18 мая 2011
Выступление заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова на совещании по вопросу «Ситуация на рынке труда и подготовка кадров в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа»
Уважаемые участники совещания!
Мы проводим сегодня выездное совещание, основные цели которого – оценить ситуацию на рынке труда и с подготовкой кадров в системе начального и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в 2011 году, обсудить те проблемы, которые существуют в этой сфере.
Вначале коротко остановлюсь на основных индикаторах рынка труда в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на их динамике в 2010-м и в начале 2011 года.
Следует отметить существенное снижение в округе общей численности безработных в 2010 году (с 913 тыс. до 690 тыс. человек), хотя некоторое её увеличение наблюдалось в Республике Северная Осетия–Алания и Чеченской Республике.
В первые два месяца 2011 года общая численность безработных увеличилась практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (с 690 тыс. до 747 тыс. человек), в марте наблюдалось некоторое её снижение (до 685 тыс. человек).
Хотя уровень общей безработицы за последнее время в округе и снижался, тем не менее в марте 2011 года (а это последние данные Росстата) он более чем в 2 раза превышал общероссийский показатель (соответственно, 15,5 и 7,1 %).
Наибольшее значение уровня общей безработицы зарегистрировано в Республике Ингушетия (48,7%) и в Чеченской Республике (34,4%). Численность зарегистрированных безработных в 2010 году снижалась во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Вместе с тем с начала 2011 года отмечается рост численности зарегистрированных безработных граждан в большинстве субъектов округа, за исключением Республики Северная Осетия–Алания и Чеченской Республики. Уровень зарегистрированной безработицы в округе с января по апрель оставался практически неизменным: 8,7%. Вместе с тем по сравнению с общероссийскими показателями он выше почти в 4 раза (8,7% против 2,1 %). Особенно высок он в Чеченской Республике (41,3%) и Республике Ингушетия (21,8%).
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости округа, возросло с начала года более чем на 5,3 тыс. единиц, или на 31,6%, и составило в апреле 22 тыс. человек. Вместе с тем, хотя коэффициент напряжённости на рынке труда в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, в целом и снизился по сравнению с началом года с 23 до 17,4 единиц, он все ещё значительно выше, чем в среднем по России (1,2). Как положительный факт следует отметить снижение с начала года более чем в 17 раз коэффициента напряженности на рынке труда в Республике Ингушетия.
Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, на 2011 год разработаны региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда с плановой численностью участников около 52 тыс. человек, на общую сумму 2841 млн рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета составляют 2694 млн рублей. Средства субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ по первому этапу (40% от общего размера субсидий) перечислены во все субъекты Российской Федерации округа на общую сумму более 1 млрд рублей.
Уважаемые коллеги!
Приведенные мною выше основные индикаторы рынка труда в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показывают, что реализуемые в предыдущие годы мероприятия по содействию занятости населения в рамках как переданных полномочий, так и региональных программ, не позволили кардинально изменить ситуацию с занятостью населения Северного Кавказа. С учётом этого в 2011 году в соответствии с решением Правительства в региональные программы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказский федерального округа, были включены новые адресные мероприятия:
профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказский федеральный округ;
стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, не входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к замещению свободных рабочих мест безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
С начала года прошло уже 5,5 месяца, но работа большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по реализации региональных программ и в особенности новых адресных мероприятий, рассчитанных именно на жителей Северного Кавказа, оставляет желать лучшего.
Мероприятия региональных программ 2011 года не реализуются, или организационная работа по ним только начинается в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, за исключением Ставропольского края и Республики Северная Осетия–Алания. Это первое.
Во-вторых, три новых мероприятия, включенных в региональные программы и охватывающих только граждан, работающих и проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа, о которых я только что сказал, ни в одном субъекте федерального округа не были начаты.
Наконец, это низкие темпы освоения финансовых средств, выделенных на реализацию региональных программ на 2011 год (по состоянию на 1 апреля 2011 года), в том числе в Чеченской Республике (1,3% от выделенных средств), в Республике Ингушетия (6,3%). При этом Карачаево-Черкесская Республика вообще не освоила ни одного рубля, то есть фактически не приступила к реализации своей региональной программы. Вместе с тем Кабардино-Балкарская Республика и Республика Северная Осетия–Алания уже израсходовали более 17% от выделенных финансовых средств, что является практически средним показателем для Российской Федерации.
В сложившейся ситуации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, необходимо обратить самое пристальное внимание на недопустимо низкие темпы освоения финансовых средств, выделенных из федерального бюджета в виде субсидий региональным бюджетам на реализацию мероприятий региональных программ. В этой связи я поручаю вам взять под личный контроль расходование средств и реализацию мероприятий региональных программ на 2011 год. Напоминаю, что 8 июня все субъекты Российской Федерации должны доложить Правительству Российской Федерации о принятых мерах по реализации региональных программ на 2011 год.
Уважаемые коллеги !
Ситуация на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, как мы видим, достаточно непростая. Мы должны все вместе разрабатывать меры по её кардинальному улучшению. Хотелось бы услышать от вас, в чём причина того, что мероприятия программ реализуются очень низкими темпами, плохо осваиваются средства федерального бюджета, которые были до вас своевременно доведены.
Мы должны понимать, что мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, которые носили антикризисный характер и предусматривающие создание временных рабочих мест, остались в прошлом. Наша задача – обеспечить постоянную занятость населения, желательно на высокотехнологичных рабочих местах, а для этого нужно прежде всего развивать кадровый потенциал. На это, кстати, и ориентированы новые мероприятия, включенные в программы 2011 года. Иначе повлиять на инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, вряд ли возможно.
Хотел бы услышать конкретные предложения по кардинальному решению проблем повышения занятости населения и снижения безработицы на Северном Кавказе. Может быть, нам с вами надо продумать новые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, скорректировать при необходимости содержание мероприятий региональных программ с учётом региональных особенностей Северного Кавказа.