События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Чите совещание по дорожному строительству

 
 
 

«Убеждён: эта автомагистраль хорошо послужит и Дальневосточному региону, и всей России. И очень бы хотелось, рассчитываю на это: магистраль должна вдохнуть новую жизнь в десятки небольших городов и посёлков, должна обеспечить дополнительные возможности для развития бизнеса и создания новых рабочих мест».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги, вернее, доброй ночи! Здесь уже поздновато, уже первый час.

Мы собрались здесь, в Забайкальском крае, в Чите, чтобы обсудить вопросы строительства федеральных дорог в целом и прежде всего, конечно, автодороги «Амур» от Читы до Хабаровска. Можно сказать, что наша встреча посвящена в известной степени подведению итогов - но подведению итогов нашего движения по трассе «Амур», а не подведению итогов, связанных с полным окончанием работ, потому что работы ещё нужно завершить. Вместе с тем сомнений в том, что работа будет завершена в срок, у меня практически нет.

«Амур» - это крупнейшая транспортная стройка страны, и она, слава Богу, завершается. Почему я говорю «слава Богу»? Потому что планы, решения по строительству этой дороги были приняты ещё в 1966 году. Реальная работа началась в 1978 году, но велась она вяло, практически не велась. А с 1997 по 2000 год вообще прекратилась. А с 2000 по 2010-й мы уже начали работать как следует, и общий объём финансирования за это время составил 70 млрд рублей. Только в 2010 году мы выделили на эту стройку почти 10 млрд - 9,6 млрд рублей.

У нас была возможность проехать по этой трассе. Действительно, то, что сделано, особенно в последнее время, выглядит хорошо. Это современная автотрасса. Убеждён: эта автомагистраль хорошо послужит и Дальневосточному региону, и всей России. И очень бы хотелось, рассчитываю на это: магистраль должна вдохнуть новую жизнь в десятки небольших городов и посёлков, должна обеспечить дополнительные возможности для развития бизнеса и создания новых рабочих мест.

И конечно, хотел бы ещё раз подчеркнуть: после введения в эксплуатацию автодороги «Амур» впервые можно будет проехать от самой западной точки Российской Федерации до Владивостока на машине - впервые в истории России.

Теперь, когда работы на трассе Чита-Хабаровск подходят к концу, Федеральное дорожное агентство должно подумать над тем, как обеспечить новыми заказами предприятия, занятые на этой стройке.

Вот мы встречались и с рабочими, и с руководителями этих компаний, у всех один вопрос: не придется ли им сейчас сворачивать технику, вывозить её из района базирования, из района сегодняшней работы, а потом через полгода опять возвращаться? Это дополнительные накладные расходы, это дополнительные средства - прежде всего, конечно, из федерального бюджета в конечном итоге. Поэтому я жду предложений от министра по поводу того, как нам избежать сбоев подобного рода - сбоев чисто технического характера, потому что на следующие годы финансирование предусмотрено на этот регион достаточно серьёзное: где-то в общем объёме на три года мы выделяем свыше 40 млрд.

А здесь, сейчас, сложились успешные, хорошо работающие трудовые коллективы, наработан приличный опыт работы, в том числе в экстремальных погодно-климатических условиях. И, конечно, всё это нужно использовать.

В этой связи хотел бы выразить самую искреннюю признательность всем, кто строил дорогу Чита-Хабаровск, - и проектировщикам, и инженерам, и рабочим. Люди работали в сложных климатических условиях и справились со своей задачей блестяще.

Вместе с тем, я министру уже говорил, хочу ещё раз об этом упомянуть: нужно подумать об обслуживании этой дороги в будущем - о техническом обслуживании. Там должны быть оставлены предприятия (а они сегодня там есть), которые будут производить необходимые материалы и в регулярном режиме поддерживать эту автотрассу в надлежащем виде. Если этого не сделать, то спустя какое-то время вся работа может пойти насмарку.

В текущем году мы не только завершаем трассу Чита-Хабаровск. Достаточно активно ведутся и другие стройки - в рамках, например, подготовки к сочинской Олимпиаде, саммиту АТЭС во Владивостоке. Продолжается плановая реконструкция федеральных дорог «Дон» и «Байкал». В рамках работы по «Байкалу», по дороге «Байкал», крупнейшими объектами строительства являются транспортные обходы городов - Новосибирска и Иркутска.

