Версия для слабовидящих

19 апреля 2011

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков принял участие в конференции Российского союза промышленников и предпринимателей «Производительность труда и качество рабочей силы: задачи посткризисного развития»

Выступление А.Д.Жукова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Перед нами сейчас стоят задачи инновационного обновления экономики. Соответственно, и в сфере социально-трудовых отношений также должны быть уточнены приоритеты в проводимой государственной политике по сравнению с кризисным периодом.

Рассматривая социально-трудовые отношения в контексте модернизации экономики и создания инновационных точек роста, мы видим в ближайшие годы следующие ключевые приоритеты в государственной политике в этой сфере.

О трудовом законодательстве. Оно не является для нас догмой. В него регулярно вносятся изменения. Мы будем делать это и впредь. Укрепление института индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений, правовое оформление новых форм занятости, учёт особенностей регулирования труда работников в сфере услуг и информатики (а их численность будет постоянно возрастать в посткризисный период) и многие другие вопросы совершенствования трудового законодательства требуют своего решения. Работа в этом направлении уже начата. Так, например, в целях более полного учёта специфики трудовой деятельности работников, занятых вне производственного помещения работодателя, Правительством подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в Трудовой кодекс. Он сейчас обсуждается в рамках российской трёхсторонней комиссии.

Подготовлен законопроект, предусматривающий повышение доступности рынка труда для молодёжи, инвалидов, матерей с детьми и других наименее социально защищенных групп населения. В рамках дальнейшего совершенствования законодательства Правительство проводит работу по внедрению в практику лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, что подразумевает ратификацию ключевых конвенций Международной организации труда. Так, в 2010 году ратифицировано четыре конвенции МОТ: «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (конвенция №135); «О содействии коллективным переговорам» (конвенция №154); «Об оплачиваемых отпусках» (конвенция № 132); «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (конвенция № 187). В 2011 году эта работа продолжается.

Нам известно, что в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей подготовлены предложения, предусматривающие разработку нового Трудового кодекса. Эти предложения достаточно интересны, но, поскольку предлагаемая концепция модернизации трудового законодательства напрямую затрагивает интересы миллионов граждан, требуется очень тщательное и всестороннее их обсуждение, и в первую очередь в российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Модернизация системы охраны труда. Ключевой момент этой работы заключается в том, чтобы перейти от реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события к их предупреждению, реализовать комплекс превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения. Ряд шагов в этом направлении нами уже сделан. Формируется новая система нормативных правовых актов в области охраны труда, утверждены типовые нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты работников ряда основных видов экономической деятельности, приняты меры по совершенствованию профессиональной патологической помощи работающим гражданам. В 2011 году будет подготовлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. Предстоит внедрить как на законодательном уровне, так и в практику работы предприятий механизмы управления профессиональными рисками. Новым здесь являются заблаговременное выявление рисков угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте и немедленное принятие мер по снижению или полному исключению риска жизни и здоровья работника. Соответствующий законопроект уже подготовлен Правительством и обсужден с социальными партнерами.

Мы предполагаем создать систему единых стандартов безопасности труда, разработать новые подходы к подготовке работников путём внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

Повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности. Исходя из намеченных целей средне- и долгосрочного развития, определённые корректировки будут внесены и в государственную политику занятости, имея в виду смещение акцентов на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

Развивающейся экономике потребуются современные трудовые ресурсы. В этих целях мы предусматриваем организацию масштабной профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, которая позволит обеспечить реализацию соответствующих инновационных проектов требуемыми профессиональными кадрами.

При организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, будет предусмотрена возможность их стажировки на предприятиях, применяющих передовые технологии, в целях получения работниками новых профессиональных навыков и компетенций. Будет уделено внимание и организации опережающего профессионального обучения работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. Организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, будет способствовать их выводу с вредного производства.

Останутся актуальными дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда в моногородах в связи с реализацией комплексных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию их экономики. Хочу вас проинформировать, что Правительством в текущем году будет разработана государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Её основными направлениями являются реализация мероприятий активной политики в области обеспечения занятости населения, повышение трудовой мобильности населения, совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы. Кроме того, начиная с 2013 года будет разрабатываться прогноз баланса трудовых ресурсов на трёхлетний период. Принятие необходимых нормативных правовых актов для этого будет осуществлено Правительством в течение первого полугодия 2011 года.

Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентоспособных образовательных систем, нацеленных на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных знаний, умений и навыков работников к её меняющимся потребностям приобретают первостепенное значение. И это является ещё одним важным приоритетом государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Основные проблемы в сфере повышения качества рабочей силы широко обсуждаются экспертами и с некоторыми из них трудно не согласиться.

