Версия для слабовидящих

29 июня 2008

В.В.Путин встретился с депутатами фракции «Единая Россия»

В ходе встречи обсуждались задачи, которые предстоит решить до конца года: формирование набора инструментов для расширения объемов и повышения качества жилищного строительства; поддержка малого бизнеса и устранение административных барьеров в экономике; принятие федерального бюджета.

Выступление В.В. Путина:

У Галины Николаевны Кареловой сегодня день рождения. Галина Николаевна, я хочу поздравить Вас. Овации тоже не помешают.

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович, дорогие друзья!

Большинство из присутствующих здесь знают, что мы и раньше собирались как раз в этом зале и примерно в таком же формате. Правда, сегодня можно и нужно говорить о том, что качество наших взаимоотношений, во всяком случае, мои взаимоотношения с партией «Единая Россия», кардинально изменились. Поэтому теперь сам Бог велел нам встречаться и обсуждать текущие проблемы законотворческой работы, проблемы взаимодействия между Парламентом и Правительством для решения, как в таких случаях принято говорить, насущных социально-экономических проблем.

Позвольте, прежде всего, поблагодарить вас за поддержку. И не только за поддержку при решении вопроса о Председателе Правительства, а в первую очередь - за большую повседневную работу, которую вы ведете вместе с Правительством. За ваше прямое участие в реализации стратегических планов развития России.

Сегодня мы можем опираться на устойчивое большинство в Парламенте. Это позволяет нам действовать решительно и результативно, в кратчайшие сроки проводить в жизнь назревшие инициативы в интересах граждан и развития экономики нашей страны.

Вновь избранная Государственная Дума сумела взять неплохой старт как по количеству принятых законов, так и по качеству и значимости этих законодательных актов.

Назову лишь несколько принципиальных законов, принятых в ходе весенней сессии. Вы, конечно, о них и так знаете, но я все-таки воспользуюсь присутствием наших коллег из прессы.

Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда - до 4330 рублей. И это - серьезный шаг. Хочу отметить, что это было не простое решение Правительства. Оно требует больших денег. В известной степени это, конечно, связано и с инфляционными процессами. Наши договоренности с профсоюзами мы обещаем выполнять. Я считаю этот шаг оправданным с социальной точки зрения и вполне обоснованным с экономической точки зрения. Специалисты Правительства подсчитали - сегодня существенного влияния на инфляцию это не должно оказывать.

Увеличены стипендии. Решен вопрос о государственной поддержке добровольных пенсионных накоплений. Кстати говоря, если сравнить это с практикой, которая применяется в других странах, то не везде гражданин получает такую существенную прибавку при формировании накопительной части пенсии. Далеко не везде.

Безусловно, новый порядок опеки и попечительства должен занять свое достойное место в надежной защите прав детей-сирот, должен помочь им обрести семью.

Проведена большая работа над законопроектами в налоговой и бюджетной сферах. Просил бы завершить ее до конца весенней сессии. Прежде всего, нужно ввести дополнительные преференции для граждан, воспитывающих детей. А также для тех, кто пользуется услугами образования и здравоохранения, строит или приобретает жилье. Необходимо реализовать наши планы по налоговому стимулированию инноваций, малого бизнеса, нефтяной отрасли, сельского хозяйства.

Дважды в весеннюю сессию принимались поправки в федеральный бюджет на текущий год. Не могу сказать, что это очень хорошо, но это вынужденная мера. Если уж мы это делаем, то нужно делать своевременно. Такая частая корректировка, к сожалению, имеет негативные стороны и негативные причины. Мы должны были защитить наших граждан от инфляции. Без поддержки большинства в Государственной Думе было бы намного труднее оперативно и качественно решать и это задачу.

По имеющейся у меня информации, на следующей неделе может быть завершена работа над крайне важным законом о работе Фонда содействия жилищному строительству. Его принятие позволит использовать все имеющиеся в распоряжении государства неиспользуемые земли для возведения жилья. Об этом еще нужно будет поговорить. Наверняка эта тема волнует многих.

Теперь о том, что нам вместе предстоит сделать до конца года. Позволю себе выделить несколько крупных блоков.

