2 сентября 2010
Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 2 сентября 2010 года (пресс-релиз)
Пресс - релиз*
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 2 сентября 2010 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О состоянии конкуренции в Российской Федерации
Материалы по данному вопросу представлены Минэкономразвития России и ФАС России.
1. В материалах Минэкономразвития России отмечается ряд факторов, указывающих на недостаточно высокий уровень развития конкурентной среды в Российской Федерации в настоящее время.
Среди них - высокая доля государственного сектора в экономике, существование барьеров входа на товарный рынок, выражающихся в административных и инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций, предоставляемых отдельным хозяйствующим субъектам.
В 2010 году Минэкономразвития России выделяются следующие приоритетные направления конкурентной политики:
• организация и проведение мониторинга состояния конкурентной среды и условий предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
• утверждение региональных программ развития конкуренции и оценка эффективности региональной конкурентной политики в субъектах Российской Федерации;
• активизация информационной политики по продвижению ценностей конкуренции, реализация программы обучения конкурентной политике руководителей федеральных и региональных органов власти;
• развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках;
• введение системы оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов на состояние конкурентной среды;
• совершенствование антимонопольного законодательства;
• формирование наднациональной системы защиты конкуренции в рамках Единого экономического пространства Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии.
2. Данные, представленные в докладе ФАС России "О состоянии конкуренции в Российской Федерации", свидетельствуют об увеличении хозяйствующих субъектов на рынке и, соответственно, о положительных тенденциях развития конкурентной среды.
Так, по состоянию на начало 2009 года, общее количество предприятий и организаций в Российской Федерации выросло на 2,1% по сравнению с 2008 годом и составило 4,77 млн. единиц.
В частности, рост числа хозяйствующих субъектов наблюдается в строительстве (увеличение по сравнению с 2008 годом на 18,3%), торговле автотранспортными средствами и их техническом обслуживании (на 10,8%), транспорте и связи (на 10,7%), управлении эксплуатацией жилого фонда (на 31,1%).
Вместе с тем отмечается устойчивая тенденция снижения с 2006 года числа предприятий в сфере обрабатывающих производств, в том числе в производстве машин и оборудования. Число таких предприятий уменьшилось с 479 тыс. в 2006 году до 411 тыс. единиц в 2009 году.
Наблюдается снижение доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 году до 393 тыс. в 2009 г.) с одновременным увеличением числа частных предприятий (с 3,855 млн. до 3,976 млн. соответственно).
Снижается доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% валового внутреннего продукта создавалось 10 компаниями, в 2007 году -16 компаниями, а в 2008 году - уже 25 хозяйствующими субъектами. Число субъектов малого предпринимательства возросло в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 20%, а их оборот - на 19 процентов.
Проведенный ФАС России анализ концентрации производства (отношение произведенных товаров к количеству производителей) наиболее значимых для экономики товаров показал, что повышение степени концентрации произошло в сферах добычи энергетических полезных ископаемых (уголь, газ, нефть), производства электроэнергии. Снижение концентрации наблюдается в сфере производства транспортных средств.
3. ФАС России отмечает продолжающуюся в течение нескольких лет тенденцию увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства.
В частности, в 2009 году ФАС России принято 6864 решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства, что на 58% больше, чем в 2008 году.
Среди нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами, доля злоупотреблений доминирующим положением сократилась в 2009 году до 19,1% (в 2008 году - 23,2%). Вместе с тем значительно увеличилась доля возбужденных дел по фактам картельных соглашений (488 дел, что на 36% больше, чем в 2008 году).
4. В качестве основного мероприятия, направленного на совершенствование антимонопольного регулирования, в 2010 году ФАС России рассматривается разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", предусматривающего, в том числе:
• выделение картелей как особо опасных нарушений законодательства, декриминализацию вертикальных соглашений и согласованных действий;
• конкретизацию перечня запрещенных действий хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами на рынке;
• уточнение целей предоставления государственных и муниципальных преференций;
• увеличение пороговых значений активов коммерческих организаций, требующих получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок;
• оптимизацию порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
2. Об итогах исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2010 года
I. Общие параметры исполнения федерального бюджета.
За I полугодие 2010г. объем ВВП составил 20 912,0 млрд рублей и увеличился на 18,2% к соответствующему периоду прошлого года. За I полугодие 2010г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 4,4%.
