События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание о комплексном развитии топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока

 
 
 

«Именно высокотехнологичный топливно-энергетический комплекс способен стать важнейшей точкой опоры для развития региона, эффективной интеграции в российское и глобальное экономическое пространство, для снятия существующих инфраструктурных ограничений в развитии».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Сегодня здесь, на Сахалине, предлагаю в комплексе обсудить вопросы развития ТЭКа Дальнего Востока и Восточной Сибири. Освоение этих громадных регионов, безусловно, является задачей национального масштаба. Речь идёт о формировании новых индустриальных центров, прокладке транспортных коридоров, обустройстве городов и посёлков, создании комфортных и привлекательных условий для жизни людей, создании дополнительных рабочих мест, современной социальной инфраструктуры.

С полной уверенностью можно утверждать, что именно высокотехнологичный топливно-энергетический комплекс способен стать важнейшей точкой опоры для развития региона, эффективной интеграции в российское и глобальное экономическое пространство, для снятия существующих инфраструктурных ограничений в развитии.

Опыт Сахалинской области показывает, какой результат могут дать успешные энергетические проекты. Это и пополнение регионального бюджета, и привлечение крупных инвестиций. Главное – правильно, рачительно использовать естественные конкурентные преимущества восточносибирских и дальневосточных регионов, богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение и, конечно, те наши серьёзные наработки, которые уже воплощены в жизнь.

Напомню, что за последние годы мы фактически заложили новую энергетическую базу Восточной Сибири и Дальнего Востока. Введена в эксплуатацию первая очередь трубопроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан, заработал российско-китайский нефтепровод Сковородино–Дацин. Второй этап строительства ВСТО планируется завершить к 2014 году. В общей сложности только в рамках проекта ВСТО в регион будет инвестировано порядка 700 млрд рублей. Создан новый центр нефтегазовой индустрии на Сахалине, запущены международные проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а в 2009 году был открыт первый в России завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн т СПГ в год. Идёт активное освоение нашей восточной нефтегазовой провинции. В 2010 году Россия впервые вышла на уровень добычи нефти в 505 млн т в год. При этом, обращаю внимание, прирост добычи нефти в основном был достигнут исключительно благодаря вводу крупных месторождений Восточной Сибири, таких как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское.

Но для нас важно, чтобы в регионе не только добывалась сырая нефть или газ, но и создавались серьёзные мощности по их глубокой переработке, современная нефтегазовая и газохимическая индустрия. Я прошу поэтому ускорить принятие всех решений по началу строительства в Приморском крае нефтехимических предприятий. И производительность их известна – до 10 млн т в год.

Кроме того, нам нужно активно развивать инфраструктуру производства и использования газового моторного топлива. Это хороший рынок сбыта и для «Газпрома», и для независимых производителей. Конечно, возможно и целесообразно более широкое использование автомобильного топлива на основе природного газа, которое добывается здесь, на месте. Тогда регион был бы избавлен от необходимости завозить сюда дорогостоящее, дорогое для этого региона дизельное топливо.

Далее. Мы заинтересованы в том, чтобы российские компании, сохраняя старые рынки, выходили на новые экспортные маршруты, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, благодаря пуску первой очереди нефтепровода ВСТО в 2010 году нам удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически сразу на 45%.

С нуля построен нефтяной порт Козьмино в Приморском крае мощностью 15 млн т нефти в год, а также терминал для отгрузки сжиженного газа на Сахалине. Развивается порт Де-Кастри. Возможности нашей портовой инфраструктуры, конечно, нужно расширять и дальше.

Теперь что касается Восточной газовой программы. Если в 2006 году в восточных регионах страны добывалось всего 8 млрд куб. м газа, то в 2010 году – уже более 20 млрд, а к 2020 году здесь будет производиться от 70 до 100 млрд куб. м газа в год.

Хочу подчеркнуть, что приоритетом для газа Восточной Сибири и Дальнего Востока является внутренний рынок. Газ должен стать ресурсной базой для создания высокотехнологичных производств, для модернизации энергетики и ЖКХ, снижения экологических рисков.