Первое. В кратчайшие сроки необходимо сформировать набор инструментов для расширения объемов и повышения качества жилищного строительства. Принять современные строительные регламенты. Задать новые требования к комфорту, безопасности, энергоэффективности жилья. И наконец-то избавиться от СНиПов прошлого века. Вы знаете, дело не только в том, что они архаичны. Дело в том, что они просто страшным образом удорожают цену жилищного строительства и строительства вообще. Ничего подобного в нормальных экономиках уже давно нет. Эти СНиПы 60-х, а может быть, даже 50-х годов. Столько накручивается, что строить становится невозможно. Мы это совершенно очевидно осознали, оценивая перспективы олимпийской стройки, подготовки Владивостока к саммиту АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе и по некоторым другим крупным объектам. Это абсолютно очевидные вещи. Кстати, достаточно сложные вещи. Но Правительство обещало подготовить необходимые решения. Соответственно просил бы вашей поддержки.

Второе - это поддержка малого бизнеса и устранение административных барьеров в экономике. Нужно добиться реального сокращения количества разного рода проверок, уменьшить число лицензируемых видов деятельности. Проекты законов подготовлены. Целый пакет. Просил бы вас на это обратить внимание и поддержать.

Третье. Традиционно ключевая тема осенней сессии - принятие федерального бюджета. По сути, именно в нем закладываются финансовые основы социально-экономической политики, расставляются акценты и приоритеты.

Завтра мы будем рассматривать эти вопросы в Правительстве. При этом хочу отметить, что совместное обсуждение с депутатами проекта бюджета еще до его внесения в Госдуму приносит хорошие результаты. И от практики так называемого «нулевого чтения» мы, конечно, отказываться не намерены.

Поэтому просил бы вас до 10 июля передать свои предложения в Правительство. До конца месяца совместно отработаем их в министерствах и ведомствах.

Мы рассчитываем на ваше активное, практическое участие в реализации и целого ряда других правительственных инициатив.

Не могу не остановиться, уважаемые коллеги, на ряде других вопросов, связанных с парламентской и депутатской работой.

Всем хорошо известно, и вам в первую очередь, и всей стране: фракция «Единая Россия» - фракция парламентского большинства. И это, конечно же, предъявляет к ней особые требования. В том числе и по выстраиванию отношений с другими политическими силами.

У вас огромный ресурс парламентского влияния. Фракция самостоятельно способна провести любой закон, даже конституционный. Но реальное политическое лидерство состоит не только в том, чтобы замыкаться в кругу собственных идей и с порога отвергать любые чужие идеи.

Нужно быть инициатором диалога и дискуссий, поддерживать все лучшее из «законодательного багажа» других парламентских сил.

В этой связи, считаю абсолютно оправданным решение «Единой России» предоставить другим фракциям возможность возглавить шесть комитетов Госдумы. Это еще один шаг к выстраиванию реальной многопартийности и цивилизованной политической конкуренции.

Серьезного внимания требует и работа с региональными парламентами. По Конституции они наделены правом законодательной инициативы на федеральном уровне. Это нужный инструмент, поскольку «на местах» зачастую более четко представляют, как реагировать на потребности людей.

Но в то же время - не хотелось бы, чтобы такое право использовалось для продвижения «сырых», не подкрепленных финансами, а порой и чисто лоббистских законопроектов.

Думаю, что фракция «Единой России» могла бы взять на себя координацию законотворческой работы, законотворческой работы своих коллег-однопартийцев из регионов.

И, конечно, авторитет фракции зависит не только от эффективной законодательной работы. Но и от умения донести до каждого избирателя смысл принимаемых нами решений. Причины, которые заставляют нас в каждой конкретной ситуации поступать именно так, а не иначе.

При этом - мы и прежде многократно говорили об этом с руководителями фракции и партии - ни в коем случае не нужно бояться сложных решений, если мы уверены в правоте того, что делаем. Наоборот, было бы крайне контрпродуктивным прятать голову в песок. Потому что другое место, как известно, все равно будет торчать. Нужно поднять голову, честно и ясно объяснять людям, почему мы принимаем такое решение, а не другое. Потому что в конечном итоге мы с вами не руководствуемся никакими интересами, кроме одного - интереса экономики и граждан страны.

На первый взгляд, что-то может показаться абсурдным и не очень приятным, но надо объяснить, на что мы рассчитываем в результате. Уверен: если это будет сделано убежденно, со знанием дела, доходчиво, нормальным человеческим языком - люди поймут.

Приглашаю вас к дискуссии. Пожалуйста.

