События

 
 
 

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

В.В.Путин предложил объявить с 25 мая 2011 года начало конкурса на должность директора и руководителей трёх направлений Агентства стратегических инициатив, созданного, по словам Премьера, для того, чтобы молодые и перспективные люди могли бы реализовывать свои идеи и предложения. «Ключевым критерием отбора в первую очередь будет успешный опыт самостоятельной профессиональной работы», – добавил глава Правительства.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги!

Я хотел бы начать нашу сегодняшнюю встречу не с повестки дня, а с некоторых других вопросов: вначале с инициативы, которая была сформулирована 6 мая на встрече в Волгограде в рамках региональной конференции «Единая Россия». Мы с вами много раз в разных форматах говорили о том, что нужно создать какие-то дополнительные механизмы для того, чтобы молодые и интересные перспективные люди могли бы реализовывать свои идеи и предложения. Я знаю, что по линии каждого ведомства, представленного здесь соответствующими руководителями, так или иначе формулируются подобные предложения. В то же время, для того чтобы организовать процесс текущей работы, безусловно, необходимо принимать законы, нормативные подзаконные акты Правительства Российской Федерации и так далее. Всё это хорошо для того, чтобы отсекать всякого рода бредни и жульнические предложения в попытке кого-то прорваться к бюджетным средствам. Но в то же время мы знаем, как порой сложно пробиться через эти бюрократические коридоры и барьеры. Поэтому и был предложен такой механизм, как Агентство стратегических разработок, для того чтобы создать такой, как мы говорим сейчас, как модно сейчас говорить, социальный лифт для молодых перспективных людей.

Предполагается вначале организовать работу агентства по трём направлениям. Первое – для новых проектов, новых инициатив практического характера. Второе направление – это направление, связанное с оценкой квалификации. Я уже говорил об этом, мы договаривались с РСПП, что они разработают такую систему квалификации. К сожалению, работа идёт медленно, но это ещё одна попытка с помощью тех людей, которые сами добиваются конкретных результатов, такой механизм создать.

И наконец, третье направление – это социальные проекты для людей, которые работают в области здравоохранения, культуры, образования, для независимых, неправительственных организаций. По всем этим направлениям считаю возможным организовать такую работу. Учредителем такого агентства могло бы выступить Правительство Российской Федерации, и непосредственно оно бы работало при Председателе Правительства Российской Федерации.

Агентству предстоит вплотную заняться и развитием своей региональной сети, что, на мой взгляд, очень важно для широкого развёртывания работы по поддержке конкретных проектов и, конечно, по поиску и отбору новых талантов. Отбор кандидатур для работы в агентстве, а также отбор самих проектов должен проходить предельно открыто. Для этого предлагаю использовать площадку специального интернет-сайта.

Каждый, кто хочет сотрудничать с агентством, может послать на этот сайт свою конкретную заявку. Оценку проектов и кандидатур для работы в агентстве должны проводить независимые эксперты. Кстати, предстоит решить вопрос о том, кто будут эти эксперты, как будет организована их работа. Это, на мой взгляд, крайне важная и ответственная вещь – прошу вас представить соответствующие предложения. Доступ к участию в конкурсе будет открыт для всех, в том числе через такой механизм будут отбираться и кандидаты на должность директора агентства и руководителей по направлениям.

Добавлю, что ключевым критерием отбора в первую очередь будет успешный опыт самостоятельной профессиональной работы.

Я предлагаю объявить начало конкурса на должность директора агентства и руководителей трёх направлений агентства, начиная с 25 мая текущего года. На ту же дату мы могли бы назначить и официальную презентацию Агентства стратегических инициатив. Мы предварительно уже обсуждали это с министром экономического развития. Я прошу вас, Эльвира Сахипзадовна (Э.С.Набиуллина), и своего первого заместителя – вас, Игорь Иванович (И.И.Шувалов), вплотную этим вопросом заняться и сформулировать предложения, не затягивая начинать эту работу. Это первое, что я бы хотел сказать вначале.

Второе. Это просто справка. Ко мне поступило письмо ректора Петербургского университета. Он просит оформить часть земельных участков и часть зданий, которые не используются активно Министерством обороны в Петербурге, для нужд университета. Я согласен, пожалуйста, если это действительно не пойдёт во вред Министерству обороны. Нужно, чтобы Министерство экономического развития с учётом интересов Министерства обороны и при выплате, либо при каких-то других формах компенсации этот вопрос довело до конца. Но предварительно нужно провести согласование между Министерством обороны и Министерством образования и науки. Пожалуйста, сделайте. Главное – чтобы всё было сделано по уму, чтобы ничего не пустовало, но, повторяю, чтобы это решение не пошло во вред интересам Министерства обороны.

