Версия для слабовидящих

20 октября 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил в Государственной Думе в связи с представлением Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов

Выступление А.Л.Кудрина:

Уважаемые депутаты!

Сегодня на ваше рассмотрение в первом чтении представляется проект федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012- 2013 годов. Особенности этого бюджета заключаются в том, что это первый трёхлетний бюджет после приостановки на один год разработки трёхлетних бюджетов в связи с кризисом. Мы снова возвращаемся к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса. Она будет базироваться на экономическом росте, на новых факторах, связанных в основном не с нефтью и газом, а на уходе от сырьевой зависимости. Именно такую стратегию выбирает Правительство на ближайшие годы, для того чтобы в следующие десять лет в рамках Стратегии-2020 уйти от нефтяной зависимости. Соответственно, каждый год доля нефтегазового сектора в составе ВВП России будет уменьшаться более быстрыми темпами по сравнению с ростом сырьевых отраслей. Будут расти другие отрасли.

Мы должны учитывать, что мир прошёл самый серьёзный кризис за последние 100 лет. По сути, это кризис новой глобальной экономики, который выявил потребность в дополнительных инструментах регулирования глобальной экономики, необходимость коллективных действий ряда стран по противодействию мировым глобальным дисбалансам и рискам.

Пока мы не члены ВТО, мы не можем в полной мере участвовать в создании новой системы торговли в условиях посткризисной мировой экономики. Однако Россия участвует в международных организациях, и МВФ, и Совет по финансовой стабильности, и Базельский комитет сегодня работают над созданием новой финансовой структуры регулирования рынков.

Ещё недостаточно активно идёт рост в других странах и в целом в мировой экономике. Мы зависим от неё, поскольку наши энергоносители являются одной из основ её роста. Россия - одна из стран, имеющих самую большую добычу энергоносителей. Требуется больше топлива для мировой экономики, когда экономика растёт. Сегодня можем сказать, что этот рост возобновился, но он остаётся очень умеренным. На 2010 год Международный валютный фонд увеличил прогноз на 0,2% по сравнению с ожидаемым, и он составит 4,8%.

Этот год - первый после кризиса. На следующий год прогноз снижен на 0,1% и, как ожидается, составит 4,2%. Это будет умеренный рост. Соответственно, мы должны также умеренно оценивать и внешние факторы развития нашей страны.

В целом первый посткризисный год показывает, что мы сможем выйти на экономический рост. Он будет чуть ниже 4%. Инфляция будет в 2010 году самой низкой за всю историю новой России. Если в прошлом году она, поставив рекорд с начала 1990-х годов, была 8,8% (это была самая низкая инфляция), то в этом году мы ещё один рекорд поставим - 8%. На следующий год наша задача по инфляции - добиться ещё более низких параметров - около 7%, может быть 6,5%.

Инвестиции в этом году растут стабильно - на 10%, что говорит о том, что и российская экономика начинает мобилизовывать новые факторы роста. Инвестиции и являются главным мотором будущего роста.

Обрабатывающая промышленность за январь-сентябрь показала прирост на 12,6%. Безработица снизилась. Таким образом, восстановились позитивные тенденции в российской экономике, что позволяет перейти к формированию бюджета на плановой основе, и мы представляем вам трёхлетний бюджет.

Он призван сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить стабильность всех основных условий для бизнеса, в том числе низкую ставку кредита и постепенное её снижение, стабильный курс рубля к мировым валютам, другие показатели, обеспечивающие условия прогнозирования для бизнеса, расширение инвестиций и производства.

Доходы федерального бюджета в 2011 году составят более 8 трлн 844 млрд рублей. Как ожидается, прирост доходов по сравнению с 2010 годом составит 12,5%. Расходы прирастут на 4,2% и составят 10 трлн 658 млрд рублей.

По доходам мы в 2011 году ещё не выйдем на уровень докризисного 2008 года. И только в 2012 году мы превысим в номинальном выражении доходы докризисного года. Если говорить о цифрах в реальном выражении, то в 2011 году и в ближайшую трёхлетку мы ещё не выйдем на докризисный уровень доходов в реальном выражении, то есть за вычетом инфляции они составят от 76 до 80% от уровня дохода 2008 года.

Тем не менее расходы в реальном выражении будут выше докризисного 2008 года: в 2011 году - на 12,5%, в 2012-м - на 11,9%, в 2013-м - на 14,9%. Это означает, что мы берёмся за выполнение напряжённого плана. Не выходим по доходам на докризисный уровень, по расходам превышаем его и в то же время обеспечиваем выполнение всех основных социальных задач и инфраструктурных планов по модернизации нашей экономики.

Мы планируем, что дефицит бюджета составит в следующем году около 3,6% ВВП, в 2012-м - 3,1%, в 2013-м - 2,9%. Мы главную нагрузку по обеспечению покрытия дефицита возлагаем на заимствования на рынках. Они несколько возрастут, возрастут и расходы на их обслуживание.

В течение трёх лет государственный долг не превысит 18% ВВП, что является безопасным уровнем. С учётом снижения процентов по обслуживанию в условиях снижения инфляции мы будем с каждым годом всё меньше платить за тот прирост долга, который будет возникать для покрытия дефицита.