Комментарии В.В. Путина к выступлениям ряда депутатов фракции «Единая Россия»:

Об инфляции

В.В. Путин: Борис Вячеславович, можно пару реплик? Я солидарен практически со всем, что Вы сказали. Конечно, мы знаем, и я сам говорил, что проблемы экономического характера, в том числе высокая инфляция, приходят к нам извне. Они нам импортированы. В значительной степени это так. Но и мы сами несем за это определенную ответственность. Мы тоже должны это понимать.

В экономиках западных стран, ведущих экономиках мира тоже есть кризисные явления, но все-таки пока это не глобальный кризис.

Недавно был кризис ипотечного кредитования. Был кризис в секторе жилищного строительства и как результат, как последствие - кризис ликвидности отдельных банков. Государство и центральные банки этих стран очень энергично включились в решение проблем. И практически их решили. Правда, это потребовало больших финансовых вливаний, отчасти - прямых финансовых вливаний государства, несмотря на декларируемые принципы регулирования. Но все-таки они пошли на это, чем практически «подзакрыли» проблему.

Западные экономики сталкиваются с важнейшими деструктивными явлениями - это неконтролируемый рост цен на энергоносители, прежде всего, на нефть и, как следствие, на газ. Потому что, по известной формуле, на мировых рынках цены на газ привязаны к ценам на нефть.

И второе - очень мощный рост, неоправданно большой рост цен на продовольствие на мировых рынках. Я уже не говорю про зерновые. Это, конечно, влияет на нас потому, что мы - часть мировой экономики. Безусловно, сегодня это так.

Но есть и внутренние причины. Борис Вячеславович точно сказал: мы считаем неправильным бороться с инфляцией в ущерб росту экономики. И такая позиция имеет право на существование.

Я просто для справки коллегам могу сказать. Дело не только в российском Правительстве. Есть другая точка зрения в экономических и финансовых кругах мира и Европы. В чем она заключается? Совсем недавно руководитель Центрального банка Европы господин Ж.-К. Трише объявил о том, что он повышает ставки рефинансирования. Для чего? Для того чтобы сократить объем поступающих в экономику еврозоны средств, с целью борьбы с инфляцией. И он прямо сказал: «Я понимаю, что это может нанести ущерб росту экономики в наших странах. Считаю, что борьба с инфляцией является задачей номер один. И даже в условиях опасности сокращения роста экономики я делаю этот шаг. Делаю его сознательно. Это выбор Центрального банка Европы».

Да, еще он упомянул, что лучше это сделать сейчас, чем потом, когда начнется борьба за повышение заработных плат в условиях инфляции, что подтолкнет к ее новому витку. Все очень сильно взаимосвязано. Поэтому сейчас я не буду дальше углубляться в эту проблему. Это просто для справки.

Когда мы с вами будем принимать те или иные решения, мы должны иметь в виду весь набор инструментов для борьбы с инфляцией и разные точки зрения на этот счет. Они работают в разных странах и разных экономиках по-разному. Мы должны выбрать оптимальный путь для нашей экономики.

По высокотехнологичным центрам. Борис Вячеславович прав. К сожалению, там есть сбои. Виноваты и региональные власти, которые в свое время не подготовили площадки и «нулевые» циклы, а это было их обязанностью. Также виноваты и федеральные органы власти, которые либо несвоевременно финансировали, кредитовали, расплачивались с поставщиками, либо не принимали соответствующих административных решений. И вообще не очень заинтересованно относились к этому вопросу.

Яркий пример привел Борис Вячеславович. Приехали на место, а они еще не приняли, вот и все.

Сейчас они выходят с предложением немножко сдвинуть сроки. Объективности ради стоит сказать, что придется пролететь по некоторым объектам. Но нет сомнения в том, что мы эту работу завершаем.

О финансировании сферы культуры

В.В. Путин: В целом, мне представляется, нужно вообще менять систему оплаты труда в сфере культуры. Министерство культуры должно над этим подумать и сделать соответствующие предложения. Конечно, уровень оплаты труда в этой области крайне низок и не соответствует тому значению для общества, которое играет культура. Это совершенно очевидный для всех факт. Тем не менее Борис Вячеславович упомянул, что у нас даже на сегодняшний день, если брать за точку отсчета 2005 год, фактически произошло удвоение финансирования культуры.

