В.Путин: Мурманск ещё будет, да?

В.И.Якунин: По Мурманску – это отдельный проект, мы его также отрабатываем с точки зрения того, что у нас пропускные возможности по портам Ленинградской области, по портам Санкт-Петербурга достаточно лимитированы.

В.В.Путин: С другой стороны залива, в Мурманске будем строить?

В.И.Якунин: Да. Более того, мы работаем в постоянном контакте с нашими коллегами, которые обеспечивают грузовую базу, – это прежде всего угольщики, металлурги. Заинтересованность очень высока, и я полагаю, что на сегодняшний день совершенно необходимо решить вопросы по усилению так называемого северного хода.

Это Санкт-Петербург, Москва и Московская область - Северная дорога.

В.В.Путин: Это Октябрьская?

В.И.Якунин: Да, Это Октябрьская, а Северная дорога – это как раз та, которая обеспечивает подвоз грузов через Октябрьскую железную дорогу на Мурманск. У нас там, к сожалению, инфраструктура требует достаточно серьёзной модернизации, точно так же, как и строительство портовых услуг требует модернизации всего этого хода. Государство сегодня вложило уже в развитие инфраструктуры более 100 млрд рублей. Конечно, нам требуется обеспечить полный вывоз грузов, которые идут сегодня на услуги.

В.В.Путин: Что ещё в Европейской части важного?

В.И.Якунин: Если говорить о Европейской части, то необходимо, безусловно, решить проблемы Московской железной дороги. У нас здесь тоже большой грузовой поток возникает, и нам необходимо совершенствовать всю систему так называемых горок, то есть это вся система станций, на которых осуществляется погрузка и разгрузка грузов.

В.В.Путин: А этот план, связанный с дополнительным кольцом перевозки пассажиров по железной дороге?

В.И.Якунин: Речь идёт о нашем железнодорожном кольце. С Сергеем Семёновичем Собяниным у нас были проведены несколько консультаций, и мы договорились, что совместно прежде всего с Москвой, а также за счёт инвестиционной программы ОАО «РЖД» (помимо этого было постановление Президиума Правительства, которое также поставило задачу определиться с источниками развития этой инфраструктуры) это серьезнейший проект, который позволит в значительной степени, хотя и не до конца, сразу скажу, решить проблемы транспортных пробок на улицах Москвы.

В.В.Путин: Разгрузит значительным образом. Это проект какого периода времени?

В.И.Якунин: Многое зависит, естественно, от источников, но первую часть проекта мы предполагали, что можем сделать уже в течение двух лет, потому что у нас уже сегодня есть интермодальные перевозки в аэропорты Москвы. Нам через это кольцо, может, удастся завязать все аэропорты на железнодорожный транспорт.

В.В.Путин: Кто-то работает над реализацией?

В.И.Якунин: Да, безусловно. У нас и проект разрабатывается, мы работаем. У нас создана совместная группа с мэром города Москвы, и эта группа сегодня определяет заказчика. Скорее всего мы будем использовать положительный опыт, связанный с деятельностью аэроэкспресса, для того чтобы те люди, которые уже получили навыки этой работы, здесь участвовали.

В.В.Путин: Хорошо. А всё-таки что с направлением на юг? Что вы конкретно планируете?

В.И.Якунин: По югу мы планируем, как уже было сказано, первое – это ускорение хода для того, чтобы пассажиры могли добираться до Адлера.

В.В.Путин: Но они и сейчас могут добираться до Адлера.

В.И.Якунин: Но сейчас они едут 24–26 часов.

В.В.Путин: А что нужно сделать для того, чтобы за 18 часов можно было доехать?

В.И.Якунин: Нам необходимо сделать инвестиции, нам необходимо развить дополнительные возможности. Возможно, нам придется пойти по курскому ходу.

В.В.Путин: По какому ходу?

В.И.Якунин: Курскому ходу. У нас есть варианты идти через Воронеж, есть вариант идти через курский ход.

