События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в съезде Союза машиностроителей России в Тольятти

 
 
 

«В ближайшее десятилетие по объёму валового внутреннего продукта Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира. Конечно, речь идёт не о гонке за процентами, а о качественном развитии, построенном на инновациях, росте эффективности и в традиционной индустрии, и в так называемых новых отраслях производства, в новых секторах».

Выступление В.В.Путина на съезде:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я прежде всего хочу поблагодарить вас за возможность выступить в столь солидной, представительной аудитории – на съезде Союза машиностроителей России.

В российском машиностроении, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, занято более 3 млн человек. От результатов вашей работы в конечном счёте зависят, без всякого преувеличения, судьба всей экономики и благополучие миллионов и миллионов наших граждан.

В ближайшее десятилетие по объёму валового внутреннего продукта Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира. Конечно, речь идёт не о гонке за процентами, а о качественном развитии, построенном на инновациях, росте эффективности и в традиционной индустрии, и в так называемых новых отраслях производства, в новых секторах.

Нам нужно диверсифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость (мы об этом много говорим: это одна из самых важных, ключевых задач развития в ближайшие десятилетия), модернизировать рынок труда, систему образования, создавать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовывать масштабные проекты и в энергетике, и в транспорте, и в коммунальной инфраструктуре, и в строительстве.

Важно учитывать и другой фактор. Сейчас в мире всерьёз заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации. Уже понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы – это иллюзорная такая будущность, иллюзия на самом деле.

Некоторые страны, которые увлекаются переносом производств в другие регионы мира, туда, где вроде бы подешевле на сегодняшний день производить единицу продукции, всё-таки сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировых рынках. И наоборот, государства, которые ещё совсем недавно не могли похвастаться богатыми традициями в том же машиностроении, сегодня осваивают производство самых сложных образцов и видов оборудования, включая системы вооружения, соответственно, подтягивают и своё национальное образование, производственную культуру.

Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции.

Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке. И не в последнюю, а, может быть, в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли. А здесь у нас рынок оценивается в десятки триллионов рублей. И, конечно, необходимо играть заметную, а желательно, конечно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг.

Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования. Надо увлечь молодёжь идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего труда.

Думаю, что не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идёт о новой волне индустриализации. Конечно же, имею в виду высокотехнологичную индустрию XXI века, действующую на принципах свободного, конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как эффективность, рентабельность, рыночный спрос, окупаемость вложенных инвестиций.

Символично, конечно, что мы с вами собрались сегодня здесь, на АвтоВАЗе. Помните, ещё недавно этот автогигант практически лежал на боку. Достаточно было тех, кто не верил, что предприятие когда-нибудь сможет подняться на ноги и возродиться. Я помню свою предыдущую встречу с рабочими завода. У всех звучали одни и те же вопросы: «Предприятие выживет или нет? Будет существовать дальше или нет? Мы будем работать на этом предприятии или нет?»

Что можно сказать сегодня? За прошедший год объём выпуска автомобилей на предприятии увеличился почти в 2 раза. 2010 год АвтоВАЗ завершил с чистой прибылью более чем в 2 млрд рублей (два и, по-моему, одна или две десятых). Конвейер работает на полную мощность. Среднемесячная заработная плата в 2009 году упала достаточно низко – где-то 18 тыс. рублей всего было. Сейчас уже 21,5 тыс.

И, должен сказать, АвтоВАЗ – не исключение. Производство автомобилей в России увеличилось вдвое. В структуре продаж доля легковых автомобилей отечественной сборки возросла с 40% до 70%.

Конечно, большую роль сыграла и государственная поддержка. В 2009–2010 годы, чтобы стимулировать спрос на этот вид техники, мы направили 65 млрд рублей на приобретение автомобильной и коммунальной техники для нужд федеральных, региональных и муниципальных органов власти, более 13 млрд – на программу утилизации автомобилей и льготного кредитования.

