Версия для слабовидящих

19 октября 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с заместителем Председателя Государственной Думы, лидером ЛДПР В.В.Жириновским

Обсуждались вопросы подготовки бюджета. В этой связи Премьер охарактеризовал нынешнюю экономическую ситуацию как стадию выхода из кризиса, заметив при этом, что ещё многие факторы, порожденные кризисными явлениями, остаются, «и мы должны это иметь в виду и в бюджете».

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Здравствуйте. Владимир Вольфович, хотел поговорить с Вами по вопросам подготовки бюджета. Вы знаете, что такие встречи уже прошли с «Единой Россией», только что я встречался с Геннадием Андреевичем Зюгановым. Хотел бы и с Вами поговорить по основным параметрам, по макроэкономике, по отдельным направлениям расходов государственных средств.

Вы знаете, что нам удалось решить основные вопросы, связанные с преодолением кризиса. Сейчас мы находимся на стадии выхода из кризиса, но тем не менее ещё многие факторы, с которыми мы вынуждены считаться и которые были порождены как раз кризисными явлениями, остаются, и мы должны это иметь в виду и в бюджете.

Разумеется, первостепенное внимание мы будем уделять, как и в предыдущее время, социальным вопросам. Я знаю, что ваша фракция уделяет этому вопросу очень много внимания, так же как и вопросам развития науки, образования, здравоохранения. Кстати говоря, что касается здравоохранения: у нас предусмотрены расходы в сфере здравоохранения свыше 2 трлн рублей. Это очень приличный рост в следующем году.

Что касается образования, то здесь я бы обратил внимание на то, что мы впервые выделяем (многие предыдущие годы мы этого не делали) значительные средства на привлечение в Российскую Академию наук молодых учёных. И специально под это выделяем ставки и отдельные деньги. Ещё 2 млрд рублей мы выделяем на приобретение нового лабораторного оборудования. И по другим расходам мы сейчас с Вами поговорим поподробнее.

Что касается реального сектора экономики, то здесь наши действия продиктованы как раз ситуацией выхода из кризиса по отдельным отраслям. Но в то же время мы начинаем и ряд новых программ, в том числе, например, программу энергосбережения, - на это тоже выделяются отдельные деньги. По всем этим вопросам я хотел бы с Вами сегодня поподробнее поговорить.

В.В.Жириновский: Мы только сегодня утверждали уточнения в бюджет этого года. Конечно, положительно то, что появились дополнительные деньги, здесь как бы нет никаких ошибок. Хорошие возможности. Позитивно можно это оценить, и средства распределены почти по всем направлениям. Единственное, может быть...  Есть часть недовольных - это деятели культуры. Недавно была встреча... У них есть всё-таки такой момент: как-то на самом последнем этапе о них вспоминают. Но я им сказал: надо как-то оживить репертуар. Это важное дело, ведь театры есть почти по всей стране. Я почему об этом говорю? Потому что везде уже много раз говорилось: сельское хозяйство, образование, реальный сектор, социалка... А они вроде бы оставались в самом конце. Но должна быть какая-то и от них отдача. Нельзя же давать только репертуар XIX века, зарубежную классику... А современного почти ничего нет! Они могли бы и помочь! Возьмите того же Чичикова из «Мёртвых душ». Что, сегодня нет чичиковых, которые скупают акции, допустим обанкротившихся предприятий? Акции есть, а предприятий нет! Или реализовывают... Аудиторы пусть так же едут, чтобы вся губерния была на ушах!

То есть в целом бюджет, конечно, вызывает оптимизм, потому что всё-таки доходная часть - приличная. Вот расходы - это понятно, все просят, всем надо и деньги распределяются на всё: и на ЖКХ, и на дороги, и на всё остальное. А вот на доходной части я бы хотел немного внимание акцентировать. Допустим, не так давно принимали закон о торговле. Не установили предел торговой наценки, чтобы была там свобода для них, - хорошо. А давайте установим норму прибыли 20% - это мировая практика. Тогда автоматически им не будет смысла слишком завышать цены, ибо эти большие деньги, полученные от завышенных цен, по этому закону о норме прибыли он должен 80% в бюджет отдать и ему останется 20%. Всё в этом плане можно регулировать рыночными мерами. Мы согласны, что в большинстве случаев надо применять рыночные механизмы для получения дополнительных доходов. Это тот самый случай, где, мне кажется, у нас целина. По налогам понятно: там НДС наиболее собираемый - хорошо, пусть он остается. Где-то, может быть, ввести налог с продаж.

По транспортному налогу: всё-таки Минфин не хочет пойти на то, чтобы заложить в цену бензина. И здесь обижены в основном те, кто редко ездит. Им обидно: он раз в год поехал, а платит налог, если не через бензин напрямую, столько же, сколько сосед, который ездит каждый день. Вот эта категория людей не очень согласна с тем, что остаётся транспортный налог. А Минфин говорит: рубль мы могли бы добавить к цене на бензин, но этого не хватит, чтобы собрать налог, который раньше давал транспортный. Если мы уберём транспортный, а закладываем... А два, три рубля - это уже будет немножко опасно. Люди не захотят покупать бензин, который будет стоить на два-три рубля дороже. Их можно понять. Я говорю: есть часть людей, которая очень редко ездит. В основном они могут быть недовольны. Как я сказал про деятелей культуры, они тоже считают, что им как бы недодают.

