Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился с представителями объединений футбольных болельщиков
21 декабря 2010
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился с представителями объединений футбольных болельщиков
В.В.Путин
Во время беседы с представителями объединений футбольных болельщиков
Стенограмма выступления В.В.Путина на встрече с болельщиками в Минспорттуризме России:
В.В.Путин: Всех ещё раз приветствую, добрый день! Узнал о вашей встрече, Виталий Леонидович (Мутко) сказал мне ещё вчера. Естественно, у меня возникло желание с вами встретиться и поговорить о тех проблемах, с которыми мы столкнулись в последнее время.
Но прежде чем мы начнём диалог, я хотел бы вот что сказать. Представители различных клубов подчас достаточно эмоционально выясняют отношения друг с другом. Но мы ещё сейчас об этом поговорим. Если это делается в рамках здравого смысла и закона, можно ещё это понять. Но совсем недавно произошла трагедия, которая коснулась всего вашего или, скажем так, нашего сообщества. Потому что от рук рецидивиста – именно рецидивиста – погиб один из членов такого клуба.
По сути, я считаю, вы все (и я уверен в этом: так вы и думаете) должны воспринимать это как атаку против вас всех – вне зависимости от места жительства, национальной или религиозной принадлежности. Погиб молодой человек – Егор Свиридов. Это большая трагедия. Прежде чем мы начнём нашу беседу, я прошу почтить его память минутой молчания.
Спасибо.
Это очень хорошо, что здесь сегодня собрались представители ведущих объединений футбольных болельщиков, или, как ещё говорят, фан-клубов. Вы знаете, я только что приехал с открытия памятника героям Великой Отечественной войны, жителям Грузии. Если вы обратили внимание, год назад сегодняшние грузинские власти взорвали такой памятник в городе Кутаиси. Кстати говоря, при взрыве этого памятника погибли мирные, ни в чём не повинные люди. Случайно. Мало того что они совершили акт вандализма – уничтожили памятник героям войны, ещё и сделали это топорно – людей убили ещё при этом.
Когда мы сейчас открывали новый памятник, то мы говорили о том, что во все периоды нашей истории (а история нашей страны сложная и подчас драматическая) мы всегда выходили победителями, когда объединяли усилия всех народов, населяющих нашу огромную Родину. Кстати говоря, Россия и складывалась (я об этом много раз говорил, может быть, кто-то слышал об этом) именно как многонациональное, многоконфессиональное государство изначально, ещё с колыбели, что называется. Первые шаги страны нашей были как шаги страны многонациональной. Поэтому у наших народов вырабатывалась определённая культура взаимоотношений друг с другом, уважения друг к другу – и в этом всегда была наша сила. Здесь есть и засада большая, и опасность очень серьёзная – и сейчас мы об этом поговорим. Но если правильно распорядиться этим богатством – многообразием культуры, то это всегда огромные преимущества. Но что бы это не было просто голыми словами, я скажу, что имею в виду. Если обратиться к истории нашей, скажем в XVII век, когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву и официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, - кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей – гражданин Минин, которому стоит памятник на Красной площади - помните, гражданину Минину и князю Пожарскому. Кто такой Минин? Обыкновенный рядовой гражданин, татарин по происхождению. Отдал всё своё имущество, поднял людей, призвали князя Пожарского и пошли на Москву. И освободили её. А во время Великой Отечественной войны? То же самое. При этом, конечно, мы должны с вами понимать и знать: здесь не должно быть никакого передергивания – более 70% жертв приняла на себя Россия.
Это нисколько не умаляет, кстати говоря, героизма всех других народов бывшего Советского Союза и, прежде всего, Российской Федерации. Или поближе возьмём историю. Хорошо помню, а может быть, многие из вас видели, как я в 1999 году поехал в горный Дагестан – в Ботлих, где местные жители, не дожидаясь подхода регулярных частей российской армии, приняли на себя первый удар террористов, которые пытались тогда ворваться в Дагестан с территории Чечни. Приняли этот удар, выстояли, многие погибли, получили увечья. Но что меня особенно потрясло тогда? Несмотря на тяжёлые раны и увечья, они не потеряли силы и крепости духа - и боролись они не только за собственный дом, но и за интересы всей России.
Что меня беспокоит сегодня? Вы знаете, у нас было очень устойчивое в силу нашего государственного происхождения отношение и большой мощный иммунитет ко всякого рода проявлениям национализма, ксенофобии и так далее. Складывается впечатление, что этот иммунитет начинает слабеть. Не скажу, что ослаб, но начинает слабеть. Кстати говоря, это проявляется и в деятельности фан-клубов. Я вот на стадионах иногда вижу и националистические лозунги. А кто играет в командах? Кто их воспитывает, эти команды?
