События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл cелекторное совещание по вопросу «О финансовой поддержке агропромышленного комплекса в 2010 году»

 
 
 

«Наша общая задача заключается в том, чтобы погодные аномалии текущего 2010-го не перечеркнули позитивных тенденций, которые мы набрали с вами за последние десятилетия в сельском хозяйстве. Нам необходимо сохранить потенциал развития, накопленный за последние годы».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами в режиме селекторного совещания посмотрим, как на местах организована работа по поддержке сельхозпредприятий, которые пострадали от засухи летом этого года.

Экстремально жаркое лето стало серьёзным испытанием для всего агропромышленного комплекса России: засуха затронула 43 региона Российской Федерации, в общей сложности пострадало более 25 тыс. предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств. Правительство в целом оперативно отреагировало на эту проблему, в том числе были приняты решения о пролонгации субсидий, кредитов, лизинговых платежей.

Были установлены пониженные железнодорожные тарифы на перевозку зерна и муки из тех регионов, где урожай тем не менее оказался неплохим, в те регионы, которые нуждаются в этом зерне и муке. Причём, как мы договорились на совещании в Ростове, эта льгота будет действовать до 1 июля 2011 года. Чтобы сбалансировать внутренний рынок и обеспечить позитивную динамику в животноводстве, был введён запрет на вывоз зерна за границу.

Пользуясь случаем, хотел бы проинформировать, что в интересах отечественного производителя принято принципиальное решение: в 2011 году практически в два раза мы сократим импорт мяса птицы в Россию. Эта мера непростая, и решение непростое для нас, но мы пошли на него, чтобы поддержать тенденцию к снижению импорта продовольствия, чтобы и дальше укреплять национальное сельское хозяйство. На нашем последнем с вами совещании, посвящённом развитию сельского хозяйства и подведению итогов уходящего года в АПК, многие руководители предприятий и губернаторы ставили именно этот вопрос – о сокращении импорта.

Особое внимание Правительство уделит мерам, направленным на сохранение поголовья скота и производства молока. Уже в I квартале 2011 года из федерального бюджета мы дополнительно направим 5 млрд рублей для тех хозяйств, которые сохранят поголовье КРС (крупного рогатого скота).

И наконец, о главном вопросе повестки нашего сегодняшнего совещания – то, ради чего мы, собственно говоря, сегодня и собрались с вами. Чтобы сохранить финансовую устойчивость сельхозпредприятий, пострадавших от засухи, Правительство весьма оперативно решило вопрос о выделении 35 млрд рублей: общий объём – 10 млрд рублей дотаций и 25 млрд рублей бюджетных кредитов. Первый транш кредитов – 15 млрд рублей и первый транш дотаций 5 млрд рублей.

Эти средства, как известно, предназначены для того, чтобы восполнить потери пострадавших предприятий, дать им возможность нормально провести сезонные полевые работы, закупить семена, удобрения, технику и горюче-смазочные материалы.

Надо учитывать, что будущей весной придётся посеять больше, чтобы компенсировать потери осеннего сева – а они, как известно, тоже были связаны с неблагоприятными погодными условиями, – компенсировать снижение посевных площадей озимых.

Для справки могу сказать, что площадь посевов озимых в этом году сократилась на 2,7 млн га по сравнению с предыдущим 2009 годом – с осенью 2009 года. В 2009 году озимый сев составил 18,2 млн га, а в 2010 году – 15,5 млн га.

Поэтому весной 2011 года планируется увеличить посевы яровых на 2,9 млн га, общая площадь составит 49,8 млн га. В 2010 году было 46,9 млн га.

Словом, наша общая задача заключается в том, чтобы погодные аномалии текущего 2010-го не перечеркнули позитивных тенденций, которые мы набрали с вами за последние десятилетия в сельском хозяйстве. Нам необходимо сохранить потенциал развития, накопленный за последние годы.