Наша цель - к 2015 году при умеренных ценах на нефть 75-78 долларов за баррель выйти на бездефицитный бюджет. Мы должны обеспечить при таких ценах бездефицитный бюджет, потому что возможна ситуация, когда цена составит 50 или 40 долларов. В I квартале прошлого года средняя цена на нефть была 43 доллара. Мы должны быть готовы к этому. Наша бюджетная политика должна обеспечивать при любых ценах на нефть выполнение государственных обязательств, всех основных программ: от обороноспособности до обеспечения дефицита пенсионной системы и социальных расходов.

В этой связи часто слышу замечания некоторых фракций о том, что сегодня ещё недостаточно достоверен прогноз, что цены на нефть прогнозируются очень низкие. Уважаемые коллеги! Мы прошли мировой кризис. Удивлён, когда слышу от некоторых фракций, что они готовы сделать более тщательный прогноз, в то время как ни одна фракция не предсказала этого кризиса.

Задача бюджетной политики - обеспечить выполнение социальных обязательств в любых условиях, в которых бы ни оказался ВВП с учётом тех вызовов, которые перед нами стоят в ближайшее время. В условиях выхода из мирового кризиса нельзя забывать о некачественных активах на балансах банков. Могут быть сюрпризы от мировой экономики. Не вполне устойчивым сейчас является рост и в России.

Поэтому наша бюджетная политика должна в следующем году обеспечить выполнение задач государства, невзирая на то, что сам ВВП может оказаться несколько иным. Но превышать нами представленный прогноз по ценам на нефть, я думаю, несерьёзно, поскольку средняя цена на нефть за 10 последних лет (с 2001-го по 2010 год) - 52 доллара за баррель. Выше 75 ставить - означает подвергать бюджетную политику новым рискам, рискам необеспечения выполнения государством своих обязательств.

Особенности бюджета этого года также предполагают, что кроме восстановления трёхлетнего горизонта мы на три года распределяем межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации, вводим четыре новых раздела классификации, которые более полно покажут позиции по отдельным направлениям. Мы закладываем резерв на реформу Министерства внутренних дел: в 2012 году - 138 млрд рублей, в 2013-м - 189 млрд рублей. Мы создаём Федеральный дорожный фонд.

Мы предлагаем с 2012 года перейти на программную классификацию бюджета. Его обсуждение теперь будет вестись не по линии, какой раздел классификации - оборона, или здравоохранение, или образование -выросло и насколько. Теперь обсуждение будет вестись по линии того, каких результатов мы хотим добиться в рамках представленного бюджета. Расходы должны быть обоснованны. Теперь это выходит на уровень дискуссии в Государственной Думе по всем целевым показателям, индикаторам любого направления, любой государственной программы.

Правительство планирует, что с 2012 года будет действовать 39 государственных программ. По ним будет расписано 97% всего бюджета. Мы впервые дали в аналитическом распределении информацию о том, как бы предварительно распределились все расходы бюджета по этим 39 программам. В течение следующего года пройдёт их обсуждение, утверждение на заседании Правительства. Они будут уточнены. И в следующем году при предоставлении трёхлетнего бюджета мы вам представим уже окончательный, уточнённый план распределения бюджета по этим государственным программам.

Для более полной информированности депутатов, для повышения прозрачности бюджета вам представлено приложение о пообъектном распределении средств на федеральные адресные инвестиционные программы по федеральным объектам. Мы также представили реестр расходов бюджетных обязательств.

Среди важных моментов следующего года такие: мы уменьшаем финансирование дефицита пенсионной системы. Но это мы сможем сделать только с учётом повышения страховых взносов в бюджетную систему, а именно в пенсионную систему. Суммарно повышение бремени для бизнеса будет около 2,1%. Это серьёзная нагрузка для нашего бизнеса? Конечно, всегда такое повышение является серьёзной нагрузкой. Но мы должны принять для себя решение - можем ли мы обойтись без такого повышения.

Главные средства пойдут в пенсионную систему для обеспечения более достойных пенсий. Альтернативный вариант, который избирают другие страны, - повышение пенсионного возраста. На данном этапе Правительство и мы предлагаем Государственной Думе пойти по другому пути - обеспечить необходимое уменьшение дефицита пенсионной системы за счёт увеличения налоговой нагрузки. Совокупная нагрузка на бизнес в следующем году во всех формах платежей в государственную систему составит 34,8% ВВП. Давайте сравним с другими странами. Средняя налоговая нагрузка по странам ОЭСР - 35,9%. Мы останемся ниже средней нагрузки по ОЭСР. Если взять 27 стран ЕС, то средняя нагрузка - 37,5%. Мы ниже и этой позиции. А в некоторых странах, таких как Дания, нагрузка 48,7%. Норвегия - 43,6%.

