Версия для слабовидящих

7 июля 2008

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

В.В. Путин

На заседании заседании Президиума Правительства РФ 7 июля 2008 года

«Мы должны принять решение по подготовке к ратификации ряда международных соглашений. Прежде всего речь идет о том, что при непосредственном участии российских экспертов в ООН была разработана и открыта для подписания Конвенция о правах инвалидов».

Стенограмма начала заседания: 

В.В. Путин: Давайте для начала обменяемся оперативной информацией. Татьяна Алексеевна (Т.А. Голикова) в Калининграде была.

Т.А. Голикова: Да.

В.В. Путин: Расскажите, пожалуйста, что там происходит в сфере здравоохранения?

Т.А. Голикова: В рамках национального проекта «Здравоохранение» мы с представителями ряда субъектов Российской Федерации, которые осуществляют на своих территориях пилотный проект по развитию здравоохранения, посетили Калининградскую область и одновременно провели там совещание. Пилотный проект завершается в июле. Мы уже перечислили практически все финансовые ресурсы всем его участникам, имели возможность подвести предварительные итоги пилотного проекта, смысл которого заключается в возможности перехода лечебно-профилактических учреждений на одноканальное финансирование.

Мы выявили ряд позитивных элементов, которые связаны с реализацией этого пилотного проекта. И смысл совещания состоял в том, чтобы все то положительное, что наметилось в субъектах Российской Федерации, изложить в предложениях по модернизации системы здравоохранения, над которой мы сейчас работаем. Мы с субъектами Российской Федерации об этом договорились. В самое ближайшее время они эти предложения пришлют - как концептуального плана, так и по изменению законодательства в обязательном медицинском страховании.

В рамках модернизации и перехода на одноканальное финансирование были затронуты вопросы оплаты труда непосредственно в субъектах Российской Федерации и возможность их отказа от единой тарифной сетки. Надо сказать, что большинство субъектов, которые вошли в пилотные проекты, уже отказались от единой тарифной сетки. И большинство из них высказали пожелание, чтобы мы на федеральном уровне позволили бы им более свободно принимать решения относительно стимулирующих выплат. Потому что сегодня существующие на законодательном уровне нормы сдерживают их мобильность в принятии решений по заработной плате. Но я надеюсь, что в самое ближайшее время, после того как поступят эти предложения, мы сможем обобщить их и уже представить Вам в рамках целостных документов.

В.В. Путин: Мы обсуждали эту проблему более широко. И один из вопросов, который подлежит обсуждению, заключается в том, что в связи с отказом некоторых субъектов от единой тарифной сетки мы все-таки должны себе представлять, как это будет ранжировать оплату различных категорий работников. Поэтому мы договорились о том, что правительство подготовит необходимые методические рекомендации. Я просил бы это ускорить.

Т.А. Голикова: Да. Сегодня мы должны по тем поручениям, которые Вы ранее дали, представить предложения по уточнению текста постановления № 605. Такие постановления разосланы во все заинтересованные федеральные органы. Мы надеемся, что сегодня получим заключение и внесем это в правительство. Ожидаем, что правительство достаточно быстро примет решение по этому поводу. Сегодня Александр Дмитриевич (А.Д. Жуков) подписал график работы по переходу федеральных государственных учреждений на новую систему оплаты труда. И все коллеги в рамках тех поручений, которые были даны на прошлом заседании правительства, активизировали эту работу.

В.В. Путин: Александр Дмитриевич, как обстоят дела?

А.Д. Жуков: График, действительно, довольно жесткий. Большинство мероприятий нужно провести в июле-августе. Хотел бы попросить строго придерживаться всех тех дат, которые в графике обозначены. Потому что иначе мы не сможем принять решение к сентябрю. А это крайняя дата, когда мы должны ввести во всех федеральных учреждениях новую систему оплаты труда, чтобы заключать на новой основе контракты.