Сейчас только говорили с директором (И.А.Комаров – директор АвтоВАЗа), он на практическом примере своего предприятия АвтоВАЗ показал, насколько важно было довести эту программу до конца текущего года, профинансировать все её компоненты, для того чтобы дать возможность предприятию реализовать все свои инвестиционные планы.

Почти 1,5 млрд рублей мы направили на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей на Дальний Восток. И более того, сейчас договариваемся с теми, кто производит автомобили, например, на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить им рынок в европейской части России.

В этом году дополнительно выделяем, как я уже сказал, 5 млрд рублей на утилизацию легковых автомобилей. Всего на эти цели будет направлено из бюджета почти 19 млрд.

Как вы знаете, запускается программа по обновлению парка сельхозтехники. Первоначально выделим на неё 3,5 млрд рублей. Сейчас идёт поиск наиболее оптимальной схемы её реализации, чтобы господдержкой смог воспользоваться и крупный, и средний сельхозпроизводитель.

Совсем недавно, в апреле, мы приняли решение применить схему утилизации при обновлении грузового автопарка Вооруженных Сил России. За счёт этого наши производители получат дополнительные заказы на 6 тыс. грузовиков: 4 тыс. – «КамАЗ» и 2 тыс. – «Урал».

В общей сложности за последние два года только из федерального бюджета в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, было направлено порядка 400 млрд рублей. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам, другие меры поддержки, которые позволили сохранить потенциал отрасли, заложить основы для развития.

Сегодня хорошие показатели роста демонстрирует не только автомобилестроение. За минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно - в тяжёлом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил почти 25% – неплохой показатель.

Конечно, мы пока только восстанавливаемся после кризиса. Но все показатели свидетельствуют о том, что рост в отрасли, восстановление спроса – это устойчивая тенденция, которую нам с вами необходимо поддержать и закрепить.

Уважаемые коллеги! Ещё до кризиса была проведена серьёзная инвентаризация отрасли, расставлены приоритеты, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе. Компания «Ростехнологии» ведёт консолидацию ключевых активов отрасли, находящихся в руках государства. Ещё раз хочу подчеркнуть: эта консолидация не является окончательной целью. Мы хотим провести ревизию, собрать всё живое, что есть, структурировать и потом постепенно выводить на рынок, но уже, конечно, по совершенно другой стоимости и с другими перспективами развития.

Сейчас совместно с бизнесом у нас есть чёткие планы действий практически во всех секторах машиностроения. Мы хорошо понимаем, какие инструменты будем использовать и для модернизации производства, и для расширения экспорта, и для развития наукоёмких технологий.

Продолжим политику стимулирования рыночного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов.

Например, именно так мы и поступаем при распределении подрядов в рамках соглашений о разделе продукции.

Для справки могу сказать, что доля российского участия за весь период реализации, скажем, сахалинского проекта или Харьягинского СРП (соглашение по разделу продукции) с 1996 по 2010 год составила 60%. Это более 25 млрд долларов. Степень участия российских поставщиков оборудования будет и дальше оставаться одним из основных критериев оценки эффективности реализации СРП.

За ближайшие три года наши энергетические компании (мы говорили об этом совсем недавно, в Петербурге собирались) планируют вложить в закупку нового оборудования более 3 трлн рублей – 3 трлн 100 млрд рублей.

В целом обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счёт отечественного оборудования, произведённого с максимальной локализацией комплектующих.

Считаю, что механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования также может и должен быть усовершенствован. Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным компаниям и поставщикам. Это совсем не значит, что их нужно выдавливать с рынка, но часто, к сожалению, преференциями они у нас пользуются большими, чем наши собственные производители.

Считаю, что в интересах наших предприятий надо расширить практику долгосрочных контрактов, страховать их исполнение со стороны государственных институтов развития, а при заключении предусматривать сервисное обслуживание и ремонт в течение жизненного цикла оборудования со стороны предприятий-поставщиков. И, безусловно, сами машиностроители обязаны обеспечить безусловное выполнение своих обязательств по этим контрактам и договорам.