На сегодняшний день 20 млрд рублей господдержки перечислены в субъекты Российской Федерации, деньги поступили на счета региональных бюджетов. Но – вот ради этого мы и собрались сегодня! – до селян эти средства доводятся не везде одинаково.

Есть примеры по-настоящему эффективной, оперативной работы. Это Белгородская область, Владимирская, Волгоградская области, Республика Марий Эл, Чувашия. Здесь практически 100% средств доведено до конкретных хозяйств. И хочу подчеркнуть: сразу видно, что в этих регионах владеют ситуацией, хорошо знают, какие возможные проблемы могут возникнуть у сельхозпроизводителей, если их вовремя не поддержать, какая помощь необходима каждому конкретному хозяйству.

И должен отметить, что в числе регионов, которые мы называем в качестве передовиков, в числе регионов, где должным образом организована работа, как правило, одни и те же субъекты Федерации встречаются – как правило.

Но есть совершенно другой подход. Я не буду сегодня, сейчас, называть конкретных руководителей регионов, в которых выделенные бюджетные средства до сих пор висят на счетах региональных бюджетов, не буду вас позорить сейчас на всю страну, но надо прямо сказать, что выделенные государством денежные ресурсы, немалые средства, пока не работают в интересах сельхозпроизводителей. По имеющимся справкам – а их у меня достаточно, – по некоторым разделам поддержки ноль стоит до сих пор. Ноль!

Получается, что деньги Правительство выделило, а аграрии из-за непонятных действий региональных властей поддержку до сих пор не получили. Ещё раз хочу подчеркнуть: детальная информация по каждому проблемному региону у нас есть, и с каждым из руководителей мы, конечно, будем отдельно разговаривать. Скажу только, что никак, кроме как или безответственным, или непрофессиональным, такое поведение назвать нельзя.

Слово – Виктору Алексеевичу Зубкову.

В.А.Зубков: Спасибо! Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! В текущем году положение в агропромышленном комплексе в связи с жесточайшей засухой находится на особом контроле Правительства Российской Федерации. Проводимые в еженедельном режиме селекторные совещания с руководителями регионов, бизнес-сообществом, позволили готовить решения, востребованные ситуацией.

Если бы оперативно не были приняты те меры, о которых сейчас сказал Председатель Правительства, могли бы быть более негативные последствия для экономики отрасли.

Пострадало действительно 43 региона – почти половина субъектов Российской Федерации. Прямой ущерб составил около 42 млрд рублей. Это сопоставимо с объёмом валовой продукции сельского хозяйства за год таких областей, как Самарская или Курская.

Учитывая масштабы гибели урожая, ещё в начале августа текущего года Председатель Правительства дал поручение о немедленном оказании финансовой помощи пострадавшим сельхозпроизводителям. Были определены объёмы господдержки (35 млрд рублей) и очередность направления средств в два транша, в два этапа (20 млрд рублей – в сентябре, 15 млрд – в ноябре). Из этих средств поэтапно 25 млрд рублей – в форме бюджетных кредитов на срок до трёх лет и два транша по 5 млрд дотаций – на прямые потери.

У большинства пострадавших хозяйств существует значительная кредитная нагрузка, залоговые возможности ограничены. Главное целевое назначение господдержки, как уже подчеркнул Владимир Владимирович, обеспечить финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, дать им возможность своевременно погасить имеющиеся обязательства – кредитные, лизинговые, заготовить корма для животноводства, провести сезонные работы. Эти меры и средства – залог урожая и будущего года.

Анализ доведения использования средств первого транша показал: если из 15 млрд бюджетного кредита практически 90% уже поступили селянам, то по дотациям меньше половины регионов, получивших помощь (15 из 37), начали доводить средства до конечных получателей. На 24 ноября из 5 млрд дотаций перечислено 2,2 млрд рублей, или 45%. Из них в полном объёме смогли довести средства до сельхозпроизводителей только четыре региона. Крайне важно довести средства именно сейчас, когда сельхозпроизводители создают материальные резервы на зимне-весенний период. Главной причиной низкого объёма выплат регионы называют отсутствие нормативно-правовой базы на местах, однако целевой характер дотаций был определён заблаговременно. На подготовку необходимых актов времени было достаточно – три месяца. По состоянию на 24 ноября в 10 регионах акты пока не приняты.