В.В.Путин: А что там нужно дополнительно что-то строить?

В.И.Якунин: Нет, там нужно модернизировать железнодорожную инфраструктуру.

В.В.Путин: Сам путь?

В.И.Якунин: Да. Его нужно строить. Дальше у нас, естественно, порты Тамани – то, о чём докладывалось Вам в Новороссийске. Это тоже требует от нас усиления и строительства новой станции. Например, на 9-м километре предполагается поставить специальный логистический центр. Это проект, который сегодня реализуется Министерством транспорта.

В.В.Путин: Вот сюда будет выходить?

В.И.Якунин: Да.

В.В.Путин: Из Краснодара, да?

В.И.Якунин: Да, через Краснодар. Большой вопрос сегодня – это обход Краснодара. По этому поводу губернатор поднимает вопрос. Мы готовы это всё делать, но мы не можем рассчитывать только на амортизацию. Это новое строительство, это новое развитие.

В.В.Путин: Только без слёз, ладно?

В.И.Якунин: Нет-нет.

В.В.Путин: Вот когда мы уйдем с побережья Чёрного моря на дорогу, насколько это реально?

В.И.Якунин: Владимир Владимирович, это требует очень серьёзных размышлений, я объясню почему. Дело в том, что, например, будучи в Сицилии я убедился, что там поезда идут по побережью, и это никому не мешает.

В.В.Путин: Во Франции уже не идут.

В.И.Якунин: Вся транспортная инфраструктура в этом регионе завязана на железную дорогу. От железной дороги идут так называемые рокатные хода, это автомобильные.

В.В.Путин: Ну, понятно. Пока вы это не планируете?

В.И.Якунин: Пока, не планируем.

В.В.Путин: Ну, хорошо. Что в Уральском регионе?

В.И.Якунин: В Уральском регионе должен отдать должное коллегам, которые прорабатывают проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» и прежде всего не могу не назвать активную позицию Полномоченного представителя Президента Винниченко. Благодаря его активности этот проект сегодня приобретает конкретные очертания. Проблема здесь заключается в том, что источники финансирования по развитию не определены, есть разработка по стадиям. Мы активно работаем, и я думаю, что это будет сделано. Точно также, опять, если позволите вернуться…

В.В.Путин: А вот здесь плывете…

В.И.Якунин: Значит дорога по Восточному хребту, не хребту, а по востоку от Уральского хребта. На самом деле здесь же большие нефтеносные районы, поэтому грузовладельцы, особенно грузовладельцы, имеющие затруднения с точки зрения подачи их продукции непосредственно в трубы…

В.В.Путин: Там не только нефть, там и другое минеральное сырьё есть.

В.И.Якунин: Да? Но даже владельцы этих месторождений заинтересованы. Здесь можно возить и сжиженный газ, поэтому для нас это перспективный проект.

В.В.Путин: Вы над этим вместе с коллегами работаете?

В.И.Якунин: Да, мы работаем.

В.В.Путин: Давайте к восточной части сместимся.

В.И.Якунин: Если мы вернемся опять сюда, то для нас чрезвычайно лимитирующим участком оказался участок Забайкальской железной дороги. Я только что там был в командировке, мы встречались с губернатором Читинской области. Он, кстати, просил, Владимир Владимирович, передать Вам большой привет.

В.В.Путин: Спасибо.

В.И.Якунин: У нас полное взаимопонимание, и я должен отдать должное, что здесь заметны положительные изменения. С точки зрения развития инфраструктуры – у нас лимитирующая станция была станция «Карымская» – мы предприняли в этом году колоссальные усилия, выделили дополнительные ресурсы, для того чтобы эту станцию развить. Дело в том, что я Вам уже докладывал, что по прошлому году, по этому году объём грузового потока в Дальневосточные порты, даже по сравнению с самым успешным для железнодорожников 1988 годом советского периода, больше на 23–32%. И конечно, мы сталкиваемся с ограничителем.

