Версия для слабовидящих

5 октября 2010

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 года (пресс-релиз)

ПРЕСС - РЕЛИЗ*

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 г. планируется рассмотреть, в частности,  следующие вопросы:

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Законопроект подготовлен на основе результатов исполнения федерального бюджета за 1 полугодие 2010 года, оперативной информации об исполнении федерального бюджета за январь-август 2010 года, на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2010 год.

Законопроект предусматривает внесение изменений  в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части показателей, утвержденных на 2010 год, показатели на плановый период 2011 и 2012 годов не изменяются.

1. Законопроект сформирован на основе следующих показателей  социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году

 

Показатель

2009 год

2010 год

Отчет

Закон о бюджете

Уточненный прогноз

ВВП, млрд руб.

39 064

44 957

45 175

рост ВВП, %

-7,9

4,0

4,0

Цена на нефть марки "Юралс" (долл. США/бар.)

61,1

75

75

Индекс потребительских цен (дек/дек)

8,8

6-7

7-8

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

31,7

30

30,4

Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, уточненные с учетом изменения ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году:

                   млрд рублей

Показатель

Закон о бюджете

Законопроект

Изменение (+/-)

Доходы - всего

7 783,8

7 875,0

91,2

% к ВВП

17,3

17,4

0,1

Нефтегазовые доходы

3 744,3

3 737,1

- 7,2

% к ВВП

8,3

8,3

0,0

Ненефтегазовые

4 039,5

4 137,8

98,4

% к ВВП

9,0

9,2

0,2

Расходы

10 212,4

10 256,4

44,0

% к ВВП

22,7

22,7

 0,0

Дефицит

- 2 428,6

-2 381,4

-47,2

% к ВВП

5,4

5,3

-0,1

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на конец года

3 726,7

3 499,2

- 227,5

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на конец года

(млрд дол. США (млрд евро)

53,0

(41,7)

53,0

(41,7)

0,0

Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 91,2 млрд рублей, или на 0,1% к ВВП, в основном за счет увеличения ненефтегазовых доходов.

Общий объем расходов федерального бюджета увеличивается на 44,0 млрд рублей. При этом по отношению к ВВП доля расходов к уточненному объему ВВП не изменится и составит 22,7 процента.

Дефицит федерального бюджета составит 2 381,4 млрд рублей или 5,3% к ВВП, что соответственно на 47,2 млрд рублей или 0,1% ниже уровня утвержденного Законом о бюджете (на 0,6% ниже уровня 2009 года).

Законопроектом предлагается утвердить расходы федерального бюджета на 2010 год в сумме 10 256,4 млрд рублей, что на 44,0 млрд рублей больше показателя утвержденного Законом о бюджете.

Изменение структуры расходов по разделам  бюджетной классификации характеризуется следующими данными:

тыс. рублей

Наименование

Федеральный закон №308-ФЗ от 02.12.2009

Изменения, предусмотренные законопроектом

Бюджетные ассигнования на 2010 г. с учетом изменений законопроекта

Итого

10 212 419,9

44 000,0

10 256 419,9

Общегосударственные вопросы

1 110 177,1

-81 899,3

1 028 277,8

Национальная оборона

1 262 417,8

15 548,8

1 277 966,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 077 897,7

10 777,6

1 088 675,3

Национальная экономика

1 425 190,6

37 450,8

1 462 641,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

185 363,7

24 229,7

209 593,4

Охрана окружающей среды

12 340,3

452,5

12 792,8

Образование

406 377,1

3 359,3

409 736,4

Культура, кинематография, средства массовой информации

125 299,6

754,2

126 053,7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

338 918,8

14 222,0

353 140,8

Социальная политика

346 311,6

-3 653,2

342 658,4

Межбюджетные трансферты

3 922 125,8

22 757,6

3 944 883,4

 

Законопроектом предлагается увеличение бюджетных ассигнований в связи с ожидаемой экономией бюджетных ассигнований в 2010 году в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также экономией, сложившейся в ходе исполнении федерального бюджета у главных распорядителей средств федерального бюджета, вследствие влияния объективных факторов и в результате принятия мер по эффективному использованию бюджетных средств. Данные изменения связаны с перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям, которое в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 24 Закона о бюджете не может быть осуществлено  участниками бюджетного процесса через внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2010 год по решению Министра финансов Российской Федерации.