Доходы федерального бюджета за I полугодие 2010г. сложились в сумме 3 997,9 млрд рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 4 386,2 млрд рублей. Дефицит федерального бюджета составил 388,3 млрд рублей.
II. Доходы федерального бюджета.
В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 3 997,9 млрд рублей налоговые доходы составили 51,4%, неналоговые доходы - 48,6%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (28,2%), поступлений таможенной пошлины (34,6%), налога на добычу полезных ископаемых (17,1%) и налога на прибыль организаций (2,9%).
1. Налоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2010г. составили 2 053,2 млрд рублей и на 487,7 млрд рублей или на 31,2% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2010г.
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (54,9% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (33,2%), налога на прибыль организаций (5,7%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (3,2%).
2. Неналоговые доходы федерального бюджета за I полугодие 2010г. составили 1 944,7 млрд рублей и на 354,3 млрд рублей или на 22,3% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2010 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 71,1%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 5,5% от общего объема неналоговых доходов.
III. Расходы федерального бюджета.
1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 4 386,2 млрд рублей или 44,3% к уточненной бюджетной росписи на 2010г. В I полугодии 2010 года сложился наибольший за последние годы уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета 44,3% к уточненной росписи (за I полугодие 2008г. - 2 995,6 млрд. рублей или 40,4%; за I полугодие 2009г. - 3 893,8 млрд рублей или 39,8% к уточненной бюджетной росписи), что обусловлено своевременным принятием нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за I полугодие 2010г. составили 4 290,8 млрд рублей или 44,7% к уточненной бюджетной росписи (за I полугодие 2009г. - 3 807,4 млрд. рублей или 39,9% к уточненной бюджетной росписи).
2. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 204,9 млрд рублей (50,4% уточненной бюджетной росписи), в том числе по проектам:
Наименование приоритетного национального проекта | I полугодие 2009г. | I полугодие 2010г. |
Здоровье | 29,0 (23,2) | 42,1 (33,1) |
Доступное и комфортное жилье - гражданам России | 9,2 (6,6) | 105,7 (66,3) |
Образование | 14,1 (51,8) | 8,5 (49,6) |
Кроме того, по проекту "Развитие агропромышленного комплекса", реализуемого в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.", за I полугодие 2010г. расходы составили 48,6 млрд рублей (47,2% уточненной бюджетной росписи).
IV. Объем государственного долга на 1 июля 2010г. составил 3 529,0 млрд рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2010г. на 295,8 млрд рублей.
По состоянию на 1 июля 2010г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 1 226,6 млрд рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 666,4 млрд рублей. За I полугодие 2010г. объем средств Резервного фонда уменьшился на 603,9 млрд рублей, а объем средств Фонда национального благосостояния - на 102,6 млрд рублей.
3. О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств" внесен Минпромторгом России.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
Проектом постановления предусмотрено внесение в указанный технический регламент ряда поправок, наиболее важными из которых являются:
1. Введение нормы о нераспространении требований к VIN-номерам на единичные транспортные средства (включая бывшие в употреблении), ввозимые в Российскую Федерацию.
В соответствии с техническим регламентом VIN-номер должен содержать 17 знаков. Вместе с тем VIN-номера автомобильной техники, производимой в ряде иностранных государств для внутреннего рынка (прежде всего в Японии), могут содержать другое количество знаков. Данный факт делает невозможным идентификацию такой техники в соответствии с требованиями технического регламента и, соответственно, ее допуск к использованию на территории Российской Федерации, что устраняется предлагаемым изменением.