Также подчеркну: вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии. Мы будем продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере, чтобы не создавать лишних препятствий для развития предприятий. И повторяю ещё раз: уверен, многие сидящие здесь в зале понимают, о чём я говорю. Это очень сложный процесс, очень чувствительный для промышленности. Будем идти по этому пути так, чтобы не создавать дополнительных проблем, но всё-таки стимулировать внедрение новых технологий. И считаю, что союз вполне мог бы подключиться к этой работе.

Ключевой вопрос – это основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования, станков составляет не более 1% в год – ну очень мало, темп очень маленький! Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 млн единиц и состоит на 90% из отечественных образцов.

Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны ну просто очень маленькая - вы знаете, даже говорить не хочется, но тем не менее - в 10 раз меньше, чем в Китае или, скажем, Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии. А между тем производство станков – это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов.

Здесь уже принят ряд решений: утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы». Сама ФЦП будет принята в самое ближайшее время.

На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей.

Добавлю, что при модернизации нашей оборонной промышленности будем ориентироваться на отечественное станкостроение и приборостроение. Мы уже ограничили ввоз импортного оборудования для предприятий ОПК в том случае, если в России производятся аналогичные образцы.

В этой связи хочу подчеркнуть, что государственная программа вооружений, в объёме более 20 трлн рублей до 2020 года должна стать важнейшим инструментом развития и обновления всего машиностроительного комплекса страны. Ещё 3 трлн рублей (вы наверняка многие слышали эти цифры) напрямую пойдут на техническое перевооружение предприятий, занятых в выполнении оборонного заказа. Но здесь, конечно, самый строгий спрос должен быть и за сроки, и за качество, и за конечную цену продукции.

В качестве меры поддержки предприятий различных секторов машиностроения будем применять механизмы субсидирования процентных ставок. Прежде всего по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. В текущем году направим на эти цели более 8,5 млрд рублей. Также продолжим помогать машиностроительному комплексу через привлечение ресурсов Внешэкономбанка и других институтов развития.

В полной мере будем использовать преимущества промышленной кооперации, формирования технологических альянсов, будем создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей. В этой связи отмечу, что объём прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 году увеличился более чем в 1,5 раза – с 4,4 млрд до почти 7 млрд долларов.

Как вы знаете, формируется специальный фонд для привлечения зарубежного капитала в экономику России, для софинансирования крупных совместных проектов.

На формирование этого фонда мы в этом году за счёт дополнительных доходов бюджета направим 62 млрд рублей. При этом наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнёрами – это высокий уровень локализации, о котором я уже говорил, и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости.

Буквально на днях мы утвердили концепцию организации производства в России дизельных двигателей нового поколения и их компонентов. Минпромторгу было поручено начать работу над соответствующей стратегией, в рамках которой мы определим объём бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на данный проект. Распоряжением Правительства в апреле этого года планируется, что из федерального бюджета на эти цели в 2011–2015 годах будет направлено 8 млрд рублей, и ещё почти 6 млрд выделит Внешэкономбанк.

Почему я заговорил об этом, и почему мы решили особо поддержать именно это направление? Думаю, что всем понятно: дизельные двигатели используются практически на всех видах транспорта, прежде всего в военной технике, а также в качестве аварийных и резервных источников энергопитания, так что наличие собственного производства – ноу-хау и в этом сегменте, без всякого преувеличения. Я лишний раз стараюсь о таких вещах не говорить, но здесь это уместно – это вопрос национальной безопасности.

Уверен, российский машиностроительный комплекс должен решать серьёзные задачи по увеличению объёмов экспорта, поэтому нам необходимо решить вопрос системной поддержки наших компаний, которые выходят на глобальные рынки.

Мы создаём, как вы знаете, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Новая структура будет брать на себя часть финансовых рисков, помогать нашим экспортёрам наращивать свою конкурентоспособность.

В этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в небольшом пока объёме - до 1 млрд долларов. Небольшой, имея в виду потенциальные возможности нашего машиностроения. А уже к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 млрд долларов.

И ещё о поддержке нашего экспорта. На совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники.