Перераспределение включает экономию бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в сумме 60 350,0 млн рублей и экономию бюджетных ассигнований, сложившейся в ходе исполнения федерального бюджета у главных распорядителей средств федерального бюджета, принятия мер по эффективному использованию бюджетных средств, в сумме 16 448,7 млн рублей.

В соответствии с предложениями главных распорядителей средств федерального бюджета законопроектом предлагается уменьшение бюджетных ассигнований, в том числе на следующие направления:

(-) 60 350,0 млн рублей - сокращение расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации за счет смещения графика заимствований Российской Федерации на второе полугодие 2010 года, частичным переходом с квартальных купонных выплат по государственным облигациям на полугодовые, уменьшением процентных ставок;

(-) 22 565,1 млн рублей - сокращение расходов по прочим выплатам государства, в том числе в связи отсутствием решений, связанных со структурными изменениями федеральных органов исполнительной власти;

(-) 1 419,2 млн рублей - уточнение объемов использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования по международным проектам.

(-) 5 000,0 млн рублей - субсидии на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию;

(-) 3 000,0 млн рублей - субсидии на компенсацию части затрат, возникающих при реализации зерна и пшеничной муки на экспорт, в связи с временным запретом вывоза некоторых видов зерна и муки с территории Российской Федерации;

(-)  2 050,0 млн рублей - субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей их российским авиакомпаниям по договорам лизинга;

(-) 2 000,0 млн рублей - создание воздушных судов для Управления делами Президента Российской Федерации;

(-)  1 300,0 млн рублей - субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на срок до 5 лет для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг;

 (-) 900,0 млн рублей - субсидии российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет;

(-) 898,8 млн рублей - исполнение государственных гарантий Российской Федерации  в иностранной валюте в связи со своевременным исполнением принципалами своих обязательств;

(-) 791,3 млн рублей - уточнение объемов использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования по  международным проектам;

(-) 520,0 млн рублей - субсидии дочерним и зависимым акционерным обществам  открытого  акционерного  общества  "Объединенная  авиастроительная корпорация" на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года;

(-) 259,2 млн рублей - компенсация потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий;

(-) 200,0 млн рублей - субсидии российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.

(-) 3 738,4 млн рублей - выплаты пенсий военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным  к ним по  пенсионному обеспечению, от планируемого количества из-за необеспеченности их жильем; снижением численности прокурорских работников, выходящих на пенсию по выслуге лет, вследствие ротации кадров прокурорских работников в системе прокуратуры Российской Федерации; снижением фактических расходов на одного пенсионера по сравнению с расчетными на текущий год.

Законопроектом предлагается увеличение бюджетных ассигнований, в том числе на следующие направления:

(+) 12 000,0 млн рублей - содержание и эксплуатация объектов инфраструктуры Минобороны России;

(+) 640,0 млн рублей - субсидии казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса для покрытия расходов, связанных с исполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд;

(+) 2 034,0 млн рублей - возмещение расходов МЧС России, связанных с ликвидацией пожаров в регионах Российской Федерации;

(+) 1 900,0 млн рублей - реализация решений Правительства Российской Федерации о поощрении  военнослужащих, приравненных к ним лиц, государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении государственных учреждений, принимавших участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной масштабными природными пожарами в субъектах Российской Федерации;

(+) 20 000,0 млн рублей - имущественный взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" в целях создании объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII  Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи;

(+) 20 000,0 млн рублей - взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" в целях реконструкции (модернизации) железнодорожного пути;

(+) 10 919,5 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Особые экономические зоны" в целях создания на территории Ульяновской области, Хабаровского края портовой особой экономической зоны, Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа;

(+) 5 500,0 млн рублей - создание территориального обособленного комплекса "Сколково";

(+) 3 000,0 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания" в целях модернизации инфраструктуры агропродовольственного рынка;

(+) 1 700,0 млн рублей  - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" в целях строительства объектов внешнего электроснабжения шахты "Распадская";

(+) 1 500,0 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "РусГидро" в целях проведения комплексной реконструкции Баксанской ГЭС;

(+) 25 000,0 млн рублей   -  дополнительный имущественный взнос в государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с целью предоставления дополнительной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение до 31 декабря 2012 года граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью не менее 3,2 млн кв. метров.

