Версия для слабовидящих

29 апреля 2011

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, находящийся с рабочей поездкой в Пензе, провёл совещание в режиме видеоконференции по вопросам строительства и реконструкции объектов культуры

В.В.Путин

На совещании в режиме видеоконференции по вопросам строительства и реконструкции объектов культуры

«Убеждён: направить значительные инвестиции из федерального бюджета в строительство и реконструкцию объектов культуры, конечно же, необходимо. Однако любое вложение средств должно быть оправданным и эффективным. <…> Нам нужны не амбициозные стройки века, не гигантомания, а театры, которые будут востребованы и послужат людям, просвещению, культурному развитию всей нашей нации».

Вступительное слово В.В.Путина:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья!

В этом году завершается федеральная целевая программа «Культура России», которую мы начали реализовать с 2006 года. Особое место в ней было уделено вопросам строительства и реконструкции театров, концертных залов, кинотеатров, кинозалов.

Мы сегодня поговорим по всей этой программе, посмотрим на то, что можно и нужно сделать дополнительно, и немножко постараемся заглянуть в перспективу. Мне хотелось, чтобы мы собрались именно на одной из площадок не в Москве, не в Питере, а там, где действительно идёт позитивная работа, – в регионах России. И вот один из таких регионов здесь, в Пензе, и работа идёт неплохо, надо прямо сказать.

Вообще, за эти шесть лет государство профинансировало работы, о которых я сказал, на 154 таких объектах. Объём средств, направленных на эти цели из федерального бюджета (только из федерального!), превысил 128 млрд рублей. При этом почти половину суммы – свыше 60 млрд рублей – получили театры.

Безусловно, многое сделано за эти годы, и в ходе запланированной на сегодня видеоконференции у нас будет возможность узнать подробности того, что происходит в некоторых регионах России. Но необходимо сделать, конечно же, ещё больше. В настоящее время 30% театральных зданий всё ещё требует капитального ремонта, 20% творческих коллективов вообще не имеет никаких собственных зданий.

Выступая недавно в Госдуме с отчётом о работе Правительства за 2010 год, мы говорили о некоторых первоочередных задачах, которые стоят в сфере культуры.

Уже с 1 июля этого года будет повышена заработная плата музейным работникам, библиотекарям – и не на 6,5%, как это запланировано для всей бюджетной сферы, а до среднего уровня по специальности. Надо прямо сказать, и честно сказать, что это, конечно, не ахти какие деньги. Но всё-таки какая-то элементарная социальная справедливость, мне кажется, должна восторжествовать.

Планируем значительно увеличить ассигнования на поддержку отрасли в целом. Обязательно учтём это и в ходе работы над бюджетом на следующий и последующие два года, в том числе планируем разработать и утвердить государственную программу «Культура России». Рассчитываю, что к ней присоединятся и регионы, и муниципалитеты, и общественные организации, и, разумеется, российский бизнес.

Конечно, будет продолжено и адресное финансирование этой сферы. Только вчера мною подписано постановление – направить бюджетные инвестиции на реконструкцию, строительство и техническое оснащение санкт-петербургского Театра имени Пушкина. С учётом уже выделенных средств общий объём господдержки Александринки превысит 1,5 млрд рублей.

Убеждён, направить значительные инвестиции из федерального бюджета в строительство и реконструкцию объектов культуры, конечно же, необходимо. Однако любое вложение средств должно быть оправданным и эффективным.

Далеко не всегда деньги, которые идут на реализацию амбициозных проектов, инициированных региональными властями, к сожалению, грамотно расходуются. Утверждённые планы вдруг начинают меняться, требуя дополнительного финансирования. Сроки ввода объектов затягиваются, а иногда случается, что эксплуатация новых зданий региону выходит не по карману, и дальше, конечно, идёт просьба о том, чтобы забрать это всё на федеральный бюджет.

Одним из наиболее ярких примеров стала ситуация с саратовским ТЮЗом: строительство этого театра растянулось на 30 лет. Нам обещают, что долгострой наконец завершится в декабре этого года. Я прошу, Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), и вас тоже держать это под контролем. Надо довести в конце концов эту стройку до конца.