Теперь хочу вернуться к некоторым нашим антикризисным мерам – в частности, к антикризисным гарантиям, на которые мы выделяли значительные ресурсы. Я просил Министерство финансов посмотреть, как они сработали в 2009–2010 годах. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! В разгар кризиса, в феврале 2009 года, Правительство приняло решение о выделении лимита 300 млрд рублей в виде гарантии для поддержки предприятий реального сектора. Работали две комиссии, которые рассматривали предложения предприятий: одна комиссия – по гражданским предприятиям, другая – по предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Сразу могу сказать, что в результате работы этих комиссий и предоставленных кредитов выделено 132 гарантии на сумму 242,8 млрд рублей.

В.В.Путин: То есть почти все 300 млрд рублей использовано?

А.Л.Кудрин: Да. Было ещё рассмотрено 35,7 млрд рублей, но эти предложения предприятий не отвечали правилам выделяемых гарантий, соответственно 81% от выделенного лимита было использовано. Воспользовались ими 93 организации, они получили 132 гарантии. К настоящему моменту 80,3 млрд уже возвращено по тем кредитам, которые были выделены. Предприятиям они или уже были не нужны, или кто-то досрочно погасил, по каким-то гарантиям уже истёк срок. Также могу сказать, что есть один случай досрочного отзыва гарантии в связи с тем, что заёмщик нарушил правила предоставления гарантий: попытался изменить соглашение и внести в него не предусмотренные заранее изменения, которые не входят в правила. Это случай по отзыву гарантии на 150 млн рублей одному предприятию. Есть случай предоставления уже к возмещению гарантии, гарантийный случай на сумму 67 млн рублей. По нашей оценке, банками сейчас рассматриваются материалы по предоставлению бюджету таких гарантийных случаев примерно на 2 млрд рублей. Но после этого мы будем уже в установленном порядке взыскивать эти ресурсы соответственно с тех предприятий, которые брали кредиты. Но банки, которые предоставляли эти кредиты, не пострадают – они сразу получат нашу гарантию. Как правило, гарантия составляла до 70% взятого кредита. Сами банки тоже несли часть ответственности – в пределах 30%. Таким образом, 81% от лимита был использован. Работа идёт, уже идёт возврат, и есть случаи гарантирования, предъявляемые к бюджету, что и предполагалось с учётом рисков, которые несли предприятия в период кризиса.

В.В.Путин: Как вы сами оцениваете результаты этой работы?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в какой-то определённый момент – пусть нам пришлось иногда тщательнее и медленнее, чем хотелось бы, рассмотреть эти гарантии, – к концу 2009 года, по сути, вот этот лимит на 81% был использован. Как я сказал, воспользовалось 93 предприятия – как правило, это системообразующие предприятия России. И для некоторых из них это было решающим моментом для сохранения от банкротства и продолжения работы.

В.В.Путин: Спасибо. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), я просил проверить ситуацию со снабжением горюче-смазочными материалами сельхозтоваропроизводителей.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! На прошлой неделе я провёл селекторное совещание с регионами с приглашением всех руководителей нефтяных компаний. Обсудили вопросы поставки ГСМ на весенне-полевые работы и цены на горючее.

Надо сказать, что ситуация – рабочая, решение Правительства выполняется. По информации с мест, по обеспечению ГСМ весенне-полевых работ все проблемы сняты.

Кстати, несмотря на то, что мы знаем, что весна задержалась где-то на 10–12 дней, темпы весенне-полевых работ в этом году значительно выше прошлого года. На сегодняшний день посеяно больше где-то на 600 тыс. га (всего 25 млн га). Это практически 50% той площади, которая должна быть посеяна в эту весну. Общий объём ГСМ – это почти 2,7 млн т, из них 2 млн т – это дизтопливо и 180 тыс. т – автобензин.