В.В. Путин: Я прошу в связи с этим всех коллег не терять темп. В минувшую пятницу был принят Закон о содействии развитию жилищного строительства. Это еще один серьезный, важный шаг, этап в реализации национального проекта развития жилищного строительства в целом. Александр Дмитриевич, пожалуйста, прокомментируйте.

А.Д. Жуков: Да, Владимир Владимирович, у нас, в принципе, продолжается рост строительства в целом и жилищного строительства в частности.

Я посмотрел данные за 5 месяцев. В целом объем работ по строительству вырос на 124% по сравнению со 119% в прошлом году. Но, к сожалению, если в прошлом году ввод в действие жилых домов был 141% по сравнению с тем же периодом 2006 года, то сейчас только 106%. Это связано, в частности, с тем, что у нас подорожали ипотечные кредиты, а спрос несколько упал. Еще одна очень важная причина - отсутствие достаточного количества земельных участков с нормальной инфраструктурой, удобных для развития жилищного строительства. Именно в целях развития вот этой базы и рынка земли, удешевления жилищного строительства и был принят Закон о содействии развитию жилищного строительства, который регламентирует деятельность Федерального фонда развития жилищного строительства. Это, по сути, еще один новый институт развития, который создается в стране, направленный именно на развитие рынка доступного жилья.

Главной целью деятельности будет развитие территорий, инженерной инфраструктуры, производство строительных материалов для жилищного строительства. У нас много земли в федеральных государственных учреждениях, которая не используется. Эта земля будет передаваться фонду, который будет вместе с региональными властями заниматься обустройством и дальнейшей передачей этих территорий под жилищное строительство.

Уже принято решение о выделении этому фонду, так сказать, стартового капитала - он достаточно небольшой. А в дальнейшем фонд будет действовать уже за счет средств от сдачи в аренду тех участков, которые ему будут передаваться. И что еще важно: средства от продажи этих земельных участков под жилищное строительство пойдут, в основном, в муниципальный и региональный бюджеты.

В.В. Путин: Это очень важный шаг, который мы сейчас делаем, но он должен быть сделан качественно. Я призываю всех руководителей ведомств (и тех, которые сегодня находятся в этом зале, и тех, которых здесь нет) подняться над узковедомственными интересами и руководствоваться общегосударственными, потому что неиспользованные земли всегда придерживаются ведомствами для решения каких-то важных задач. Но на самом деле ничего не решается. Многие (как собака на сене) сидят - ничего сами не делают и другим не дают. Вот чтобы этого не было.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н. Козаку), мы в Сочи провели совещание по поводу работ, связанных с реализацией программы по подготовке Сочи к Олимпийским играм, приняли решение о переносе ряда объектов. Мною были сформулированы в связи с этим поручения. Как начата работа по их реализации?

Д.Н. Козак: Владимир Владимирович, мы во исполнение Вашего решения, которое было принято на совещании с представителями экологических организаций, буквально в тот же день приступили к его реализации. И на сегодняшний день могу сказать, что место для санно-бобслейной трассы мы нашли и согласовали с представителями Международного Олимпийского комитета. Вполне приемлемое место, которое никак не затрагивает ни национальный парк, ни заповедник. Никаких экологических угроз здесь не существует. И уже сегодня проектировщики, изыскатели приступили к проработке, привязке этого проекта к земле. Проект этой трассы по предыдущему месту был разработан, проектно-сметная документация уже готова.

Что касается горной олимпийской деревни, то один вариант сегодня уже есть (на переговорах с представителями Международного Олимпийского комитета мы договорились, что представим им несколько вариантов). Сегодня к вечеру будет представлен еще один вариант размещения деревни, которая бы соответствовала требованиям: и с точки зрения расстояния до основных объектов, и с точки зрения высоты ее размещения. Работа идет.

В связи с переносом этих двух объектов (горной олимпийской деревни и санно-бобслейной трассы) изменилась конфигурация горных дорог. И уже на сегодняшний день проектировщики этот вопрос проработали, проложили на карте трассы. Дороги закольцованы вокруг биатлонного комплекса.