Кроме того, если мы предоставляем кредиты другим странам под крупные проекты, такие займы должны быть связанными, то есть предполагать обязательную закупку нашего оборудования. Это касается не только энергомашиностроения, но и, разумеется, других отраслей машиностроения.

Эффективным, действенным механизмом по защите интересов российских производителей должны стать и механизмы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Минэкономразвития и Минпромторгу уже дано поручение выработать согласованные предложения о мерах по защите российского рынка энергетического и тяжёлого машиностроения. Подчеркну, снижать пошлины нужно только на уникальное оборудование, которое не будет производиться в России в ближайшие годы.

Далее. С этого года, как вы знаете, мы работаем в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это устанавливает определённые требования для наших машиностроителей. Сформированная к 2012 году единая система техрегулирования станет важнейшим элементом промышленной политики и должна подтолкнуть бизнес к модернизации производства. При её разработке будет использован лучший мировой опыт, в том числе стандарты, принятые в Евросоюзе.

Создание Таможенного союза и единого экономического пространства открывают нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки наших ближайших соседей. Это право, которое нужно активно использовать, и в целом необходимо, и мы будем это делать – помогать вам наращивать высокотехнологичный экспорт. Но, хочу ещё раз подчеркнуть: и машиностроители должны подтверждать свои амбиции качеством и конкурентоспособностью своей продукции.

Считаю, что Союз машиностроителей мог бы и здесь участвовать в продвижении оборудования отечественного машиностроения на внешние рынки, мог бы участвовать в формировании позитивного образа отрасли, противодействовать попыткам нечестной, некачественной конкуренции.

Уважаемые коллеги! Мы живём в эпоху, когда главным капиталом становятся знания и инновации. Сегодня в стоимости продукта доля высоких технологий доходит до 80%, и побеждает, конечно, тот, у кого есть своё видение развития, своё ноу-хау. Думаю, что все вы это хорошо, прекрасно понимаете, для всех это ясно сегодня.

За ближайшее десятилетие нам необходимо поднять долю высокотехнологичной продукции в общем объёме производства с сегодняшних 12% до хотя бы 25%, а ещё лучше до 35%. Консервировать производства 1960–1980 годов прошлого века мы не можем себе позволить, это оставит нас навсегда в аутсайдерах.

Минпромторгу дано поручение – подготовить анализ по перечню технологий, необходимых для всех секторов машиностроения с детальными выкладками: что выгодно закупать, где выгоднее взять лицензии, что лучше производить и разрабатывать самим. Также нужно продумать возможность освоения, локализации новейших технологий с использованием мер господдержки. Мы их готовы разработать.

Государство призвано создать комфортные условия для разработки и внедрения инноваций, поддержать наших производителей на высокорискованном этапе научных и опытно-конструкторских работ, особенно там, где может быть создан собственный прорывной продукт, заделы для разработки радикальных новшеств.

Отмечу, что в рамках госпрограммы вооружений порядка 200 млрд рублей в год будет направляться на проведение НИОКР. На их базе будем создавать технологии двойного назначения, которые могут быть использованы и в оборонке, и в гражданских секторах экономики. Также дано поручение подготовить программу софинансирования расходов на НИОКР, которые проводят ведущие российские предприятия энергетического машиностроения. В том числе надо продумать возможность выделения специальных грантов на проведение исследований и разработку оборудования и технологий.

Мы работаем и над созданием общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители конечной продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идёт прежде всего о так называемых технологических платформах. Такие площадки будут работать на принципах государственно-частного партнёрства.

Полагаю, что Союз машиностроителей должен самым активным образом подключиться к организации партнёрства и кооперации в рамках технологических платформ.

В то же время бизнес должен уделять особое внимание корпоративной науке, заниматься развитием самостоятельных исследовательских, проектных, конструкторских подразделений, создавать собственный научно-исследовательский потенциал.