Вопросы, которые поднимали регионы, сняты. Объёмы, которые я назвал, разбиты по месяцам. И если в регионе, предположим, выбирают апрельский объём, то, естественно, они поднимают вопрос, чтобы на те работы, которые они ведут в мае, региону были обеспечены опережающие поставки – майские или июньские. Этот вопрос решён соответствующим письмом в Минэнерго. Возникли вопросы по ряду регионов (их немного), где посчитали, что те площади, которые они ранее занимали, недостаточны. Они будут больше сеять, поэтому на осенние работы, уборку урожая и посев озимых тех объёмов, которые прописаны в согласованных между Минэнерго и Минсельхозом объёмах, им будет недостаточно. На этой неделе мною дано поручение Минэнерго и Минсельхозу подготовить по этим регионам предложения и внести коррективы в рекомендуемые объёмы, согласованные этими министерствами. Эта работа ведётся, и я думаю, что на этой неделе она будет закончена.

По льготным ценам. Надо сказать, что практически по всем регионам цена 1 т дизельного топлива – от 6 тыс. до 8 тыс. рублей, а по некоторым – и до 9–10 тыс. рублей дешевле, чем на рынке сегодня. Взять, предположим, Саратовскую область. Там цена дизельного топлива – 16, 9 тыс. рублей, а на рынке – почти 24,5 тыс. рублей, то есть хорошая цена. Я думаю, что с учётом проведённой работы у нас вопросов по году по обеспечению села горюче-смазочными веществами не должно быть.

Есть вопросы по бензину Аи-80 – по известной причине: Вы знаете, Владимир Владимирович, это в связи с тем, что введён новый техрегламент. Я приглашал к себе Росрезерв, дал поручение Минсельхозу и Минэнерго. Найдены подходы к решению этой проблемы, потому что там ещё недостаток порядка 260 тыс. т. Есть возможность решить эту проблему, и Вам это будет доложено в рабочем порядке.

В.В.Путин: Не упускайте из виду это.

В.А.Зубков: Что касается доведения бюджетных средств до сельхозпроизводителя, такое поручение мною тоже давалось. Мы тоже провели с регионами эту работу. Надо сказать, что в целом финансирование госпрограммы идёт в штатном режиме.

Как я уже Вам ранее докладывал, доведение основной части средств федерального бюджета непосредственного влияния на весенние полевые работы не оказывает, тем не менее в ходе селекторного совещания дано поручение Министерству сельского хозяйства продолжить контроль за соблюдением регионами условий заключаемых соглашений. Тем более что они подписали такие соглашения, они дали заявки на выделение бюджетных средств, и они должны выполнить свои обязательства. Мы взяли на особый контроль эту работу, и регионы обязались до 1 июня здесь свои бюджетные региональные средства перечислить как софинансирование федеральным средствам. Держим эту работу на контроле.

В.В.Путин: Хорошо. Виктор Фёдорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), ваше Министерство должно было составить региональный рейтинг тех субъектов Федерации, которые прошли осенне-зимний максимум 2010–2011 годов с лучшими и худшими показателями. Составили такой рейтинг?

В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, подготовили такой рейтинг. Причем 19-го мы окончательно обсудим на видеоконференции итоги прохождения осенне-зимнего максимума. Скажу, что практически во всех субъектах мы завершили, кроме двух наших северных, – в отдельных муниципальных районах там заканчивается 10 июня.

Составили рейтинг в соответствии с Вашим поручением по итогам прохождения, делали это по 20 объективным показателям. Это, во-первых, выполнение плана подготовки прохождения осенне-зимнего максимума: количество сбоев, чрезвычайных ситуаций, аварийных ситуаций. Это запасы топлива, непредоставление или необъективные данные о прохождении осенне-зимнего максимума и ряд других показателей.

Скажу, что такая информация и оценка деятельности составлена по всем 83 субъектам. Могу назвать субъекты, которые получили наивысшие оценки и наименьшие оценки.

В.В.Путин: Назовите тот субъект, который получил наивысшую оценку, и тот, который получил самую низкую.

В.Ф.Басаргин: Два субъекта – Тюменская область и Республика Башкортостан набрали самые высокие оценки – 0,971 балл.

В.В.Путин: А кто набрал меньше всех?

В.Ф.Басаргин: Самые низкие оценки у нас – Архангельская область (0,437) и Республика Хакасия (0,463). К сожалению, как раз у этих субъектов в этом году были сбои, чрезвычайные ситуации. Это как раз Няндома (всем известный населённый пункт в Архангельской области), и в Хакасии тоже были проблемы с обеспечением населения услугами ЖКХ. Там был населённый пункт, где два источника питания, две линии были обесточены, и на объектах жизнеобеспечения не оказалось резервных источников: ни тепла, ни электроснабжения. Разморозили котельную и так далее.

В.В.Путин: А Камчатка?

