События

 
 
 

Председатель Правительства России В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

В.В.Путин на заседании Президиума Правительства РФ потребовал от региональных и федеральных властей не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15%. Премьер-министр также поручил ФАС продолжить мониторинг динамики снижения цен на горюче-смазочные материалы. Еще одной важной темой заседания стала реализация второго этапа концепции демографического развития. По словам Председателя Правительства, в федеральном бюджете до 2013 года на эти цели предусмотрено свыше 876 млрд рублей.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Начнём с оперативных вопросов. Как вы помните, на совещании по подведению итогов работы энергетического сектора мы говорили о проблемах, связанных с необоснованным, по мнению Федеральной антимонопольной службы, завышением цен на нефтепродукты. 9 февраля мы об этом говорили, были приняты определённые решения, были достигнуты договорённости с основными нефтяными компаниями. Хотелось бы сегодня посмотреть, что происходит на рынке. Надо сказать, что, по имеющимся у меня данным, определённое снижение есть: цена на зимнее дизельное топливо в среднем сократилась на 2 рубля. Граждане, кстати говоря, активно включились в работу, самым активным образом сбрасывают нам информацию по различным каналам, в том числе через сеть Интернет. Я просил Антимонопольную службу мониторить, Министерство энергетики. Хотел бы послушать сегодня руководителей Антимонопольной службы. Пожалуйста.

И.Ю.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства! Мы ежедневно получаем данные из каждой области Российской Федерации. Вот последние данные, о которых я скажу, мы получили с Дальнего Востока и Сибири сегодня, вчера вечером – по центральной области России. К сожалению, снижение цены как в опте, так и в рознице идёт меньшими темпами, чем мы ожидали. Если говорить о снижении цен в рознице, на своих собственных бензоколонках больших вертикально-интегрированных компаний, то в среднем это снижение составило не 2, а 1 рубль, что составляет в 2 раза меньший темп снижения по отношению к тому, который мы ожидали. Снижение составляет не 10–12%, на которые мы рассчитывали, а 4%, в некоторых регионах – 5%, а в среднем – меньше 5%. Если говорить об оптовом звене, то мы рассчитывали на большее снижение, на те же самые 10–12%, что соответствовало бы даже некоторым премиям для нефтяных компаний относительно расчёта мировых цен по принципу net back. Снижение в опте составило около 2 тыс. рублей, а мы считаем, что оно должно быть в 2 раза большим. Тем не менее определённая положительная динамика есть, но всё-таки действия компаний недостаточны.

Позавчера случилось очень важное событие: президиум Высшего арбитражного суда вынес решение по иску монопольного органа о штрафе в 4,7 млрд рублей на компанию «Газпромнефть».

Таким образом, и первая, и вторая волна антимонопольных расследований успешно завершены, общая сумма штрафов составит более 15 млрд рублей и она уже перечисляется в государственный бюджет. Нам кажется, что такая позиция, а это прецедентное решение ВАСа (Высшего арбитражного суда), должна ускорить те процессы, которые есть.

Вместе с тем, понимая, что снижение цен идёт недостаточно уже в десятках различных регионах, мы вынуждены были возбудить антимонопольное расследование. А это целый ряд регионов, где цены уже носили монопольный характер и до совещания 9 февраля, и после совещания недостаточно снижаются. Поэтому в принципе нефтяные компании должны задуматься в ближайшую неделю. Ещё неделю, наверное, стоит подождать, поскольку здесь не должно быть шоковой динамики, потому что тогда и независимая розничная цена пострадает, если будет слишком быстрое снижение цен, особенно на бензоколонках самих интегрированных компаний.

В.В.Путин: Речь идёт не только о «дизельке», а речь идёт и о бензинах.

И.Ю.Артемьев: Прежде всего я говорил о дизельном топливе, потому что беспрецедентная вещь: дизельное топливо стоило дороже, чем 92-й, 95-й бензин, и сегодня во многих регионах это совершенно недопустимое соотношение сохраняется. Связано это было с тем самым искусственным дефицитом, который, на наш взгляд, умудрились создать нефтяные компании. Сейчас нефтяными компаниями предпринимаются меры по наращиванию объёмов продаж. И мы ожидаем, что в принципе всё должно вернуться по состоянию на октябрь-ноябрь 2010 года, когда дизельное топливо традиционно стоило ниже 92-го бензина. Это тоже очень важный показатель.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что динамика такая есть, но она абсолютно недостаточная относительно тех целей и задач, с которыми компании сами согласились, а также относительно формульного ценообразования по мировым правилам, по обычным деловым оборотам. То есть всё равно происходит не совсем так, как хотелось бы.

В.В.Путин: Вы продолжайте эту работу. Я особо хотел бы отметить, что нет никакого желания, разумеется, ставить наши нефтяные компании в какое-то невыигрышное положение, наносить ущерб их экономической деятельности. Такой задачи у Правительства нет, но цены на рынке должны быть экономически обоснованными. Это очевидный факт.

Кроме того, мы договорились реализовать целый пакет мер по повышению прозрачности и предсказуемости ценообразования на топливном рынке. И вы говорили об этом, и Сечин Игорь Иванович говорил, и министр энергетики, что нам нужны механизмы, которые защитят потребителя. Это, конечно, в том числе и развитие биржевой торговли, исключение необоснованных посредников. Вот, кстати говоря, чтобы биржевая торговля развивалась, нам нужно вносить – ваш заместитель был в прошлый раз на Президиуме, он формулировал эти предложения – определённые коррективы в правила работы самой биржи.

Но есть и ещё одно обстоятельство, на которое я бы хотел обратить внимание присутствующих здесь коллег: крупные бюджетные потребители тоже должны работать на бирже.

Игорь Иванович, пожалуйста.

И.И.Сечин: Уважаемые коллеги! По результатам работы после проведённого совещания реально снижены оптовые цены на нефтепродукты, производимые нашими вертикально-интегрированными компаниями. В среднем такое снижение оптовой цены на НПЗ составило 2 тыс. 75 рублей с тонны. На заправках, входящих в системы вертикально-интегрированных компаний, также снижены цены, причём на некоторую номенклатуру, на отдельные виды дизельного топлива снижение составило 2 рубля 31 копейку. Вы правильно упомянули, что есть такие показатели. В целом снижение идёт и по всей продуктовой линейке: на бензин Аи-95 – 1 рубль 8 копеек, Аи-92 – 1 рубль 10 копеек, зимнее дизельное топливо – 1 рубль 56 копеек. Мы сейчас отладили получение данных прямо с заправок, Владимир Владимирович, у нас фотографии есть. Я после совещания могу Вам показать прямо по каждой компании реальную информацию об этой работе.

Видимо, в данных Антимонопольной службы присутствуют также цифры по продажам в независимых сбытовых сетях, которые, конечно, выравнивают этот показатель. Считаем, что достигнутые результаты не должны восприниматься как конечная цель, мы должны переходить к получению системных результатов, о чём Вы сказали, Владимир Владимирович. И для этого в целях оперативного контроля и своевременного реагирования на изменение цен образована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития, нефтяных компаний, а также биржи, «Транснефти» и РАО РЖД. Для создания референтных индикаторов цены предлагается увеличить объёмы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от объёмов нефтепродуктов, производимых каждым НПЗ, работающим в стране, в том числе, не входящим в систему вертикально-интегрированных компаний.

