Версия для слабовидящих

24 декабря 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков выступил на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках отчёта Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за девять месяцев 2010 года

Выступление А.Д.Жукова:

Уважаемые депутаты!

Реализация Правительством в 2010 г. мероприятий, направленных на смягчение последствий воздействия мирового финансового кризиса, поддержку отраслей экономики, о чём подробно доложил Игорь Иванович, оказала положительное влияние на улучшение ситуации на рынке труда, о чём свидетельствует динамика его основных индикаторов. За девять месяцев численность занятого населения увеличилась на 3,4 млн человек – с 67,7 млн человек до 71,1 млн человек в сентябре.

Общая численность безработных за этот период снизилась более чем на 1,8 млн человек (с 6,8 млн человек, или 9,2% от экономически активного населения в январе, до 5,0 млн человек, или 6,6% в сентябре). По уровню общей безработицы мы уже вышли на докризисные показатели октября 2008 года. Начиная с конца февраля снижалась численность зарегистрированных безработных – с 2 млн 295 тыс. до 1 млн 619 тыс. человек на конец сентября, или более чем на 570 тыс. человек.

В связи со снижением численности безработных и ростом потребности работодателей в работниках (по состоянию на конец сентября количество вакансий составило 1 млн 235 тыс. человек) с начала года наметилась тенденция к снижению коэффициента напряжённости на рынке труда (численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) с 3,1 до 1,5.

Суммарная численность работников с неполной занятостью (численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации) с конца февраля существенно уменьшилась (более чем на 1 млн человек) и составила 611 тыс. человек. При этом следует заметить, что происходило уменьшение численности работников с неполной занятостью по всем её видам.

Учитывая, что мониторинг ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации Правительство проводит еженедельно, мы располагаем и более поздними (на середину декабря) данными по основным индикаторам рынка труда. Так, общая безработица осталась неизменной по сравнению с сентябрем – 5 млн человек. Регистрируемая безработица снизилась и составила 1 млн 544 тыс. человек, а некоторое увеличение численности безработных за последние три недели (с 24 ноября по 15 декабря) на 20,2 тыс. человек обусловлено сезонным фактором, который ежегодно отмечается в осенне-зимний период. Неполная занятость уменьшилась до 563 тыс. человек.

Ситуацию на рынке руда удалось улучшить во многом благодаря реализации в 2010 г. Правительством совместно с субъектами Российской Федерации хорошо зарекомендовавших себя в 2009 г. региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. В рамках указанных программ за девять месяцев привлекались к общественным и временным работам 1 млн 223 тыс. человек, опережающее профессиональное обучение прошли 96 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. На стажировку для приобретения опыта работы направлено 60 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений, что позволило им закрепиться на рабочем месте.

В мероприятии по содействию самозанятости безработных граждан и создания ими дополнительных рабочих мест участвовало 136,5 тыс. человек.

Около 8 тыс. граждан было временно трудоустроено в другой местности. Более 3 тыс. незанятых инвалидов получили возможность трудоустроиться на рабочие места, дооборудованные работодателями под индивидуальные физические потребности инвалидов.

В результате осуществления мероприятий региональных программ за девять месяцев было создано более 1,4 млн постоянных и временных рабочих мест. Общий объём финансирования региональных программ в 2010 г. составил 41,2 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 38,5 млрд рублей.

За счёт бюджетных ассигнований осуществлялись также мероприятия по обеспечению занятости работников ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот"».

Учитывая положительное влияние реализации региональных программ в 2009 и 2010 гг. на ситуацию на рынке труда, их реализация будет продолжена Правительством совместно с субъектами Российской Федерации и в 2011 г. Соответствующее решение будет принято до конца года. При этом произойдёт существенное смещение акцентов в мероприятиях программ, в том числе по содержанию мероприятий и численности участников. Расходы федерального бюджета на реализацию региональных программ в 2011 г. составят 27,8 млрд рублей (в 2009 году – 43,7 млрд рублей, в 2010 г. – 39,5 млрд рублей). Указанные объёмы средств учтены в федеральном бюджете на 2011 г.

Хочу отметить, что Правительство осуществляет мероприятия по улучшению ситуации на рынке труда в тесном контакте с социальными партнёрами. В рамках российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в ежемесячном режиме проводится совместный с профсоюзами и работодателями мониторинг ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Эта работа будет продолжена в том числе и в рамках генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 гг., которое будет подписано 29 декабря.

В разряде основных направлений антикризисных действий на 2010 год Правительством обозначена задача по реструктуризации экономики моногородов. Государственная поддержка была направлена не только на стабилизацию текущей ситуации, но и на дальнейшее социально-экономическое развитие моногородов. В этой связи основной акцент был сделан не на поддержку занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризацию этих предприятий, создание альтернативных рабочих мест, диверсификацию экономики моногородов в целях ухода от монозависимости.

Всего в федеральном бюджете на 2010 г. в рамках реализации антикризисной программы Правительства на указанные цели предусмотрено 27 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей в виде межбюджетных трансфертов на реализацию инвестиционных проектов, 10 млрд рублей в форме бюджетного кредита, 5 млрд рублей на внесение дополнительного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

К системным мерам, обеспечивающим достижение результатов в долгосрочной перспективе, относится поддержка реализации ключевых инвестиционных проектов, разработанных в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов. Всего запланирована реализация 50 проектов в 35 моногородах из первоочередного перечня. На указанные цели уже перечислено 10 млрд рублей дотаций (100% от утвержденного объёма) и 5,6 млрд рублей бюджетных кредитов (56%).