В существующей системе мы вынуждены были пойти на систему преференциальных выплат для ведущих коллективов. Большой театр попал в этот список первым. Сегодня всего 30 ведущих музыкальных и драматических коллективов страны получают президентские и правительственные гранты. На эти цели мы дополнительно выделяем каждый год почти 2,5 млрд рублей. Если быть более точным - 2,4 миллиарда. Мы планируем расширить эту практику, и в следующем году начать дополнительно выплачивать гранты для образовательных учреждений, работающих в сфере культуры. 12 президентских и 12 правительственных грантов. И еще к этому плюс 14 правительственных грантов для музыкальных коллективов, академических коллективов.

Что касается библиотек. Да, действительно, существует, по сути, программа. Мы с вами хорошо помним, что представляли собой библиотеки в прежние десятилетия. Особенно для малых городов, для сел, библиотека всегда была центром культуры, центром общения людей, источником получения новой информации.

К сожалению, в последние годы - не везде, но во многих местах - эта функция в значительной степени была утрачена. И мы, конечно, должны уделять библиотекам особое внимание. Должны будем просто профинансировать их возрождение - придать им совершенно новое качество, поставить эту работу на современный технологический уровень. Для этого предусмотрено соответствующее финансирование по двум направлениям. Первое - это выделение средств в 2009, 2010 и 2011 годах на улучшение материально-технической базы региональных библиотек. Точную цифру до последнего рубля я сейчас не назову, но в первый год - 880 млн руб, в следующем году - примерно столько же, и в 2011 году - миллиард. Ровно миллиард.

И второе направление - это выделение дополнительного финансирования для пополнения фондов муниципальных библиотек. На эти цели выделяется на следующий год - если мне не изменяет память - 300 миллионов, в 2010 году - 450 миллионов и в 2011 - миллиард 151 миллион.

Считаю, что это одно из приоритетных направлений. Но повторяю еще раз - согласен с вами в том, что мы в целом должны посмотреть как-то по-новому на систему оплаты в сфере культуры.

О некоторых аспектах антиинфляционной политики и социальных вопросах

В.В. Путин: Андрей Константинович Исаев, конечно, затронул самые ключевые, самые сущностные вопросы. Они касаются и вопросов экономики, и социальной сферы. Потому что от того, какие способы подавления инфляции мы выберем, зависят темпы и качество экономического роста. А от того, как мы будем в этих условиях решать социальные вопросы, зависит доверие граждан к Правительству, к партии «Единая Россия» и к власти в целом.

Действительно, инфляция - одна из проблем, причем не только у нас, но и в мире в целом. Я не случайно упоминал решение Центрального европейского банка по повышению ставок рефинансирования как средства борьбы с инфляцией. Там, конечно, несопоставимые цифры, но в процентом отношении рост очень большой. Они планировали 2%, сейчас у них уже 3,5% - для них это очень большой рост. А в некоторых странах еще больше.

У нас просто другая ситуация. Давайте не будем забывать, что в 2000 году у нас инфляция была 30%. Мы постепенно ее снижали, но вот этот всплеск в мире в целом и некоторые факторы внутри страны, конечно, не дали возможность двигаться дальше. Но нам нужно затормозить этот процесс хотя бы на том рубеже, на котором мы сейчас находимся. И потом постепенно подавлять инфляцию.

Одной из причин, конечно, является объем денежной массы в экономике. Борис Вячеславович говорил, что мы не должны подавлять развитие экономики. Это правильно. Но у нас сейчас огромный приток капитала. Вспомните: в середине 90-х - начале 2000 года отток капитала был 15, 20, 25 млрд долларов. В прошлом году чистый приток частного капитала - 81 млрд долларов. Что это означает для нас с вами? Доллар-то у нас не в обороте, слава богу. Центральный банк изымает эти деньги, печатает на них рубли и вбрасывает в экономику. Объем денежной массы увеличивается. Деньги в конечном итоге попадают к потребителям, которые выходят за товарами. И у нас растет импорт, потому что собственная промышленность пока не готова дать качественный и дешевый товар. И получается, что мы субсидируем развитие экономики других стран.

Это непростая штука, на которую нужно вовремя и умело реагировать. И способов реагирования достаточно много. Они в принципе все известны. Это повышение ставок, повышение банковского резервирования - то есть Центральный банк дает указание банкам увеличить свои резервы. Это не дает им возможности кредитовать реальный сектор.

В Китайской Народной Республике, где, как вы знаете, у власти коммунистическая партия, руководство действует очень жесткими, рыночно-административными методами. ЦК КПК дает директивные указания в банки: больше не выдавать кредитов.