В.Ф.Басаргин: По Камчатке. Камчатка тоже у нас внизу, она третья снизу (0,481) – 81-е место по показателям.

В.В.Путин: Обратите внимание.

В.Ф.Басаргин: Да, с новым руководителем Камчатки мы уже встречались, обсуждали все вопросы, в том числе по общежитиям (по тем поручениям, которые Вы давали).

В.В.Путин: Ну и потом нужны предложения по изменению ситуации к лучшему. Не просто так зафиксировать, что они хуже других. Нужно понять, что нужно делать, для того чтобы они не оставались в таком положении на будущее.

В.Ф.Басаргин: Да. Есть рекомендации. Более того, мы это на сайте вывесим, чтобы все могли познакомиться и обратиться к нам, сказать по каким показателям какая оценка. Мы им можем всё это предоставить.

В.В.Путин: Хорошо.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), у Вас есть данные по работе транспортного комплекса в I квартале 2011 года. Пожалуйста.

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! По предварительным итогам I квартала могу сказать, что в целом увеличение грузооборота и пассажирооборота по всем видам транспорта, за исключением морского: перевалки в морских портах на 1,9% ниже.

По пассажирообороту и объёму перевозок пассажиров больше всего увеличение на воздушном транспорте – 9% (15 млн 204 тыс. пассажиров). Увеличились также объёмы перевозок на пассажирском транспорте общего пользования, городском транспорте и на железнодорожном (на 2%). По перевалке в морских портах мы считаем, что это было связано с мировой конъюнктурой перевозки грузов и, наверное, с зимними условиями.

В.В.Путин: Хорошо. А взлётно-посадочная полоса во Внуково когда будет запущена? Летний период начинается – нагрузка на аэропорты увеличивается.

И.Е.Левитин: С 15 апреля началась реконструкция взлётно-посадочной полосы, мы её вывели. Предварительно все пассажиры были проинформированы. Часть рейсов перешла в Шереметьево, часть – в Домодедово. Хочу сказать, что сейчас вторая полоса работает в укороченном варианте – 2 тыс. м. Мы планируем в начале июля вернуть все авиакомпании в аэропорт Внуково, а в следующем году закончить реконструкцию первой взлётно-посадочной полосы. Пока будет работать вторая.

В.В.Путин: Хорошо.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), на программу информатизации здравоохранения у нас выделяется больше, чем 25 млрд рублей. В каком состоянии эта программа?

Т.А.Голикова: Владимир Владимирович, Вы давали поручение по поводу того, чтобы была утверждена концепция информатизации здравоохранения, поскольку она является неотъемлемой частью программы модернизации здравоохранения. Вы справедливо сказали, что только из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение двух лет планируется направить 24 млрд рублей, плюс есть небольшая сумма в федеральном бюджете. И регионы Российской Федерации тоже планируют где-то порядка 10 млрд рублей на эти цели направить.

В этой связи я хочу сказать, что 12 апреля по Вашему поручению Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления рассмотрела эту концепцию, одобрила и поручила нам её утвердить своим приказом, что мы, собственно, сделали 28 апреля 2011 года.

Основной целью является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой оказания медицинской помощи. Центральное место в этой концепции занимает федеральный центр обработки данных. Он будет создаваться, в нём будет набор федеральных приложений, таких как система ведения персонифицированного учёта медицинской помощи, интегрированная электронная медицинская карта, кадровые регистры, паспорта учреждений. Здесь же предполагаются единая запись к врачу в электронном виде, система направления пациентов на исследования, плановое оказание медицинской помощи и так далее. Создание этих федеральных приложений позволит стать полноценной основой для обращения единого полиса обязательного медицинского страхования, которое мы запланировали в том законе, который у нас вступил в силу с 1 января 2011 года, – «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

На инфраструктуре этого федерального центра будут размещаться региональные сегменты, и я хочу обратить внимание на то, что эти региональные сегменты в части регионов уже существуют. И здесь мы не собираемся ломать системы, которые были созданы, на которые были потрачены деньги. Они должны интегрироваться в ту систему, которая будет создана на федеральном уровне. Первый этап – это, естественно, 2011 год, к концу 2011 года регионы должны будут обеспечить создание инфраструктуры доступа к информационным системам во всех учреждениях. Это каналы связи, приобретение компьютерной техники и защита персонифицированных данных. Дело в том, что мы в программах модернизации здравоохранения пока эти деньги блокировали, до тех пор пока не была принята соответствующая концепция. И сейчас уже в соответствии с поручением межведомственного совещания, которое возглавляет Александр Дмитриевич (А.Д.Жуков), мы должны до 1 июля совместно с Минсвязи выработать все необходимые методические рекомендации для того, чтобы обеспечить ими регионы, и они могли бы запустить эту систему. Ну и, соответственно, параллельно будет создаваться федеральный сегмент, тот самый, о котором я сказала.