Данные по России, связанные с налоговой нагрузкой, - 34,8% ВВП следующего года - нужно смотреть с учётом того, что значительная часть этой нагрузки приходится на сырьевые отрасли, на нефть и газ в виде рентных платежей. Если мы изымем средства рентных платежей, НДПИ на газ, НДПИ на нефть, экспортную пошлину на газ и экспортную пошлину на нефть, то налоговая нагрузка в нашей стране в следующем году составит 26,7%, одна из самых низких в мире. В США - 28,4. Без рентных платежей мы будем даже ниже Соединенных Штатов.

Анализируя все возможности обеспечения бюджетной системы доходами и выполнение социальных обязательств, повышение пенсий, мы учитываем уровень налоговой нагрузки и конкурентные возможности российской экономики и бизнеса в ближайшие годы. Разницу в доходах и расходах нам придётся покрывать в основном за счёт заимствований. Они вырастут, но долг не превысит 18% ВВП.

Часть дефицита мы будем покрывать за счёт продажи пакетов государственных компаний. Эти средства пойдут на реализацию программ модернизации и инфраструктуры. От приватизации в 2011 году мы предполагаем получить 298 млрд рублей. Список компаний в данный момент рассматривается на совещании у Председателя Правительства.

На следующий год основные расходы, если смотреть по основной классификации, вырастут на образование на 16,4%, на здравоохранение - на 8,4%. Увеличится также поддержка физкультуры и спорта на 25% с учётом подготовки к Олимпийским играм, студенческой спартакиаде.

Поддержка отраслей и субсидии возрастет на 10% и достигнет в 2011 году 1 трлн 760 млрд рублей. Поддержка национальной обороны увеличится на 18,8%, национальной безопасности и правоохранительной деятельности - на 9,6%.

Сразу хочу сказать, что в позиции обороны и правоохранительной деятельности пока не стоит планируемая с 2012 года реформа денежного довольствия. В среднем денежное довольствие с 2012 года мы поднимем по силовым структурам примерно на 30%. И данные средства зарезервированы в условно распределённых расходах федерального бюджета.

В нашем аналитическом распределении расходов по основным государственным программам, которые мы с 2012 года предполагаем принять, мы сразу видим, что на инновационное развитие и модернизацию экономики будет направлено 17 программ на сумму 1 трлн 685,5 млрд рублей. При этом среди других ключевых направлений, на которые будут направляться средства бюджета, - новое качество жизни: 11 программ на сумму 4 трлн 761 млрд рублей.

Дорожное строительство и хозяйство увеличится на следующий год на 20,8%, несмотря на то что мы переживаем сложные времена по доходам и расходам.

По программе государственного развития сельского хозяйства выходим на плановую цифру, которая заложена в законе «О государственной программе развития сельского хозяйства». И это составит 125 млрд рублей. Структура программы и эти расходы должны учитывать год засухи и кризисный год.

Повышение денежного довольствия в следующем году предполагается на 6,5% с 1 апреля для всех силовых структур, для бюджетных учреждений - на 6,5% с июня 2011 года. Также запланировано повышение стипендиального фонда с 1 сентября 2011 года.

Кстати, нам задают вопрос: достаточно ли средств по стипендиальному фонду? Сегодня есть достаточно прав у университетов распределять этот стипендиальный фонд, определять поддержку и дополнительные стипендии, распределять эти стипендии для нуждающихся. Никто не предлагает уравнивать всех студентов. У всех студентов - разные условия. Систему стипендиальной поддержки наиболее талантливых или нуждающихся могут обеспечивать сами вузы. Знаю, что такую практику они на сегодняшний день имеют.

Будет семь новых государственных программ, включая «Чистую воду». Программа «Информационное общество» обеспечивает расширение предоставления государственных услуг в электронном виде, ведёт к сокращению очередей. Будут программы в области развития фармацевтической и медицинской промышленности - это отрасли высоких технологий, где мы хотим добиться в ближайшие годы прорыва.

Субъекты Российской Федерации в следующем году получат дополнительную поддержку из федерального бюджета на сумму 1 трлн 259 млрд рублей в разных формах, от дотаций на выравнивание, субсидий в рамках нацпроектов и федеральных целевых программ, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. Уровень финансирования за счёт федерального бюджета всех субъектов составит 18% от всех расходов субъектов Российской Федерации - больше чем до кризиса, когда было 15%. Мы предполагаем, что в следующем году уменьшится дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом году мы ожидаем дефицит более 400 млрд рублей, в то время как в следующем году общий дефицит субъектов составит около 300 млрд рублей. Для этого мы предусматриваем поддержку, в том числе кредиты на сумму 113 млрд рублей: часть из них - на сбалансированность бюджета, часть - на дороги в размере 36 млрд рублей, пятилетние кредиты под 1/3 ставки рефинансирования. В следующем году мы будем иметь больше профицитных регионов и меньше дефицитных.

Основные пропорции сбалансированности между расходами федерального бюджета и субъектов Российской Федерации с главной нагрузкой на модернизацию и инновации и поддержку социальной политики мы предусмотрели. Мы готовы внимательно рассмотреть ваши поправки за период до второго чтения и, где необходимо, уточнить, поправить отдельные разделы и программы в целом, чтобы ещё лучше выполнить те задачи, которые мы перед собой ставим.

Спасибо.