Другой инструмент - сокращение бюджетных расходов. Я не говорю, что мы так должны делать. Я просто обращаю внимание коллег, которые профессионально каждый день этим не занимаются. У каждого из нас все-таки свой участок, который мы должны, как Святой Франциск, «мотыжить» каждый день. Мы не можем быть специалистами во всех областях. Для тех коллег, которые не занимаются этим ежедневно, я хочу сказать: сокращение бюджетных расходов - это один из инструментов, в том числе социальных, которые в мире используются и очень эффективно.

Здесь, конечно, вопрос: мы-то можем позволить себе такие инструментарии? Аккуратненько где-то - да. В некоторых странах с развитой экономикой профсоюзы договариваются с Правительством не повышать в условиях галопирующей инфляции заработную плату. Но по всем секторам экономики, чтобы не было преференций и преимуществ отдельным секторам. Даже профсоюзы идут на это, договариваются с властями по их собственной инициативе. Можем ли мы использовать такие инструменты, замораживать все в условиях достаточно высокой инфляции? Было бы неплохо. Но считаю, сегодня это неправильный путь. Потому что, в отличие от развитых экономик западноевропейских стран, у нас еще очень много людей, которые живут бедно. И у них нет накоплений, нет финансового, материального «жирка», накопленного предыдущими поколениями. Нет денег, которые лежат на счетах в банках.

Когда, работая в Петербурге, я проходил практику в одном из европейских банков, нас просто привели в банк и показали накопления людей старшего возраста. Не много, но сотнями тысяч эти накопления измерялись тогда. Это был немецкий банк. Просто показали накопления. У нас нет таких денег у граждан. Поэтому взять, заморозить и просто переложить на их плечи борьбу с инфляцией мы не можем и не будем этого делать.

В этой связи я хотел бы вас проинформировать о том, что мы в Правительстве сейчас активно занимались этими вопросами. Андрей Константинович упомянул о бюджетниках, вскользь сказал о пенсионерах - о пенсионерах тоже нельзя забывать. Напомню, у нас с 1 августа этого года базовая ставка повышается на 15%, а страховая - на 8%. В целом по году повышение должно составить 1100 - 1150 рублей в денежном выражении.

Если мы возьмем примерно то, что мы планируем по инфляции по году, то реальный рост пенсий должен составить 16 - 19%. Если же нам не удастся удержать инфляцию - а я очень рассчитываю, что удастся - тогда мы с вами будем должны, и это у нас в законе прописано, проиндексировать пенсии еще раз.

Лучше бы, конечно, инфляция не росла такими темпами.

Теперь что касается бюджетников. Конечно, я с вами абсолютно согласен. Это тоже одна из таких категорий, которая напрямую зависит от решений государства. Их материальное благополучие зависит от нашей политики, от нашего отношения к этой категории. Это очень зависимая от нас категория. Но надо сказать, что в принципе эффективность государственного управления в значительной степени от них зависит. Потому что речь идет о федеральных бюджетниках.

Поэтому мы провели консультации с нашим Центральным банком, который считает, что в случае увеличения фонда оплаты труда в бюджетной сфере серьезного влияния на инфляционные процессы не будет.

Если мы сейчас посмотрим на структуру инфляционного роста, все- таки там, прежде всего, монетарные факторы. Но тем не менее серьезного влияния такое решение не окажет. Поэтому я принял решение - с 1 декабря текущего года увеличить фонд оплаты труда для федеральных бюджетных учреждений на 30%.

Это должно привести к росту заработной платы, причем заметному. По разным учреждениям - это будет разный эффект. Там, где есть дополнительные внебюджетные источники финансирования, там это будет, может быть, поменьше. Там, где их недостаточно - там рост будет больше, но он должен быть существенным.

А теперь я хочу обратиться к вам за помощью. Нам бы очень хотелось, чтобы введение МРОТа, который Правительство ввело по вашему настоянию и, по сути, по вашему решению, одновременно сопровождалось переходом на новые принципы оплаты труда. Но это означает, что нужно провести предметные конструктивные переговоры с профсоюзами. И я бы очень просил вас активно включиться в эту работу.

О программах развития

В.В. Путин: Как вы знаете, мы приняли сейчас целый ряд программ на достаточно длительную перспективу. По электроэнергетике до 2020 года - это схема размещения объектов электроэнергетики, которая стоит у нас 20 трлн рублей.