Пользуясь тем, что сегодня на селекторном совещании присутствуют председатели законодательных собраний регионов, просил бы вас также обратить внимание на то, что мы сейчас говорим о доведении до сельхозпроизводителей финансовых ресурсов по засухе. Посмотрите, что получается. Из федерального бюджета в этом году выделено Правительством 117 млрд рублей. На поддержку из 88 млрд рублей федерального бюджета доведено до сельхозпроизводителей (то есть мы эти деньги полностью довели до регионов) только 68 млрд рублей, а из 32,9 млрд рублей региональных средств, которые вами были предусмотрены, довели только 24,7 млрд рублей, или 75%.

Остался один месяц, по сути, год заканчивается. Мы также медленно доводим до сельхозпроизводителей те средства, которые были выделены и Правительством, да и вашими законодательными бюджетами.

Отдельно хотел бы остановиться на ситуации с зерном, цена на которое во многом определяет цены на продукты питания. Анализ показывает, что решение о запрете экспорта зерна было принято своевременно. Если бы это не было сделано, то на сегодняшний день из страны могло бы быть вывезено 12 млн т зерна.

Исходя из текущего урожая зерна – 60 млн т, дефицит на рынке зерна был бы ощутимым. Отдельная проблема сегодня – это неравномерность запасов зерна по территории страны. Основными поставщиками зерна на внутреннем рынке стали известные наши регионы: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Алтайский и Красноярский края, Омская и Новосибирская области. Что касается Южного региона, здесь избыток зерна оценивается в 10 млн т.

За октябрь с юга вывезено по железной дороге 400 тыс. т. В Ростове губернаторы ставили вопрос об усилении ответственности за ветеринарные требования. После этого совещания, Владимир Владимирович, на площадке Правительства мы оперативно доработали вопросы, связанные с принятием закона о ветеринарии. Этот закон принят в трёх чтениях 26 ноября. Сейчас он направлен в Совет Федерации. Я думаю, что в ближайшее время будет принят Советом Федерации и подписан Президентом.

Не дожидаясь принятия закона и подзаконных актов, я просил бы Минсельхоз и Россельхознадзор принять более конкретные меры по ужесточению администрирования перевозок зерна, в том числе особенно автотранспортом. Надо то зерно, которое направляется на свиноводческие фермы, подвергнуть термической обработке и гранулированию – такая возможность имеется.

Хотел бы особо поблагодарить руководства Республики Татарстан, Башкортостана, Белгородской и Ярославской областей за активные меры по закупке и перевозке зерна с юга по железной дороге.

Что касается Сибири. Неплохие погодные условия в Сибирском регионе позволили собрать здесь довольно хороший урожай. Здесь хозяйства хорошо выручили за продажу гречихи, подсолнечника, зерна. Благоприятная ценовая конъюнктура сегодня позволяет хозяйствам Сибири чувствовать себя довольно уверенно в финансовом плане. Однако отдельные хозяйства придерживают зерно до весны, и я думаю, что, наверное, это неправильно. Сегодня на рынке зерна сформировались достаточно приемлемые цены – где-то от 6 до 6,5 тыс. рублей. Надо, чтобы зерно свободно ходило на рынке. Поэтому Владимир Владимирович, я попрошу Вас, может быть, мы посмотрим, какие ещё механизмы мы могли бы дополнительно включить для того, чтобы нам не нарушать того нормального ритма, который сложился сегодня на рынке зерна. Я думаю, что это будет правильно.

На днях в Правительстве мы проводили селекторное совещание с регионами по вопросам развития животноводства и подготовки к весенним полевым работам.