Предлагается также рассмотреть вопрос, о котором Вы сказали, – это установление требования об осуществлении обязательных госзакупок в объёме не менее 50% от общих объёмов для бюджетных организаций, являющихся крупными потребителями нефтепродуктов через биржу.

Мы после проведённого Вами совещания поручили ФСФР совместно с федеральными органами исполнительной власти представить предложения по формированию состава биржевого комитета. На проведённых совещаниях поручили Минрегиону совместно с главами регионов проработать вопрос развития сети альтернативных автозаправочных станций для создания референтных цен в регионах, возможно, также - развития сетей вертикально-интегрированными компаниями. Предлагаем вопросы, связанные с конъюнктурой рынка нефтепродуктов, ежеквартально рассматривать на заседаниях правительственной комиссии по вопросам развития ТЭКа и по итогам мониторинга в феврале и марте ещё раз доложить Вам текущую ситуацию и конкретные меры для стабилизации этой работы.

В.В.Путин: У нас наши потребители большие, крупные, бюджетные на бирже работают?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, до сих пор ни одного контракта по данным на вчерашний день. Я разговаривал с руководителем Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Это основная биржа, на которой реализуются нефтепродукты: по прошлому году итог их работы был 7 млн отторгованных контрактов, но ни одна федеральная структура не участвовала в работе на бирже.

В.В.Путин: Мы в течение многих лет говорим о необходимости развития биржевой торговли по разным направлениям, а сами федеральные структуры на биржах не работают. Министерство экономического развития принимало участие в выработке этих правил, принципов, да? Вы рассчитывали на то, что наши ведомства будут там представлены?

Э.С.Набиуллина: Безусловно, рассчитывали. И не только для того, чтобы сбить референтную цену, но и для того, чтобы была эффективность госзакупок и прозрачность госзакупок. Мы предполагали, что могут выходить на биржу…

В.В.Путин: Крупнейшие наши бюджетные потребители какие?

Э.С.Набиуллина: Начиная от министерств и ведомств, и бюджетные учреждения должны на эту систему переходить, на мой взгляд.

В.В.Путин: А самые крупные какие?

Э.С.Набиуллина: Вы имеете в виду по покупке нефтепродуктов?

В.В.Путин: Нефти и нефтепродуктов.

Э.С.Набиуллина: Это системы Минобороны, МВД, которые закупают больше всего.

В.В.Путин: Как раз ваш сосед слева - министр обороны. Я обращаю ваше внимание, проконтролируйте и поработайте с вашими соответствующими структурами, с тем чтобы они могли… Чтобы они не могли, а чтобы они начали работать на бирже.

Да, пожалуйста, Артемьев (обращаясь к И.Ю.Артемьеву – руководителю Федеральной антимонопольной службы).

И.Ю.Артемьев: Я бы хотел обратить внимание, что после Вашего поручения о создании бирж была разработана поправка очень короткая в 94-й закон. Потому что 94-й закон сегодня обязывает все ведомства размещаться на пяти электронных площадках, тогда как в отношении нефтепродуктов было Ваше поручение изъять это из компетенции этих пяти электронных площадок и перевести на эти товарно-сырьевые биржи. Но нужно, чтобы ведомства – Министерство обороны, МВД – имели законодательную возможность это сделать, внести законодательную поправку и очень быстро закончить над ней работу. Она давно готова.

В.В.Путин: Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову – министру обороны Российской Федерации), Кто у вас занимается тыловым обеспечением из замов?

А.Э.Сердюков: Булгаков (Д.В.Булгаков – заместитель министра обороны).

В.В.Путин: Дайте ему соответствующую команду. Пусть с коллегами поработает и все необходимые механизмы…

А.Э.Сердюков: Я как раз хотел сказать, что нужно, во-первых, внести изменения, а во-вторых, мы достаточно большое количество сейчас берём из росрезерва. То есть мы оттуда как бы обновляем и начинаем систему выстраивать, оттуда выбираем часть топлива.

В.В.Путин: Но росрезерв, он и есть резерв. Он же предусмотрен…

А.Э.Сердюков: Нет, когда сроки выходят.

В.В.Путин: Понятно. Допустим, там просто подошёл срок обновления запасов – это понятно. Но это же не постоянная ситуация – разовая. Освежение, как они говорят, этих товаров. Но вот они «освежат», а потом надо будет работать в нормальном режиме.

Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев – министр внутренних дел) сегодня на Северном Кавказе. Я знаю, его заместитель есть. Кто здесь?

С.А.Герасимов: Да. Герасимов Сергей Александрович, заместитель министра.

В.В.Путин: Вас тоже касается. Пожалуйста, как вы собираетесь работать там?

С.А.Герасимов: Я думаю, что прежде всего мы будем работать совместно с Минобороны по созданию правовой базы для решения этого вопроса в окончательной версии. Мы тоже считаем, что прозрачность при закупке горюче-смазочных материалов и, в частности, топлива, если мы выйдем на биржу, нам очень развяжет руки и поможет контролировать процесс.

В.В.Путин: Давайте. Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев) сам занимается вопросами оперативного характера, в том числе организацией помощи семьям погибших сотрудников внутренних дел. Если есть необходимость поддержать с уровня Правительства, то сформулируйте свои потребности – мы это сделаем.

С.А.Герасимов: Есть.

В.В.Путин: Что касается работы на бирже, то это относится не только к силовым ведомствам, а ко всем нашим министерствам и ведомствам. Я прошу обратить на это внимание и, Игорь Иванович (Сечин), посмотреть на это повнимательнее, с коллегами поработать и помочь организовать эту работу.

Теперь второй вопрос, касающийся тарифов и цен на электроэнергию. Меня очень беспокоит то, что сейчас происходит на этом рынке. Я хочу напомнить: мы определили, что рост цены на электроэнергию для конечных потребителей не должен превышать 15%. Рост цены! Однако, по информации, которая поступает из регионов, рост гораздо более высокий: например, по Тверской области – 32,9%, по Курской области – 33,2%, по Саратовской области – 32%, по Омской области – 30%, по Астраханской области – 46,5%, по Пензенской области – 37%.

Между тем есть регионы, которые ведут себя иначе, не выходят за параметры хотя бы 20%. Это Вологодская область, Карелия – 15%, Костромская – 15,4%, Тульская – 16,7%, Нижегородская – 16,5%, Тамбовская – 17%, Воронежская – 19%, Самарская – 18%, Кабардино-Балкария – 16%, Республика Северная Осетия – 15%, Пермский край – 15,9%, Республика Алтай и Алтайский край – 15,4%, Томская область – 17,5%.

Почему в других регионах такой рост? Пожалуйста, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), прокомментируйте, что там происходит? У нас и коллеги из регионов есть, я бы хотел вас тоже послушать.

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! Прирост цен на электроэнергию для конечного потребителя в 2011 году Правительством прогнозировался на уровне значения не более 15%, если конкретно – 14,9%. При этом по регионам и группам потребителей прогнозировалось следующее среднее значение: по европейской части Росси и Уралу – 12,5%, по Сибири – 12%, по территориям, не входящим в ценовые зоны, где сохраняется регулирование, – плюс 4,5%, для населения – 9,6%. Вместе с тем следует отметить…

В.В.Путин: Рост цен на электроэнергию для населения не должен превышать 9,6%.

И.И.Сечин: 9,6% – такие параметры закладывались в прогнозы на этот год, и мы считаем возможными и необходимыми их выполнить.