По результатам реализации инвестиционных проектов к 2015 году ожидается создание 200 тыс. постоянных рабочих мест, а также привлечение частных инвестиций в общей сумме не менее 190 млрд рублей. К мерам, обеспечивающим достижение результатов в краткосрочной перспективе, относятся дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, а также деятельность Фонда ЖКХ.

Отмечу, что в реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в моногородах приняло участие 380 тыс. человек из всех 335 моногородов.

Результирующим показателем эффективности реализации приведенного комплекса мер государственной поддержки модернизации экономики моногородов должно стать поступательное снижение среднего уровня регистрируемой безработицы в моногородах (2010 г. – 4,5%, 2011 г. – 2,7%, 2015 г. – менее 2%).

Уважаемые депутаты!

В целях обеспечения социальной поддержки граждан, в первую очередь населения с фиксированными доходами, в рамках реализации основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации в 2010 г. были реализованы следующие меры:

1. С 1 января 2010 г. существенно повышен уровень пенсионного обеспечения граждан путём проведения валоризации (повышения) пенсионных прав граждан, приобретённых до 1 января 2002 г., с учётом продолжительности советского стажа до 1 января 1991 г.. Сумма валоризации на одного пенсионера–получателя трудовой пенсии по старости в среднем составила 1090 рублей, что позволило повысить средний размер трудовой пенсии до 7820 рублей.

2. С 1 января 2010 г. осуществляются социальные доплаты к пенсии, размеры которых ниже региональных прожиточных минимумов.

3. С 1 апреля 2010 г. трудовые пенсии возросли еще на 6,3%. Индексация пенсий проведена к пенсии, увеличенной посредством валоризации. Кроме этого повышены на 8,8% размеры социальных пенсий и соответствующие размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

4. С 1 июля 2010 г. дополнительно проиндексированы в размере 3,4% социальные пенсии и соответствующие им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, зависящие от роста социальных пенсий.

По состоянию на 1 октября 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости составил 8177 рублей.

5. В результате совместной с вами работы, уважаемые депутаты, принят федеральный закон, предусматривающий продление на один год возможности получения из средств материнского (семейного) капитала единовременной выплаты в размере до 12 тыс. рублей. По состоянию на 1 октября текущего года данной мерой государственной поддержки воспользовалось более 840 тыс. семей.

* * *

Эффективной мерой антикризисного реагирования является поддержка жилищного строительства. Данный сектор создает мультипликативный эффект для развития других отраслей. По данным экспертов, каждое новое рабочее место в строительстве ведёт к созданию восьми рабочих мест в 30 смежных отраслях экономики. Вот почему Правительство уделяет особое, повышенное внимание данному направлению. Серьёзным источником стимулирования платёжеспособного спроса на жильё стало направление на указанные цели средств материнского (семейного) капитала.

По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 декабря текущего года принято около 258 тыс. заявлений о распоряжении средствами капитала в целях улучшения жилищных условий. Уже перечислено около 62 млрд рублей.

Эффективной антикризисной мерой в целях поддержки спроса на жилищное строительство является развитие системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования.

Важной мерой поддержки рынка строительства жилья стала реализация государством мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих.

К 1 мая 2010 г. все нуждающиеся ветераны, вставшие на учёт до 1 марта 2005 г., были обеспечены жильём (28 494 ветерана).

По состоянию на 1 декабря текущего года, численность ветеранов, вставших на учёт после 1 марта 2005 г., составила около 165 тыс. человек, из них 104,1 тыс. ветеранов уже улучшили свои жилищные условия. В текущем году на указанные цели из федерального бюджета было выделено 122,3 млрд рублей. В следующем запланировано выделение еще 10 млрд рублей.

В текущем году военнослужащим будет предоставлено около 52 тыс. квартир. На эти цели у нас предусмотрено 92,5 млрд рублей.

Особое внимание Правительством было уделено проблеме доступности лекарств. Напомню, что в течение 2009 г. цены росли скачкообразно, по итогам года показав значительный рост: в амбулаторном сегменте – на 10,8%, а в госпитальном – на 16,1%. В отдельных регионах надбавки на лекарства, пройдя через цепочку посредников, достигали 200%. Поэтому было принято решение о совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, в том числе путём введения обязательной регистрации предельной отпускной цены производителя на них и исключения возможности большого числа посредников в оптовом звене.

Главные задачи, поставленные перед системой государственного регулирования цен, – стабилизировать ситуацию и обеспечить прозрачность ценообразования, чтобы гарантировать доступность таких лекарственных препаратов. Благодаря госрегулированию, цены на основные лекарства не только перестали расти, но и начали снижаться. К октябрю 2010 г. снижение цен в среднем по России в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка составило 2,74%, в госпитальном сегменте – 2,43%.

Необходимо отметить, что наша задача – обеспечить доступность лекарственных препаратов не только с точки зрения их цены, но и реального наличия препаратов в аптеках. Несмотря на многочисленные опасения, что дешевые лекарства исчезнут из аптек, по последней информации, общий объём таких лекарств в ассортименте аптек составляет не менее 50%.

Уважаемые депутаты!

Как видно из приведённого отчёта, антикризисные действия Правительства в 2010 г. имели ярко выраженную социальную направленность. Зарекомендовавшие мероприятия будут продолжены в 2011 году. Спасибо за внимание!