В.В.Путин: А где у нас Кузнецовский тоннель? В каком месте он установлен?

В.И.Якунин: Ой, Владимир Владимирович, я в этой карте даже без очков не увижу. Это направление Комсомольск-на-Амуре, и, значит, в этом направлении мы как раз и делаем этот тоннель. Но мы уже сегодня понимаем, даже при строительстве Кузнецовского тоннеля через два–три года мы не сможем провести все предъявляемые грузы.

В.В.Путин: Придётся второй строить.

В.И.Якунин: Да. Нам придётся существующий модернизировать…

В.В.Путин: Вот здесь развивающиеся порты, на границе с Кореей.

В.И.Якунин: Да. Значит, речь идёт о Зарубине. Мы здесь также сотрудничаем с владельцами. Кстати, Владимир Владимирович, я был удивлён, оказывается, Посьет (К.Н.Посьет) похоронен в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Это выдающийся железнодорожник, кстати.

В.В.Путин: Хорошо, но это другая тема. Давайте мы продолжим.

В.И.Якунин: Мы здесь развиваем свою инфраструктуру. Мы работаем в тесном контакте с грузовладельцами.

В.В.Путин: Им здесь не хватает уже пропускной способности.

В.И.Якунин: Да, не хватает. И это тоже требует больших инвестиционных вложений. Более того, я совершенно уверен, что сегодня совершенно иначе смотрится идея строительства моста для перехода на Сахалин. Потому что, исходя из общемировой тенденции, мне кажется, что сегодня будет колоссально расти внимание к гидроэлектростанциям и тепловым электростанциям. А это значит, что будет колоссальная потребность в перевозке углей. Поэтому, если, скажем, пять лет назад нам казалось совершенно нерентабельным даже рассматривать вопрос о строительстве перехода, то сегодня мы исходим из того, что это может потребоваться.

В.В.Путин: Ну ладно. Вы до Якутска почти уже дошли, да?

В.И.Якунин: Мы почти доходим.

В.В.Путин: Сколько там километров осталось?

В.И.Якунин: Мы должны будем завершить тот участок, который относится к нашей работе, по всей видимости, в следующем году. Но там проблема: у нас есть творческие дискуссии относительно того – это мост, или это тоннель. Мы посчитали, вернее не мы посчитали, наши специалисты посчитали…

В.В.Путин: Очень дорого получается.

В.И.Якунин: Но тоннель оказывается в несколько раз дешевле. С другой стороны, это железнодорожный тоннель получается, а понятно, что руководству субъектов Федерации видится, что там должен быть и автомобильный тоннель.

В.В.Путин: Значит, это такая дискуссия – участок очень дорогой, или мост, или тоннель очень дорогой. А есть там под такие инвестиции необходимые объёмы перевозок?

В.И.Якунин: Знаете, наши-то расчет показывают, что, конечно, говорить о том, что окупаемость этого строительства будет меньше, чем, скажем, 18–20 лет не приходится, но с этой точки зрения можно сослаться только на историю Транссиба.  

В.В.Путин: Транссиб делался под войну.

В.И.Якунин: Если бы его не было, то сегодня бы у нас не было экономики, я имею в виду масштабной экономики всей страны. Поэтому полагаю, что, конечно, специалисты должны ответить на этот вопрос. Все-таки было бы, наверное, неправильно, если бы железнодорожники рассчитывали, исходя только из окупаемости своей инфраструктуры. Но мы эту работу ведём.

Как видите, масштабные задачи связаны и с северо-западом, и югом России, и центром России, и Уралом, и Сибирью, и Дальним Востоком. Это всё, по нашим прикидкам, требует очень серьезных инвестиций.

Я в позапрошлом году, в Сочи, Вам докладывал, что у нас довольно серьёзный дефицит средств. Он сохраняется до 2015 года. Я могу его назвать – это 400 млрд рублей.

В.В.Путин: По уровню роста тарифов следующего года мы сейчас с вами поговорим.

В.И.Якунин: Хорошо.