Следующий этап – это 2012 год. В 2012 году уже более глубокие, более системные изменения будут касаться того, что на этих информационных ресурсах, которыми будут располагать регионы Российской Федерации, будут электронная запись к врачу, электронные карты, истории болезни, и можно будет иметь полную, исчерпывающую информацию о деятельности соответствующих региональных учреждений здравоохранения, составе штатного расписания врачей, которые оказывают медицинскую помощь, потому что составляющими всех изменений, которые мы будем осуществлять в течение среднесрочной перспективы, как Вы помните, являются выбор врача и выбор лечебного учреждения. Но, к сожалению, мы сейчас страдаем недостатком информации по этому поводу, и эти инструменты призваны обеспечивать и эту составляющую инфраструктуры.

Финансово все эти проекты обеспечены. Деньги предусмотрены и в трёхлетнем федеральном бюджете, и в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. В ходе отчёта Правительства в Госдуме некоторые депутаты обратились с вопросами, связанными с совершенствованием деятельности избирательных комиссий. Особенно актуально это сейчас, в период предвыборных ожиданий Государственной Думы, и так далее. Поэтому мной подписано распоряжение об ускоренном техническом переоснащении избирательной системы Российской Федерации. Пожалуйста, я попрошу министра прокомментировать это решение.

И.О.Щёголев: Да, Владимир Владимирович, это у нас часть нашей программы «Информационное общество» – использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения конституционных прав граждан. В ЦИК уже такие работы были начаты раньше.

В единый день голосования в конце 2010 – начале 2011 года в 20 регионах такие системы были в пилотном режиме запущены. Сейчас речь идёт о том, чтобы развернуть это уже на территории всей страны. Такая ускоренная программа рассчитана на период до 2015 года, при том что в федеральных округах на значительном количестве избирательных участков это должно быть сделано до конца текущего 2011 года. Такая программа была ЦИК совместно с нашим министерством разработана, подготовлена, прошла экспертную оценку. Деньги на неё есть, они пойдут за счёт финансирования, которое выделяется Центральной избирательной комиссии. И мы предлагаем, учитывая, что всё-таки достаточно сложная и тонкая система, которая будет разворачиваться в очень сжатые сроки на территории всей страны, согласиться с инициативой ЦИК о том, чтобы разрешить ей заключать долгосрочные контракты для строительства данных вещей.

К 2015 году мы рассчитываем охватить такого рода системами 60% избирательных участков. И это будут уже известные многим из присутствующих системы, где просто автоматически идёт считывание бумажных бюллетеней. Есть в разработке устройство, которое позволяет использовать безбумажные технологии. В любом случае это позволит сделать работу комиссии более прозрачной, ускорить обработку результатов, сделать это доступным для гражданского контроля, размещения в средствах массовой информации. Вот на это нацелена программа, до 2013 года планируется израсходовать на неё 12 млрд рублей.

В.В.Путин: Хорошо. В этом году сколько?

И.О.Щёголев: В этом году 1 млрд рублей, он есть.

В.В.Путин: Хорошо. Александр Алексеевич (обращаясь к А.А.Авдееву), как идёт подготовка к организации Конкурса Чайковского?

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, перед министерством стояла задача воссоздать былой высокий авторитет конкурса, потому что раньше он входил в первую пятерку лучших музыкальных конкурсов мира, а в последние 20 лет по разным обстоятельствам он скатился в категорию второразрядных конкурсов. Поэтому мы резко изменили концепцию конкурса. Во главе оргкомитета поставили Валерия Абисаловича Гергиева ( художественный руководитель Мариинского театра), и он обеспечил нам состав жюри из лучших музыкантов и вокалистов мира: такого представительного состава жюри сейчас нет ни в одном мировом конкурсе.

Кроме того, конкурс мы решили проводить как в Москве, так и в Петербурге. В Санкт-Петербурге долгие годы жил сам Чайковский, и было бы нелогично ограничивать конкурс Москвой, тем более, откровенно говоря, в Петербурге сейчас лучшие музыкальные залы, чем в Москве. В Петербурге построен вообще лучший музыкальный зал в Европе, я считаю. Это музыкальный зал Мариинского театра. Есть зал с идеальной акустикой – это зал Санкт-Петербургской филармонии. Москва этим похвастать не может. У нас есть Большой зал Чайковского, Большой зал консерватории, который сейчас капитально реконструируется, и к началу конкурса он будет готов.