(+) 215,0 млн рублей - погашение кредиторской задолженности по оплате мероприятий по ликвидации лесных пожаров (оплата специальной техники и противопожарных работ) в связи с чрезвычайными ситуациями с лесными пожарами на особо охраняемых природных территориях и на осуществление дополнительных текущих и профилактических противопожарных работ;

(+) 500,0 млн рублей - обеспечение деятельности федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет";

(+) 193,6 млн рублей - проведение мероприятий Года учителя в Российской Федерации;

(+) 300,0 млн рублей  - реконструкция объектов Русского музея (Летнего сада),  г. Санкт-Петербург;

(+) 13 720,6 млн рублей  - предоставление субсидии  Государственной корпорации "Ростехнологии" в виде имущественного взноса в целях завершения строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий, в том числе для проведения аудиторской проверки и оценки объектов незавершенного строительства;

(+) 1 092,4 млн рублей - меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в связи с индексацией в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 1024, увеличением числа инвалидов, переосвидетельствованием инвалидности;

(+) 16 000,0 млн рублей - дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в том числе дополнительная поддержка субъектов Российской федерации, пострадавших от засухи в сумме 5 000,0 млн рублей;

(+) 2 000,0 млн рублей - предоставление субсидий бюджету Республики Татарстан на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани;

 (+) 2 900,9 млн рублей - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

(+) 1 222,0 млн рублей - компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений в связи с неблагоприятными природными условиями в 2009 - 2010 годах и в целях поддержания и выравнивания объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году;

(+) 549,4 млн рублей - ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети г. Петропавловска-Камчатского (Камчатского край).

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

Проект федерального закона внесен Минпромторгом России.

Законопроект в целом направлен на обеспечение реализации установленного Федеральным законом "О техническом регулировании" принципа единой системы технического регулирования, ускорение интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также с Европейским Союзом в области аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия, снижение технических барьеров вывода в обращение впервые выпускаемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, упрощение процедур оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, создание национального органа по аккредитации, обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях по аккредитации (IAF, ILAC), формирование условий для международного признания системы аккредитации в Российской Федерации.

Законопроект предусматривает внесение следующих основных изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании":

1. Возможность применения при разработке технических регламентов европейских принципов "нового подхода", предусматривающих установление в технических регламентах "обобщенных требований" к безопасности и характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - процессы), а конкретные требования и процедуры оценки соответствия - в стандартах (подпункт "г" пункта 4).

2. Возможность применения европейского принципа "модульного подхода" подтверждения соответствия продукции установленным обязательным требованиям. Законопроектом предусматривается, что перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по их использованию утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 12).

3. Создание единой национальной системы аккредитации на основе международных и европейских принципов и подходов. Законопроектом устанавливается, что национальный орган по аккредитации определяется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (пункт 18).

4. Наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, правом устанавливать критерии (требования) аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на основании международных стандартов (подпункт "в" пункта 17).

5. Закрепляются новые принципы технического регулирования (подпункт "г" пункта 3).

6. Из оценки соответствия продукции выведена аккредитация, как одна из ее форм. Такой подход обусловлен необходимостью гармонизации законодательства в сфере технического регулирования для международного признания аккредитации и результатов оценки соответствия (подпункт "в" пункта 4).

7. Возможность применения временных стандартов и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия продукции, в том числе инновационной. Законопроектом предусматривается введение нового документа в области стандартизации "предварительный национальный стандарт" (пункт 10).

Кроме того, законопроектом вводится процедура мониторинга применения "предварительного национального стандарта" для принятия решения национальным органом по стандартизации об утверждении его в качестве национального стандарта или об отмене по истечении срока действия (статья 16.2.).

8. Устанавливается, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты (федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации или нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) (подпункт "д" пункта 4).

9. Устанавливается право заявителя при декларировании соответствия продукции, не применяющего для подтверждения соответствия продукции документы в области стандартизации, обратиться в орган по сертификации за проведением работ по подтверждению соответствия своей продукции требованиям технических регламентов и на основании полученных результатов принять декларацию о соответствии (подпункт "г" пункта 13). Кроме того, согласно законопроекту заявитель вправе использовать свою техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (подпункт "а" пункта 16). Уточняется состав технической документации, позволяющей установить соответствие продукции требованиям соответствующего технического регламента (подпункт "а" пункта 13).