Ещё один вопрос, который, мне кажется, тоже немножко в стороне... Может, в перспективе подумать о выделении комитета, службы именно продовольствия, обеспечения страны продовольствием, питанием? Социальное питание - школы, вузы, больницы, в том числе даже учреждения ФСИН, крупные предприятия, города и в семье. Если мы даём здравоохранению - это хорошо. Но многие хронические болезни практически неизлечимы: больной поддерживает уровень заболевания таблетками, но желаемая задача - чтобы он не заболел.

Мы даем семейный капитал (его так лучше называть) - не материнский, а семейный. Но ребёнок с детства может болеть. И деньги уйдут на лечение. Поэтому внимание надо уделить продовольствию, питанию - это очень важно. Хорошее питание - будет больше здоровья. То есть надо предотвратить наступление болезни, создать обстановку, чтобы, допустим, не было плохого настроения. В той же армии солдаты должны хорошо покушать, или студенты - помочь им с этим питанием, или в школах горячие завтраки, горячие обеды... Это огромное количество людей охватывает. Деньги выделены. Но, мне кажется, если бы в перспективе здесь был регулирующий орган... Потому что проблема - мировая: 1 млрд людей недоедает. А у нас ресурсы огромные, мы могли бы экспортировать. Сегодня же мы завозим. Многие обрадовались, когда сократили «ножки Буша». Но потом вроде бы решили, что их снова будут завозить. И птицеводы боятся, что это снова по ним может ударить. Здесь, конечно, тоже можно стимулировать. Наши люди сами хотят покупать наше продовольствие, потому что импортное вызывает подозрение. Красивая упаковка, вся Европа этим питается, но слишком много там ГМО (генетически модифицированные организмы и продукты), различной химии. А наше парное мясо! Нужно, чтобы человек знал, что эту курочку (или барана, или другой вид мяса) зарезали утром. И рынки. В связи с этим что происходит? Торговые сети строят магазины - молодцы. Но они пытаются закрыть рынки! А граждане недовольны: им хочется поторговаться.

Я поехал на рынок, под Звенигородом где-то был рынок. Нет! Стоит гипермаркет, там всё упаковано, цена твёрдая. Я хочу почувствовать запах, что эту свинину забили сегодня утром. Я хочу увидеть кусочек вот этого, вот этого и вот этого... Я даже не про себя говорю, а про всех остальных. То есть мне кажется, что тут немножко перебор. Пусть рынки остаются - не трогайте их, будет конкуренция. Владельцы этих новых магазинов по районам говорят: «Убрать рынки», - чтобы покупатель шёл к ним. А граждане не со всем здесь согласны и довольны. То есть это вопросы, которые вполне могут контролировать местные чиновники.

Что ещё, например, по бюджету? Мы сегодня дали деньги. Но я боюсь, что опять останутся у них средства не израсходованными. Во-первых, задержка идёт с переводом денег в регионы. Как-то заставить Минфин переводить уже в январе, в феврале, марте. Сейчас они начинают с апреля! С апреля по сентябрь деньги только идут в регионы, и иногда регион не успевает.

Вот дорожное строительство. В некоторых регионах сейчас бояться начинать строить дороги: где-то уже слякоть, снег и так далее. То есть раньше можно, но Минфину просто выгодно, чтобы деньги ещё были в процессе, что деньги ещё не израсходованы, что есть деньги. Но всё-таки регионам и нам, потребителям, выгодно их израсходовать. Жалко, когда остаток переходит на другой год. Сейчас, я уверен, сотни миллионов, а может быть, даже и побольше, останутся. Я имею в виду, что в каждом регионе 50, 60, 100 млн не успевают израсходовать. Пойдёт всё это на 2011 год. В принципе это же и развитие малого бизнеса.

Вот в отчётах губернаторы... Может быть, об этом и должны писать: сколько у них новых рабочих мест. В основном-то за счёт малого бизнеса они должны развивать. Пускай они отчитываются за каждый год. И это, естественно, можно проверять, и мы увидим, что... Потому что малый бизнес - это гарантия от безработицы: человек сам себя работы не лишит. В основном безработными оказываются люди, когда они наёмные. Всегда лучше самому быть хозяином.

Самые мелкие предприятия, самые маленькие точки - они могли бы быть в каждом месте. Это и сохранение семьи. Это всё вместе играет роль. Но сложности с оформлением, сложности с документами. Даже по Москве это проблема. В провинции где-то лучше, где-то хуже.