1. Практически отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.

2. Не разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций в целях опережающего обучения в сфере новых технологий.

3. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объёму и качеству высшего, среднего и начального профессионального образования (в системе профессионального образования обучаются: в НПО 10,3%, в СПО – 20,6%, в ВПО – 69,1%, а потребности предприятий в настоящее время и на перспективу составляют, по оценкам, в рабочих специальностях 80% и только 20 % по специалистам с высшим образованием). В результате на российском рынке труда сравнительно большая часть работников является носителями устаревшего образования и компетенций, что служит существенным препятствием для модернизации экономики.

Наиболее важные шаги в сфере модернизации системы образования мы осуществляем в рамках одноименного национального проекта. Одним из важных направлений национального проекта стала реализация мер по развитию высшего профессионального образования, включая предоставление поддержки федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. В дополнение к семи ранее созданным федеральным университетам (Сибирский, Южный, Уральский, Северный, Казанский, Северо-Восточный, Дальневосточный) создан Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Правительством принято решение о предоставлении статуса национального исследовательского университета ещё 15 ведущим образовательным учреждениям высшего профессионального образования (в 2009 году – 12). Важнейшей особенностью этих вузов является способность не только эффективно реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования. И таким образом, давать студентам возможность получить не только теоретические знания, но и практические навыки научной работы и решения бизнес-задач в высокотехнологичных отраслях.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010–2012 гг., составляет 69 млрд рублей. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России.

В 2010 году была в целом завершена работа по утверждению и введению в действие 287 федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего профессионального образования. В 2011 году будет обеспечен приём в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования для обучения по образовательным программам, входящим в 12 укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки, соответствующих пяти приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Принятые решения затронут не менее 249 тыс. студентов 134 вузов. При этом увеличение объёмов финансирования образовательных программ по подготовке кадров по приоритетным направлениям модернизации составит в среднем 15% (или 11 тыс. рублей) на одного студента, обучающегося за счёт средств федерального бюджета, и достигнет 81 тыс. рублей на одного студента.

Кроме того, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей, в том числе в 2011 году 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей. В целях повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений и делового сообщества мы установили порядок, условия и объём предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию совместных инновационных проектов вузов и предприятий. Было принято решение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а это бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и другие объекты. Одновременно в системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создаётся инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов.

Далее хотел бы сказать, что практически завершена работа по утверждению и введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов и в системе начального и среднего профессионального образования (234 – среднего и 295 – начального профессионального образования). Основные мероприятия по развитию системы начального и среднего профессионального образования мы планируем осуществлять в рамках реализации региональных комплексных программ развития профессионального образования. Так, в рамках указанных программ запланирована организация мониторинга мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей. Поддержка данных программ предусмотрена мероприятиями федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы с выделением средств федерального бюджета в объёме более 4 млрд рублей, из них в 2011 году – почти 800 млн рублей.

Мы будем осуществлять прямую поддержку модернизации базовых учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и технологии, в рамках их кооперации с учреждениями высшего профессионального образования (создание кластеров профессионального образования).

За годы реализации национального проекта поддержана 341 инновационная образовательная программа, представленная 320 государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, на сумму около 18 млрд рублей за счёт федерального бюджета и софинансирования проводимых мероприятий за счёт внебюджетных средств самих учреждений, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей.

За три года создано 300 ресурсных центров, в которых сконцентрированы дорогостоящие и уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупнённым группам профессий и специальностей. В 2009–2010 учебном году было охвачено образовательными программами начального профессионального образования более 1 млн человек. Правительство намерено продолжать работу в этом направлении и в дальнейшем. Вместе с тем мы рассчитываем на более активную позицию и самого бизнеса в подготовке квалифицированных кадров. Например, в Калужской области работает много инвесторов из Германии, Франции и других стран. В частности, работодатели – компании «Фольксваген» и «Пежо-Ситроен» совместно с региональными властями организовали учебный центр по подготовке рабочих и специалистов для автомобильных предприятий, которые впоследствии трудоустраиваются на них. На сегодня уже более 5 тыс. человек прошло обучение и работает на заводах в Калуге и в Москве, причём появление центра в регионе подтолкнуло к решению ещё одной задачи – обновлению всей сети профтехучилищ.

Я думаю, что нам совместно с бизнесом целесообразно использовать такие подходы при реализации инвестиционных проектов в любых других видах экономической деятельности, то есть заранее просчитывать потребность в рабочей силе и готовить её к моменту запуска предприятия.