В.В.Путин: А какова структура повышения цены? Что там сидит в этом повышении?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, как Вы отметили, по 38 регионам и отдельным группам потребителей возникают сейчас прогнозы повышающего характера, которые Вы привели и которые допускают возможность существенного роста цены, превышающей эту планку в 15%. Вы назвали эти регионы.

В структуре этого повышения, по тому анализу, который был проведён совместно министерствами энергетики и экономического развития России, Федеральной антимонопольной службой, ФСТ и экспертными группами из Академии наук, обстоятельствами, влияющим на рост цены, являются как факторы федерального значения (порядка 41%), так и факторы регионального значения (59–60%).

Среди первой группы факторов есть объективные факторы: рост цен на топливо (по газу – на 15%) влияет на формирование цены; заниженная в отдельных регионах на начальном этапе реформирования электроэнергетики тарифная база, и в связи с этим приведение ее в соответствие даёт мощный всплеск (мы отдельно Вам доложим потом по Хакасии и Иркутской области, где эта причина является объективной); инвестиционная надбавка для АЭС и ГЭС; высокие тарифы для вынужденной генерации; увеличение собственных источников финансирования за счёт тарифа в инвестиционной программе ФСК и МРСК.

Ну и региональные факторы. В региональных факторах – это рост тарифов территориальных сетевых организаций, включая холдинг МРСК; рост доли сетевой составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на RAB-регулирование. И по ряду субъектов, конечно, здесь очень серьёзная тревога. По Омской области услуги региональных сетевых организаций выросли примерно на 108%, по Томской – на 74,2%. Это, я подчёркиваю, сетевые услуги, а ещё не конечная цена электроэнергии, но это значительный фактор, влияющий на конечную цену для потребителя. Для Курской – на 54,3%, а цифры, которые Вы, Владимир Владимирович, назвали, – это уже конечная цена для потребителя электроэнергии. Но сетевики в этом секторе являются значительным фактором.

Мы предлагаем в отношении факторов роста цен, формируемых на федеральном уровне в текущем году, – Владимир Владимирович, подчеркиваю: в текущем году, – и при этом мы исходим из того, что принципы реформирования электроэнергетики не будут затронуты. Речь идёт об очень выверенной, точной работе по снижению субъективных факторов на конечную цену для потребителя. В этом году мы предлагаем не применять индексацию по оплате за мощность на уровень инфляции в 2011 году, но этого мы и не делали, и никогда не говорили, что это наше обязательство. Подчеркиваю: это решения для текущего года. Предлагаем изменить порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме (это для той генерации, которая не прошла коммерческого отбора мощности). Предлагаем произвести снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС, имею в виду возможность перераспределения доходов внутри этих компаний-исполнителей – внутри Росатома и «РусГидро». Для Росатома, например, от дополнительного эффекта внешнеэкономической деятельности на мировом урановом рынке – это возможно, по данным Министерства энергетики. Увеличить сглаживание тарифа для «ФСК ЕЭС» без изменений инвестпрограммы через удлинение, скажем так, источника финансирования, не на три года, а на пять лет – они получат замещение в перспективе. И предусмотреть изменения в методологию RAB-регулирования для МРСК в часть увеличения срока также с трёх до пяти лет, предусмотрев сглаживание для ограничения роста тарифов сетевых организаций, что позволит выйти на планку, о которой Вы сказали, – не превышать более 15%.

Таким образом, по первому, по индексации платы за мощность, мы должны сэкономить 12 млрд. По изменению порядка расчёта тарифа на мощность для вынужденной генерации – до 7 млрд. По целевым инвестсредствам АЭС и ГЭС – до 15 млрд, по сглаживанию тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» – 5 млрд. Более корректный подход к инвестпрограмме МРСК вместе с территориальными сетевыми организациями даст эффект 25 млрд. Таким образом, это позволит выйти на те решения, которые Вы предложили.

Отдельная тема – это анализ факторов роста цен, сформированных на региональном уровне. Здесь, к сожалению, влияние федерального звена минимально, в состав региональных энергетических комиссий не входят представители ни Федеральной антимонопольной службы, ни Совета рынка (Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»). И подчас мы сталкиваемся с тем, что инвестпрограммы, рассчитанные на пять лет, концентрируются в более коротком периоде – за год пытаются реализовать то, что, конечно, в дальнейшем экстраполируется на цену для конечного потребителя. Здесь нужно усиливать координацию. Мы предлагаем закрепить функции по единому целостному мониторингу цен на электроэнергию за Советом рынка и на ежеквартальных заседаниях правительственной комиссии по развитию электроэнергетики этот вопрос дополнительно заслушать.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Пожалуйста, уважаемые коллеги из регионов. Давайте начнём с Тверской области.

Д.В.Зеленин: Уважаемый Владимир Владимирович! На самом деле тарифы для населения защищены: 9,5% и не выше по всем регионам России, включая Тверскую область. Но ситуация по другим потребителям, коммерческим, даже хуже, чем те цифры, которые Вы обозначили. Например, в Западнодвинском районе платежка за январь – плюс 46%, при этом Андреапольский и соседние районы как раз были подвергнуты ледяному дождю. Можно себе представить, как воспринимает малый бизнес такие платежки с такими ценами. Причём платёжки пришли на прошлой неделе.

Как объясняют энергоснабжающие организации такие цены? Они говорят: «Да ничего страшного, мы в феврале пересчитаем и уменьшим». И эти платежки, расчётные счета, приходят в социальные учреждения, малый бизнес, сельскохозяйственные предприятия. При этом решение Федеральной тарифной службы, которое состоялось в январе, убрало разрешенное количество часов использования, что должно было, по идее, привести к снижению тарифа именно для этих небольших предприятий. А на самом деле этого не произошло. Регулирования в отношении платежек, к сожалению, у регионов нет. И я предложил бы всё-таки выставление платежек возложить, например, на Жилищную инспекцию как на контрольный орган, отвечающий за коммунальное хозяйство в целом.

Второй момент. Если мы говорим про подъём сетевого тарифа, то есть тарифа на сетевую составляющую в регионах, то она, конечно, составляет не полный тариф, а меньшую его часть и полномочия регионов здесь не такие большие. Но, к примеру, когда мы в прошлом году подняли в среднем тарифную составляющую для сетевых компаний всего лишь на 3,5%, сдерживая тариф, а для МРСК мы подняли на 7,5%, то это решение было снято и открыто административное дело на руководителя региональной энергетической комиссии именно по малому подъёму тарифа. Не по большому, а по малому подъему тарифа, что привело, возможно, и к его дисквалификации на несколько лет.

Я считаю, что мы как область, как регион, перешли на метод RAB ещё в 2007–2008 году. Этот метод предполагал серьёзное инвестирование со стороны сетевых компаний, которые своими инвестициями уменьшили бы и потери в сетях, и в целом тарифную составляющую. Но, к сожалению, из тех денег, которые предполагались по этим нормативам, – а у нас в регионе на 2009 и 2010 годы предполагались инвестиции в размере чуть более 7 млрд рублей, – по факту сетевые компании инвестировали в 2009 году в МРСК 350 млн рублей, в 2010 году – 550 млн рублей. Я говорю ориентировочные цифры, они могут ещё «плавать» по 2010 году, но по 2009-му году они точные. И когда мы в 2009 году снизили тариф на эти компании, опираясь на то, что они не выполнили свои инвестиционные обязательства, то получилось, что мы должны были поднять тарифную составляющую.