10. Исключение требования об обязательном подтверждении соответствия продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая не включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (подпункт "а" пункта 24).

11. Переход на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме.

12. Законопроектом устанавливается, что применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О карантине растений" и Законом Российской Федерации "О ветеринарии" до принятия технических регламентов, устанавливающих требования к отдельным видам продукции (подпункт "б" пункта 24).

13. Расширение перечня расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В их число включены работы по проведению экспертизы проектов международных и региональных стандартов (подпункт "а" пункта 22), на разработку международных и региональных стандартов,  а также уплату взносов в международные организации аккредитации (подпункт "б" пункта 23). Введение данной нормы обусловлено необходимостью завершения до 1 января 2012 г. работ по уточнению, актуализации региональных (межгосударственных) и национальных стандартов в целях установления единых требований к продукции, а также одинаковых методов исследований (испытаний) и измерений для решения задач, связанных с обеспечением разрабатываемых технических регламентов ЕврАзЭС и таможенного союза стандартами. Для решения данной задачи потребуется дополнительное выделение из федерального бюджета около 350 млн. рублей.

14. Уточнена сфера применения Федерального закона "О техническом регулировании" (подпункт "в" пункта 1).

15. Вводятся новые термины: "аттестат аккредитации", "эксперт по аккредитации", "технический эксперт", "область аккредитации", "область оценки соответствия" и "одобрение типа", а также переработана или уточнена терминология, уже применяемая для целей Федерального закона "О техническом регулировании" ("техническое регулирование", "контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов", "технический регламент" и "испытательная лаборатория (центр)" (пункт 2).

Для правовой системы Российской Федерации принятие законопроекта будет означать дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования.

Принятие законопроекта будет способствовать снижению необоснованных издержек изготовителей продукции (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) при выводе продукции в обращение. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов. Вместе с тем принятие законопроекта потребует внесение изменений в 6 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

 

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)»

Проект федерального закона внесен Минпромторгом России.

Действующая глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность исключительно за нарушения требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.  

Установленные статьей 19.19 КОАП размеры штрафов не соответствуют рискам причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

С образованием таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации совершенствуется система технического регулирования. Среди принятых мер, в том числе переход в основном от обязательной сертификации к декларированию соответствия, который осуществляется на основе анализа рисков причинения вреда, степени обращения продукции и сложности (простоты) ее конструкции, а также подготовленности пользователей продукции к ее применению. Такой переход соответствует наилучшей практике Европейского Союза. При этом солидарная (при сертификации) ответственность за выпуск в обращение продукции, не соответствующей техническим регламентам, переносится на изготовителя (при декларировании). Однако административная ответственность изготовителя продукции за недостоверное декларирование соответствия продукции, в том числе впервые выпускаемой в обращение продукции, в КОАП не установлена.

Кроме того, КОАП не содержит составов, предусматривающих ответственность за нарушения обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, применяемых до вступления в силу технических регламентов для целей обязательного подтверждения соответствия продукции, а также за выпуск в обращение продукции, несоответствующей таким требованиям.

В целях устранения указанных пробелов правового регулирования, законопроектом предлагается:

Сгруппировать нормы об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере технического регулирования в нескольких статьях 14.39-14.40 КОАП, исключив из других его статей такие нормы с целью формирования единой правоприменительной практики;

Сгруппировать в одной статье нормы об административной ответственности за нарушения законодательства об обеспечении единства измерений;

Установить административную ответственность за нарушение обязательных требований в отношении продукции (работ, услуг), а также связанных с требованиями к ней процессов и объектов, особенности регулирования которых устанавливаются статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании";

Увеличить размеры административных штрафов за нарушение законодательства в сфере технического регулирования, установив максимальный размер административного штрафа: для физических лиц - пять тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей, а для юридических лиц - один миллион рублей;

Установить принцип, в соответствии с которым оформление протокола об административном правонарушении осуществляется должностным лицом уполномоченного органа государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных в технических регламентах обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к ней процессов, а решение о наложении административного штрафа выносить исключительно судом общей юрисдикции (арбитражным судом). Такой подход обусловлен необходимостью обеспечения всестороннего и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях в условиях повышения ответственности участников рынка за выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям;

