События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в г. Новокуйбышевске совещание по вопросу «О проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года»

 
 
 

Россия должна сохранить за собой лидирующие позиции в мировой энергетике, а ТЭК призван стать крупным генератором инноваций, - заявил российский Премьер.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас с вами сегодня солидное, хорошее мероприятие. Нам предстоит рассмотреть и принять генеральную схему развития нефтяной отрасли России на период до 2020 года. Тем самым мы практически завершим формирование целой системы программных документов для российского топливно-энергетического комплекса.

Напомню, что в ноябре прошлого года была утверждена новая редакция Энергетической стратегии России. Затем мы обновили схему размещения объектов электроэнергетики, одобрили проект генерального развития газовой отрасли, а также государственную программу энергосбережения.

Общая цель всех этих документов - создать необходимые условия для максимально эффективного использования энергетических ресурсов страны.

Что имеется в виду? Всем понятно. Первое, разумеется, заключается в том, что отечественный ТЭК должен стопроцентно давать обеспечение энергии и бытовым потребителям, гражданам страны, и участникам экономической деятельности.

Второе. Мы рассчитываем на серьёзный кумулятивный эффект от развития ТЭКа. Это и создание новых рабочих мест в самой отрасли и в смежных секторах производства, и размещение крупных заказов на российских заводах, в том числе машиностроительных заводах, это и дополнительные налоговые поступления.

Далее. Россия, конечно, должна сохранить за собой лидирующие позиции в мировой энергетике.

Четвертое. ТЭК призван стать крупным генератором инноваций и развиваться как наукоёмкая, высокотехнологичная отрасль.

Теперь несколько слов о задачах, стоящих непосредственно перед нефтяной промышленностью. Сразу отмечу, что отрасль достаточно стабильно прошла трудный период экономического кризиса: не только сохранила, но даже и увеличила объёмы добычи. Рост 1,2% в 2009 году по сравнению с предыдущим - в общем, в условиях кризиса и спада производства в целом неплохо.

Свои результаты принесли и меры поддержки со стороны государства, такие как изменение порядка исчисления пошлин, фискальные льготы, помощь в привлечении кредитных ресурсов.

Более того, мы продолжили реализацию инфраструктурных проектов, начали масштабное освоение новой, восточносибирской нефтяной провинции.

На чём предстоит сосредоточиться в ближайшее время? Прежде всего, это завершение формирования единой системы нефтепроводов для диверсификации поставок как на внутренний, так и на внешний рынки.

Среди крупнейших инфраструктурных проектов, которые нам предстоит реализовать, выделю завершение строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Она работает у нас, часть трубы уже построена, к океану мы везём железнодорожным транспортом, порт хороший построен. Должна быть завершена и работа от Сковородино прямо к берегу. Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы является существенной и важной для нас.

Кроме того, будут открыты нефтепроводы Самотлор - Пурпе и Заполярье - Пурпе. Распоряжение Правительства о начале строительства по последнему из них я только что подписал. Игорь Иванович (Сечин) мне доложил, мы рассмотрели, и этот документ подписан.

Эти новые нитки свяжут месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края с единой системой трубопроводов. Конечно, «Транснефть» не должна ограничиваться реализацией лишь крупных проектов. Нужно вести работу по модернизации существующей системы, устранять узкие места, выполнять заявки нефтяных компаний на присоединение новых объектов - месторождений или перерабатывающих заводов, а также снижать издержки транспортировки нефти, в том числе за счёт применения новых технологий (современного насосного оборудования, покрытий в трубах и так далее и тому подобное - специалисты знают, о чём я говорю).

Всё это, безусловно, крайне важно, так как речь идёт о создании инфраструктурной основы для гибкого и конкурентного рынка нефти и нефтепродуктов.