В 2010 году уже начался перевод на газовое топливо крупнейших городов Камчатки – Петропавловска-Камчатского и Елизово. Сегодня мы присутствовали на запуске первого блока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, который переходит с угля на газ. А для Южно-Сахалинска это действительно очень важно, имея в виду экологическую нагрузку на город. В дальнейшем продолжим газификацию других дальневосточных регионов.

И конечно, нужно вместе с регионом – вместе с этим и другими, которые будут газифицироваться, – решать проблему доведения газа до конечного потребителя, до граждан, до комбыта.

Вместе с тем нам надо учитывать уже накопленный опыт, адекватно реагировать на появление новых задач, общую динамику ситуации. Поэтому поручаю Минэнерго, Минприроды совместно с другими заинтересованными ведомствами, «Газпромом», регионами Российской Федерации подготовить предложения по корректировке Восточной газовой программы.

На что в этой связи просил бы обратить особое внимание. Первое. Нужна внятная и долгосрочная ценовая политика. Цена на энергетические ресурсы, на природный газ не должна подрывать конкурентоспособность региона, порождать дополнительную нагрузку для местных бюджетов, бизнеса и граждан. Кстати, мы уже приняли решение о понижении цены на газ для Камчатки, а также о дотации за счёт федерального бюджета поставок газа по трубопроводу Сахалин–Хабаровск–Владивосток, что позволит снизить цену для конечного потребителя.

Я жду, уважаемые коллеги, - и те, к кому я обращаюсь, знают, кому это адресовано, – жду предложений по решению аналогичной проблемы и здесь, на Сахалине. Потому что изначально предложенная цена газа для Сахалина неприемлема для региона.

Далее. В Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на дальневосточном шельфе у нас много перспективных месторождений. Однако компании, получившие на них лицензии, далеко не всегда выполняют свои инвестиционные обязательства: тянут с проведением геологоразведочных работ, с началом промышленной добычи. Прошу Минприроды, Минэнерго и Роснедра посмотреть, насколько чётко соблюдаются условия лицензионных соглашений и доложить о результатах этой проверки в Правительство.

Третье. Надо проанализировать и определить оптимальные варианты развития газотранспортной системы в восточных регионах страны. Например, значительную экономию может дать увязка газотранспортных маршрутов с существующей трассой ВСТО. Подчеркну: чем меньше будут издержки на создание инфраструктуры, тем доступнее будут газ и другие энергоресурсы для конечного потребителя.

Четвёртое. Нам необходимо вплотную заняться увеличением объёмов производства сжиженного природного газа и соответствующих экспортных терминалов для его отгрузки, что позволит нам серьёзно диверсифицировать рынки сбыта углеводородов. Под эту задачу надо подтягивать и развитие мощностей по строительству танкерного флота.

Прошу сегодня отдельно доложить, как обстоят дела с новыми верфями, которые закладываются на Дальнем Востоке. Их две, как мы помним: это «Восток–Раффлз» (специализация – морские нефтегазодобывающие платформы и крупные транспортные суда в партнёрстве с сингапурской компанией) и «Звезда-ДСМЕ» (специализация – танкеры и газовозы в партнёрстве с Daewoo Shipbuilding).

Наряду с развитием газовой и нефтяной индустрии мы должны дать новый импульс угольной промышленности. Так, уже в этом году должна начаться полномасштабная разработка Эльгинского месторождения в Южной Якутии. Для сахалинского угля будет реализован проект по созданию современной экспортной инфраструктуры. Эту идею, кстати, мы подробно обсуждали и на региональной конференции совсем недавно в Хабаровске, в декабре прошлого года.

Проектов, позволяющих с умом использовать перспективные шахты и разрезы Дальнего Востока, достаточно, и мы их должны поддерживать и будем обязательно это делать, тем более что спрос на уголь высокий и внутри страны, и на мировом рынке.

В этой связи надо также заниматься развитием портовых комплексов, расширять возможности транспортной инфраструктуры и в первую очередь нужно значительно увеличить пропускную способность БАМа. Ключевой объект здесь, и это известно, – Кузнецовский туннель. Решение всех проблем по нему позволит снять ограничения для движения грузов по направлению к Ванино и Советской Гавани. Общие инвестиции здесь – 59,5 млрд рублей.