По отдельным составам КОАП законопроектом предусматривается увеличение санкции за повторность действий или бездействия, конфискация предметов административного правонарушения (статьи 14.4 и 14.39), а также дисквалификация должностных лиц органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) сроком до трех лет (часть 3 статьи 14.40);

Уточнить полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях (статья 23.1), органов, осуществляющих функции государственного контроля (надзора) за выполнением требований технических регламентов, а также должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (статья 28.3);

Разграничить, в отличие от действующей редакции статьи 19.19 КОАП, ответственность участников рынка, в том числе:

  • за нарушения технических регламентов, требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или к связанным с ними процессам, установленных в соответствии со статьей 46 Федерального закона "Отехническом регулировании", применяемых до вступления в силу технических регламентов для целей обязательного подтверждения соответствия продукции (часть 1 статьи 14.39);
  • за выпуск в обращение продукции, не соответствующей указанным требованиям;
  • за маркировку продукции знаком обращения на рынке (маркировку знаком соответствия продукции), соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов (нормативных правовых актов или нормативных документов);
  • за нарушение правил выполнения работ по сертификации, а равно выдачу сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением требований законодательства о техническом регулировании (часть 3 статьи 14.40);
  • за нарушение требований законодательства об обеспечении единства измерений (статья 19.19).

Кроме того, законопроектом предлагается скорректировать объекты правонарушений (статья 14.4 КОАП), связанные с обеспечением интересов государства в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов", иными законодательными и подзаконными актами.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий и исключения дублирования в законодательстве Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании»

Проект федерального закона внесен Минпромторгом России.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена наличием противоречий и дублирования в отдельных законодательных актах Российской Федерации с нормами законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также возникшими обязательствами Российской Федерации в сфере технического регулирования, принятыми в рамках Таможенного союза и формирования единого экономического пространства.

Законопроектом предлагается внести изменения в 19 законодательных актов Российской Федерации, в том числе в федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 10 января 2003 г № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и от 13 декабря 1999 г. № 150-ФЗ "Об оружии".

Законопроект предусматривает внесение следующих основных изменений:

Привести законодательство Российской Федерации в соответствие с  Законом и техническими регламентами в части регулирования безопасности объектов технического регулирования, оценки соответствия (в том числе государственного контроля (надзора), выдачи согласований, разрешений, заключений по результатам проверок на соответствие обязательным требованиям);

Привести терминологию, используемую в отдельных законодательных актах Российской Федерации, в соответствие с Законом, в том числе в сфере подтверждения соответствия и названия документов в области стандартизации;

Урегулировать применение санитарных правил и норм до вступления в силу технических регламентов и исключить необходимость получения санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, вытекающих из обязательств Российской Федерации в сфере технического регулирования в  рамках таможенного союза и формирования единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации;

Разграничить полномочия по контролю и надзору в части недопущения одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа;

Ввести в законодательство Российской Федерации по вопросам оценки соответствия продукции и связанных с ней процессов отсылочные нормы на законодательство в области технического регулирования;

Исключить из полномочий федеральных органов исполнительной власти функции по сертификации;

Разграничить сферы регулирования Закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

5. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года»

Проекты федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года" и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года" внесены Минсельхозом и МИДом России.

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. № 39 предусматривается, что в целях обеспечения условий для создания с 1 января 2011 г. на единой таможенной территории Таможенного союза усовершенствованной системы контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере ветеринарии Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации необходимо обеспечить в срок до 15 октября 2010 г. проведение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.

Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Протокол, подписанный уполномоченными представителями Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

Внесение предусмотренных Протоколом изменений направлено на совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии, создание единой правовой базы государств - членов Таможенного союза, а именно:

  • уточняется предмет совместных проверок (инспекций) уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза - организации и лица, осуществляющие производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, а также перемещаемых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
  • устанавливается возможность выдачи ветеринарных сертификатов не только уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза, но и иными лицами, например, аккредитованными организациями.

Указанные изменения подготовлены с учетом предусмотренных Российской Федерацией мероприятий по оптимизации контрольно-надзорных (разрешительных) функций. Изменения, предусмотренные Протоколом, будут способствовать увеличению товарооборота при одновременном выполнении государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС международных обязательств в области обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия на таможенной территории Таможенного союза.