Не менее ярким примером, но уже из новейшей истории, стало строительство астраханского Музыкального театра. Александр Александрович (А.А.Жилкин – губернатор Астраханской области) нас слышит. Он, как Станиславский, сидит на фоне замечательного интерьера, расскажет нам сегодня, как идёт работа. Помнится, мы планировали отметить в нём 450-летие города. Работы начались четыре года назад. Юбилей давно прошёл, театр по-прежнему не готов. Сегодня у нас будет возможность узнать почему. Кстати говоря, для коллег, здесь собравшихся, могу раскрыть небольшую тайну: мы договаривались с Александром Александровичем, что сегодняшнее мероприятие пройдёт у него. Нет возможности нам пока собраться. Александр Александрович, что вы там постукиваете? Не надо нервничать, стройкой надо заниматься!

Очевидно, что высокий уровень культуры в стране не может быть обеспечен без должного внимания и поддержки развития культурной среды. Для этого необходима полноценная, отвечающая современным требованиям материально-техническая база. Однако это не единственный фактор творческого развития коллективов.

Принимая решение о строительстве или реконструкции объектов культуры, необходимо определить концепцию развития организации, конкурентоспособную репертуарную политику, привлечь достойные кадры, чтобы построенный театр жил полнокровной жизнью, действительно выполнял свою высокую миссию, а не пустовал или как это, к сожалению, иногда тоже случается, не сдавался бы попросту в аренду.

Нам нужны не амбициозные стройки века, не гигантомания, а театры, которые будут востребованы и послужат людям, просвещению, культурному развитию всей нашей нации.

Решение о новом строительстве невозможно без детальной проработки организационно-экономического и творческого плана развития организации, без понимания ответственности учредителя за судьбу будущего творческого коллектива.

Не менее важна и соразмерность планируемого строительства или реконструкции реальным потребностям зрительской аудитории конкретного региона, где реконструируется либо возводится новый объект. Практика строительства типовых театральных зданий, существовавшая в советское время, конечно, требует кардинального пересмотра. У нас действуют одобренные Правительством России минимальные социальные нормативы обеспеченности услугами культуры. Но даже эти минимальные нормативы в ряде регионов не соблюдаются.

Нам необходима тщательная ревизия: где следует просто привести в порядок существующие здания, а где нужны новые театральные или концертные залы для действующих коллективов.

При этом в ряде случаев оптимальным решением станет строительство так называемых свободных площадок, на которых смогут выступать как постоянные труппы стационарных театров, так и независимые объединения, пока не имеющие своего творческого дома. Вот мы с Евгением Витальевичем (Е.В.Миронов, народный артист России, художественный руководитель Государственного театра наций) об этом говорили применительно к его плану. Также здесь могут реализовываться экспериментальные проекты, проходить гастрольные показы. При этом в строительстве таких объектов следует активно задействовать механизм частно-государственного партнёрства. Опыт организации таких центров есть, и он уже доказал свою эффективность как с точки зрения художественного результата, так и с организационно-экономической точки зрения. Наиболее успешным примером является Центр имени Мейерхольда в Москве, мне так кажется.

И в заключение позвольте несколько слов о развитии инфраструктуры кинопоказа. В начале февраля мы проводили встречу с представителями кинематографии и много говорили на эту тему.

Сегодня основная часть кинотеатров расположена в так называемых городах-миллионниках, прежде всего потому, что там, где проживает менее 100 тыс. человек, кинопоказ нерентабелен. И согласитесь, это несправедливо, затрагивает интересы почти половины российских граждан, которые проживают именно в малых городах.

Вообще, люди очень чувствительны к таким проблемам в малых городах. Вот Пенза – немаленький город, и то я сейчас с гражданами на улице разговаривал, подошёл один из жителей Пензы, прямо говорит: нас задевает, когда мы видим, что малым городам, даже таким городам, как Пенза, не уделяется должного внимания, причём со всех точек зрения – с экономической, социальной. И я считаю, что правильно! Действительно, у нас должны быть равные условия, равные возможности предоставлены людям, гражданам страны, где бы они ни проживали. В данном случае применительно к теме, которую мы сегодня рассматриваем в сфере культуры: мы сейчас поэтому изучаем возможность поддержки проекта по строительству 250 современных мультимедийных образовательно-досуговых киноцентров. При этом 200 из них должны будут появиться как раз в средних и малых городах Российской Федерации.