Сейчас, я считаю, что если дать нам такую возможность, мы и в этом году снизили бы тарифную составляющую. Она у нас в 2011 году в среднем по региону по МРСК – плюс 15%, учитывая то, что они не выполнили свои тарифные условия.

Поэтому я считаю правильным предложения, в том числе наметить большие зоны контроля для исполнения этих инвестиционных планов в рамках года, а не только по итогу и при назначении тарифа на следующий год.

Кроме этого я могу сказать, что…Вы вот у нас были в регионе и открывали перинатальный центр – так вот мощная трансформаторная подстанция, ориентированная на весь этот комплекс и не только на него, построена на региональные деньги. То есть мы включаем в расходы региона, в том числе инвестиционные расходы на постройку, скажем так, сетевой составляющей, что компенсирует, может быть, недостачу инвестиционных планов сетевых компаний.

Вообще, сетевые компании должны развивать эти сетевые составляющие. Это происходит не только по перинатальному центру. Мы инвестируем в комплексы малоэтажной застройки, достаточно большой в Твери, и в сельской местности. То есть я считаю, что здесь надзор за инвестиционной составляющей и прежде всего компаний, которые работают по методу RAB, должен быть более принципиальным.

Я предложил бы ещё вторым пунктом увеличить степень надзора со стороны регионов Российской Федерации.

В.В.Путин: По надзору мы поговорим ещё, конечно. Но РЭК-то (Региональная энергетическая комиссия – прим.ред) ваши, вы за ними следите.

Д.В.Зеленин: Мы за ними следим, и то тарифное решение, которое мы приняли в 2009 году по 2010 году, аннулированное в связи с тем, что мы на малую сумму подняли, в общем и психологически, и административно давит на решение РЭК. Если будет такое решение, мы можем ещё раз пересмотреть разговор с федеральной…

В.В.Путин: Знаете, видимо, давит недостаточно, раз такой рост. Это во-первых. А во-вторых, Вы упомянули о том, что построили подстанцию для перинатального центра. Наверное, правильно, если другого решения не было сейчас, но забивать-то в тариф тоже нужно аккуратно такие вещи инвестиционного характера. Вы отбиваете деньги от текущей работы – вот и всё. А можно же туда "вдуть" – так там будет не 30, а 70 и 80 рост. Вот о чём речь!

Д.В.Зеленин: Владимир Владимирович, я лично…

В.В.Путин: Спасибо большое. Прошу вас.

П.Л.Ипатов: (глава Саратовской области): Уважаемый Владимир Владимирович! Во-первых, по ГСМ. Мы видели в прямом эфире это дело, почти сразу, как ТНК-BP сказал, что 1 руб. 20 коп. снял, мы через три часа проверяли – уже ценники начали менять. Поэтому оперативно по ГСМ ситуация приведена в порядок.

В.В.Путин: Хорошо.

П.Л.Ипатов: Что касается электроэнергии, проблема такая действительно есть. Но в каком плане? Игорь Иванович (И.И.Сечин) правильно сказал, ведь рост цен, который Вам назвали, – это потенциальный рост, который был заложен в документах, но его ещё нет, потому что только за январь будут выставлены платежи по новым тарифам, 3–4 марта только будет сделан пересчёт.

В.В.Путин: У Зеленина уже платёжки пришли.

П.Л.Ипатов: А дело в том, что в отдельных субъектах отдельные, наиболее энергичные товарищи, скажем так, которым денег не хватает.…

В.В.Путин: Денег всем и всегда не хватает.

П.Л.Ипатов: Но есть некоторые, которые воспользовались небольшой лазейкой (там она есть) и вперёд паровоза выставили эти счета. А на сегодняшний день, я считаю, оперативность сегодняшнего совещания и его ценность заключаются в том, что есть возможность сегодня превентивно не допустить роста цен, который был заложен.

Я могу сказать по Саратовской области. Когда мы получили расчёты федерального комитета по тарифам, то увидели, что рост тарифов у конечного потребителя на 15% превышает, и он превышает в основном в зоне ответственности федерального уровня. Я могу сказать по сетевым областным компаниям: мы подняли цены на 7% (была рекомендация – до 10%). Межрегиональные компании, «МРСК-Волга» например, там предел был 15% – мы подняли в пределах 13%. Полностью выдержали в своей зоне ответственности рекомендации федерального центра. А вот что касается расчётов, которые были сделаны для Федеральной сетевой компании Российской Федерации и роста цен на оптовом рынке – там были превышения.

Я этим вопросом занимаюсь с сентября прошлого года: вышел на думцев, на комитет Госдумы, Липатова (Ю.А.Липатов – председатель комитета Государственной Думы по энергетике), вышел на комитет по тарифам. Мне популярно объяснили, почему вырастут тарифы больше 15%. А вот Игорь Иванович (И.И.Сечин) сегодня чётко сказал, что будет сделано, чтобы этого не произошло. Я уверен, что если на федеральном уровне это будет это сделано, то роста тарифов у конечного потребителя не будет выше 15%.

По своей зоне ответственности скажу так, наш комитет по тарифам чётко выполнил указания федерального центра, и мы не допустили у себя, в зоне нашего регулирования, ни одного превышения. Поэтому пока и жалоб нет.

В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста.

С.Г.Новиков: Уважаемый Владимир Владимирович, хотел бы буквально уточнить или дополнить то, что было сказано. То, что сказал Игорь Иванович (И.И.Сечин) по федеральному сегменту, понятно, структурировано по набору изменений, в том числе действующее законодательство, и по срокам понятно, когда это может быть реализовано.

При этом я хотел бы уточнить то, о чём говорил губернатор Тверской области. На самом деле сюжет с малым подъёмом в прошлом году – это как раз следствие того, что в этом году подъём большой. Когда в течение какого-то количества времени необоснованным образом ситуация удерживается, а потом одномоментно начинают финансироваться большие программы, как раз и получается большой рост сетевого тарифа. Как раз на примере Тверской области эта тема обсуждалась на правительственном уровне в прошлом году. И 31 мая прошлого года Вы подписали постановление Правительства, которое даёт полномочия регионам снижать сетевой тариф в случае, если сетевая компания не выполняет инвестиционных программ. Поэтому данный сюжет, который был озвучен на сегодняшний день в законодательстве, на уровне решения Правительства, урегулирован.

Хотел бы обратить внимание на то, что тот комплекс мер, который сейчас предлагается, фиксирует рост цен в среднем (я подчёркиваю это слово: в среднем) по каждому региону Российской Федерации не выше 15%. У нас текущая плановая ситуация была в среднем не выше по Российской Федерации, с учётом всех факторов. Этот набор мер, который сейчас предлагается, фиксирует рост не выше 15% в среднем по каждому субъекту Российской Федерации. Но я хотел бы обратить внимание, что в предыдущие годы в силу различного рода причин на уровне регионов в рамках остатков регулируемого сектора принимались льготные решения по ряду категорий потребителей, таких как бюджетные потребители, сельхозтоваропроизводители и ряд других. Поэтому вот по этим категориям потребителей даже в рамках тех решений, которые сейчас предлагаются, к сожалению, избежать роста цен выше 15% невозможно без привлечения дополнительных инструментов – например, привлечения в том числе бюджетного финансирования или каких-то других решений. Это крайне важный фактор, и на это я хотел бы обратить внимание. Доклад закончил.

