Версия для слабовидящих

17 июня 2008

В.В.Путин посетил главный вычислительный центр ОАО«РЖД»

В.В. Путин

На встрече с президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным

«Железная дорога придет в новые регионы страны. Туда, где раньше ее не было. Для примера могу сказать, что железная дорога придет в регионы Сибири - Алтай, Якутию, Туву. Это крайне важно для освоения этих территорий, для улучшения жизни людей».

Председатель Правительства России В.В. Путин побеседовал с президентом В.И. Якуниным, встретился с ветеранами и молодыми специалистами компании.

В ходе состоявшейся беседы В.И. Якунин выказал озабоченность нехваткой подвижного состава, а также ситуацией, при которой ряд металлургических компаний, действующих на российском рынке, повышает цены на свою продукцию, мотивируя это ростом цен на мировых рынках. По мнению президента ОАО «РЖД», подобная ситуация складывается в связи с возникновением на российском рынке олигополистических негосударственных объединений, пытающихся оправдать повышение цен на свою продукцию мировой ценовой конъюнктурой, в то время как услуги в области энергетики, железнодорожных перевозок предоставляются по местным ценам и исходя из местных условий.

В этой связи В.В. Путин отметил следующее:

«Что касается того, что мы живем по внутренним условиям, отчасти так. Но также является справедливым и то, что мы все больше становимся частью мирового хозяйства, зависим от тех процессов, которые происходят на мировых рынках.

Что касается монопольной деятельности (мы говорили об этом при знакомстве с выставкой, которую вы организовали), то это сфера деятельности, которую должно регулировать антимонопольное законодательство и соответствующее антимонопольное ведомство в Правительстве Российской Федерации. Если там происходят сбои (а там они бывают), то нам нужно просто более оперативно реагировать на эти процессы. Но и ОАО «РЖД» в известной степени тоже является монополией.

Вы сейчас сказали о проблеме подвижного состава, но чтобы в эту сферу деятельности приходили частные инвестиции, вы (как естественная монополия) должны обеспечить равный доступ к услугам, которые оказывают диспетчерские службы. До сих пор так бывает не всегда. Поэтому, критикуя одни монополии, вы не должны забывать о том, что, действуя с другой стороны, сами можете оказывать такое же негативное воздействие на развитие рынка».

В контексте результатов деятельности самой компании В.В. Путин дал им высокую оценку, отметив следующее:

«Ситуация в компании развивается в позитивном ключе. Мы это видим по показателям. Я хочу поблагодарить вас за то, что исполнены те поручения, которые были даны. И не только с точки зрения подготовки стратегии на 22 года вперед (до 2030 года) с привлечением почти 14 трлн рублей, что само по себе очень важно, но и в том, что касается непосредственно производства. Мы смотрели не только на вагоны, но и на тепловозы, электровозы. За четыре года, когда мы ставили задачу перед производителями, они смогли реализовать это в металле, то, что это уже есть и работает, функционирует. Это на самом деле весьма важная составляющая всей деятельности. Я очень рассчитываю на то, что те цели и задачи, которые мы ставим перед собой в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года», будут ритмично исполняться. И только в этом случае мы сможем добиться результата, на который рассчитываем. Это снижение энергопотребления железных дорог, увеличение протяженности, создание новых участков там, где их раньше не было, но которые крайне необходимы для развития экономики, и все другие позитивные составляющие всей этой стратегии.

Я думаю, что в прямом диалоге и контакте с правительством, Министерством транспорта, с соответствующим вице-премьером, который курирует эту сферу деятельности, мы вполне в состоянии реализовать все, что изложено в этой Стратегии.

Хочу попросить Вас, чтобы Вы передали слова благодарности и профессиональному сообществу, экспертному сообществу, которое работало над подготовкой этого документа».

В.И. Якунин от имени всех железнодорожников поблагодарил Председателя Правительства России за то внимание, которое Правительство уделяет вопросам развития самой компании и заботе о ее сотрудниках, насчитывающих 1 млн 300 тыс. человек.

В.В. Путин также отметил следующее:

«Я знаю, что у вас уровень заработной платы и темп роста заработной платы (в отличие от многих других отраслей экономики страны) соответствует росту производительности труда. Это идеальный вариант для экономики в целом. И в этом, конечно, заключается очень ответственная экономическая политика компании. Я очень рассчитываю на то, что Вы будете изыскивать дальнейшую возможность для решения социальных задач. Я знаю, что это очень большой блок в деятельности, Вы будете эффективно развивать компанию. Потому что естественным образом железнодорожная сфера, железнодорожная отрасль и компания - это то, что создает и обеспечивает единство экономического пространства России. Это, безусловно.

И что касается «Стратегии развития железнодорожной отрасли до 2030 года», то сегодня она будет мной подписана».

Вступительное слово В.В. Путина на встрече с ветеранами и молодыми специалистами ОАО «РЖД»:

«Здравствуйте. Я очень рад с вами встретиться. Тем более что эта встреча по случаю знакового события для отрасли. Сегодня мною будет подписана «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года».

Чуть больше года назад мы говорили о необходимости создания такой стратегии. Сама идея ее создания исходила от профессионального сообщества, от людей, которые понимают, что значит железнодорожная отрасль для страны, для ее экономики.

Сейчас мы с Владимиром Ивановичем говорили на эту тему. Действительно, железная дорога - это то, что реально обеспечивает единство экономического пространства России.