И добывающим компаниям, и НПЗ необходим чёткий порядок доступа и подключения к магистральным трубопроводам. Именно эту задачу и призвано решить недавно принятое постановление, регулирующее порядок раскрытия информации о деятельности «Транснефти» и других естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов. Они будут обязаны публиковать подробные сведения об издержках и инвестиционных программах, а главное, о тарифах на свои услуги и возможностях подключения к системе. То есть деятельность естественных монополий в нефтяном секторе станет - во всяком случае я на это очень надеюсь - должна стать более прозрачной и подконтрольной.

Следующая задача связана с реализацией проектов по освоению новых нефтяных провинций, прежде всего в Восточной Сибири, на Ямале, Каспии и арктическом шельфе.

Восточносибирские месторождения, такие как Ванкор, Верхняя Чона и Талакан, уже запущены в эксплуатацию, как и месторождение имени Корчагина на Каспии.

В числе приоритетов генеральная схема выделяет целый набор месторождений, надеюсь, вы с этим познакомились, если нет, пожалуйста, сделайте это.

Если мы говорим об эффективности в нефтяной отрасли, значительный потенциал заложен и в повышении коэффициента извлечения нефти, а также в рачительном освоении так называемых оторочек малых и средних нефтяных месторождений, тем более что многие из них находятся в районах с развитой инфраструктурой.

В итоге и за счёт прироста разведанных запасов, и за счёт выхода на новые площадки, и благодаря повышению эффективности эксплуатации старых нефтяных провинций мы сможем на десятилетия вперёд сохранить достигнутые объёмы добычи сырья - порядка 500 млн тонн нефти в год. Этого достаточно, чтобы полностью закрывать потребности отечественной экономики и обеспечивать стабильные поставки нашим зарубежным партнёрам.

Замечу также, что российская нефтяная отрасль давно уже стала неотъемлемой частью глобальной энергетической мировой индустрии: примерно 25% акционерного капитала в нашей отрасли принадлежит иностранным инвесторам.

С другой стороны, российские компании владеют рядом серьёзных сырьевых предприятий и перерабатывающих активов за рубежом, и потому нам надо активнее переходить на международные стандарты учёта и отчётности, в том числе это касается аудита сырьевых запасов, чтобы наши производители оценивались по критериям, принимаемым и принятым во всём мире.

Далее. Мы продолжим реализацию планов коренной модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Сегодня статистика такова: на основных НПЗ, входящих в нашу систему, глубина переработки нефти в среднем составляет 71%. И я знаю, что у крупных компаний есть конкретные инвестиционные планы модернизации этих производств общей стоимостью 780 млрд рублей. Мы здесь находимся на одном из предприятий «Роснефти». Я посмотрел на планы предприятия, посмотрел на то, как идёт работа. Конечно, эти планы родились не вчера, все они возникли в течение последних нескольких лет, ещё при прежнем руководителе компании. Я хочу пожелать новому руководителю успехов и осуществления всех этих задумок. В целом, конечно, то, что я посмотрел, вселяет оптимизм.

Однако, к сожалению, у нас в целом действует ещё порядка 250 так называемых, как в профессиональной среде говорят, керосинок и самоваров, которые даже условно нельзя назвать нефтеперерабатывающими заводами. Глубина переработки на таких предприятиях - где-то под 40%, 40 с небольшим. И выпускают они не продукцию для конечного потребителя, а, по сути говоря - и все это прекрасно понимают, - промежуточное сырьё для поставок на экспорт (мазут, печное топливо, прямогонный бензин). И прямо скажем, неплохо зарабатывают на разнице пошлин для сырой нефти и нефтепродуктов.

Такие объекты нужно серьёзно модернизовать. Решение этой задачи постоянно должно находиться в центре внимания Правительства и Министерства энергетики. В частности, чтобы стимулировать процесс модернизации, мы приняли решение запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки на которых - меньше 70%.

Кроме того, уже к 2011 году все наши НПЗ должны перейти на выпуск бензина, соответствующего экологическим стандартам «Евро-3». Каждую просьбу по отсрочке, поступающую от конкретного нефтеперерабатывающего завода, мы будем рассматривать отдельно, - на Правительственной комиссии по ТЭКу.

