Версия для слабовидящих

6 июня 2008

В.В.Путин провел рабочую встречу с президентом Республики Саха (Якутия) В.А.Штыровым

На встрече обсуждалось общее положение дел в республике, а также работа над большими инфраструктурными проектами.

Стенограмма начала встречи:

В.В. Путин: Вячеслав Анатольевич, я знаю, Вам есть что рассказать по крупным проектам, но давайте все же начнем с положения дел в республике.

В.А. Штыров: Если сейчас взять экономические показатели за 5 месяцев (официальные, статистические), то показатели неплохие. Есть прирост промышленного производства. Самое главное - устойчиво работают такие базовые отрасли, как алмазная, угольная, газодобыча. Есть рост производства сельскохозяйственной продукции. Для нас это особенно важно, потому что позади тяжелые годы - паводки и так далее. Но и зимовку закончили неплохо, сейчас дела в сельском хозяйстве идут хорошо. Валовой региональный продукт за 5 месяцев возрос примерно на 5%, на столько же увеличились территориальные доходы населения.

Но вы знаете, Владимир Владимирович, мы же, северяне, живем своим временным измерением. Вот закончилась зима. Для нас это тяжелый период времени. Очень острый паводковый период, когда вода идет, наводнения. В этом году, к сожалению, нам тоже не удалось избежать наводнений.

Мы видим, что глобальные изменения климата все-таки существуют и в таких местах, которые раньше были относительно спокойными, безопасными, скажем, тундра на берегу Северного Ледовитого океана или Центральная Якутия, где мы всегда опасались если не засух, то наводнений. Но сам паводковый период прошел организованно. Силами МЧС, муниципального образования мы справились. Теперь занимаемся ликвидацией этих последствий.

В течение 4 лет мы строим в Якутии противопаводковые сооружения, в том числе в Якутске, Илимске и Олекминске. По десяти другим ведется проектирование. Развернули вместе с Министерством природных ресурсов соответствующие научные работы.
Началась навигация. Навигация идет нормально, по плану. В прошлом году мы (в связи с началом строительства ВСТО и других крупных объектов) перевезли рекордное за последние 15 лет количество груза. В этом году идем в том же графике, что и в прошлом году. И это нас радует, потому что навигационный период очень короткий. Надо успеть подготовиться.

Сельскохозяйственный год для нас начался. Как и везде, идет посевная. Идет подготовка к зиме. Все - в таком рабочем режиме. Обстановка более-менее нормальная, стабильная.

Надеемся, что показатели, которые мы сами для себя запланировали на год, все выполним. Своего рода платформа для ускоренного развития республики создается на основании схемы комплексного развития, которую мы утвердили по Вашему поручению в Правительстве Российской Федерации.

В.В. Путин: А большие инфраструктурные проекты? Помните, мы с вами обсуждали, когда я еще приезжал к вам в республику? Освоение новых месторождений и так далее?

В.А. Штыров: Если говорить об инфраструктуре, то это ахиллесова пята для Якутии. Мы, если посмотреть на карту, близко находимся, но на самом деле - это один из самых труднодоступных регионов планеты. Но строится хорошими темпами железная дорога на Якутск. Мы выполняем все плановые задания. И самое главное - решены все вопросы дальнейшего строительства, финансирования железной дороги и моста.

Одновременно строим пять крупных дорог: три из них федеральные: Иркутск - Якутск, Якутск - Магадан и реконструкция дороги из Амурской области в Якутию. Две республиканские дороги. На самом деле они носят межрегиональный характер. Мы строим дорогу в Хабаровский край с выходом на Аян. Финансирование идет нормально, работы ведутся соответственно плану.

Трубопроводный транспорт у нас активно развивается. По своей республиканской программе мы в этом году должны построить почти 500 км трубопровода для газификации населенных пунктов. Но главное - ведется строительство трубопровода ВСТО. А по территории Якутии проходит половина его - почти 2400 км. Совсем недавно сварен стык на двухтысячном километре. Эта проблема решается.

Вместе с Министерством транспорта в качестве эксперимента мы создали Федеральное казенное предприятие по эксплуатации аэропортов в Якутии. Передали туда аэропорты не только федерального значения (Якутск, Тикси), но и наши местные аэропорты. Этот опыт потом может распространяться на другие субъекты Федерации, если он, конечно, удастся. Весь вопрос заключается в том, что мы начали дотировать содержание аэропортов, а за счет этого снижать стоимость авиабилетов. Пока идет все нормально. Организационный период мы прошли, заметно увеличился пассажиропоток на этих линиях.

В.В. Путин: Аэропорты для чего дотируете? Они должны быть самодостаточными, прибыльными. Во всем мире эта часть является самой прибыльной.

В.А. Штыров: В чем здесь вопрос-то. Возьмем, например, небольшой аэропорт, который находится в районном центре. Единственный способ передвижения пассажиров - через этот аэропорт. Больше никак не попадешь ни на какие общероссийские линии. Высока стоимость авиабилетов. А из чего она складывается? Из себестоимости авиационных перевозок и портовых сборов. До сих пор у нас портовые сборы были таковы, что они покрывали всю себестоимость портовой деятельности. Если эту составляющую снизить, то можно снизить стоимость билета. Но эта составляющая контролируется, потому что Федеральное казенное предприятие работает по смете.

В.В. Путин: Это понятно. Но все равно аэропорт - это прибыльное предприятие.

В.А. Штыров: Но если один рейс в сутки?

В.В. Путин: Ну, это да. Это как низкодебитные скважины.

В.А. Штыров: Но у нас крупные аэропорты - Мирный, Якутск, Тикси - находятся на самоокупаемости.