Очень важно, что в достаточно сложные для нашей экономики 90-е годы железная дорога (благодаря тем людям, о которых Владимир Иванович упомянул) обеспечила бесперебойную работу экономики в целом. Это была важнейшая составляющая всей экономической деятельности страны. Таких компаний у нас немного. РЖД (как отрасль сама по себе), энергетика, газовая отрасль, связь - все это обеспечило единство и ритмичную работу российской экономики, сохранило, по сути дела, целые ее сегменты российской экономики, что очень важно. Низкий поклон и большая благодарность за это.

Сейчас возможности у нас возросли. Ситуация кардинальным образом изменилась. И мы, конечно, должны думать о том, как будет выглядеть железнодорожная отрасль в нашей стране через 22 года. Я обращаю ваше внимание на глубину проработки наших планов - планирование осуществляется на 22 года вперед. Собственно говоря, это и понятно для такой отрасли, как железнодорожная, поскольку она наиболее масштабная.

Железная дорога должна стать на 20 тысяч километров длиннее. Нужно иметь в виду, что за последние годы мы не ввели в эксплуатацию почти ничего нового. Даже немного утратили. А потому рост на 20 тысяч километров будет существенным и заметным.

Железная дорога придет в новые регионы страны. Туда, где раньше ее не было. Для примера могу сказать, что железная дорога придет в регионы Сибири - Алтай, Якутию, Туву. Это крайне важно для освоения этих территорий, для улучшения жизни людей. Это решит и проблему северного завоза. Энергопотребление на железных дорогах снизится, в то время как энергообеспеченность повысится. Улучшится качество обслуживания пассажиров. Я очень на это надеюсь.

В будущем мы перейдем к высокоскоростным железным дорогам. Пока - хотя бы на отдельных, наиболее востребованных участках дорог. Уже сейчас ОАО «РЖД» предпринимает такие попытки. Первые ласточки уже есть. Но мы должны будем улучшить качественную составляющую пассажирских перевозок. Перейти на совершенно новые технологии, в том числе и в сотрудничестве с нашими партнерами за рубежом.

Вообще, что касается наших зарубежных партнеров, то и здесь ОАО «РЖД» играет особую роль, поскольку железнодорожная отрасль была единым (как раньше говорили) народнохозяйственным комплексом всего Советского Союза. Таким же единым комплексом она остается и для всего постсоветского пространства, что естественным образом объединяет республики бывшего Советского Союза, делает их ближе, более заинтересованными друг в друге, во взаимной поддержке и развитии операционных связей. Только что мы с президентом компании об этом подробно говорили.

Я могу Вам сказать, что на президентском и на правительственном уровнях эта сфера деятельности, а также взаимодействие с нашими партнерами, особенно из стран СНГ, обсуждаются почти всегда. Это всегда востребованные и интересные темы для всех. И это естественно, потому что, во-первых, железная дорога всегда была единым комплексом. А во-вторых, Россия естественным образом является транзитной страной практически для всех республик постсоветского пространства. Это тоже очень важная составляющая деятельности ОАО «РЖД».

Ну и, наконец, социальная сфера. Заработная плата растет. Не так быстро. Но она растет в соответствии с ростом производительности труда, что мы не всегда видим в других отраслях. Это нас отчасти даже тревожит, потому что может создавать макроэкономические проблемы. Здесь этого нет. Но компания должна компенсировать социальную часть за счет целенаправленной и эффективной социальной политики.

Я знаю, что такая сеть социальной поддержки на различных дорогах функционирует. Она должна и дальше развиваться. Даже если на первый взгляд это выглядит не очень рыночно. Но зато зарплата рыночным способом растет и соответствует стандартам понимания того, что должно происходить в этой сфере. Но, повторяю, тогда нужно как-то компенсировать это социальной политикой самой компании, концентрируя ресурсы на основных социальных направлениях. Одно из них (мы сейчас об этом говорили) - жилищная политика для молодых семей. Это то, что нужно делать не только в данной компании, но и в других отраслях. Я имею в виду субсидирование процентной ставки при ипотечных кредитах для молодых семей.

Конечно, нужно позаботиться и о ветеранах. Здесь тоже делается немало. Важно, чтобы это никогда не пропадало из поля зрения первых лиц. Если это будет в поле зрения первых лиц, тогда это будет эффективно. Как только это отойдет на второй план, то все будет потихоньку умирать.

Я надеюсь, что тот темп и то качество работы, которые набраны сегодня, будут сохранены».

Из общения с ветеранами и молодыми специалистами компаний:

В.В.Путин: «Необходимо внедрять современные технологии ремонта и контроля за полотном. Действовать по старинке сегодня уже нельзя, необходимо использовать современные технологии. Нужно понять, где складывается критическая ситуация, для того чтобы знать, где современные технологии востребованы. Сделать это можно, к примеру, при помощи закупленных в Канаде датчиков для зондирования почвы».

«Сейчас строительный сектор страны развивается самыми высокими темпами - 20% в год. Специалисты называют это строительным бумом. Это означает, что возникает достаточно большое количество строительных компаний, для которых этот вид деятельности является профильным и основным, а не побочным. И это значит, что они более эффективны.

Есть неразвитые районы страны. Там, конечно, железная дорога должна сама себя обеспечить. Но в тех регионах, где есть развитая социальная инфраструктура, там, где частные строительные организации оказывают более качественные услуги. В этих регионах речь может идти только об одном - о повышении заработной платы».

«Железная дорога - это очень наукоемкая отрасль. И в ней есть сфера для приложения высоких технологий. Инновационные технологии должны стать неким двигателем в развитии, причем не только железнодорожного транспорта.

Если мы посмотрим на структуру развитой экономики, то увидим, насколько она насыщена современными технологиями. И в этом смысле железнодорожную отрасль можно сравнить разве что с оборонной промышленностью. Это будет абсолютно уместное сравнение в данном случае».