Вы знаете, современный мир открыт. Страна, которая замыкается в себе, сходит с позиций. Только открытая страна может иметь шанс на успех. Открытая и по рынку труда, и по образованию, и в спорте. А открытая страна не может быть националистической. Но есть нюансы, и я сейчас о них скажу, скажу вам совершенно откровенно. В чём они заключаются, эти нюансы? У нас есть общие ценности с вами, где бы мы ни проживали и какую бы религию ни исповедовали. Но есть общие ценности – они очевидны и лежат на поверхности. Какие они? Самые простые. Любовь к своей Родине, к большой Родине, к стране нашей – России. Уважение к старшим, гордость за героическую историю нашего общего Отечества. Но страна очень большая, очень разнообразная, и у каждого из нас есть так называемая своя малая родина. Мы гордимся и ею. И вот здесь большое многообразие и своеобразие. Я 10 копеек не дам за человека, который приехал, скажем, из Центральной России в одну из северокавказских республик и невежливо обошёлся с Кораном. 10 копеек не дам за его здоровье! Но и люди, которые приезжают в другие части Российской Федерации, в том числе с Северного Кавказа, должны уважать местные обычаи, местную культуру, местные традиции и местные законы. Только так – уважая друг друга, мы будем использовать преимущества нашей великой Родины и преимущества нашего многообразия.
То, что произошло со Свиридовым – это трагедия. И повторяю ещё раз: виноват прежде всего в его убийстве человек, который уже дважды отсидел, если кто не знает. Один раз – за хулиганку с причинением тяжких телесных повреждений, а второй раз – за наркотики, причём осуждён был в 2009 году. Непонятно, как в 2010-м он уже оказался в Москве и совершил убийство. Но это, кстати говоря, и вопрос к диаспорам – к любым диаспорам, где бы они ни были: к русским диаспорам на Кавказе, к национальным диаспорам здесь, в Москве и Петербурге, и так далее. Надо работать с людьми. Всем нужно работать с людьми, обращать на это внимание.
Конечно, это никак не снимает ответственности с государства – это правда, мы много об этом говорили. Нужно создавать рабочие места там, где люди родились и живут. Нужно дать людям возможность получить образование и так далее – работать на всей территории страны. Но если мы не поймём то, о чём я сейчас сказал, если не будем уважительно относиться друг к другу, нам же придётся что делать? Нам придётся, мягко говоря, совершенствовать правила регистрации на территории страны, особенно в крупных центрах. Москва, Петербург – это ведь крупные города, а мы ведь этот порядок в соответствии с Конституцией максимально либерализовали.
Теперь по сути. Почему меня это беспокоит, почему я решил с вами встретиться? Потому что я считаю, что вы – сила. Но если мы не поймём, как мы должны с этой силой обращаться, если мы будем, как сумасшедшие с бритвой, носиться с этой силой по всей стране, мы её разрушим. У нас свыше 160 наций и национальностей. Теоретически у нас может быть свыше 160 различных националистических движений. Но если мы с вами это допустим, мы получим не великую единую Россию – мощную, эффективную страну, которая обеспечивает хорошие условия для жизни своих граждан и пользуется уважением в мире, – мы получим разъедаемую внутренними противоречиями территорию, которая будет разваливаться у нас на глазах и которую каждый сможет поставить на колени. И нам тогда не видать никаких успехов ни в экономике, ни в социалке, ни тем более в спорте. Нечем гордиться будет! И мы должны это с вами понимать.
То, что сейчас происходит в среде российских болельщиков, мало чем отличается от таких же процессов в других странах, в том числе европейских. Что я имею в виду? И там, так же как и здесь, к фанатскому движению стараются примазаться и поставить его под свой контроль различные фактически деструктивные, как мы говорим, элементы.
По сути, речь идёт о радикалах всяких разных мастей. И делают они это не для спорта, не для развития фан-движения – делают исключительно в своих узких, корыстных политических целях именно для того, чтобы ослабить страну, раскачать её. А потом в этих условиях во всё воронье горло заорать, что только они могут спасти великую Россию. Если мы с вами допустим это – это будет катастрофой.
Я знаю, что фан-движение всегда отличалось своей независимостью – независимостью от власти, независимостью от любых политических движений. Я хочу обратиться к вам с настоятельным призывом не допустить того, чтобы вас кто-то поставил под контроль и начал бы вами манипулировать.
Мы, конечно, будем отсекать (когда я говорю «мы», имею в виду государственную власть) тех, кто занимается поддержкой спорта, болельщиков, фанатов, как сейчас модно говорить, от радикалов, которые к ним примазываются. Но без вашей помощи, без вашего прямого участия и поддержки нам это эффективно не сделать. О том, как мы с вами будем это делать вместе, давайте поговорим.