В.В.Путин: Филармонии? Вы имеете в виду, Большой зал филармонии?

А.А.Авдеев: Большой зал, в Питере. Большой зал филармонии – Темиркановский (Ю.Х.Темирканов – дирижёр, народный артист СССР) зал. Я хочу поблагодарить и Министерство экономики, и Министерство финансов за выделение большой суммы на кардинальную реконструкцию Большого зала консерватории в Москве, и к началу конкурса это будет готово. Кроме того, мы пригласили лучших мировых менеджеров конкурсов, и возглавлять оргкомитет, я сказал, будет Гергиев Валерий Абисалович. Но там есть и иностранцы, причём ведущие специалисты по мировым конкурсам, такие как знаменитый американский организатор конкурсов Радзинский.

В этом году мы привлекли для работ на конкурсе лучшие российские оркестры – оркестр Спивакова, Госоркестр, Национальный оркестр, оркестр Темирканова и оркестр Гергиева. Такого не было, чтобы молодёжь играла вместе с лучшими оркестрами России. Уникальность ещё будет в том, что третий этап конкурса, самый важный, будет транслироваться напрямую по интернету на весь мир. И фактически судьями и зрителями будет вся мировая музыкальная общественность, миллионы людей будут по интернету наблюдать за…

В.В.Путин: По интернету можно чего-то услышать?

А.А.Авдеев: Да.

В.В.Путин: Там есть акустика?

А.А.Авдеев: Да, да, причём акустика очень хорошая. И плюс к этому впервые (раньше этого не было) победители конкурса будут иметь не только призы, но и трёхлетнюю гарантию выступать с лучшими оркестрами мира на лучших мировых площадках – вот об этом договорились, такого ни разу не было. Ажиотаж большой, и надеюсь, что конкурс будет хорошим, потому что впервые в этом году нет того, что загубило конкурс. Не будет преподавателей и ведущих лидеров музыкальных школ в жюри, потому что раньше это было соревнование преподавателей, и голосовали не по способностям детей, а по тому, к чьей музыкальной школе, к какому педагогу он принадлежит и у кого обучается. Ажиотаж большой, и, по данным туристических агентств, тот факт, что мы конкурс проводим в двух городах, обеспечит дополнительно приток туристов – это уже ясно.

Владимир Владимирович, приглашаем Вас на открытие конкурса 14-го числа, приглашаем всё Правительство. И 1 июля будет гала-концерт победителей в Москве, а 2 июля – гала-концерт в Санкт-Петербурге.

В.В.Путин: В музей мы уже сходили, теперь пойдём на конкурс.

А.А.Авдеев: Да, теперь на конкурс.

В.В.Путин: Спасибо большое.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), поездка на Курилы состоялась. Ваши впечатления, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, в эти выходные дни я с коллегами-министрами – министром экономического развития, регионального развития, из Министерства транспорта, Министерства природных ресурсов, там же были представители Минфина, Минздравсоцразвития, Министерства энергетики, – мы совершили поездку в Сахалинскую область и, самое главное, на два крупнейших южнокурильских острова – Итуруп и Кунашир – с целью проверки выполнения нашей федеральной целевой программы «Развитие Курильских островов».

Напомню, что мы эту программу приняли в 2007 году, она рассчитана до 2015 года. Реально мы её начали выполнять с 2008 года. На сегодняшний день профинансировано уже 9 млрд рублей, причём даже в период кризиса мы эту программу сохранили полностью – финансирование на 100%. Должен отметить, что руководство и правительство Сахалинской области свою долю финансирования увеличило со 100 до 200%. Это достаточно редкий случай, когда у нас ФЦП в части регионального финансирования – превышение в 2 раза. Губернатор, конечно, понимает важность развития Южно-Курильских островов и делает всё для того, чтобы эта программа выполнялась даже ускоренными темпами.

По сравнению с моими прошлыми неоднократными приездами на Южные Курилы, ситуация уже, конечно, начинает меняться. Построено очень многое в сфере энергетики, заменены все системы теплоснабжения и электроснабжения. Виктор Федорович (В.Ф.Басаргин) говорил о зимнем пиковом сезоне – там всё работает хорошо, нормально, никаких сбоев в эту зиму не было. Более того, там всё активнее и активнее используется геотермальная энергетика, что самое эффективное: не надо завозить уголь, мазут, дизель – традиционные наши источники питания отдалённых территорий, отдалённых островов. Здесь уже сделано очень многое.