Эти три решения, которые вытекают из совещания с экологическими организациями, находятся в высокой степени исполнения.

В.В. Путин: Размещение горной олимпийской деревни нужно согласовать с МОК, да?

А.Д. Жуков: Обязательно. Размещение горной олимпийской деревни должно быть согласовано с Комиссией атлетов Олимпийского комитета. Наши предложения будут направлены туда. Ответная реакция будет достаточно быстро.

В.В. Путин: Нужно сделать это оперативно. Не затягивать.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е. Левитину), у нас принята программа развития инфраструктуры, Вы на этой неделе планируете выехать на одну из трасс для того, чтобы оценить, как идет работа. Проинформируйте поподробней, пожалуйста.

И.Е. Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы вместе с МВД, МЧС, Минздравсоцразвития и другими федеральными органами планируем проверку - как выполняются Ваши поручения по дороге М5. Это международный коридор, который мы объявили для грузов, следующих из Китая, Казахстана, России в Европу. После М4-Дон - это вторая дорога, которая максимально используется международными автоперевозчиками. Общая протяженность дороги 1 800 км. Она проходит по десяти регионам.

В.В. Путин: Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск...

И.Е. Левитин: В конечном пункте, в Челябинске, мы планируем провести 12 июля итоговое совещание. Хочу сказать, что всего 35% дороги соответствует нормативам. Из 305 мостовых сооружений 14% находятся в неудовлетворительном состоянии. По безопасности дорожного движения: в прошлом году произошло 1 600 дорожно-транспортных происшествий, погибло 669 человек, 2 136 человек ранено. Поэтому на Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которая недавно прошла под руководством Шувалова Игоря Ивановича, у нас есть поручение по использованию новых технических средств при реконструкции федеральной дороги. И мы планируем с руководителями регионов рассмотреть эти вопросы. Очень важным является также вопрос организации оперативного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим.

В рамках Федеральной целевой программы на 2010-2015 годы, которую Вы одобрили в Сочи, на эту дорогу планируется 140 млрд руб. До 2015 года эта дорога будет приведена в нормативное состояние, увеличится ее пропускная способность.

В.В. Путин: Сергей Борисович (обращаясь к С.Б. Иванову), Вы провели Морскую коллегию в Санкт-Петербурге 5 июля.

С.Б. Иванов: Да, Владимир Владимирович. В субботу я проводил Морскую коллегию в Санкт-Петербурге. Там рассматривалось много вопросов. Я бы выделил два ключевых. Первый вопрос касался положения дел и перспектив развития портовой деятельности на Северо-Западе России.

Должен сказать, что в прошлом году по грузообороту российских портов мы впервые превысили показатели Советского Союза. Мы потеряли очень много портов на Украине и в Прибалтике. И больше половины всего экспорта и импорта у нас сейчас идет через северо-западные порты.

Поэтому на Морской коллегии мы подробно рассмотрели перспективы развития по каждому порту Калининграда, Ленинградской области, в Усть-Луге, где Вы недавно были, самого Санкт-Петербургского порта.

Кстати, губернатор Санкт-Петербурга поддержала предложение Морской коллегии о том, что в качестве грузовых в Санкт-Петербурге должны остаться только контейнерные перевозки, а любые потоки энергоресурсов, в первую очередь экспортные потоки нефтепродуктов, угля, мы должны вывести за территорию города. С точки зрения экологии, делать это в самом городе, конечно, неэффективно. Одновременно в Санкт-Петербурге будет развиваться новый пассажирский порт.

Мы рассмотрели ситуацию с портами в Мурманске и Архангельске в связи с нашими планами по освоению углеводородов на Северном Ледовитом океане, в Баренцевом море. Нам, конечно, необходимо строительство там новых современных портов, прежде всего в Мурманске, на западном побережье Кольского залива. Планы на этот счет Министерством транспорта утверждены.

