Версия для слабовидящих

19 ноября 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – министр финансов Российской федерации А.Л.Кудрин выступил на Международной научно-практической конференции «Налогообложение – современный взгляд»

Уважаемые друзья! Хотел бы прежде всего поздравить всех с 20-летним юбилеем Федеральной налоговой службы России. Уже есть некоторые итоги, которые сегодня можно подводить.

20 лет назад я возглавил финансовое управление мэрии Санкт-Петербурга и помогал создавать петербургское отделение налоговой службы. Помню, как мы все это делали, как выделялась налоговая служба, поэтому мне сегодня приятно вспоминать всё это и поздравлять.

Хотел бы поприветствовать представителей международных организаций и налоговых служб других стран, которые приехали и разделяют с нами этот праздник. Сегодня мы готовы серьёзно поговорить о налоговых тенденциях и выяснить, повышение налогов на настоящий момент – это тренд или временная мера, связанная с борьбой с кризисом.

Налоговая реформа в России в основном начиналась в 1997–1998 годах, когда разрабатывался новый Налоговый кодекс, его первая часть. Затем шло снижение налогов, ставок налогов. Сейчас уже мало кто помнит, что налоговая ставка на прибыль была выше 30%, что те самые страховые взносы были больше 36%. Был ещё фонд занятости и отдельный налог в фонд занятости, и НДС был больше 20%, теперь это уже не все помнят. Это был период, когда количество налогов сократилось с более чем 100 до 13 налогов сегодня плюс 4 специальных налоговых режима для особых зон. Это большой результат. А с точки зрения снижения налоговых ставок мы прошли исторический путь, который нам уже никогда не удастся повторить.

Поэтому мне приятно, что именно в то время мне приходилось вносить эти проекты законов. Я делал это вместе с моими коллегами из Правительства, из Думы. Особенно Герман Греф настойчиво предлагал снижать налоги. Мы прошли очень серьёзный путь. Сегодня на первое место выступают администрирование налогов и лучшее качество взаимодействия налоговой службы и бизнеса. И к этому мы сегодня прилагаем главные свои усилия. Надеюсь, что и руководитель Налоговой службы Михаил Мишустин, который отдал службе более шести лет, справится с этой задачей.

Когда есть высокие доходы от нефти, очень трудно уделять внимание тонкостям налогового администрирования. Но, думаю, прошёл тот период, когда цена на нефть росла до 140–150 долларов за баррель. Теоретически он может повториться, но мы понимает, что это будет временно, это не позволяет нам надеяться на такие цены всегда. И с учётом того, что многие экономисты сегодня считают, что мы вступили в «трезвое десятилетие», как выразился руководитель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, нам придётся очень аккуратно относиться ко всем аспектам бюджетной, налоговой политики и в первую очередь уделять внимание администрированию.

Мир переживает кризис: в России доходы федерального бюджета в 2009 году упали почти на 20%, в европейских странах такое падение было в районе 15–20%. Если в России это было связано больше с нефтью и наш ВВП и налоги снизились также в связи со снижением спроса и стоимости энергоносителей, то в других странах это был экспортный потенциал, который также снизился. В некоторых странах это были финансовые системы, которые снизили поступление налогов, особенно пострадали Великобритания и Франция. У разных государств были свои причины того, почему так глубоко просели доходы и взятые ранее обязательства. Мы наблюдаем высокие дефициты бюджетов. Стоит задача бюджетной консолидации, и многим странам придётся проходить этот путь со снижением ВВП от 3–4 % до 8% и даже 10%. Есть страны, где эти показатели даже больше: Греция, Ирландия и другие. Но это реальный вызов для всех государств, и все они должны умело пройти эту консолидацию.

В предыдущие рецессии при консолидации бюджета соотношение снижения расходов к повышению налогов было 50:50. На развивающихся рынках, как показывает анализ МВФ, такое соотношение было 70% снижения расходов к 30% повышению налогов. В этом кризисе мы будем иметь или подтверждение пропорции 50:50, или даже более чем 50% увеличения налогов. Мы стоим перед непростым периодом. Если говорить о тенденциях в налоговых системах стран мира, то мы стоим не перед временной мерой, а перед тенденцией. И то, что сегодня происходит, можно уже продемонстрировать. Многие страны приняли такие решения: Венгрия подняла НДС на 5% – до 25%, Латвия подняла НДС на 3%, Чехия подняла на 1% НДС, Финляндия подняла льготную ставку по НДС, которая была ниже общей ставки, Греция подняла ставку и Испания.

Часть налогов этих стран поднимается за счёт налогов на прибыль и акцизов. Но на первом месте, как отмечает МВФ в своих обзорах, должна стоять отмена налоговых льгот. Прежде всего нужно обеспечивать нейтральность налоговой системы, уходить от многочисленных накопленных за последние годы льгот и создавать равные условия для всех хозяйствующих агентов. Соответственно, один из выводов этой начавшейся консолидации и изменения налоговой системы – более эффективное повышение налогов связано с повышением косвенных налогов, прежде всего НДС. Оно меньше тормозит экономический рост. Больше тормозит экономический рост налог на прибыль. А прибыль может быть спрятана, уведена в налоговые гавани, по прибыли осуществляется конкуренция налоговых систем. Это последние выводы МВФ по обзору экономик.

Россия проходит такой же путь, как и другие страны. Наш накопленный Резервный фонд исправно выполняет свою задачу. Он смягчил последствия кризиса, дал возможность сохранить социальные обязательства государства и даже несколько нарастить их. В то же время бюджетный дефицит в этом году составит около 4,6% – чуть меньше, чем мы изначально предполагали, однако всё равно нам нужно его снижать в ближайшие годы. Даже при таких благоприятных ценах на нефть – около 75–77 долларов за баррель, которые будут в этом году, – нам нужно к 2015 году выходить на нулевой дефицит ВВП. Перед нами стоит задача бюджетной консолидации, примерно равная 4,6% ВВП. Со следующего года повышение налогов составит 2% ВВП.

О дальнейшем развитии и дальнейших тенденциях скажу коротко. Мы стоим на развилке: или мы будем больше уделять внимания сокращению расходов и повышению эффективности, тогда это серьёзные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства, или большая часть нагрузки ляжет на повышение налогов. Я – за первый пункт. Мы подготовили программу повышения эффективности. Этот путь наиболее сложен, как мы видим по опыту других стран. Если государство будет слабым, оно будет бояться проводить изменения структурного характера, в том числе и в социальной сфере. Тогда мы будем иметь большее развитие второго пункта.

Спасибо!