В.В.Путин: Значит, так, решение принято: 15% и не больше. И прошу всех придерживаться этого. У всех есть своя зона ответственности – и у федерального центра, и у региональных коллег, и у руководителей. И.И.Сечин предложил ряд мер, направленных на решение проблемы, – реализовывайте и через неделю-полторы мне доложите о результатах.

Конечно, нужно исполнять наши инвестиционные программы и ваши инвестиционные программы в регионах, но делать нужно с умом. Вот губернатор Курской области приболел (дай Бог ему здоровья), а по имеющимся у меня данным, если эти данные точные, а я думаю, так оно и есть, они пятилетнюю программу в один год хотят уложить, Ну, конечно, там и цены взлетят сразу. Зачем это делать, куда спешить? Или нужно обязательно нагрузить деньгами подрядчиков, что ли, за один год? Что там такое происходит, что требует таких оперативных действий?

Конечно, к инвестпрограммам нужно относиться бережно, но повторяю ещё раз: с умом. Зачем перекосы такие допускать? И, конечно, нужно в региональные энергетические комиссии ввести и представителей ФАС, и представителей совета рынка вместе с Федеральной службой по тарифам, чтобы там присутствовали коллеги и вместе с региональными руководителями принимали совместные решения.

Что касается Хакасии и Иркутской области, там база была очень слабой, поэтому проработайте с «РусГидро» и по-особому, в особой программе, с ними доведите это дело тоже до конца. Аккуратненько только. Договорились? Через пару недель доложите мне, что происходит.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), о готовности крестьянских фермерских хозяйств к проведению весенних полевых работ, пожалуйста.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В последние годы Правительство и регионы оказывают большую поддержку крестьянским фермерским хозяйствам, по сути, это средний и малый бизнес на селе. Сегодня они занимают 52% в производстве продукции животноводства и 62% - в производстве продукции растениеводства. Надо сказать, что есть очень много интересных моментов, поддержки. И я вот буквально на днях, на этой неделе, пригласил себе по десять человек фермеров из Самарской области и Татарии

Мы в течение трёх часов беседовали, каждый рассказал о том, как работает, какие у него проблемы, какие ставит перед собой задачи. Надо сказать, очень интересный опыт применяет губернатор Самарской области последние два года: он изыскал в своём бюджете значительные средства – около 300 млн рублей – и приобретает по всей России скот (нетелей, коров племенных) и отдает их людям в виде товарного кредита на пять лет. То есть люди ничего не платят, но эти пять лет они этих животных используют. В чем смысл? Через пять лет эти фермеры должны вернуть корову. Если один получил одну корову, то вернул одну корову; четыре – значит четыре; двадцать – значит двадцать. Но тем не менее пять лет он использует этот скот, он получает продукцию (молоко, телят). Люди очень «загорелись» этим, желающих очень много. Более того, в рамках этой программы губернатор предложил создание кооператива, который обслуживает, помогает кормами, ветеринарным обслуживанием и так далее. Надо сказать, что интересный опыт есть и в Татарии, где 50% региональные власти доплачивают за технику, 50% платит сам фермер.

Я помню фермеров 1990-х годов: тогда были совсем другие люди. Сейчас это самодостаточные люди, как правило, с высшим образованием, не важно каким – сельскохозяйственным, педагогическим, юридическим. Они владеют всеми азами агротехнической науки, это профессионалы в полном смысле этого слова. Они владеют себестоимостью, хорошо считают деньги, знают генетику, с ними просто приятно разговаривать.

Надо сказать, что мы обсудили все вопросы подготовки к весенним полевым работам. Особо проблемных вопросов нет, есть по ряду банков по срокам кредитования: ставки банки сейчас снижают с 11% до 9%, необходимые объёмы кредитных ресурсов выделены. Очень благодарили за то, что была применена скидка на ГСМ с 1 ноября 2010 года. Это даёт сегодня сектору около 10 млрд рублей – это очень хорошая поддержка.

Обсудили социальные вопросы. Что говорили фермеры? Что мы сейчас уже работаем так, что наши животные находятся в прекрасных условиях: с хорошими технологиями, в хороших помещениях. Подчас люди, которые обслуживают, живут пока не в очень хороших домах.

Мы решили в рамках пилотных проектов – сейчас я дал поручение Россельхозбанку, «Росагролизингу» – вместе с регионами разработать пилотные проекты создания семейных ферм (мы их уже построили более 300 за последние два года), чтобы помимо фермы рядом строился хороший жилой дом для того, кто на этой ферме будет работать. Одна женщина-фермер – у неё 14 детей (два своих и 12, которых она приняла из детдома) – говорит, у меня прекрасная ферма, у меня хорошие поля, ухоженные, но мне нужны хорошие условия для дома, для жизни. Я думаю, что такие пилотные проекты мы будем делать для того, чтобы фермеры могли действительно достойно жить и работать. Над вопросами, которые были подняты, мы будем работать, чтобы подготовиться к нашему съезду фермеров, который будет в начале марта. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо. Сергей Борисович, у нас в прошлом году значительно выросли перевозки: и пассажирские перевозки, и грузоперевозки авиационным транспортом. Вы недавно этим занимались, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! По вашему поручению я провёл большое совещание с представителями всех без исключениями органов исполнительной власти, руководителями крупнейших наших авиакомпаний и аэропортов, на котором мы рассматривали вопрос возможного понижения стоимости пассажирских авиаперевозок на внутренних линиях.

Прежде всего, хочу сказать, что при всех проблемах и трудностях, которые испытывают наши авиакомпании, наша авиационная инфраструктура, тем не менее, стабильна. В 2010 году прирост пассажиропотока на нашем воздушном транспорте составил 26,2%.

В.В.Путин: Это самый большой в мире получается?

С.Б.Иванов: Да. Это один из самых высоких в мире по динамике. В прошлом году наши авиакомпании перевезли 57 млн пассажиров. Если эта тенденция будет продолжаться, а пока нет оснований сомневаться, что она будет продолжаться, то в ближайшие годы наши авиаперевозчики могут догнать железнодорожников по объёму перевозки пассажиров дальнего следования. Это будет очень сильная конкуренция.

Рассматривая вопрос непосредственно ценообразования на билеты внутренних рейсов. Мы, конечно, рассмотрели все аспекты потому, что цена билета состоит из очень многих факторов: и сезонных, и состояния парка. Но главные два фактора мы все единодушно определили. Прежде всего это НДС на внутренние полёты. Владимир Владимирович, Вы часто задаёте справедливый вопрос, почему при равных условиях на равное расстояние полёт за границу дешевле, чем внутри страны – потому что, прежде всего, когда полет совершается внутри страны, у нас есть налог на добавленную стоимость, а за границу его нет.

В.В.Путин: Пишите бумагу, как в таких случаях говорят, с предложением.

С.Б.Иванов: Да. Такое поручение дано.

В.В.Путин: Да. И с коллегами из Минфина развитие всё это обсудим и взвесим.

С.Б.Иванов: На совещании был представитель Минфина, который признал, что вполне правомерно ставить вопрос о снижении НДС на внутренних полетах.

Второй очень важный компонент – это цена на топливо, на авиационный керосин. Сегодня эта тема уже очень подробно обсуждалась. К концу 2010 года, когда у нас был пик авиаперевозок, цена авиационного керосина достигала 24 тыс. рублей за тонну. Иногда она выходила за пределы мировых биржевых цен, то есть была выше.