Проектом постановления предусматривается одобрить Протокол, внести в Государственную Думу проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года" и назначить статс-секретаря - заместителя Министра сельского хозяйства А.В.Петрикова официальным представителем Правительства при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Протокола.

6. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по карантину растений от 11 декабря 2009 года»

Проект федерального закона внесен МИДом и Минсельхозом.

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. № 39 предусматривается, что в целях обеспечения условий для создания с 1 января 2011 г. на единой таможенной территории Таможенного союза усовершенствованной системы контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере ветеринарии Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации необходимо обеспечить в срок до 15 октября 2010 г. проведение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.

Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Протокол, подписанный в г. Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года.

Указанным Протоколом были внесены изменения в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года, которые предусматривают:

  • сужение области действия Соглашения и его распространение на подкарантинную продукцию, подлежащую карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза лишь при ввозе и на таможенной территории Таможенного союза. При вывозе подкарантинной продукции с Таможенной территории Таможенного союза контроль (надзор) осуществляется в соответствии с международными обязательствами и законодательством государств Сторон;
  • замену системы импортного карантинного разрешения при ввозе подкарантинной продукции на таможенную территорию Таможенного союза системой публичного уведомления о предъявляемых к подкарантинной продукции фитосанитарных требованиях;
  • сужение перечня подкарантинной продукции, подлежащей сертификации - сертифицируется только подкарантинная продукция, отнесенная в соответствии с перечнем подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

Предусмотренные Протоколом нормы не содержатся в законодательстве Российской Федерации. В этой связи требуется внесение изменений в Федеральный закон "О карантине растений" в части осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора), предусматривающих публичное уведомление о предъявляемых к подкарантинной продукции фитосанитарных требованиях с учетом степени фитосанитарного риска; выдачу экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата только на партию подкарантинной продукции, отнесенной к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации.

7. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии»

Проект федерального закона внесен МИДом России и Госкорпорацией Росатом.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии подписано в г. Токио 12 мая 2009 г.

Соглашение разработано с учетом международных обязательств Российской Федерации и носит целевой характер.

Целью Соглашения является возможность организации и реализации крупномасштабных экономических проектов в ядерной области в рамках международных обязательств обеих стран, включая их обязательства в отношении Международного агентства по атомной энергии.

В этой связи планируется сотрудничество по таким направлениям, как поставки природного урана и услуг в области обогащения и переработки отработавшего ядерного топлива.

Соглашение требует ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Законопроектом предусматривается ратифицировать указанное Соглашение.

8. О проекте федерального закона «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет»

Проект федерального закона разработан и внесен МИДом России.

Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о стратегическом партнерстве подписан в г. Каире 23 июня 2009 г. Президентами двух стран.

Договор призван упрочить договорно-правовую основу долговременного развития межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет и закрепить достигнутый уровень российско-египетского партнерства, имеющего стратегический характер.

Договор подчеркивает приверженность обоих государств построению нового, многополярного, более безопасного и справедливого миропорядка, соблюдению положений Устава ООН и других общепризнанных принципов и норм международного права. Договор фиксирует механизмы регулярной координации внешнеполитических позиций и шагов обоих государств, отводя центральное место проблематике достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. Наряду с этим, в Договоре предусматривается возможность проведения консультаций по военно-политическим аспектам международного положения и вопросам национальной безопасности.

 Договор подлежит ратификации на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" как международный договор об основах межгосударственных отношений.

9. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений»

Проект федерального закона внесен МИДом и Минэкономразвития России.

Проектом федерального закона предусмотрено ратифицировать Соглашение, подписанное 24 июня 2009 г. в г. Цхинвале.

По мнению МИДа и Минэкономразвития России, реализация Соглашения  обеспечит создание для инвесторов долговременной, стабильной и предсказуемой правовой среды, будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Южной Осетией.

Соглашением предусматривается предоставление каждой договаривающейся стороной  капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны  режима не менее благоприятного, чем тот который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства. При этом за каждой стороной сохраняется право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении инвестиций и доходов инвесторов государства другой договаривающейся стороны.

Ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства на основе соглашений, относящихся к вопросам налогообложения, а также в связи с ее участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке, а также в других аналогичных экономических интеграционных образованиях.

Гарантируется защита инвестиций и доходов инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного законодательством государств договаривающихся сторон. Конкретизируются механизмы защиты инвестиций и возмещения ущерба. Предусматриваются меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры разрешения инвестиционных споров, включая международный арбитраж. Гарантируется беспрепятственный перевод доходов и других платежей в связи с осуществлением инвестиций после выполнения инвесторами всех налоговых обязательств.

Кроме того, предусмотрено, что Соглашение применяется ко всем капиталовложениям, осуществленным начиная с 1 января 1992 г.  Указанная дата обусловлена появлением Российской Федерации на мировой арене в качестве субъекта международного права. Одновременно предлагаемая дата исключает риски, связанные, в частности, с возможными исками к России как государству, входившему ранее в состав СССР (например, в части выплаты компенсации за экспроприацию (без надлежащей компенсации) имущества на территории государств, бывших в составе СССР).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.

Проект федерального закона соответствует нормам международного права и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации.

10. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о поощрении и взаимной защите капиталовложений

Проект распоряжения внесен Минэкономразвития России.

Подписание и последующее вступление в силу Соглашения обеспечит российским и никарагуанским инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды, будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между странами.

Проектом предусматривается предоставление инвесторам режима наибольшего благоприятствования, при котором допуск инвестиций на территорию государства, упомянутого в Соглашении, осуществляется в соответствии с его законодательством, а инвесторам государства другой договаривающейся стороны предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным инвесторам или инвесторам третьих стран. При этом за каждой стороной сохраняется право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.

В проекте гарантируется защита капиталовложений от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного законодательством договаривающихся сторон. Конкретизируются механизмы защиты капиталовложений от принудительного изъятия и возмещения ущерба. Предусматриваются меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры разрешения инвестиционных споров, включая международный арбитраж. Гарантируется беспрепятственный перевод доходов и других платежей в связи с капиталовложениями.

Проект Соглашения подготовлен на основе типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 456.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" указанное Соглашение после подписания подлежит ратификации.

11. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения П.А.Столыпина

Проект распоряжения внесен Министерством экономического развития.

Проект распоряжения содержит решение об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения П.А.Столыпина под председательством Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, а также предусматривает поручение указанному оргкомитету разработать и утвердить соответствующий план основных мероприятий празднования юбилея.

В состав организационного комитета предлагается включить представителей Минэкономразвития, Минкультуры, МВД, МИДа, Минкомсвязи, Минсельхоза, Минздравсоцразвития, Минобороны, Минпромторга, Минрегиона, Минобрнауки, Минфина, Росархива, ФМС России, а также представителей Государственной Думы, Общественной палаты России, органов исполнительной власти субъектов страны, Российской академии наук и заинтересованных организаций.

12. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400

Проект постановления внесен Минприроды России.

Проектом постановления предусматривается утвердить внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 370" в целях определения государственного органа, уполномоченного выдавать заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения.

Пунктом 2 проекта постановления предусмотрено поручение Минприроды России в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленной сфере деятельности форму и порядок выдачи заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожении товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения.

13. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества

Проект постановления внесен МИДом и Минобороны России.

Проектом постановления предлагается одобрить Договор, подписанный в г. Москве 10 декабря 2009 г., и представить его Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию в Государственную Думу.

Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Договор.

В соответствии со статьей 16 Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Предметом Договора является порядок осуществления Сторонами поставок продукции военного назначения для национальных вооруженных сил, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб.

На основании Договора поставки продукции военного назначения осуществляются по контрактам, заключаемым уполномоченными организациями Сторон, без выдачи лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения.

Согласно Договору продукция военного назначения включает в себя вооружение, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность) и информацию в военно-технической области, а также любую другую продукцию, работы и услуги, которые в соответствии с законодательством любой из Сторон относятся к продукции военного назначения.

Ответственность за согласование всех вопросов, касающихся номенклатуры продукции военного назначения, ее объемов, условий и сроков практического осуществления поставок, возлагается на уполномоченные органы Сторон.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" основным методом осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества является лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации.

14. О предоставлении в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики

 

Москва,
4 октября 2010 года

 

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.