2. Уточнение максимальных габаритных размеров автопоездов - 20 м (вместо 18,75 м, принятых в Европе), что позволит эксплуатировать технику, ввозимую из стран, в которых разрешено передвижение автомобилей с указанными габаритными характеристиками (прежде всего из США).
Указанные изменения, предусматривающие упрощение процедур ввоза в Российскую Федерацию бывшей в употреблении автомобильной техники, направлены на снижение риска возникновения социальной напряженности в регионах Российской Федерации, в которых на импорт бывшей в употреблении техники приходится значительная часть доходов граждан (прежде всего в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах), а также среди работников транспортных организаций, эксплуатирующих преимущественно бывшую в употреблении грузовую технику, ввозимую из США.
Проектом постановления также предусмотрено введение требования об оснащении транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
4. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы
Проект постановления Правительства Российской Федерации внесен Минэкономразвития России.
В проекте постановления федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) определяется как документ устанавливающий распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на:
• реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществления иных капитальных вложений;
• мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), подлежащие дальнейшей детализации;
• приобретение объектов недвижимости для нужд федеральных государственных органов.
Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы предусмотрено начиная с 2011 года:
• формирование ФАИП на три года - очередной финансовый год и плановый период;
• формирование информационного ресурса ФАИП, содержащего сведения о распределении бюджетных инвестиций на весь период реализации инвестиционных проектов согласно принятым Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти соответствующим решениям и являющегося базой для формирования ФАИП;
• предоставление Минэкономразвития России права на утверждение ФАИП, сформированной им на основании предложений главных распорядителей и по согласованию с Минфином России, и внесение в ФАИП необходимых изменений в ходе ее реализации.
В проекте предлагается установить перечень решений Правительства Российской Федерации и федеральных государственных органов, на основании которых в ФАИП включаются данные об объектах капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также данные об объектах собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет соответствующих бюджетов и на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Предлагаемые проектом постановления решения направлены на сокращение сроков открытия финансирования строек, объектов, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), подлежащих включению в ФАИП.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(в части применения уведомительного порядка при пересечении государственной границы Российской Федерации судами рыбопромыслового флота)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен ФСБ России по результатам совещания по вопросу развития рыбохозяйственной отрасли, проведенного Председателем Правительства Российской Федерации 24 августа 2010 г. в г. Петропавловск-Камчатский.
Законопроект направлен на сокращение экономических затрат и повышение уровня безопасности при осуществлении перегрузки и транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них, добытых в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Указанные изменения направлены на применение уведомительного порядка при пересечении государственной границы Российской Федерации судами рыбопромыслового флота для осуществления деятельности по перегрузке уловов водных биологических ресурсов и продукции из них во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации без прохождения пограничного и иных видов контроля в случаях, когда неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней между Таможенным союзом и третьими странами)
Проект федерального закона внесен Минфином России.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с которыми порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней определяет Президент Российской Федерации.
Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 и Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение ЕврАзЭС), вступившее в силу с 1 января 2010 г., которым регулируется порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней между Таможенным союзом и третьими странами.
Вместе с тем согласно Положению ЕврАзЭС порядок ввоза (вывоза) драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров в (из) государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней государств - участников Таможенного союза, в (из) государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов государств - участников Таможенного союза регулируется национальным законодательством государств - участников Таможенного союза.
Кроме того, экспорт природных алмазов, экспорт уникальных драгоценных камней и (или) уникальных самородков, а также экспорт из Таможенного союза необработанных драгоценных металлов и ввоз в Таможенный союз необработанных драгоценных металлов осуществляются с учетом требований национального законодательства государства - участника Таможенного союза.
В этой связи законопроектом предусматривается, что особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней, определяет Президент Российской Федерации, для чего вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Принятие данного законопроекта обеспечит приведение нормативных правовых и законодательных актов Российской Федерации в соответствие с вступившими в силу международными договорами (решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС).
7. Об изменении объема выпуска в 2010 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации внесен Минфином России.