По социалке. На Итурупе построена современная больница на 50 мест, детский сад, школа. Но самое главное, конечно, и самое дорогое, Владимир Владимирович, – это транспортная инфраструктура. На сегодняшний день практически закончена капитальная реконструкция аэропорта на Кунашире. Полоса практически готова и небольшой терминал в стадии ввода в этом году, то есть аэропорт будет готов.

На Итурупе к 2012 году мы заканчиваем первую очередь основного аэропорта на Южных Курилах, где ближнемагистральные самолёты могут уже практически всепогодно приземляться. Потому что на сегодняшний день нынешнее плохое состояние аэропортовой структуры, и очень изменчивая погода делают трудной доставку пассажиров авиационным транспортом, а он, конечно, основной на Курилах.

Построено два портопункта как на Кунашире, так и на Итурупе для приёма маломерных рыболовецких судов. Мы на совещании коллегиально (министры, заместители министров) рассмотрели дальнейшее развитие этой программы, признали необходимым увеличение финансирования этой программы до 2015 года на 8,4 млрд рублей, и эти средства пойдут в первую очередь для удлинения полосы аэропорта Итуруп с тем, чтобы он мог принимать уже среднемагистральные самолёты Ан-24, Ил-76, самолёты МЧС…

В.В.Путин: 2 400 там?

С.Б.Иванов: Да, 2 400. Сейчас полоса 1 800 у нас уже близка к вводу. Кроме этого, мы строим глубоководный пирс на Итурупе для того, чтобы он мог принимать не только рыболовецкие суда, но и пассажирские глубоководные суда для пассажирского сообщения.

Также должен отметить, что рыболовство и рыборазведение там развивается очень позитивно за счёт частного сектора. Компания «Гидрострой» построила там уже целый ряд современных, высокотехнологичных предприятий как по рыбопереработке, так и по рыборазведению, основанных на самых современных, уникальных технологиях. Нас всех это действительно сильно впечатлило.

В дальнейшем, в поправках к бюджету 2011 года, внесено дополнительное финансирование на 1,2 млрд рублей. Это уже согласовано нами. Из них 500 млн пойдет в первую очередь на завершение аэропорта Итуруп и строительство дорог с твердым покрытием, которых (как Вы знаете) там вообще никогда не было. Вот на транспортные структуры мы в основном дополнительные средства до 2015 года и выделяем.

И по дороге с Сахалина я ещё заглянул во Владивосток. Мы там провели совещание по охране дальневосточных леопардов, вместе с руководством Приморского края утвердили границы национального парка «Земля леопарда» и приняли все необходимые решения.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Теперь несколько замечаний по некоторым вопросам повестки дня. Прежде всего выделю вопрос, связанный с укреплением базы для инновационного развития. Речь идёт о формировании конкурентоспособного ядра в отечественной науке и образовании, поддержке научных школ, создании современной инфраструктуры в российских вузах.

Сильная вузовская наука, активная исследовательская деятельность, эффективная коммерциализация интеллектуальных продуктов – это норма для всех ведущих университетов мира, показатель их успеха и престижа. И для нас то же самое.

Напомню, что на программы развития Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, 8 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов в 2010–2012 годах планируется выделить порядка 70 млрд рублей.

Кроме того, мы приняли ряд важных инициатив, направленных на становление национальной инновационной системы, создание привлекательных и высокооплачиваемых рабочих мест, имеется в виду в данном случае и прежде всего - для студентов, выпускников, аспирантов.

Во-первых, с 2009 года вузам и научным центрам предоставлено право открывать малые инновационные и внедренческие предприятия, вносить в их уставные капиталы результаты своих разработок. Также для таких предприятий предусмотрен и целый набор льгот и преференций: они могут использовать упрощённую систему налогообложения – в 2011–2017 годах платить страховые взносы по ставке 14% вместо 34%. Мы сейчас обсуждаем и другие решения в этой сфере, но по этой группе предприятий такие решения уже приняты. Можно арендовать помещения у своих учредителей (вузов и научных центров) без конкурсов. Кроме того, они получат возможность передавать права на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам. Кстати говоря, все эти предложения, все эти решения были реализованы в наших с вами решениях в результате встреч с представителями самих вузов, студентами, аспирантами.

