Версия для слабовидящих

2 февраля 2011

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации–Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на «Форуме Россия–2011»

Уважаемые друзья!

Традиционно выступаю на этом форуме, и мне приятно, что история компании «Тройка Диалог» – хороший пример инвестиций в России. Сегодня мы можем сказать, что, возможно, и другие инвестиционные банки, и банковский центр в целом, а также инвестиции будут иметь хорошую перспективу. Думаю, у нас будут и другие неплохие примеры.

У меня сегодня хорошие новости: мы ожидали экономический рост около 3,8–4%. Росстат дал вчера подтверждение 4% роста. Это ещё предварительные оценки. Это оценка верхней планки наших ожиданий. Надо учитывать, что в прошлом году мы пережили большую засуху, очень жаркое лето. Это повлияло на цены на продукцию, привело к некоторому падению производства в сельском хозяйстве. В этом году мы не ожидаем таких сложностей в природе. Мы будем иметь экономический рост выше, чем в 2010 году. Мы наращиваем ежегодный рост, и, главное, Правительство должно обеспечивать строгое выполнение фундаментальных экономических показателей, которые обеспечивают стабильность макроэкономики, стабильность прогнозов и способность бизнеса планировать даже в такой год, когда в России ожидаются парламентские выборы.

Мы считаем успешным завершение года по основным макроэкономическим показателям – прежде всего таким, как дефицит бюджета: в 2009 году он достиг 5,9 %.

В целом, включая субъекты Российской Федерации, суммарно он составил 6,2%. Уже в прошлом году мы снизили дефицит бюджета до 3,9%. На 2011 год мы планировали, что при цене на нефть 75 долларов дефицит федерального бюджета составил бы 3,6%. Сейчас мы видим причины для высоких цен на мировом рынке, в том числе связанные с избыточной ликвидностью и политическими рисками в ряде нефтедобывающих стран. Мы понимаем, что цена на нефть в этом году будет оставаться достаточно высокой и дефицит бюджета будет ниже 3%. Это абсолютно нормально для того, чтобы продемонстрировать, что мы работаем в условиях сбалансированного федерального бюджета.

Скажу дополнительно, что в течение трёх лет, включающих 2010-й и 2011–2012 годы, мы на 1% ВВП будем снижать государственные расходы федерального уровня. Это наш путь, это наша дорожная карта по консолидации бюджета. Этот путь предполагает как снижение расходов, так и некоторые уточнения налоговых ставок. Из этих ставок в этом году уже часть мы имеем в виде страховых взносов и акцизов на бензин, налог на добычу полезных ископаемых.

Возвращаясь к вопросу о базовых фундаментальных показателях, хочу сказать, что до кризиса общее налоговое бремя в российской экономике составляло до 37% ВВП – это среднее по уровню европейских стран значение, но без двух основных доходных источников (налог на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть), которых, как правило, нет у большинства европейских стран. В результате наше налоговое бремя на не связанный с нефтью и газом сектор в среднем составляет 28% и соответствует уровню государств с наименьшим налоговым бременем, поэтому Россия сохраняет конкурентное преимущество по уровню налогообложения и после повышения некоторых налоговых ставок в этом году.

Ещё один фундаментальный показатель, который нас отличает от других стран, – уровень государственного долга Российской Федерации, составляющий около 9,5%. На фоне некоторых развитых стран, чей уровень государственного долга вышел за черту безопасности, которую мы определяем примерно как 60% ВВП, наш показатель говорит о высокой прочности российской экономики, нашей внешней позиции. А у ряда ведущих стран он подходит к 100%. У Японии превышает 200%. Наш же показатель, думаю, должен быть дополнительным фактором привлечения инвестиций.