Мы приняли Программу развития железнодорожного транспорта до 2030 года, она стоит 14 трлн рублей.

Мы приняли Программу развития атомной энергетики. Там тоже, если память мне не изменяет, предусматривается 12 млрд на ближайшее время. Причем мы должны будем с вами построить 26 крупных атомных энергоблоков. Это очень много, имея в виду, что за весь советский период было построено всего 30 таких блоков.

Мы приняли соответствующие программы развития судостроения, авиационного строения, ракетно-космической техники, химии, электроники и других отраслей. Кстати сказать, сейчас готовим программу развития фармацевтики и т. д. Будем готовить соответствующую программу и в автомобильной промышленности. Все это требует особого внимания, концентрации административных и финансовых ресурсов. Если нам при реализации всех этих планов поможет «рамочный» закон, то я ничего против не имею. Но надо только иметь в виду, что мы, создавая условия для развития экономики в целом, ни в коем случае не должны создать режим для каких-то отдельных отраслей и заморозить его на неизвестно какое время. Вот это такая тонкая сфера. Вы занимаетесь этим профессионально. Мы с вами поговорим еще на эту тему.

Ответы В.В. Путина на вопросы депутатов фракции «Единая Россия»:

Вопрос: Уважаемый Владимир Владимирович!

В субъектах Федерации сейчас создаются приемные представителей нашей партии, то есть Ваши общественные приемные. Эта работа уже дает ощутимый эффект. Считаете ли Вы возможным создать специальный механизм взаимодействия между региональными отделениями партии и ее федеральной структурой, с одной стороны, и Правительством - с другой, для информирования о наиболее актуальных и обсуждаемых в регионах проблемах.

В.В. Путин: Что касается региональных отделений. Вчера с Борисом Вячеславовичем мы обсуждали эту тему, и мне пришла в голову мысль, которую Борис Вячеславович поддержал. Я думаю, что осенью нам нужно будет собрать представителей региональных отделений и председателей фракций партии «Единая Россия» в региональных парламентах. С ними нужно начать постоянную, системную работу.

Что касается приемных. Само собой разумеется, что в каждой приемной я побывать не смогу. Конечно, там будут работать мои представители. Хотя, естественно, людям, которые обращаются в эти приемные, было бы интересно пообщаться напрямую со мной. Я думаю, что можно воспользоваться опытом проведения телевизионных «прямых линий». Немножко изменить формат, выбрать время, набрать вопросы, пригласить людей и, используя современные способы коммуникации, провести живое общение с людьми, которые обращаются в эти приемные. Этой работе нужно придать системный характер.

Вопрос: Уважаемый Владимир Владимирович!

С Вашей социально-экономической стратегией абсолютно справедливо связывается существенное увеличение темпов жилищного строительства. В данной тематике хотелось бы спросить, собирается ли Правительство принимать меры по возрождению индустриальных методов строительства? В частности - созданию новых заводов по производству конструкций для малоэтажной застройки, для производства других современных недорогих материалов?

В.В. Путин: Мы с вами хорошо знаем, какими темпами растет сегодня строительный сектор - это 19% в год. В некоторых регионах темпы роста жилищного строительства зашкаливают за 20 - 25%. Это прибыльный бизнес. Вместе с тем мы знаем о перекосах, которые есть в этом секторе, - с цементом и так далее. Вы говорите о строительстве новых объектов, новых мощностей. У меня вопрос: Вы что имеете в виду, чтобы государство их строило? Я думаю, что нет.

Мы должны создать условия для бизнеса. А для этого нужно не государственные деньги вкладывать, а создать условия для этой работы и обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства, что крайне важно в экономике вообще и в строительном секторе в частности.

Наконец, я уже упоминал о создании Жилищного фонда, куда должны быть аккумулированы свободные федеральные земли. Я бы очень просил всех депутатов поддержать это решение. Принять этот закон как можно быстрее - естественно, если вы посчитаете это возможным - для того, чтобы использовать все инструменты, связанные со свободной землей, для разворачивания масштабного жилищного строительства.