Со своей стороны мы активно поддерживаем развитие кооперации российских высших учебных заведений и предприятий, напрямую предоставляем средства бизнесу, чтобы он реализовал совместные НИОКР с вузами. На эти цели в 2010–2012 годы направляется 19 млрд рублей. Кто-то знает, наверное, об этих схемах. Если кто не знает, я хотел бы вас проинформировать: деньги будем давать предприятиям, которые готовы через себя эти средства пропустить, добавить свои 50%, получить хороший совместный продукт с вузом и продвинуть его (что самое главное) на рынок. Надеемся, что таким образом и предприятия получат поддержку от государства, и вузы будут развивать свой потенциал.

И, конечно, важнейшие вопросы – это подготовка и переподготовка кадров. На современном этапе развития квалификация работника становится ключевым средством производства, а у нас студентов зачастую обучают технологиям, которые нужны были 10, а то и 20 лет тому назад.

Мы сегодня создаём научно-образовательные комплексы мирового уровня – национальные исследовательские университеты. Этот статус присвоен, в том числе, и ведущим техническим вузам страны. На финансирование этого направления с 2010 по 2014 год направим 45 млрд рублей.

Но нам, конечно, не обойтись без помощи самих предприятий, предпринимателей. Бизнес должен понять, что нужно вкладывать средства не только в основные фонды и инновации, что, безусловно, крайне важно, но и в людей, прежде всего в подрастающее поколение, которое определит лицо отечественного машиностроения через десятилетия.

Образовательные программы и курсы вузов и учреждений начального и среднего профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, а учащиеся и студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на тех предприятиях, на которых они потом и будут работать.

По этому пути уже пошли некоторые образовательные структуры. Например, на базе филиала Казанского государственного технологического университета в Набережных Челнах создан образовательный кластер совместно с КамАЗом. Учреждения начального, среднего и высшего профобразования объединены в единую систему. Студенты филиала одновременно с обучением в вузе трудятся на разных рабочих местах и должностях на самом предприятии, которое выплачивает студентам дополнительную стипендию и заключает с ними договор о трудоустройстве по окончании обучения в высшем учебном заведении.

В Красногорском государственном колледже создаются методики углублённой индивидуальной подготовки студентов для завода им. С.А.Зверева. Начиная с первых курсов обучения, студенты участвуют в реальном производственном процессе. Практическая подготовка осуществляется под конкретные рабочие места на условиях оформления студентов в подразделения предприятия с гибким графиком и сокращённой трудовой неделей.

Такой опыт, безусловно, нужно внедрять повсеместно, в том числе в ходе подготовки специалистов в рамках так называемого прикладного бакалавриата. Будем также работать и над механизмом включения техникумов и колледжей в состав вузов. Это и есть так называемый прикладной бакалавриат – предложение наших экспертов, которое заключается в том, чтобы к вузам присоединять колледжи, техникумы, чтобы молодые люди могли там проходить подготовку по более высоким стандартам, а после двух лет, скажем, обучения получать уже специальность. Престиж можно было бы поднять – действительно, я считаю это вполне возможным, – престиж этого вида образования, вузы задействовать и совместить это с практикой.

Вашему союзу нужно активнее заниматься модернизацией профессионального образования, способствовать налаживанию кооперационных связей между предприятиями и учебными заведениями, участвовать в экспертизе образовательных программ.

И ещё. Считаю, что работу по профподготовке необходимо начинать значительно раньше. Если вы помните, ещё в Советском Союзе была целая сеть технических кружков, где под руководством опытных наставников дети и подростки конструировали свои первые модели. Союз машиностроителей мог бы воссоздать такую сеть детских учреждений дополнительного образования. Думаю, что и регионы Российской Федерации, и муниципалитеты, конечно, вас поддержали бы. И конечно, технические вузы должны брать под своё крыло школы, стимулируя процесс профессиональной ориентации подростков.

Нужно воспитывать в подрастающем поколении интерес к изобретениям, созданию новых решений, страсть к научным открытиям. Это общая задача и системы образования, и средств массовой информации, и культуры. Ваш союз мог бы внести очень серьёзный вклад в эту совместную работу.

Необходимо повышать престиж труда учёных, инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих, а для этого необходимо создавать все условия для их работы и жизни.