Мы надеемся, что дополнительным фактором роста станут инвестиции. Правительство сейчас работает над тем, чтобы увеличить стимулы для инвестиций в Российской Федерации, существенно превысить уровень экономического роста. Рост 4% возможен только тогда, когда прирост инвестиций будет примерно от 7 до 10% в год. Для экономического роста до 7–8%, конечно, требуется ещё более высокий прирост инвестиций. Понимая это, мы в настоящее время готовим соответствующие программы. Некоторые из них уже находятся на обсуждении.

Главным должно быть снижение административных барьеров, улучшение работы государственных органов, в том числе правоохранительных. Не сразу после принятия закона о полиции или определённых указов это может произойти. но постепенно, в течение нескольких лет, мы предполагаем существенно улучшить инвестиционный климат. О новых инициативах, новых решениях вы узнаете в ближайшие месяцы: такие планы у нас есть.

Одна из таких работ связана с тем, что Председатель Правительства поручил создать группу на независимой экспертной площадке на базе Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства. Она охватит основные направления реформ, позволит обсудить с ведущими министерствами и ведомствами основные реформы, которые нам необходимо провести в ближайшее время. Мы готовы это делать открыто, публично, и, надеюсь, в результате этой работы у нас к концу года будет новый план действий. Но в целом мы не будем дожидаться конца года и некоторые решения будут приниматься уже в этом году.

С целью сокращения государственных расходов и неповышения налогового бремени мы уже сейчас проводим программу повышения эффективности бюджетных расходов. Вчера в Правительстве прошло заседание комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов. Мы утвердили план работы и несколько методических документов, в результате чего в ближайшие полгода каждое министерство и ведомство утвердит свою программу повышения эффективности бюджетных расходов. Мы это сделаем также публично.

Мы проанализируем ключевые позиции, расходы, целиком деятельность министерств и ведомств по достижению лучших результатов, эффективность администрирования ключевых вопросов, которые находятся в их ведении. В течение полугода мы будем оценивать эффективность каждого министерства.

Хочу напомнить, что вышел указ Президента и постановление Правительства о сокращении численности государственных служащих на 20% в течение трёх лет. И все министерства уже в этом году должны сократить штат не меньше чем на 5%. Некоторые министерства сделали даже больше, используя экономию от этого снижения на стимулирование труда своих сотрудников.

Мы проведём большую работу по уменьшению участия государства в экономике. В прошлом году был утвержден трёхлетний план приватизации ключевых крупных пакетов акций, находящихся у государства. Это касается и нефтегазового комплекса, такой компании, как «Роснефть» и других. Это касается «Аэрофлота», связи, банковского сектора и других. В этом году планируем продать 20-процентный пакет ВТБ. Хотели первые 10% продать в прошлом году, но сейчас ищем лучшие предложения, поэтому в этом году должны продать уже 20%.

Во время обсуждения у Председателя Правительства в январе текущего года стратегии развития банковского сектора определены новые ориентиры и параметры его развития. в том числе участия в нём государства. Постепенно мы снизим долю государства до 50% плюс одна акция в Сбербанке и в Россельхозбанке. Наш план приватизации сегодня ориентирован на три года, за рубежом трёх лет мы продолжим приватизацию государственных пакетов до уровня ниже контрольных. Это направление будет оставаться одним из основных для поддержки конкуренции, усиления роли частного сектора в нашей экономике.

Среди основных задач краткосрочного периода 2011 года и ближайшего будущего – вступление в ВТО и ОЭСР как ключевые институты, обеспечивающие качество и соответствие стандартов в области торговли и регулирования рынков. Вступление в эти организации будет для нас очень серьёзным тестом, проверкой на соответствие нашего законодательства ключевым мировым стандартам. Думаю, это снимет многие вопросы у бизнеса и даст дополнительные стимулы для работы в России.

Не хочу занимать много времени и хотел бы поучаствовать в дискуссии. В любом случае хочу сказать, что Россия настроена быть конкурентоспособной по условиям бизнеса. Для этого ещё кое-что нужно сделать. Уверен, мы это сделаем.

Спасибо!