Добавлю, что сама идея дать вузам и научным центрам бóльшую самостоятельность себя полностью оправдала: менее чем за два года создано более 900 новых инновационных предприятий. 900! И кстати, их число постоянно растёт, и довольно быстро растёт! Здесь работает более 5 тыс. человек. Во-вторых, в прошлом году мы запустили целый ряд принципиально новых инструментов поддержки инновационной деятельности в вузах.

Общий объём финансирования предложенного пакета мер на период до 2012 года составит 39 млрд рублей. Так, государство берёт на себя 50% расходов на НИОКР, опытно-конструкторские и технологические работы, которые вузы ведут по заказу предприятий. Эти субсидии в общем объёме составляют 19 млрд рублей. Мы исходим из того (и уже об этом неоднократно говорилось), что вторые 50% возьмут на себя сами предприятия, то есть возьмёт на себя бизнес.

Ещё 8 млрд рублей пойдёт непосредственно на развитие инновационной инфраструктуры вузов, создание новых центров коллективного доступа к научному оборудованию и бизнес-инкубаторов. Сегодня такую поддержку на цели развития уже получают 56 учебных заведений.

Также учреждены специальные гранты в размере 150 млн рублей каждый. Они предназначены для финансирования научных исследований, проводимых в наших вузах лучшими специалистами мирового уровня. Первые 40 получателей грантов уже определены, среди них – Нобелевский лауреат и обладатель Премии Филдса. Я для справки могу сказать, что всего в конкурсе на получение грантов в 2010 году приняло участие 507 ведущих учёных из 29 стран мира.

И конечно же, вузам следует использовать те возможности, которые открывает частно-государственное партнёрство, имею в виду так называемые технологические платформы. В апреле текущего года на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям мы обсуждали перспективы развития такого механизма. В настоящее время сформирован перечень из 27 технологических платформ, в состав этих платформ вошло более 150 вузов.

Нашим вузам нужно более активно предлагать и реализовывать свои наработки в рамках программ инновационного развития компаний с государственным участием. В свою очередь нашим госкомпаниям также следует более плотно работать с российской высшей школой.

Уважаемые коллеги!

Хотел бы выделить ещё один крайне значимый вопрос, который требует ответственной и слаженной работы федеральных и региональных властей. И здесь не может быть места ни формализму, ни бюрократическому подходу, ни бездушному подходу. Речь идёт о социальной адаптации выпускников детских домов – говоря простым языком, о том, как помочь им встроиться во взрослую жизнь, самостоятельную жизнь, наладить свой быт, получить профессию, найти работу. И конечно же, мы обязаны по максимуму оградить их от рисков, разного рода жуликов и откровенных преступников.

Во многих российских регионах организована работа по защите и специальному сопровождению бывших выпускников детских домов. Приняты законы, устанавливающие дополнительные гарантии при трудоустройстве на работу. Из федерального бюджета в этом году на приобретение жилья для детей-сирот выделено более 6 млрд рублей в виде субсидий регионам. Хочу обратить внимание, что это не насколько-то процентов, а это в 5,6 раза больше, чем в 2010 году.

И всё же нужно сказать прямо: системного подхода в этих вопросах пока нет. По каждому выпускнику интернатов должен вестись мониторинг. У органов государственной власти должна быть полная информация, как он живёт, в чём нуждается, какие проблемы у человека.

Такую работу регионы – а это прежде всего региональная ответственность, хочу это подчеркнуть: мы выделяем субсидии регионам, но это региональная ответственность! – такую работу регионы должны организовать, конечно, при поддержке соответствующего министерства. И прошу сегодня, Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), Вас подробно об этом рассказать.

И в заключение ещё один важный вопрос, связанный с развитием топливно-энергетического комплекса. В наших планах – создание новых мощных центров добычи нефти и газа на Ямале, в Восточной Сибири, на континентальном шельфе.

Конечно, выход на такие отдалённые, труднодоступные, не обеспеченные инфраструктурой участки связан со значительными затратами, да и с рисками тоже.

Напомню, что мы использовали стимулирующие механизмы для освоения новых нефтяных месторождений – освободили нефтяников от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Теперь предлагается распространить налоговые льготы на компании, которые занимаются перспективными газовыми проектами. С 1 января 2012 года для газа, добываемого на Ямале и используемого при производстве сжиженного природного газа (СПГ), будет установлена нулевая ставка НДПИ.

Давайте начнём работать.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/15217/