Вопрос: Владимир Владимирович, сегодня мы прекрасно понимаем, что независимость любого государства прямо пропорциональна его обороноспособности. Именно Вы сделали обороноспособность одним из приоритетов развития нашей страны. Сейчас мы стреляем, проводим учения, плаваем, летаем. В войска поступает новая техника, но, к сожалению, ее не так много, как хотелось бы, и поступает она непропорционально тем средствам, которые мы регулярно выделяем в федеральном бюджете на ее закупки. Происходит это потому, что очень высока монополизация в сфере оборонно-промышленного комплекса, и тот или иной образец военной техники выпускают одно, максимум два предприятия. Поэтому произошел громадный скачок цен в этой сфере. Я расскажу Вам из собственной практики: в 2002 году, будучи командиром подразделения специального назначения по борьбе с терроризмом, я покупал для своего подразделения снайперские винтовки СВ-98 Ижевского завода. На тот момент она стоила 20 тысяч рублей. Сейчас эта винтовка стоит 450 тысяч с прицелом, без прицела - 200 тысяч. Просто немыслимый скачок, который несопоставим ни с каким ростом инфляции и тарифов. Каким образом мы можем регулировать ценообразование в сфере оборонно-промышленного комплекса? Такая же ситуация и с другими образцами. За четыре года «Тополь-М» вырос в цене в четыре раза. Это уже не винтовка.

Второй вопрос. Может быть, его нужно было задать первым. Без людей оружие и военная техника - просто груда металлолома. Сегодня заработная плата наших военнослужащих, к сожалению, не конкурентоспособна на рынке труда, особенно в условиях непрогнозируемой инфляции. Что мы можем сделать в этом плане, особенно для подразделений постоянной боевой готовности? Спасибо.

В.В. Путин: Первая часть Вашего вопроса меня самого очень беспокоит. Конечно, Вы правы, это срывает оборонный заказ по целому ряду направлений, ставит армию в трудное положение. Она становится не в состоянии своевременно и в полном объеме оплачивать изготавливаемую продукцию. Производители оказываются в сложной ситуации.

Возникла идея подписывать долгосрочные контракты по твердой цене. Но мы с Вами понимаем, и практика сейчас показывает, что в условиях той инфляции, которую мы имеем, загонять предприятия в прокрустово ложе раз и навсегда заданной цены - эта дорога может привести к краху предприятия.

Что здесь можно сказать? Нужно демонополизировать эту сферу. Максимальное количество изделий, запасных частей должно производиться в конкурентной среде, в гражданских отраслях. Нужно контролировать ценообразование. Хотя это неприятное слово, но для оборонных предприятий, видимо, все-таки обоснованное.

К сожалению, в ближайшее время контракты по твердым ценам вряд ли удастся реализовать. По крайней мере, до тех пор, пока мы не снизим инфляцию до однозначной величины. Придется делать это в ручном управлении. Честно говоря, я ничего другого сегодня не вижу. Нужно просто в ручном управлении жестче контролировать весь процесс ценообразования. Понятно, что все ссылаются на смежников. Значит, нужно работать там, потому что любая ракета, любое изделие, любой танк - производятся из металла. Что происходит в металлургической сфере, мы знаем. Значит, там нужно работать. В целом, используется целый ряд механизмов и инструментов - и антимонопольные, и антикриминальные, и таможенное, и тарифное регулирование - там много этих инструментов. Все это надо использовать для экономики, конечно, с оглядкой и на конечные результаты в области «оборонки».

Теперь что касается заработной платы, особенно тех военнослужащих, от которых реально зависит обороноспособность страны - тех офицеров, которые несут дежурство на подводных атомных крейсерах, сидят в шахтах под землей в РВСН, тех военнослужащих, которые несут службу в частях постоянной готовности, то есть тех, которые должны оперативно реагировать на любой вызов вооруженного характера внутри страны или за рубежом.

Конечно, Вы правы. Особенно по этим категориям мы должны принять немедленные решения. И такие предложения есть. Я поручил министру обороны, еще будучи Президентом, разработать соответствующие предложения. Эти предложения разработаны.

Мы создаем специальный Фонд и будем использовать эти средства в виде надбавок к денежному довольствию по этим группам офицеров. В 2009 году на эти цели будет предусмотрено 25 млрд рублей, в 2010-м - 33 млрд рублей и в 2011-м - 45 млрд рублей. В среднем повышение денежного довольствия этих групп военнослужащих должно составить до 65 тыс. рублей. А по некоторым категориям, имеются в виду высшие офицеры, прибавка будет еще больше - до 100 - 150 и больше тыс. рублей. Мы считаем, что это обоснованно.