Совсем недавно, в рамках подготовки поправок в бюджет текущего 2010 года, мы нашли возможность дополнительно выделить ещё 16 млрд рублей на ремонт и модернизацию городских дорог. Я когда беседовал с людьми, в том числе, кстати, и сегодня, люди этот вопрос задают, конечно: трассу построили, а то, что к нам подходит, в ужасном состоянии. Это следующий этап, это этап уже будущей работы дорожного фонда.  Но и в городах, в том числе там, где мне удалось побывать, очень много проблем подобного рода. Поэтому сегодня мною подписано соответствующее постановление Правительства. Оно у Сергея Борисовича (С.Б.Иванов - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации) находится, он увезёт его сейчас с собой в Москву.

Мы выделяем 16 млрд рублей для решения этих проблем в 32 административных центрах Российской Федерации.

И тем не менее, хотел бы сказать, что предпринимаемых усилий и выделяемых средств на эти цели явно недостаточно, чтобы выполнить планы по созданию современной транспортной инфраструктуры, которые заложены в Концепцию долгосрочного развития страны. Поэтому было принято принципиальное решение отнести вопросы ремонта и строительства дорог к приоритетным направлениям бюджетных расходов и, начиная с 2011 года, сконцентрировать соответствующие средства в специальном федеральном дорожном фонде.

По предварительным оценкам, объём федерального дорожного фонда в будущем году составит 377 млрд рублей, а это уже на 80 с лишним миллиардов больше, чем планируется потратить на дороги из федерального бюджета в текущем 2010 году. Но и в последующем эти средства будут нарастать: к 2015 году это будет почти 500 млрд.

Мы рассчитываем, что механизм работы целевого бюджетного фонда сможет обеспечить стабильность финансирования дорожного хозяйства, позволит перейти от реализации отдельных крупных проектов к планомерному улучшению состояния дорожной сети по всей территории Российской Федерации, в том числе и в городах, многие из которых сегодня - думаю, вы со мной согласитесь - буквально задыхаются от пробок. Уже в 2011 году регионы получат на эти цели дополнительно 34 млрд рублей.

Давайте перейдем к обсуждению.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Что бы я хотел сказать в завершение? Вот мы по дороге поехали, посмотрели. Действительно, в высокой степени готовности всё находится - я не знаю,  процентов около 90, наверное. Но нужно завершить на 100. И я рассчитываю, что, как и договаривались, в конце сентября всё будет сделано.

Хотя, вы знаете, я посмотрел, работы ещё много. Там ещё очень много разрывов без твёрдого покрытия. Вот Игорь Евгеньевич (И.Е.Левитин - министр транспорта Российской Федерации) говорит 35 - мне показалось больше. Но, может быть, это когда трясёшься, кажется, что нескончаемый путь, но в принципе это немало работы.

На некоторых участка ещё нужно отбойники ставить - я смотрю, они лежат ещё на земле. Работы много на самом деле. И то, что мы сейчас собрались и благодарим дорожников, отмечаем большую работу - и качественную работу на значительной протяжённости трассы, особенно там, где она строилась с нуля, - но надо её завершить. Это первое.

Второе. Нужно сделать нормальный подход всё-таки к Чите. Там на определённом расстоянии от города просто страх...

Реплика: 96 км.

В.В.Путин: Да, старая и очень узкая. В общем, плохого качества дорога. Она старая просто, её надо реконструировать.

Реплика: 1970-х годов.

В.В.Путин: Да, надо реконструировать, привести её в нормальное, нормативное, соответствующее сегодняшним требованиям состояние.

И, конечно, обустройство. Здесь Р.Ф.Гениатулин прав: как только дорога будет сдана - она сразу будет эксплуатироваться. Вы же не станете, не скажете гражданам: «Нет, пока нельзя ездить, потому что мы её ещё не обустроили!» Люди будут пользоваться! И юридические, и физические лица будут её осваивать, а у нас она не готова будет на самом деле, не обустроена. Готова для проезда, но не готова для обслуживания людей в полном смысле этого слова. Поэтому подготовку и проведение обустройства нужно осуществить быстро и, разумеется, качественно.

Действительно, самая лучшая площадка здесь - согласование позиций всех министерств и ведомств. Это на уровне вице-премьера Иванова Сергея Борисовича, который возглавляет соответствующую комиссию.

Давайте договоримся так, что в ноябре вся работа по предложениям, как это должно быть сделано, должна быть завершена. И должно быть проведено завершающее совещание у Сергея Борисовича, на котором будет поставлена точка. И будет понятно, в какие сроки, куда мы будем двигаться и сколько это будет нам стоить. Договорились? Спасибо. 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11965/