Мы сегодня в ходе видеоконференции узнаем некоторые подробности этого проекта, реализация которого стартовала в Майкопе.

Сегодня на связь с нами выйдут также Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Ярославль и Москва, и, как я уже говорил, Астрахань.

Я хочу предоставить слово Александру Алексеевичу Авдееву – министру культуры, а потом мы с коллегами в режиме видеоконференции пообщаемся и посмотрим, как у них дела идут в регионах России, о которых я уже упоминал. Пожалуйста, Александр Алексеевич.

А.А.Авдеев: Уважаемый Владимир Владимирович, дорогие коллеги!

Позавчера в министерстве была проведена коллегия по развитию музейного дела. Собрались музейщики почти со всей страны, Владимир Владимирович. Все выражают признательность Правительству за решение уже с этого года поднять заработные платы. Для культурного сообщества и для музейщиков – это, конечно, крупное событие, и они за него признательны.

Таким же крупным событием является и решение Правительства о дополнительном финансировании в этом году 3,7 млрд рублей на капремонт музеев, театров, библиотек и на проведение реставрационных работ. В этом году это особенно важно, и спасибо за это.

В обществе идёт большая дискуссия о судьбе российской культуры. Общий вывод – забота о культуре должна быть реальная, с хорошим финансированием, воспитанием кадров, крепкой инфраструктурой, реальная, а не лозунговая. Это поможет лучше решить и другие общенациональные задачи.

Конечно, важна модернизации, важны нанотехнологии, но самое важное – это работа с человеком, его душой, формирование его мировоззрения, его интеллекта. Этим занимается только культура, больше ничто. Это самое сложное, самое тонкое…

В.В.Путин: Образование.

А.А.Авдеев: Культура – это в широком смысле и есть образование. Культура и просвещение формируют интеллект. Интеллект нации будет таков, какова будет культура и какова будет инфраструктура культуры. Поэтому сегодня, ведя речь о театральном строительстве, о зданиях, мы фактически продолжаем большой разговор о судьбе российской культуры.

В этом году в этом смысле сделано немало. Подготовлена концепция развития театрального дела, мы её обсуждали многократно, в том числе и с участием присутствующих замечательных деятелей российского театра. Она сейчас на столе Правительства. Я думаю, что в ближайшее время театральная концепция будет утверждена.

На стадии разработки и концепция развития циркового дела. Владимир Владимирович, хочу отметить, что здесь собрались участники дискуссии по теме строительства театров, но не менее важна тема строительства цирков. В тех регионах, которые сегодня представлены у нас на видеоконференции, предстоит и дальше строить цирки, потому что детей водить некуда. В театры и в цирки: театрами мы сейчас занимаемся, цирками предстоит заниматься, это тоже большая проблема.

Нам удалось сохранить в новом законопроекте об образовании стройную и оправдавшую себя систему национального художественного образования. Она чуть было не обрушилась. Благодаря музейному сообществу, благодаря гражданскому обществу нашей страны нам удалось отстоять российскую, русскую национальную систему художественного воспитания, которая сейчас заново вписана в закон так, как мы этого хотим, в том числе и по театральному образованию, и по материальному состоянию театральных школ.

Владимир Владимирович, слава Богу, уже второй раз переделан 94-й закон в части, касающейся театров. На днях была сделана вторая корректировка в законе, и я думаю, что постановщикам, режиссёрам сейчас стало работать гораздо легче: они уже не лимитированы теми несуразными барьерами, которые были записаны раньше.

На очереди кардинальная переписка 94 закона, где будут учтены вообще все пожелания деятелей культуры, в том числе и реставраторов, необходима и будет проведена корректировка конкурсной системы.

Заботы о культуре не может быть без успешного развития регионов. Совершенно справедливо, что одним из критериев работы губернаторов сегодня стало их отношение к культуре. Это легко просчитывается и на цифрах, Владимир Владимирович. Если в регионе доля культуры в бюджете региона выше 2%, значит там дела идут неплохо, если ниже 2% – значит ситуация тревожная и культуре уделяется мало внимания. Такой арифметический показатель, кстати говоря, очень объективен. В принципе, сегодня актуальна прописная истина о том, что только культура и просвещение, я уже об этом сказал, в широком смысле слова формируют интеллект человека, мировоззрение, жизненную позицию и так далее.