И, разумеется, мы поддерживаем планы отечественных нефтяных компаний по укреплению своих позиций на внешних рынках. Это касается и разработки новых месторождений, и переработки углеводородного сырья.

Такие проекты приближают наши компании к зарубежным потребителям, конечным потребителям, а обмен инвестициями, обмен активами повышает доверие в глобальной энергетике, способствует её большей устойчивости и предсказуемости, выравнивает спрос и предложение.

Уважаемые коллеги!

Заявленные планы развития нефтяной отрасли требуют серьёзных финансовых вложений. В целом до 2020 года необходимо будет инвестировать в отрасль более 8,6 трлн рублей.

В то же время очевидно, что нефть и газ составляют важнейшую статью доходов бюджета. В этой связи Министерству финансов и Министерству энергетики необходимо найти здоровый, аккуратный баланс, золотую середину, между потребностями нефтяных компаний в инвестициях и задачей устойчивого наполнения бюджета.

Позитивные примеры таких решений у нас есть. Так, существенное снижение ставки НДПИ для старых и сильно истощённых месторождений стимулировало рост добычи нефти в Приволжском федеральном округе. Добыча нефти в этом округе выросла с 93 млн тонн до 102 млн за последние несколько лет. Есть и полное обнуление для отдельных месторождений. Такие же льготы предусмотрены для новых районов Восточной Сибири в сочетании с введением нулевой экспортной пошлины. Они позволили запустить Ванкор, о котором я уже упомянул, Талакан и Верхнюю Чону и тем самым не допустить падения добычи нефти в стране в целом, больше того, даже немного, как я говорил вначале, нарастить её в условиях кризиса.

Могу сказать, что сейчас мы рассматриваем дополнительные меры такого совершенствования налоговой нагрузки по некоторым проектам, которые не могут быть реализованы без государственной поддержки в широком смысле этого слова. Мы сейчас долго дискутировали с представителем Министерства финансов. Поддержка как раз и будет заключаться в том, что мы будем вводить такую систему налогообложения, которая позволила бы в трудный, начальный период времени работы минимизировать издержки. А потом, когда выход будет на пик добычи, вернуть то, что вовремя бюджет недополучил. Потом опять нагрузка немножко может быть снижена, когда месторождение уже будет работать на завершающей стадии.

Одно из этих предложений касается продления в отдельных случаях: как, например, по Ванкору договорились о продлении на четыре месяца льготных ставок экспортных пошлин.

Другое предложение предполагает использование аналогичного механизма для стимулирования добычи нефти на шельфе Каспия.

В целом предложения по новой модели налогообложения нефтяной отрасли находятся в работе. Министерство энергетики многое сделало для того, чтобы подготовить соответствующие предложения, и нужно в ближайшее время эту работу вместе с другими ведомствами, с Министерством финансов довести до логического завершения. Речь идёт и о введении специального фискального режима для новых месторождений, и дифференциации НДПИ, и о выравнивании пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты, а в перспективе и о переходе к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

Сегодня я также хотел бы услышать мнение представителей нефтяного бизнеса на этот счёт. Но сразу хочу заметить: рассчитываю на то, что наши уважаемые коллеги из нефтяного бизнеса будут обращать внимание не только на то, чтобы приобрести соответствующие льготы, поднять месторождение и затем обращать особое внимание на выплату дивидендов, хотя это, разумеется, очень важно. Особенно важно, чтобы миноритарные акционеры понимали, ради чего они вложили деньги в ту или иную компанию. Но всё-таки главное на сегодняшнем этапе - это вложение в развитие.

И ещё одно пожелание. Нашим компаниям следует внимательно разобраться в своём хозяйстве - например, исключить из цепочки поставок и оказания услуг экономически необоснованных посредников. Что касается роли посредников в рыночной экономике, мы с вами знаем: это важная роль, нужная. Особенно в нефтянке трейдеры играют важную роль. Но я говорю об экономически необоснованном участии таких компаний, а такие тоже есть.