Некоторые предприятия машиностроения, оборонно-промышленного комплекса активно реализуют программы поддержки молодых специалистов, вводят специальные денежные надбавки, выдают жилищные кредиты и сертификаты.

Я был недавно на одном из таких предприятий ракетно-космической отрасли. Там, став доктором наук, сотрудник получает порядка 200 тыс. рублей премии и ещё 40-процентную прибавку к зарплате. Есть стимулы и для других категорий работников. Безусловно, правильный подход. Только так можно создать серьёзный задел для прихода в российское машиностроение, в другие отрасли экономики ярких, талантливых молодых профессионалов. А таких, мы с вами знаем это хорошо, у нас немало.

Вы наверняка слышали и о предложении создать Агентство стратегических инициатив. С его помощью мы хотим обеспечить широкое участие молодых людей в реализации прорывных проектов, дать новый импульс развитию страны. Я очень рассчитываю на то, что Союз машиностроителей через свои структуры поможет нам в поиске этих талантов и интересных перспективных проектов.

Хотел бы также поблагодарить Союз машиностроителей и за поддержку политического проекта, который недавно был предложен, а именно – Общероссийского народного фронта. Очень рассчитываю на то, что через такую структуру можно будет и новые, востребованные идеи продвинуть, и новых людей продвинуть в различные структуры власти, в том числе и в Государственную Думу на выборах в декабре текущего года. Участие вашего союза крайне важно в этой работе.

И в заключение. Всей своей историей отечественное машиностроение доказало, что может обеспечивать технологическое превосходство нашей страны по ключевым направлениям развития. Поступательное движение вперёд не может быть обеспечено и достигнуто без машиностроения. У нас есть замечательные, яркие примеры научных и конструкторских триумфов и в ракетно-космической отрасли, и оборонной промышленности, атомном, энергетическом машиностроении. Я нисколько не сомневаюсь в том, что сегодняшний потенциал машиностроительного комплекса, возможности инженерных, конструкторских кадров, рабочих – этот потенциал дает нам право рассчитывать на такие же триумфы и прорывные проекты в будущем. Уверен, что так оно и будет.

Большое спасибо вам за внимание!

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Если позволите, несколько слов в порядке комментария. Я не буду повторять все меры, которые Правительство приняло в предыдущий период времени. Это и снижение налоговой ставки на прибыль с 24% до 20%, и амортизацию мы увеличили до 30%, и так далее – я не буду сейчас повторять.

По поводу льготного срока выкупа земли посмотрим обязательно, я вам обещаю. Вернусь – поручение такое дам Министерству экономического развития. Обязательно посмотрим.

Теперь по некоторым другим позициям, которые здесь звучали. Софинансирование при подготовке кадров – тоже надо будет подумать, сколько это денег, по каким каналам, как. В целом мы понимаем важность (я об этом говорил) подготовки кадров. Давайте вместе подумаем, если вы сформулируете поконкретнее своё предложение, – может быть, чего-нибудь и сделаем совместно, так?

Теперь по поводу ключевых вопросов, например тарифов. Я уже про тарифы естественных (или инфраструктурных, лучше сказать) монополий высказывался. И здесь, в этой аудитории, не нужно доказывать, что всё взаимосвязано. Вот тарифы, скажем, на железную дорогу – мы вообще хотим сделать в следующем году рост тарифов по инфляции, то есть 5–6%, так планируем. Но что нам говорят в РАО «РЖД»? Говорят: вот если вы сделаете так, у нас не будет вообще ресурса для того, чтобы поддерживать заказы на покупку подвижного состава, на ремонт техники, будем меньше закупать рельсов, будем меньше закупать вагонов, тепловозов, электровозов и так далее. Вот это всё надо посчитать. В конечном итоге, в значительной степени отразится и на машиностроительной отрасли.