Одной из серьёзных проблем, сдерживающих развитие Дальнего Востока, многие годы являлась нехватка генерирующих мощностей. В 2009 году мы запустили Бурейскую ГЭС. Проблема энергодефицита в Амурской области и соседних регионах решена на десятилетия вперёд. Ведутся работы по электрификации первой очереди ВСТО и объектам энергоснабжения саммита АТЭС во Владивостоке.

На очереди – строительство таких крупных энергетических объектов, как Сахалинская ГРЭС-2, Усть-Среднеканская ГЭС, Нижне-Бурейская ГЭС, ТЭЦ в г.Советская Гавань, 1-я очередь Якутской ГРЭС-2. Нам нужно грамотно скоординировать и синхронизировать эту работу. Поэтому поручаю Минэнерго, Минрегиону, Минэкономразвития совместно с субъектами Российской Федерации подготовить и внести в Правительство Российской Федерации комплексную программу развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа.

И ещё одну тему хочу поднять сегодня особо. Только что мы с коллегами – и некоторые присутствовали на предыдущем совещании – занимались этой проблемой, говорили о возможных последствиях для российских территорий трагедии, которая произошла в Японии. Слава Богу, никаких негативных последствий для наших территорий специалисты не прогнозируют. Исхожу из того, что этого и не будет. Но последствия для экономики этой страны очень серьёзные. Люди пострадали.

Российские спасатели сейчас работают в пострадавших районах. МЧС, Росгидромет, другие службы в постоянном режиме отслеживают экологическую и радиационную обстановку на российском Дальнем Востоке. Мониторинг показывает, что она в норме, но, как я уже говорил на предыдущем совещании, пристальный контроль за ситуацией ослаблять нельзя, и ни в коем случае этого делать не будем.

Что касается экономической составляющей, то ясно, что в связи с аварией на атомной электростанции, есть значительные выбывшие мощности атомной энергетики, и они, конечно, должны быть замещены. Российская Федерация готова предоставить необходимую помощь нашим партнёрам. Вероятно, нашим коллегам придётся вносить корректировку в структуру энергетического баланса, и мы готовы здесь оказать необходимое содействие, в том числе обеспечить надёжные поставки энергоносителей: газа, угля, нефти, а также проработать схему переброски электроэнергии с Сахалина. Такой проект раньше, ещё в прежние времена, у нас рассматривался, имеется в виду кабель.

Мы настроены здесь на прямой конструктивный диалог с японскими партнёрами. Например, предлагаем японским компаниям войти в реализацию наших крупнейших энергетических проектов на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, имеется в виду освоение крупных месторождений. Но это всё потребует времени, а если необходима оперативная реакция и немедленная помощь, мы можем нашим партнёрам предложить и такой вариант развития, причём это могли бы быть скоординированные с нашими, прежде всего европейскими, партнёрами действия.

Что имеется в виду? Для скорейшей стабилизации энергообеспечения Японии, закрытия всех пробелов в энергобалансе Россия готова изыскать возможность увеличения поставок в эту страну природного газа. Уже сегодня «Газпром» готов увеличить поставки природного газа в Европу по трубопроводам на 60 млн куб. м, что примерно эквивалентно 40 тыс. т сжиженного природного газа в сутки. Высвобождённый таким образом объём СПГ может быть направлен в Японию.

Понятно, о чём идёт речь? Мы увеличиваем поставки по трубопроводному транспорту в Японию, а те танкеры, те газовозы, которые идут в Европу, разворачиваются и идут в Японию. Это возможно только в результате скоординированных действий вместе с нашими европейскими партнёрами и, конечно, в том только случае, если наши японские друзья в этом заинтересованы. Но это можно сделать немедленно, практически прямо сейчас.

Такая масштабная разменная операция России и стран Евросоюза может оказать реальную срочную помощь Японии в области энергетики, обеспечив поставку в течение месяца более 1 млн т сжиженного природного газа. А за 100 дней в Европу с нашей стороны может быть поставлено для размена дополнительно до 6 млрд куб. м трубопроводного газа. Соответственно, Япония получит дополнительно до 4 млн т сжиженного природного газа. Повторяю, это можно начинать делать прямо сейчас. Мы к этому готовы.

Давайте перейдём к обсуждению.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/14533/