Надо сказать, что на 1 ноября производство мяса в стране, несмотря на такие сложнейшие условия этого года, выросло на 12%, по свинине рост составил 120%, по мясу птицы – 113%. Есть регионы, где достигнут хороший прирост. Однако есть и снижение, которое также допущено в ряде регионов – в Смоленской, Самарской, Тверской областях, Чувашии, Башкортостане.

Потребительские цены на мясо в целом стабильные и не повышаются. Импорт мяса на текущую дату сократился почти на 20%. Однако мы знаем, что заготовленных кормов – на 23% меньше показателей за 2009 год, вместе с тем бюджетные средства выделены. Необходимо пополнять запасы кормов путём закупок в других регионах. Так это было всегда: когда в одних регионах кормов по разным причинам не заготавливали, то закупали корма в тех регионах, где они с избытком. Эту практику надо нам в этом году особенно применять. Производство молока также выросло в ряде областей, но в ряде областей есть и снижение – в Тульской, Смоленской, Пензенской, Костромской. Кстати, здесь, в этих регионах, засухи-то не было, а снижение молока довольно значительное. То есть тоже надо разбираться, в чём здесь дело.

Однако сегодня цена закупки молока, как никогда, высокая, такой закупочной цены вообще никогда не было – 14 рублей 82 копейки, что на 53% выше уровня прошлого года. Это должно стимулировать производителей молока наращивать объёмы производства.

По весенне-полевым работам. Урожай будущего года будет определять ценовую стабильность на рынке продовольствия в целом и в 2011 году. С учётом неблагоприятных условий осеннего сева в пострадавших регионах яровой сев необходимо увеличить почти на 25%, довести его до 33–35 млн га. В этом году было 28,4 млн га.

Я просил бы, Владимир Владимирович, всё же найти, изыскать дополнительные средства: 1 млрд рублей – на создание необходимых резервов семян, 1 млрд рублей – на стимулирование закупки минеральных удобрений и 5 млрд рублей (то, о чём Вы говорили еще в I квартале) – для тех хозяйств, которые сохранят поголовье коров.

В целом вопрос весенне-полевых работ находится на постоянном контроле, необходимые поручения всем даны. Руководители регионов обращаются с предложением продлить на 2011 год действие Постановления Правительства о поставках сельхозпроизводителям горюче-смазочных материалов по льготным ценам – то, что мы делали в этом году, то есть минус 10% от оптовой цены. Это первый вопрос.

Второй вопрос. Вы давали поручение о пролонгации льготных перевозок зерна – пролонгировать действующее Постановление до 1 июля 2011 года. Я просил бы, чтобы ещё раз, может быть, сегодня Вы дали мне такое поручение, для того чтобы тогда я смог с теми министерствами, которые отвечают за решение этой проблемы, решить эти вопросы.

Я просил бы Вас, Владимир Владимирович, поддержать вот эти предложения и включить это в протокольное решение.

Спасибо за внимание.


* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги, давайте подведём итоги нашей сегодняшней встречи.

Хочу обратить внимание на следующее: мы специально пригласили к участию в нашем разговоре не только руководителей регионов, но и представителей региональных законодательных собраний, аграрных ассоциаций и отраслевых союзов, чтобы все они приняли участие в нашей совместной работе.

Я вот о чём хочу сказать в этой связи. Сейчас уже конец ноября, декабрь приближается, он быстро пролетит. Потом Новый год, длинные отпуска и каникулы. И мы как следует отдохнём, время будет, а сейчас ещё нужно как следует поработать: момент очень ответственный и очень важный. Я прошу никого не расслабляться.

По итогам разговора давайте договоримся следующим образом: все зависшие на счетах деньги должны быть незамедлительно доведены до сельхозпроизводителей, до нуждающихся и пострадавших от засухи предприятий, до тех, кому они и предназначаются. Доклады об исполнении этого поручения прошу представить в Правительство до конца этой недели, причём за подписью губернатора. Лично прошу вас всё проверить и соответствующий документ подписать. По итогам докладов руководителей субъектов будет проведён анализ, как регионы распорядились ранее полученными средствами.