Должен признать, что за последнюю неделю в свете принятых решений цена на авиакеросин тоже упала и составляет от 19 тыс. до 22 тыс. рублей за тонну.

В.В.Путин: А была?

С.Б.Иванов: Была 24 тыс. рублей.

В.В.Путин: Но чтобы это отразилось и на билетах тогда.

С.Б.Иванов: Да. И, что важно всем понимать, в цене авиабилета стоимость авиакеросина составляет 30–35% даже для современных экономичных самолетов. То есть это самый крупный параметр при определении стоимости внутренних перевозок.

В.В.Путин: Игорь Юрьевич, но надо, чтобы это нашло отражение в стоимости перевозок.

И.Ю.Артемьев: Да, Владимир Владимирович, именно так. Мы тоже со своей стороны компании ориентируем. Некоторые компании уже неделю как объявили снижение стоимости своих билетов на несколько процентов.

В.В.Путин: Хорошо.

С.Б.Иванов: Мы здесь внесли конкретные предложения, Владимир Владимирович. Прежде всего, эти авиакомпании должны заключать долгосрочные контракты непосредственно с производителями авиационного керосина. Крупные компании – «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» – это делают. Я это проверял. И самое главное, мы предлагаем такую же формулу цены на авиационный керосин… Игорь Юрьевич вносит проект нового нормативного документа, по которому цена будет определяться по мировой биржевой стоимости авиакеросина на биржах Роттердама и Сингапура. Минус экспортная пошлина, минус транспортное плечо. И это будет взято за основу, потому что в ряде наших регионов (например, на Сахалине и на Камчатке, где авиационный керосин – самый дорогой в стране в силу понятных причин) всё завозить надо…

В.В.Путин: Нет, нет. Там есть и непонятные причины.

С.Б.Иванов: Ну, частично. Мы сравнивали, скажем, самый дешёвый авиационный керосин сейчас в Москве.

В.В.Путин: А там монополия просто.

С.Б.Иванов: Там монополия. Мы предлагаем (авиакомпания в этом заинтересована) закупать авиационный керосин по ценам Сингапурской биржи - и завозить близко, и транспортное плечо будет небольшое.

Теперь что касается сборов и тарифов. Во-первых, было предложение – и я его принял, дано поручение к 1 мая отчитаться – установить, наконец, чёткие правила аренды и налогообложения земель, занятых аэродромной инфраструктурой и объектами единой системы организации воздушного движения. Что часто происходит? Федеральный центр вкладывает большие деньги в строительство новой взлётно-посадочной полосы или её капитальный ремонт, а налоги и сборы регионы собирают по высоким ставкам, Вы как-то это отмечали. Мы вкладываем деньги, а налоги…

В.В.Путин: Но мы не можем решать, это налоговые базы региона? Но, во всяком случае, какие-то каникулы по сборам вполне возможны после реальных крупномасштабных вложений со стороны федерального центра. Мы с Минфином, по-моему, обсуждали эту тему.

С.Д.Шаталов (заместитель министра финансов): У нас уже вышел такой закон, который на 15 лет предоставил налоговые каникулы именно по новым капиталовложениям в морские порты, аэропорты.

С.Б.Иванов: Второй аспект – это расширение перечня услуг на аэродромах (было много предложений), регулируемых государством. Я не сторонник регулирования всего и вся, но приводились такие вопиющие примеры. У нас есть нерегулируемая услуга – доставка пассажира от здания аэровокзала к трапу самолёта. Это нерегулируемая услуга! В разных регионах цена этой услуги варьируется в разы, в 4–5 раз. Я могу привести пример: в Новосибирске такая услуга стоит 1135 рублей, а в Чите – 3100 рублей. Только одна услуга! И многие авиакомпании, и сами аэропорты (крупные, по крайней мере) предлагали начать регулировать эту услугу, как мы сделали с топливно-заправочными комплексами в прошлом году, когда стали регулировать хранение авиационного керосина в топливно-заправочном комплексе и доставку его под крыло. Мы сразу «выбили» и посредников, и всяких жуликов из аэропортов, занимавшихся этим. Сейчас здесь наведён порядок.

Кроме этого мы предлагаем усовершенствовать работу с субъектами естественных монополий, имею в виду естественные монополии в аэропорту, оказывающие услуги наземного обслуживания воздушных судов. Мы предлагаем здесь просто перейти на европейскую практику, когда весь хендлинг, кейтеринг (снабжение питанием) осуществляется по прозрачным процедурам.

Было два предложения со стороны авиаперевозчиков, авиакомпаний, которые мы тоже взяли в проработку, – к 1 мая должны сформулировать окончательные предложения. Они предлагают установить исчерпывающий порядок отмены или задержки авиакомпаниями рейсов и размеры их ответственности перед пассажирами при форс-мажорных обстоятельствах, например, ледяной дождь и его последствия под Новый год (мы отдельно провели «разбор полётов» и наказали кого надо). Мы пришли к выводу, что авиакомпании в таких случаях должны иметь право отменять рейсы и закрывать аэропорт, как это делается, кстати, в США, Европе: в случае такой форс-мажорной ситуации объявляется чрезвычайная ситуация, и аэропорт закрывается.

Второе предложение весьма спорное. Я не предлагаю сейчас его принимать – мы его возьмём в проработку. Многие авиакомпании, особенно крупные, жаловались на нехватку квалифицированных пилотов, особенно командиров воздушных судов и вторых пилотов на широкофюзеляжных самолётах. В последнее время, конечно, Минтрансом принята программа увеличения количества пилотов, обучающихся в наших лётных училищах. Но это займет определённое время – проходит минимум десять лет, пока выпускник училища «дорастает» до командира воздушного судна. Они ставят вопрос о возможности привлечения иностранной квалифицированной рабочей силы на некоторые (не на все, конечно) маршруты, по которым они сейчас испытывают большой дефицит квалифицированных пилотов. Мы готовим, но я сказал…

В.В.Путин: Надо готовить. Берите не квалифицированную рабочую силу, а берите лучше квалифицированных инструкторов и преподавателей и готовьте наших пилотов. Здесь готовьте: создавайте центры подготовки, приглашайте на работу. Так мы и заместим рынок труда иностранной рабочей силы в той сфере, где мы вполне конкурентоспособны. Да, наверное, проблемы есть, но, во-первых, надо больше своей техники покупать и готовить здесь пилотов на иностранную технику. Туда посылайте.

С.Б.Иванов: Просто при такой динамике рынка…

В.В.Путин: Я не исключаю, я не говорю, что этого нельзя делать, но не надо это превращать в правило.

С.Б.Иванов: Конечно. К 1 мая я доложу Вам о проработке всех тех предложений, о которых я сейчас доложил… Пока предложения и поручения я дал на этот счёт, но в целом, конечно, мы рассчитываем на то, что в результате этих решений цена на внутренние перелёты снизится и отрасль ещё быстрее …

В.В.Путин: Вместе с ФАС надо ситуацию эту мониторить и продолжайте заниматься, Сергей Борисович.

С.Б.Иванов: Хорошо.

В.В.Путин: Виктор Борисович (В.Б.Христенко), буквально два слова о федерально-целевой программе по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. Там у нас предусмотрено значительное финансирование до 2020 года в общем объёме 188 млрд рублей, из них бюджетного финансирования – 122 млрд, по-моему. Несколько слов буквально.