Я говорю сейчас только про железную дорогу, а есть ещё и «Газпром», который заказывает энергетическое оборудование, трубы заказывает, ну и много чего ещё заказывает. Есть электроэнергетика. Решение должно быть взвешенным. Но в целом, пока во всяком случае, Правительство склоняется к тому, чтобы принять решение по росту тарифов по инфляции. Пока! Окончательное решение не принято. Министерства и ведомства считают и сделают окончательное предложение в самое ближайшее время.

По поводу рентабельности. Я говорил и ещё раз хочу повторить: минимум 15% рентабельность должна быть в оборонке. Минимум! Но при этом цены всё-таки должны быть экономически обоснованными. Можно всегда ссылаться на инфляцию, рост цен на металлы, перевозок и так далее, но часто мы сталкиваемся, конечно, с необоснованным ростом цен. И вы тоже не можете об этом не знать.

Курсовая политика Центрального банка. Я прекрасно понимаю, и Центральный банк прекрасно это понимает, все отдают себе в этом отчёт, просто у финансовых властей не так много инструментов для того, чтобы решать стоящие перед ними задачи: сдерживать инфляцию – одна из них.

Цены на нефть высокие, наши предприятия продают энергоносители за доллары либо за евро и всё это привозят в страну. Центральный банк у них эти деньги берёт, а им даёт рубли. Откуда он берёт рубли? Он их печатает.

Когда за 1 доллар дают 30 рублей, он должен будет на каждый доллар выдать 30 рублей, и, соответственно, денежная масса вот такая. А если за 1 доллар нужно давать 27 рублей, то денежная масса будет вот такая. Вот и всё! Здесь не нужно быть особо грамотным финансистом. Просто, когда объём ввозимой валюты резко увеличивается, используются два основных инструмента: либо изменение курса рубля, укрепление национальной валюты (что и делает Центральный банк), либо увеличение резервов, изъятие этих денег в резервы. Но мы не можем сейчас в резерв много закачать, потому что у нас очень большая расходная часть в связи с социальными расходами бюджета, – вот в чём проблема.

Но тем не менее понимание того, о чём сказали, есть: Центральный банк действует аккуратно. Все мои разговоры и встречи с Игнатьевым (С.М.Игнатьев – глава Центробанка) с этого начинаются и этим заканчиваются.

Мобрезервы. Конечно, надо их сокращать, эти требования, я согласен. Мы подумаем обязательно. Я пометил специально, посмотрим.

Авансы. Здесь тоже звучало: мы сейчас рассматриваем возможность предоставления прав Министерству обороны выдавать в качестве аванса все 100% под определённые условия. Такая возможность сейчас рассматривается. Сразу хочу сказать: не всем предприятиям – основным поставщикам, крупным, устойчивым предприятиям. Мы с вами понимаем (здесь же все взрослые ребята сидят), что такое 100% предоплаты? Все 100% сразу не расходуются, ведь правильно? Они постепенно расходуются. Значит, что? Если мы отдадим вам 100%, вы их положите на счёт или направите на другие задачи. Мы это понимаем, и готовы пойти на это сознательно, чтобы поддержать предприятия, но на определенных условиях – так, чтобы были гарантии исполнения заказов. Сейчас по моему поручению Министерство финансов и Министерство обороны готовят проект постановления Правительства.

Льготы по уплате земельных налогов…Надо подумать. Вы понимаете, ведь налог… У нас очень много земли у предприятий, в том числе в крупных городах, центрах крупных городов. И сейчас это такое серьёзное обременение в хозяйственной деятельности, экономике предприятий. Налог более-менее как-то подталкиваем к тому, чтобы избавляться от излишней земли. Хотя я понимаю прекрасно (я же не вылезаю с ваших предприятий), вижу, что инфраструктура такая, что часто и не отрежешь землю, не отдашь, потому что там инженерная инфраструктура так расположена, что от неё трудно избавиться. Посмотрим ещё раз, посмотрим… Нужно какой-то стимул к тому, чтобы всё-таки от излишней земли избавлялись. Может быть, это поможет и в жилищном строительстве в городах. Вот о чём речь. Тем не менее, я говорю ещё раз – мы посмотрим.

Ну, вот и всё. Спасибо вам большое.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/15139/