И второй транш поддержки – следующие 5 млрд рублей получат те субъекты, руководство которых смогло грамотно организовать работу, быстро довести полученные средства до крестьян, то есть реально помочь аграриям. В этом случае будем выделять дополнительные деньги. Думаю, нам сегодня не нужно повышать голос, ногами топать и руками хлопать, нужно работать всем. Всё для этого есть.

Как показал сегодняшний разговор, эффективно работающих регионов у нас много, большинство таких. Ситуация такова, что даже отдельный срыв мы не должны допустить.

И второе. Хотел бы отреагировать на просьбу Виктора Алексеевича Зубкова, которую он сформулировал от имени губернаторского корпуса. Как мы и договаривались, к началу весеннего сева мы дополнительно выделим 1 млрд рублей на семена и 1 млрд рублей на удобрения. Эти средства зарезервированы, находятся на счетах Минфина. Я прошу Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов подготовиться к этому и эту помощь вовремя предоставить, так же как и 5 млрд рублей, о которых мы говорили, для тех хозяйств, которые сохранят поголовье крупного рогатого скота.

Теперь одно замечание по поводу состояния дел на зерновом рынке. Вялые продажи сегодня объясняются – и здесь уже было сказано и участниками сегодняшнего заседания, нашей сегодняшней встречи, и экспертами – желанием некоторых хозяйств, где урожай был неплохой, а подчас, несмотря на засуху, даже хороший, объясняются законным желанием, прямо скажем, этих хозяйств подзаработать, подождать, пока рынок поднимется, товар подорожает, а потом на дорогом рынке это реализовать.

В этой связи хочу сказать следующее. Во-первых, мы помогаем селу. И сегодняшняя наша встреча, информация, которую представили здесь коллеги, – лучшее тому подтверждение. И по банковской линии, и по государственной, и по региональной мы работаем и с производителями горюче-смазочных материалов, и минеральных удобрений. Да, сейчас есть определённые шероховатости, я в конце скажу об этом, но тем не менее все вы знаете: мы работаем со всеми этими проблемами постоянно.

И конечно, мы в праве рассчитывать на то, что и сельхозпроизводители будут вести себя ответственно, своевременно реагировать на поддержку со стороны государства. И вот что хочу сказать: мы располагаем достаточным количеством инструментов для того, чтобы удерживать цены, и, как любое правительство, обязаны это делать. Мы не можем допустить резких скачков цен на продовольствие.

Что мы могли бы сделать из всего набора инструментов, который у нас есть? Одно здесь уже звучало, одна из мер здесь уже называлась – это продажа зерна из интервенционного фонда. Мы такую возможность имеем в виду. Мы для этого этот фонд и создавали. Определимся с моментом этих продаж и соответствующие действия произведём на рынке.

Второе. Я договорился со своими коллегами из тех стран, которые не пострадали либо меньше пострадали от засухи этого года, и по моей просьбе эти правительства зарезервировали для нужд России необходимый объём зерновых. Если потребуется, если мы увидим, что цены растут, мы эти договорённости реализуем и направим на внутренний рынок России дополнительный объём этих зерновых культур.

Но сегодня – и об этом тоже уже было сказано – цена приличная, очень неплохая – 6,5, 6 и даже 7 тыс. В этой связи хочу сказать, что не стоит рисковать, не стоит ничего ждать и не стоит тратить дополнительные, в общем-то не маленькие, деньги на хранение и обеспечение, сохранность и безопасность этого зерна. Нужно начинать работать.

Что касается проблем, которые были подняты с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Мы эти все манипуляции знаем, эти хитрости лежат на поверхности. Мы будем с этим работать, так же как будем работать и с производителями минеральных удобрений. Вы видели, что поручение Министерству экономического развития сформулировано. Проанализируем всё, что происходит, и соответствующим образом отреагируем.

Всем большое спасибо за сегодняшнюю совместную работу. Жду ваших отчётов.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/13127/