Иногда приезжаешь и смотришь: всё бурлит, город современный. А бывает темный город: там остатки прежней экономики, и прежние чиновники не торопятся что-либо делать. Поэтому бюджет, конечно, главный документ, и мы бы хотели свою лепту внести, свои поправки, повлиять на что-то. И уверены, что в общем-то всё в позитиве у нас будет, потому что денег достаточно, денег, наверное, уже столько же, сколько у нас и было. И дефицит, но дефицит во многих странах, но можно за счёт увеличения доходной части добиться, чтобы не было этого дефицита.

Представители других партий упрекали Минфин в неправильном определении цены на нефть. Слушайте, но цена на нефть не зависит от нашего Минфина! Это геополитическая ситуация в стране. Слушайте, если бы американцы раньше вывели войска из Ирака, он бы выбросил свою нефть в этом году больше, тогда бы обвинили Минфин в том, что ещё большая проблема. Ну разве можно знать планы другой страны в нефтедобывающих регионах? Я считаю, в этом смысле критика неправильная. Они как бы говорят: вот вы посчитали такую цену... Минфин не может планировать, что будет дальше. А Иран! На будущий год ситуация может осложниться. Цена может рвануть вообще 150 долларов... Что, мы опять будем обвинять Минфин?

В.В.Путин: Согласен.

В.В.Жириновский: А на самом деле может вообще ничего не быть. И опять кто-то... Внешний фактор нельзя приписывать... Минфин не может отвечать за международную политику и тем более за энергоносители: всё человечество связано с ними.

В.В.Путин: Владимир Вольфович, во-первых, что касается сегодняшнего дня и изменений в бюджет, в расходную часть бюджета этого года. Конечно, было бы лучше, если бы наши экономические ведомства могли до копейки всё просчитать: все наши доходы и расходы на год вперёд. Вместе с тем в условиях неопределённости на мировых рынках, в условиях неопределённости мировой экономики просчитать до конца - очень сложно. И я позволю себе сказать даже, что практически невозможно. Я считаю, что наши экономические ведомства - и Министерство экономического развития, и Минфин - действуют правильно, рассчитывая доходную и расходную части бюджета из очень осторожных сценариев развития нашей и мировой экономик.

А то, что мы добиваемся лучших показателей, чем планировали в начале и даже в середине года, мне кажется, что это неплохо. Дополнительные доходы бюджета мы должны вовремя, своевременно распределить, если они появляются. Вот они сейчас появились, но они появились даже не в таких объёмах, которые были бы нам нужны, для того чтобы закрыть все наши проблемные вопросы. У нас ведь и дефицит бюджета значительный. Если бы мы смогли с вами получить такие доходы, что могли бы полностью закрыть текущие проблемы и погасить дефицит, можно было бы сказать, что мы решили все проблемы. И то не все, но первоочередные. То, что сейчас происходит, - это, конечно, позитивная тенденция, но это пока как тенденция. Говорить о том, что мы полностью удовлетворены тем, что мы сделали, мы пока не можем. Это первое.

Второе. Конечно, Вы правы, если и расходовать деньги сегодня, то с умом. И нельзя засыпать ямы на асфальте в условиях наступления морозов - это очевидная вещь. Я рассчитываю, что и депутаты Государственной Думы обратят на это внимание, да и на правительственном уровне, на уровне исполнительной власти мы такие команды и сигналы, конечно, дадим.

Вы обратили внимание еще на несколько вещей, очень важных, я считаю. Первое - это развитие сельхозрынка, сельхозпроизводства, и нашего взаимоотношения с импортом продовольственных товаров.

Европа как раз не очень-то употребляет генно-модифицированные продукты и всё, что заводится в нарушение санитарных норм. Именно это было причиной приостановки импорта из некоторых стран, в том числе куриного мяса из Соединенных Штатов. Хочу напомнить: мы совсем недавно закупали в тех же Штатах почти 1,5 млн тонн куриного мяса. В этом году мы вышли где-то на 300 тыс. Я думаю, что в следующем и последующих годах мы фактически сможем обходиться без импорта. Тем более что он частенько у наших санитарных врачей вызывает сомнения - то, как производится, как транспортируется к нам, как сохраняется эта продукция.

Хочу также вспомнить о том, что за последние несколько лет производство куриного мяса в России выросло на 70 с лишним процентов - 79%, по-моему, а свинины - на 39%. Это очень существенный рост для любой экономики, для любого сельского хозяйства. Поэтому в бюджете последующего года (2011-го) и последующих значительное внимание уделено как раз развитию сельского хозяйства.

Вы обратили внимание на культуру. К сожалению, должен сказать, что деятели культуры правы. Мы в следующем году предусмотрели расходы в размере 82 млрд рублей. Это по сравнению с текущим годом увеличение расходов на искусство и кинематографию примерно на 10%. Но я думаю, что с учётом недофинансирования в прежние годы этого, конечно, недостаточно.

Что касается других направлений (это и промышленное производство, это образование, наука, здравоохранение), я предлагаю об этом сейчас поговорить поподробнее.