Во исполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" Правительством Российской Федерации установлены предельные объемы выпуска облигаций внешних облигационных займов в 2010 году в объемах, не превышающих 17,8 млрд. долларов.
Вместе с тем Федеральным законом от 23 июля 2010 г. №185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" внесены изменения в ст. 16 "Государственные внешние заимствования Российской Федерации, государственный внешний долг Российской Федерации и предоставление государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте". В частности, пересмотрен в сторону уменьшения предельный объем внешних заимствований, осуществляемый путем выпуска внешних облигационных займов Российской Федерации в текущем году с 17,8 млрд. долларов США до 7,5 млрд. долларов США.
Внесенный Минфином России проект распоряжения, предусматривающий уточнение объемов выпуска внешних облигационных займов в 2010 году, направлен на реализацию положений Федерального закона от 23 июля 2010 г. №185-ФЗ.
8. Об изменении объема выпуска в 2010 году государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации внесен Минфином России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 января 2010 г. № 1-р Минфину России разрешено осуществить в 2010 году выпуск государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в объеме до 869,3 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" объем заимствований по государственным ценным бумагам увеличен, в результате чего объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2010 году составит 1242,9 млрд. рублей.
В этой связи необходимо внести изменение в распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 января 2010 г. № 1-р, увеличив разрешенный Минфину России объем выпуска в 2010 году государственных ценных бумаг до 1242,9 млрд. рублей.
9. Об оказании финансовой помощи Киргизской Республике
Проект распоряжения внесен Минфином России.
Власти Киргизской Республики обратились с просьбой рассмотреть возможность оказания дополнительной безвозмездной финансовой помощи на покрытие дефицита республиканского бюджета в объеме 50 млн. долларов США.
Минфин России предлагает на данном этапе оказать Киргизии финансовую помощь в размере до 10 млн долларов США. В мае 2010 г. Киргизской Республике уже была предоставлена финансовая помощь в объеме 20 млн долларов США.
10. Об участии Российской Федерации в финансировании деятельности Глобального экологического фонда
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации внесен Минприроды России.
Проект распоряжения направлен на дальнейшую активизацию участия Российской Федерации в деятельности Глобального экологического фонда и предусматривает внесение в 2011-2014 годах в его трастовый фонд добровольного взноса в размере 10 млн долларов США (2,5 млн долларов США ежегодно) за счет средств федерального бюджета.
Российская Федерация участвует в деятельности ГЭФ начиная с 1994 года. Необходимость повышения уровня взаимодействия Российской Федерации с ГЭФ основывается на опыте прошлой и текущей деятельности. За этот период России были предоставлены гранты ГЭФ на общую сумму 249 млн долларов США, что позволило привлечь дополнительное софинансирование в размере 846 млн долларов США.
С момента вступления Российской Федерации в ГЭФ при его организационной и финансовой поддержке достигнуты результаты по расширению системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), выведены из обращения в соответствии с положениями Монреальского протокола запрещенные озоноразрушающие вещества, разработана структура экосистемного подхода управления окружающей средой, создана база для реализации природоохранных проектов в Арктическом регионе, реализован ряд инициатив по энергоэффективности, подготовлены и подписаны соглашения и осуществлены проекты по обеспечению экологической безопасности в рамках международного сотрудничества в регионах Черного, Каспийского и Балтийского морей.
В соответствии с параметрами выделения средств, основанных на текущей системе распределения ресурсов ГЭФ, при сохранении статуса только получателя средств ГЭФ, для Российской Федерации в период 2010-2014 гг. в качестве грантов на реализацию природоохранных проектов было бы доступно около 70 млн долларов США.
При переходе России в разряд донора-получателя средств ГЭФ и принятии обязательств по внесению взноса в пятое пополнение средств трастового фонда ГЭФ в размере 10 млн долларов США (на период 2010-2014 гг.) сумма грантов, предоставляемых Российской Федерации, составит 141,96 млн долларов США.
Москва,
1 сентября 2010 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.