Коротко о строительстве культурных объектов. Объёмы достаточно велики. Сейчас Министерство культуры ведёт примерно 40 строек. Мы имеем хорошие примеры, но общей болезнью является отсутствие сквозной программы с обязательным фиксированным финансированием. Каждый год в ходе бюджетного процесса у заказчиков – будь то Министерство культуры или региональные власти – стрессовая ситуация: дадут ли деньги в том объёме, в котором обещано, или не дадут; выделят по каплям или получится долгострой, и тогда будут сорваны планы подготовок к юбилеям, крупным историческим датам и так далее.

Выбивание денег уже воспринимается не как ненормальность, а как подвиг. Пройти утверждение в одном министерстве, другом министерстве, сохранить объём финансирования, и когда человек уже без сил приходит и говорит: «Я всё сделал», – хочется ему дать медаль или орден, потому что это действительно достижение. Но это ненормальность! Выход только один, Владимир Владимирович, он был предложен Вами на заседании Государственной Думы – составление национальной программы «Культура России» с фиксированным финансированием. Вы совершенно правильно сказали, что необходимо не гнаться за крупными объектами. Хорошим примером в этом является деятельность и Василия Кузьмича Бочкарёва (В.К.Бочкарёв – губернатор Пензенской области) здесь, в Пензе. Я бы назвал ещё в качестве примера Улан-Удэ – театральные здания по размеру возможностей области и для человека, и они мультифункциональны. Область, конечно, от этого выигрывает.

Не сомневаюсь, что сегодняшнее совещание (кстати, первое за многие годы) укрепит уверенность в обществе в том, что развитие культуры становится главным смысловым приоритетом деятельности Правительства. Спасибо.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Я не буду говорить длинных речей в заключение. Хочу всех, кто работает в регионах, поблагодарить. Это далеко не все объекты в сфере культуры, над которыми мы работаем, – наиболее значимые, заметные. Не будем говорить о важности того, что мы делаем. Всегда у нас так считается, что по остаточному принципу финансируется культура. Мы видим, что даже в самые сложные годы кризиса – в 2009-м и в 2010-м – мы продолжали устойчивое, ритмичное финансирование всех основных объектов и будем делать это и дальше.

Но должен сказать: несмотря на то, что что-то сделано (а кое-что сделано!), всё-таки сделано недостаточно. У нас даже не в четверти, а только в одной пятой регионов, по-моему, театры-то есть – вот в чём проблема. А про кинотеатры мы с вами говорили и знаем, что в малых городах вообще всё деградировало. Поэтому непочатый край работы здесь у нас у всех. Непочатый край работы.

Но я бы особо хотел обратить внимание на то, что Валерий Владимирович Фокин (народный артист России, художественный руководитель Александринского театра) сказал. Хочу обратиться ко всем здесь присутствующим и к тем, кого здесь нет, но кто имеет прямое отношение к искусству и посвятил этому всю свою жизнь: нам нужен современный контент, отечественный. И вот то, что Валерий Владимирович сказал по поводу того, чтобы создавать этот контент (в данном случае в сфере театрального искусства), – чрезвычайно важно, иначе нас просто иностранный производитель забьёт, так же как происходит во многих странах Европы. И нам придётся вводить нерыночные формы регулирования, а это значит, мы будем ограничивать своего зрителя и не давать возможности ему выбирать. Это очень плохо, это плохой путь. Нам нужно свой контент давать, но такой, чтобы он выигрывал в конкурентной среде.

Спасибо большое.

* * *

Перед совещанием В.В.Путин осмотрел Пензенский драматический театр и пообщался с жителями города, собравшимися на площади возле театра

По прибытии к зданию театра В.В.Путин сразу направился к ожидавшим его горожанам. В ходе разговора с Премьером люди затрагивали различные вопросы социального характера. Глава Правительства пообещал, что по всем этим вопросам будет говорить с губернатором области.

Отвечая на вопрос одного из жителей по поводу поддержки сельского хозяйства, Премьер кратко перечислил меры, принимаемые Правительством на данном направлении.

Затем В.В.Путин осмотрел недавно восстановленный после пожара Пензенский драматический театр. В частности, Премьер побывал в главном зале театра, где как раз шла репетиция.