В.Б.Христенко: Это один из важнейших инструментов и механизмов, которые дополняют общую систему мер по развитию фарминдустрии и медицинской промышленности в России. И в первую очередь эта программа нацелена на то, чтобы закрыть разрыв фундаментальными исследованиями и доведением их до продуктов, до коммерциализации на рынке, – тот разрыв, который, собственно говоря, не закрывается ничем на сегодняшний день. Всё это делается в целях того, чтобы обеспечить к 2015 году уже 90% жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов отечественным производством. Отечественным – означает и российских, и иностранных инвесторов, которые к этому времени окажутся на нашем рынке и оказываются на сегодняшний день, и до 50% в целом рынка к 2020 году. Вот если эти цифры чуть по-другому сказать, это означает, что мы должны от сегодняшнего уровня в целом увеличить производство в России лекарственных средств к 2020 году в 6 раз. При этом в 8 раз возрастёт экспорт. И это будет, в первую очередь, определено теми продуктами, которые будут разработаны и выведены на рынок за счёт федерально-целевой программы. Вообще, прошлый 2010 год был, пожалуй, первым таким комплексным, с точки зрения начала реализации всех мер, которые Правительство предусмотрело в этой сфере: это и принятие стратегии, это и новый закон об обращении лекарственных средств, и целый набор подзаконных актов, изменение процедуры по регистрации (в том числе регистрации цен на лекарственные препараты) - очень существенно повлияли в целом на развитие отрасли. Отечественная промышленность лекарственных средств в прошлом году выросла на 37%, при том, что рынок вырос на 8%, то есть отечественная доля возросла с 22% до 25% за один год.

Принципиально важно, что отечественная индустрия стала гораздо более активнее и, главное, эффективнее, в ценовом плане дешевле, будет представлена на рынке государственных закупок. Это касается и госпитального сегмента (с 19% до 22% доля отечественная возросла), и федерального сегмента по тяжёлым заболеваниям, где в 2008 году вообще не было присутствия российских компаний (а на сегодняшний день это уже 10%).

В этой связи важен ещё один момент, который я хотел бы подчеркнуть. Даже проработка самой целевой программы (а теперь уже утверждение) многих подвигла на серьёзные инвестиционные решения. Российские компания эти решения не только объявили, но уже реализуют на 15 млрд рублей – это очень большие суммы для российской фарминдустрии. И география у них достаточно обширная: это и Московская область, и Санкт-Петербург, и Владимирская область, и Ярославская область, и Калужская область. Эти проекты уже в этом году запускаются, то есть это не длинные долгоиграющие, это совершенно конкретные вещи, и мы отслеживаем ход реализации этих проектов.

И иностранные компании достаточно активно сейчас двигаются в сторону российского рынка. Причём, что важно? Не только в производственные сегменты, в финальную его часть, но во все звенья – начиная от ранней стадии разработки до глобального маркетинга. И часть уже наших продуктов, которые отрабатывают отечественные компании, глобальные игроки берут в партнёрстве с ними для продвижения на глобальные, внешние рынки.

В этой связи хочу ещё раз подчеркнуть, что принятие федеральной целевой программы означает внесение чрезвычайно важного участия государства в самый трудный сегмент – разделение риска с бизнесом по поводу разработки и вывода на рынок новых лекарственных препаратов.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. У нас в Архангельской области сбой серьёзный в теплоснабжении. Виктор Фёдорович, что можете сказать? Что там происходит? Какая помощь им нужна?

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Город Няндома Архангельской области, 7 тыс. жителей. Центральная котельная – 5 котлов, фактически 70% жителей остались без тепла.

В.В.Путин: Было пять котлов?

В.Ф.Басаргин: Сейчас в работе два котла, то есть оставался один. Запустили один котёл, обещают до конца дня запустить третий котёл. Но, к сожалению, подготовлены пункты эвакуации, сегодня МЧС активно работает, более 100 тепловых пушек используется на объектах социальной сферы. Это детские, дошкольные учреждения, лечебные учреждения, то есть работы сегодня ведутся. Первое, что мы сегодня считаем по этой аварии, – что объект, Владимир Владимирович, не был подготовлен к зиме. То есть имея паспорт готовности, имея все заключения, тем не менее, мы считаем, что объект просто был в аварийном состоянии, не был готов.

В.В.Путин: А по документам выглядели так, что всё готово?

В.Ф.Басаргин: Да, документы все были представлены, к работе он был допущен.

В.В.Путин: Разбор полётов нужен.

В.Ф.Басаргин: Да. Владимир Владимирович, этим занимаемся сейчас.

В.В.Путин: Кто подписывал документы, на каком основании? И выводы должны быть сделаны. Представьте предложения. Сергей Кужугетович (С.К.Шойгу), вы работаете?

С.К.Шойгу: Да, Владимир Владимирович, там мы 105 обогревателей (тепловых пушек) поставили в первую очередь на больницы, детские сады. Школы там не работают по температурному режиму. Две больницы – одна районная больница (там 140 больных), одна железнодорожная (88 больных). Плюс к этому туда стянули все необходимые генераторы. Дополнительно к этому в тех местах, где есть вероятность перемерзания тепловых сетей, естественно, работают также бригады. Я думаю, что не допустили и не допустим вместе с местными властями размораживания тепловых сетей. Как сказал Виктор Фёдорович, сегодня к исходу дня запустим третий котёл. Плюс к этому на оставшиеся нерабочие котлы и на все остальные из Бийска вышла колонна с запасными частями. Идти им семь суток, поэтому дал поручение перехватить их где-то на границе Алтайского края, перегрузить на самолёт и перебросить всё немедленно туда. Там не так много – 18 тонн, поэтому надеюсь, что мы в течение суток всё это перебросим.

В.В.Путин: Хорошо.

С.К.Шойгу: Мы активизируем процесс по восстановлению всех пяти котельных. По выводам абсолютно согласен с мнением Виктора Фёдоровича (В.Ф.Басаргин), потому что по всем докладам – и прошедшим по линии Ростехнадзора, и по линии Минрегиона – там была ситуация … Хотя на момент начала зимы из пяти котлов работало три, и они отчитывались, что два – в резерве. На самом деле, ни в каком резерве они не были, даже запасные части не были…

В.В.Путин: Обманывали просто. Это – минимум халатность. Нужно разбираться с этим. Людям надо помочь. Сделайте всё, чтобы людей поддержать. И, как я уже сказал, там должен быть полный разбор с предложениями. Если нужно, направляйте в правоохранительные органы.

Теперь несколько вопросов хотел бы отметить в сегодняшней повестке дня. Первый из них касается Концепции демографической политики России до 2025 года. Сегодня нам предстоит поговорить о наших задачах в этой сфере на 2011–2015 годы. Если вы помните, концепция включает в себя четыре этапа. Первый, стартовавший в 2008 году, завершён, и его итоги в целом, конечно, нужно считать позитивными, тем более, учитывая, насколько глубоким был демографический спад 1990-х годов.

Тогда на фоне экономических трудностей, ослабления социальной системы мы столкнулись с настоящим демографическим кризисом. Впервые после Великой Отечественной войны смертность населения превысила рождаемость. И, к сожалению, это была не краткосрочная, а долгосрочная тенденция, справиться с которой было бы невозможно без целенаправленной государственной политики.