Окончательные предложения по новой системе налогообложения с конкретными ставками налогов и сроками их введения должны быть подготовлены уже в самое ближайшее время. Я думаю, что до конца года их нужно будет согласовать между ведомствами. И соответствующие министерства и ведомства будут работать в тесном контакте, разумеется, с представителями наших компаний. Надеюсь, что к лету следующего года это будет положено на бумагу, сформулировано в виде поправок к соответствующим законам и внесено в Государственную Думу, с тем чтобы инвесторы понимали, в каких условиях им предстоит работать, каковы правила игры, выстраивать свои долгосрочные стратегии и планы.

И в заключение о развитии биржевой торговли. Соответствующая инфраструктура создана и продолжает укрепляться. Санкт-Петербургская сырьевая биржа открывает филиалы в регионах России и за рубежом. Мы приняли решение об обязательной продаже через биржевые механизмы до 15% сырья и нефтепродуктов. Отмечу важность этой работы для становления этого рынка, создания условий для перспективного развития всего ТЭКа страны. И прошу Роснедра включить требования по объёмам биржевой торговли в качестве одного из обязательных условий при заключении лицензионных соглашений.

Давайте сейчас в режиме видеоконференции посмотрим, послушаем, как обстоят дела на важнейших объектах нефтяной отрасли.

Начнём с нефтепровода, о котором я уже упомянул, - нефтепровод Пурпе-Самотлор. Он является составной частью трубопроводной системы Заполярья, предназначен для транспортировки нефти месторождений ЯНАО и севера Красноярского края на экспорт по нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий океан). Начало строительства - март 2010 года.

                                                                                  * * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Я вот что хотел бы сказать в завершение. Собственно, завершить хотел бы тем, с чего начал. Мы с вами рассматриваем важнейший вопрос для нашей экономики. Разумеется, главным направлением развития страны является модернизация экономики в целом, придание ей более высокотехнологичного характера и структуры.

Здесь много составляющих, но одна из важнейших - это, безусловно, развитие нефтегазового сектора и нефтянки в том числе, а может быть, прежде всего. Имею в виду и огромное значение, которое имеет нефтяная отрасль для наполнения бюджета. Более 40% - именно от нефтянки, именно от нефтяной отрасли. Более 40% бюджета наполняется за счёт нефтяной отрасли - это очевидный факт жизни. И сама нефтяная отрасль, конечно, должна модернизироваться.

Здесь уже говорилось о том, как влияет развитие нефтяной отрасли на другие стороны жизни нашей страны, на экономику страны, как это влияет на машиностроение, на металлургическую промышленность, как развивает её, ставит перед ними новые задачи на совершенно другом современном уровне и вот таким образом опосредованно влияет и на процессы модернизации в экономике в целом.

Я обращаю внимание на то, что в этом году за девять месяцев добыча была уже выше, чем в прошлом году. И по итогам девяти месяцев плюс составил 2,4%, а по году это будет чуть меньше: где-то около 2% - 1,8%. И в этом году мы уже должны выйти на добычу свыше 500 млн. Вот так её и держать примерно. Чуть-чуть больше это будет, может быть, в зависимости от ситуации, которая складывается в нашей и мировой экономике. Но это задача непростая.

Я с удовлетворением посмотрел на то, что происходит в отрасли в целом. Хочу поблагодарить руководителей компаний, руководителей отрасли, всех наших коллег, которые работают на местах. Мы с вами видим, что, несмотря на кризис, отрасль не только сохранилась и не понесла серьёзных потерь, а наоборот, она развивается, и развивается успешно. Это очень хороший сигнал для экономики в целом, это залог стабильности и поступательного развития всей российской экономики.

Мы внесём коррективы в проект протокольного решения, соответственно, в генеральную схему развития нефтяной отрасли до 2020 года. И рассчитываю на то, что все будем активно работать над исполнением этих планов.

Спасибо большое всем присутствующим и всем нашим коллегам, которые находятся в различных регионах Российской Федерации и за границей за сегодняшнюю совместную работу.

Всего доброго!

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/12784/