И второй важный вопрос, который обсуждался больше двух часов, это меры по закреплению российских выпускников морских вузов (имеются в виду и вузы, и техникумы по морским специальностям) для работы на судах под российским флагом. Здесь положение далеко не блестящее, весьма острое. Связано это с тем, что, с одной стороны, есть положительная тенденция: количество судов под российским флагом постоянно увеличивается в последнее время. Мы приняли закон, судов под нашим флагом становится все больше и больше.

С другой стороны, на сегодняшний день 75% всех судоводительских специальностей в вузах и техникумах финансируется за счет бюджета. Любой выпускник такого вуза имеет полное право работать либо в российских частных судоходных компаниях, либо на иностранных судах в иностранных компаниях. Никто, конечно, не собирается вводить какое-то распределение. Но все констатировали, что не совсем правильно, когда государство за свои бюджетные средства обучает хорошего специалиста, а потом он работает в иностранной компании. На подготовку, скажем, капитана, старпома, первого, второго помощников судоводителя уходят многие годы. Срок подготовки высококвалифицированного специалиста для современных судов занимает, минимум, 15 лет.

У нас (да и не только у нас, а во всем мире) сейчас ощущается дефицит специальностей высококвалифицированных судоводителей. Все европейские страны ощущают этот дефицит кадров. Мы стали строить больше современных гражданских судов - на Адмиралтейских верфях у Совкомфлота Вы видели новые танкеры. Доверить такие танкеры можно, конечно, только высококвалифицированному специалисту.

Поэтому коллективно было принято решение более внимательно посмотреть на опыт Министерства обороны, где выпускники военных вузов во время учебы за бюджетные деньги заключают контракт о том, что они определенный период отслужат или отработают (если мы говорим о гражданском флоте) на судах под российским флагом.

В.В. Путин: Нужно посмотреть на переподготовку увольняемых, в том числе с Военно-морского флота.

С.Б. Иванов: Да. Но вот опыт Министерства обороны все одобрили, потому что там заключается контракт...

В.В. Путин: Это понятно. Я сейчас о другом говорю. Контракт - это хорошо. Я говорю о том, что еще достаточно молодые люди увольняются.

С.Б. Иванов: Увольняются.

В.В. Путин: У них есть хороший опыт работы на судах. Но необходимо улучшить базовое образование, в связи с переходом на работу с другой техникой. Чтобы они могли использовать это «на гражданке».

С.Б. Иванов: Вторая группа вопросов - это, наверное, самое главное - повышение престижности, оплаты труда и социальных гарантий для тех, кто работает на судах российского гражданского флота. Минтрансу и Росрыболовству даны соответствующие поручения для подготовки целевой программы по повышению социальной эффективности, престижности службы на российских судах.

И третья группа вопросов, в которую входит закрепление выпускников на наших судах, заключается больше в юридическом оформлении, в конвенции, которую Россия подписала с Международной организацией труда. Эта конвенция касается найма, трудоустройства моряков и их работы в морском судоходстве. В соответствии с подписанной Россией конвенцией, мы обязаны создать уполномоченный орган Российской Федерации, который будет заниматься лицензированием компаний, осуществляющих найм наших моряков на любые суда - не важно, российские они или иностранные. И одновременно контролировать, чтобы на этих судах выполнялись соответствующие условия охраны труда наших моряков. Здесь у нас далеко не все благополучно. Периодически возникают скандалы, конфликтные ситуации, когда права наших моряков на иностранных судах не соблюдаются, зарплата не выплачивается, суда арестовываются. Поэтому мы должны создать такой полномочный орган, который будет защищать социальные интересы наших моряков в вопросах охраны труда.

В.В. Путин: 4-5 июля в Белгороде прошло мероприятие - День российского поля. Просил бы подробнее рассказать о том, как прошло это мероприятие, и, конечно, о том, как идет уборка.