Вы помните, много было дискуссий – я вчера на встрече с экспертным сообществом об этом говорил, – запускать нам эту программу, не запускать. Много было скепсиса. В целом мы оказались правы, когда сформулировали основные положения этой программы и запустили её в работу. Результат есть, и он достигнут за счёт системной работы в рамках национальных проектов, в каждом из которых была сильная демографическая составляющая, и конечно, за счёт реализации комплексной политики демографического развития.

Начиная с 2006 года мы последовательно увеличивали инвестиции в социальную сферу, образование, здравоохранение. Особое внимание сконцентрировали на вопросах материнства и детства. Прежде всего обеспечили материальную поддержку семей с детьми, беременных женщин, внедрили новые механизмы, такие как родовый сертификат, а также материнский капитал, возможности которого постоянно расширяются, потому что мы, как и обещали изначально, постоянно индексируем.

Есть определенная помощь молодым семьям по решению жилищных вопросов. Не так как бы нам хотелось, но всё-таки в регионах уделяется внимание проблеме дошкольных и медицинских учреждений. За 2006–2010 годы благодаря поддержке государства свои жилищные условия улучшило более 150 тыс. молодых семей. В рамках ФЦП «Жилище» до 2015 года мы поможем обзавестись своим домом или квартирой ещё 170 тыс. молодых семей…

Не менее важной задачей было – привлечь внимание общества к ценностям семьи, материнства и детства, развивать массовый спорт и физическую культуру, в целом воспитать у людей, особенно у молодёжи, ответственное отношение к своему здоровью.

Правительство понимает всю сложность, комплексность задач в области демографии. Здесь важно учитывать все факторы. Именно такой подход был положен в основу плана реализации Концепции демографической политики России на 2008–2010 годы. Как я уже сказал, мы эту часть программы завершили. За этот период нам удалось снизить младенческую смертность почти на 12%. За три года в России родилось более 5,3 млн детей, причём ежегодный прирост рождаемости составлял в среднем 35 тыс. детей.

Важным показателем стал рост средней продолжительности жизни. Сегодня она составляет около 69 лет. Здесь замечу, что в 2005 году, когда мы только начали разработку нацпроекта «Здоровье», этот показатель был 65 лет. С 2005 по 2010 год – увеличение на четыре года, это хорошо.

Однако события прошлого лета показали, насколько ещё неустойчив, хрупок демографический баланс. Сильная жара и природные пожары спровоцировали резкий рост смертности, тем самым обнажив целый ряд болевых точек отечественного здравоохранения. Мы должны быть готовы к любым, самым сложным обстоятельствам, в том числе и в условиях аномальной погоды.

Сейчас крайне важно сохранить то, что уже наработано, не допустить отката назад, стабилизировать демографическую ситуацию и заложить устойчивую, основательную базу для её позитивного развития. Именно на это нацелен второй этап концепции демографической политики, который будет реализован в период с 2011 по 2015 год. Главные приоритеты здесь остаются неизменными. Это повышение рождаемости, проведение продуманной, взвешенной миграционной политики и, конечно, снижение уровня смертности, прежде всего от так называемых предотвратимых причин. Так, план предусматривает продолжение федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения на 2013–2020 годы, реализацию мер, направленных на сокращение случаев производственного травматизма, укрепление системы профилактики онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний.

Что касается травматизма, несчастных случаев на производстве, особое значение имеет, конечно, то, как мы будем применять выработанный комплекс мер, в том числе и в горнодобывающей промышленности. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), прошу вас тоже к этому сейчас вернуться. Вот мы приняли решение, запустили этот механизм и на законодательном уровне, и на правительственном уровне. Давайте посмотрим, как это функционирует. В ближайшее время соберемся, может быть, даже с привлечением соответствующего профсоюза и вместе с ними поговорим, как работает предложенный механизм.

Мы продолжим практику материальной поддержки семей с детьми. Речь идёт не только о прямых денежных выплатах, их индексации, но и о расширении возможности для использования средств материнского капитала, перечня мер социальной поддержки, в том числе по жилью.

На ближайшем заседании Правительства будет рассмотрен вопрос о налоговом стимулировании семей, воспитывающих детей. На реализацию второго этапа Концепции в федеральном бюджете до 2013 года предусмотрено свыше 876 млрд. рублей. А общий объём финансирования всего комплекса мер с 2011 по 2015 год, по предварительным подсчётам, может составить порядка 1,5 трлн рублей.

Реализация второго этапа концепции должна привести к конкретным результатам. Прежде всего мы должны стабилизировать численность населения на планке порядка 143 млн человек. Для этого необходимо обеспечить все условия для достижения трёх важнейших целей. Первая – это рост средней продолжительности жизни в России до 71 года. До 69 лет мы доживаем, теперь нужен следующий этап – 71 год. Эту планку надо перейти. Вторая – повышение по сравнению с 2006 годом уровня рождаемости и снижения уровня смертности населения на 25–30%. И наконец, третья – это грамотная, хорошо скоординированная между ведомствами миграционная политика. Вопросы демографии по сути своей отражают качество жизни общества, и они всегда будут оставаться одним из главных приоритетов в работе Правительства.

В настоящее время министерства разрабатывают профильные государственные программы развития. Хочу обратить ваше внимание, что уже утверждённые мероприятия и целевые показатели нацпроектов, которые являются основой реализации планов по демографии, должны сохранить свою целостность и их необходимо включить в программы отдельным содержательным разделом.

Хотел бы привлечь ваше внимание, уважаемые коллеги, к ещё одному вопросу. Сегодня нам предстоит принять ряд решений по оказанию федеральной помощи регионам, пострадавшим в результате природных бедствий – паводков, ливней, ураганов. Из резервного фонда Правительства Республика Тыва, Ставропольский и Алтайский край, Ленинградская область в общей сложности получат около 95 млн рублей. Средства пойдут на восстановление дорог, объектов социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, жилых домов. Также 98 государственных жилищных сертификатов получат граждане, лишившиеся своего жилья в результате ливневых дождей в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.

Мы поддерживали и будем поддерживать регионы, конкретных людей, которые оказались в сложной ситуации. Будем использовать для этого и федеральные возможности.

На что бы я хотел обратить особое внимание? Почему я сейчас об этом вспомнил? Мы это делаем в дежурном порядке. Почему сейчас сказал об этом? Что вызывает беспокойство?

Мы только сейчас принимаем решение по выделению поддержки регионам, хотя стихийные бедствия там произошли ещё весной–летом прошлого года. Получается, что почти год необходимые бумаги ходили по бюрократическим кругам. В регионах непозволительно медленно готовятся документы, обоснования, сметы на оказание помощи людям, на проведение ремонта инфраструктуры, необходимой для нормальной жизни людей. Но не только регионы здесь несут ответственность. И мы, уважаемые коллеги, должны действовать гораздо более оперативно. По нашим ведомствам бумаги ходят неделями, месяцами.

Прошу Министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными федеральными ведомствами и соответствующими региональными властями разобраться в этой ситуации и подготовить доклад в Правительство с выводами и конкретными предложениями на этот счёт – как мы можем должным образом организовать работу такого рода, с тем чтобы избавить себя и тех, кто нуждается в нашей помощи, от необходимости ждать, пока мы преодолеем эти бюрократические барьеры.

Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К.Шойгу), в течение недели подготовьте такие предложения. Давайте начнём работать.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/14171/