Версия для слабовидящих

17 мая 2008

В.В.Путин провел рабочую встречу с министром транспорта РФ Игорем Левитиным

На встрече обсуждалась стратегия развития до 2030 года, в частности ее первый этап - программа развития транспорта с 2010 по 2015 год.

Выдержка из стенограммы беседы В. Путина с И. Левитиным:

И. Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению Министерство транспорта разрабатывает стратегию развития до 2030 года. Первым этапом ее реализации будет программа развития транспорта с 2010 по 2015 год. Здесь учтены все те поручения, которые были в Послании Президента Федеральному Собранию. Стратегия также согласована с долгосрочной программой социально-экономического развития Министерства экономического развития. Она была рассмотрена на заседании Правительства, одобрена, а сейчас мы закончили согласование тех замечаний, которые были высказаны в адрес этой программы.

В. Путин: Сколько там предусмотрено средств? Полтора триллиона?

И. Левитин: 13 трлн, это вместе с частным бизнесом.

В. Путин: А федеральных?

И. Левитин: 40% - из федерального бюджета. Ее презентацию мы планируем на II транспортном форуме в Сочи 20-го числа.

В. Путин: 13 трлн - это вся программа до 2015 года?

И. Левитин: С 2010 по 2015 год. Здесь и железнодорожный транспорт, и аэродромная сеть, и автомобильные дороги. Ее новизна в том, что она сделана вся по проектам, которые согласованы с министерствами регионального развития, экономического развития. Это большая заявка промышленности на транспортные средства, на обновление фондов. Мы здесь хотим применять транспортные средства только новой технологии, уже усовершенствованные. Современные, соответствующие всем необходимым требованиям, суда, о чем шла речь на совещании, которое Вы проводили в Санкт-Петербурге.

Здесь учтена программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года и предложены основные проекты, которые будут рассматриваться.

На транспортном форуме будут представлены проекты регионов, которые мы будем рассматривать, согласовывать сроки начала их строительства. В 2010 год мы должны войти с проектами, уже подтвержденными Росэкспертизой.

В. Путин: Как складываются отношения железнодорожников с энергетиками?

И. Левитин: Переход РАО ЕЭС на свободные рыночные цены значительно увеличивает расходы компании «Российские железные дороги», потому что железнодорожники являются одними из основных получателей электроэнергии.

В связи с этим мы в тарифах с 2009 по 2011 год, которые рассматривало Правительство, учли эти повышения. Но, к сожалению, собственных средств ОАО «РЖД» не будет хватать на развитие инфраструктуры. Понимая эту ситуацию, Правительство Российской Федерации одобрило наше предложение о введении инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы. Это примерно 1 трлн рублей с 2010 по 2015 год. Это программа развития.

В. Путин: Это наши средства?

И. Левитин: Да, это средства, которые здесь представлены на слайде. Это позволит ввести 3 000 км новых железнодорожных линий.

В. Путин: Так, чтобы не перекладывать это на потребителей, пассажиров?

И. Левитин: Да, пассажирские перевозки не будут здесь задействованы.

В. Путин: То есть тарифы не будут повышаться?

И. Левитин: Не будут повышаться. Речь идет только об инвестиционной составляющей на грузовые тарифы. Здесь есть еще новое. Мы в этой инвестиционной составляющей закладываем присоединение частных компаний к железнодорожным линиям.

Сегодня это тоже дорого, потому что условия присоединения, выставляемые компаниям, являются значительными для малого и среднего бизнеса. Мы это также учитываем, снимаем нагрузку с бизнеса по этим вопросам.

В. Путин: А как складываются отношения между железнодорожниками и энергетиками в вопросах собственности?

И. Левитин: Есть вопрос, который министерство транспорта предложило Правительству Российской Федерации. Те сети, которые являются собственностью компании «Российские железные дороги», оставить в собственности ОАО «РЖД». Но определить такой порядок функционирования федеральной сетевой компании РАО ЕЭС и компании «Российские железные дороги», чтобы по этим сетям можно было оперировать федеральной сетевой компании. Но в собственности они должны остаться у компании «Российские железные дороги». Порядок оперирования должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

По этому вопросу мы подготовили поправки к закону. Они уже внесены в Государственную Думу и приняты в первом чтении.

В. Путин: Нужно с депутатами довести это до конца.

И. Левитин: Наша цель в том, чтобы не пострадали ни железнодорожники, которые за свой счет построили эти сети, ни федеральная сетевая компания, которая как единый оператор могла бы также пользоваться этими сетями.

В. Путин: Вот в плане развития сети автомобильных дорог России: мы выделили дополнительные ресурсы на трассу Москва - Дон и т. д. Как идут дела?

И. Левитин: Те средства, которые были выделены, разбиты на три года. И их реализация выполняется в соответствии с теми поручениями, которые Вы давали Правительству Российской Федерации.

Та часть средств, которая выделена на этот год, и проекты мы начали реализовывать в мае.

В. Путин: Помните, мы с Вами говорили о том, что нам нужно не просто увеличивать финансирование строительства дорог, а необходимо создать систему поддержания их на должном уровне.

И. Левитин: По Вашему поручению принято следующее решение: с 2011 года мы будем финансировать текущее содержание дорог на нормативном уровне. Мы отработали норматив, где определили, сколько стоит каждая операция по содержанию дорог, с Минфином согласовали стоимость. И теперь мы знаем стоимость содержания, ремонта каждого километра федеральной дороги. И будем финансировать по нормативу. Сейчас мы финансируем в объеме 30% от норматива.

В. Путин: Ясно. И последний вопрос. Дноуглубление и содержание всех сооружений на реках.

И. Левитин: Очень важный вопрос. Спасибо за поддержку внутренних водных путей. К сожалению, сегодня из 100 тысяч километров внутренних водных путей европейской части мы можем задействовать свободным судоходством только 50%.

Много гидротехнических сооружений сегодня работает с очень большой интенсивностью. И дноуглубительные работы с 2010 года будут также финансироваться по нормативу 100%.

Мы хотим к 2015 году полностью обеспечить работу внутренних водных путей европейской части.

Здесь есть два барьера. Это Нижний Новгород в районе Городца, где глубина Волги составляет всего 2 метра. Это является препятствием.

И на Волго-Балте есть также гидросистема, которую нужно привести в порядок.

Мы эту задачу ставим перед собой на 2010-2015 годы. К этому времени уже будут заключения по новому водному пути, который Вы нам поручали отработать вместе с нашими казахстанскими коллегами, между Каспием и Черным морем.

Если будет принято наше предложение о строительстве второй части Волго-Дона, мы сможем задействовать те строительные организации, которые к 2014 году освободятся от работы в Сочи. Будет сделан хороший задел, создана база для строительных материалов, и они могли бы заниматься новым транспортным направлением - от Каспия до Черного моря.

В. Путин: Ну, это нужно отдельно посмотреть, все просчитать. А дноуглубление, содержание гидротехнических сооружений - это вопрос текущего порядка. Прошу Вас, обратите внимание. Спасибо.