А.В. Гордеев: Спасибо, Владимир Владимирович. Надо отметить, что нынешняя выставка «День российского поля» - уже пятая по счету. В прошлом году Вы лично участвовали в этом мероприятии в Ростове-на-Дону. С каждым годом она вызывает все больший интерес. В этом году конкурс на проведение такой выставки выиграл Белгород. Основная ее цель - это ускоренное внедрение ресурсосберегающих технологий. Участвовало 350 компаний - производителей техники, оборудования, удобрений, семян. 70 регионов были представлены делегациями. Некоторые из них возглавляли губернаторы. Участвовал Георгий Сергеевич Полтавченко, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе. И, наверное, самое важное - в выставке впервые приняли участие 25 зарубежных стран из ближнего и дальнего зарубежья. Они тоже представили свои экспозиции.

Выставку посетили более 20 тысяч специалистов. Для нас это важно. Приехали непосредственно руководители хозяйств, специалисты в той или иной сфере. Нам это удалось.

Состоялась трехсторонняя встреча. По моему приглашению приехали министры Украины и Белоруссии. Мы провели переговоры в сфере агропромышленного комплекса и договорились выйти с инициативой к главам правительств, чтобы нам совместно ежегодно проводить подобные мероприятия в виде выставки-конференции в одной из трех стран - Украине, Белоруссии и России. Мы видим, какой у нас интерес и к производству, и к торговле сельхозпродукцией и продовольствием.

Выставка продолжает работать. В августе планируется ее закрытие. Это мероприятие сегодня лишний раз подчеркивает возможности нашего сельского хозяйства не только как потребителя, но и как производителя.

Если говорить об уборке, то она идет хорошими темпами. Намолочено 4 млн тонн. В основном это Краснодар, Ставропольский край, Ростовская область. В среднем урожайность - 41 центнер с гектара, это чуть выше показателя прошлого года. Все идет в штатном режиме, очевидны предпосылки того, что на юге будет хороший урожай.

В.В. Путин: Мы с вами должны (в соответствии с действующим законодательством) принять решение по подготовке к ратификации ряда международных соглашений. Прежде всего речь идет о том, что при непосредственном участии российских экспертов в Организации Объединенных Наций была разработана и открыта для подписания Конвенция о правах инвалидов.

Мы знаем, что в основном все принципы, которые там изложены, уже заложены в российском законодательстве. Но нужно откровенно признать - нам еще многое предстоит сделать для полной реализации положений.

Это касается работы органов власти, социальных служб, организации повседневной жизни, быта инвалидов. Города, транспорт, социальные объекты нашей страны еще очень мало приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Они по-прежнему испытывают проблемы и с трудоустройством.

Эти вопросы требуют серьезных решений и долгосрочной, упорной, спокойной, будничной работы. И подписание Россией Конвенции о правах инвалидов, безусловно, должно дать еще один толчок, выставить серьезные ориентиры на этом пути. Если мы подписываем и ратифицируем такие документы, их нужно исполнять.

Также в сотрудничестве с ООН ее специализированной организацией - Управлением по наркотикам и преступности - подготовлен проект еще одного международного соглашения. Речь идет о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Мы приняли решение присоединиться к нему, имея в виду, что значительное количество проблем наркотрафика у нас связано как раз с этим регионом. Мы являемся, к сожалению, и рынком сбыта этого товара, и дальнейшим транзитом для поставки наркотиков в другие страны, прежде всего, конечно, в Европу. Поэтому вопрос очень важный. Просил бы обратить на него особое внимание.

Есть еще один вопрос, который давно нами готовился. Нам предстоит принять решение о выделении средств на международную программу повышения качества базового образования в странах СНГ, Азии и Африки. Речь идет о сумме более 50 млн долларов.

Я бы хотел обратить внимание наших коллег на то, что если мы выделяем такие средства (а вообще-то это целесообразно), то мы должны быть уверены в том, что они используются должным образом. Особенно это касается наших непосредственных соседей и наших главных партнеров. Я имею в виду страны СНГ. Если Россия выделяет такие ресурсы, то мы должны осуществлять хотя бы минимальный контроль за тем, как это делается, и видеть, на какие конкретно образовательные программы эти средства будут использоваться.