Версия для слабовидящих

20 июля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром экономического развития России Э.С.Набиуллиной

Темой встречи стало обсуждение эффективности мер, принятых Правительством для снятия избыточных административных барьеров, мешающих развитию всех видов бизнеса.

Э.С.Набиуллина доложила Председателю Правительства о первых результатах мониторинга деятельности проверяющих органов в отношении бизнеса, а также о правоприменительной практике нормативных документов, призванных снять административные барьеры.

По словам Министра, наиболее часто проверки предприятий осуществляются такими надзорными органами, как МЧС (пожарная безопасность и противопожарный контроль), Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по труду и занятости. Для того чтобы такие проверки были обоснованными, введена процедура прокурорского надзора, которая помогает бороться со злоупотреблениями в этой сфере. Однако требуется усилить контроль за нарушениями, так как на данный момент они выявляются, только когда поступают жалобы со стороны предпринимателей, пострадавших от необоснованной проверки. Также, по словам Э.С.Набиуллиной, требуется расширить список контролирующих ведомств, которые обязаны согласовывать планируемые проверки с Генеральной прокуратурой.

Отдельно обсуждалась правоприменительная практика по уведомительному порядку начала бизнеса. Министр экономического развития сообщила, что на сегодняшний день уведомительный порядок работает по 20 видам деятельности, что положительно оценивается предпринимателями, поэтому предлагается вести работу по распространению этого порядка и на другие виды деятельности.

 

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Эльвира Сахипзадовна, мы говорили о необходимости подготовки соответствующего доклада по мерам, которые мы принимаем для снятия избыточных административных барьеров, с тем чтобы проанализировать, как действуют те меры, которые мы вводим в последнее время.

Э.С.Набиуллина: Мы такой доклад подготовили, и мы его будем готовить ежегодно начиная с этого года. Действительно, очень важно мониторить, как наши меры действуют и какова правоприменительная практика, как наши законы работают. Я готова Вам доложить первые результаты такого мониторинга.

Мониторинг у нас осуществлялся за последние три квартала, то есть полгода прошлого 2009 года и уже данные есть по первому кварталу 2010 года. Общее число проверок всех видов бизнеса - и малого, и среднего, и крупного, и бюджетных учреждений - за этот период составило 1 млн 600 тыс. Это не включая проверки налоговых и правоохранительных органов. И тенденция пока такая неровная. Если в III квартале 2009 года было 595 тыс. проверок, в IV - 613 тыс., то в I квартале - 405 тыс. Мы видим уже некоторое снижение этих проверок.

Мы посмотрели, какие органы прежде всего осуществляют такие проверочные виды деятельности. На пять органов приходится 80% всех проверок.

В.В.Путин: Какие же это органы?

Э.С.Набиуллина: МЧС (пожарная безопасность и противопожарный контроль) - около трети всех проверок. Затем идет Роспотребнадзор, очень активно проверяет. Еще Ростехнадзор, Федеральная миграционная служба и Роструд. На них приходится большее число проверок, при этом где-то половина - плановых проверок и половина внеплановых. Здесь очень важно, что среди проверок 54% - это проверки малого бизнеса. Мы в прошлом году вводили специальную процедуру прокурорского надзора за проверками малого бизнеса, что внеплановые проверки не могут проходить без согласования с Генпрокуратурой. На наш взгляд, эта мера сработала, потому что 54% приходится на малый бизнес. Кажется, что цифра большая, но доля в количестве всех предприятий, предприятий именно малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, - 68%, то есть частота проверок малого бизнеса на самом деле стала меньше.

По данным Генпрокуратуры, уже известны цифры, что когда проверяющие органы обращаются к ней за согласованием, то получают где-то в половине случаев отказы, потому что Генпрокуратура считает проверки необоснованными. Но вот в ходе мониторинга мы выяснили...

В.В.Путин: Половина отказов?

Э.С.Набиуллина: Половина отказов.

В.В.Путин: Это много.

Э.С.Набиуллина: Это много. Это хорошая цифра. Иначе было бы проверок больше. Но есть и тревожащая нас цифра по данным нашего мониторинга. Вот такой процедуре согласования подвергается всего 3,8 проверки. Остальное идет вне процедуры согласования...

В.В.Путин: 3,8%?

Э.С.Набиуллина: 3,8%. И по двум причинам. Первая: у нас из закона были выведены формы контроля, которые не подлежат вот такому прокурорскому согласованию, согласованию с прокуратурой. Это и налоговый контроль, и таможенный, и финансово-бюджетный, транспортный, антимонопольный, трудовой инспекции и т.д. Достаточно большой список изъят. Это первая причина.

Вторая причина: просто не соблюдаются установленные законом требования, к сожалению. То есть не все органы, как обязаны по закону, согласуют свои проверочные действия в прокуратуре.

У нас есть так называемые дисциплинированные органы. Роспотребнадзор практически все согласовывает в Генпрокуратуре. Но есть, по данным мониторинга, и те, кто этот порядок нарушает.

Мы выявляем это, к сожалению, только фрагментарно, когда есть заявители, то есть у нас пока не создано такой системы мониторинга. Ее надо создавать для того, чтобы все случаи нарушений мы выявляли.

И второе наше предложение - вот эти изъятия из этой процедуры сократить. Мы подготовили изменения в закон, для того чтобы и транспортный контроль, и контроль антимонопольной и трудовой инспекций также проходили эту процедуру согласования.

В.В.Путин: Сформулируйте свои предложения. Дайте мне их, пожалуйста, - я посмотрю. Что касается антимонопольного, здесь нужно внимательно посмотреть. Мы знаем, какие у нас проблемы с монополизацией рынков, особенно в регионах. Нужно внимательнее посмотреть, насколько нужно ограничивать деятельность антимонопольной службы, хотя какие-то ограничения в рамках закона должны быть наложены на все проверяющие органы.

Э.С.Набиуллина: Может быть, как раз из этих ограничений вывести те формы контроля, которые требуют оперативного вмешательства, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. Остальные все-таки пустить по этой процедуре согласования с Генпрокуратурой.

В.В.Путин: Обобщите, пожалуйста, Ваши предложения. Давайте их посмотрим.

Э.С.Набиуллина: Вторая часть мониторинга была посвящена тому, как действует уведомительный порядок начала бизнеса. Мы вводили в законодательство норму, которая позволяла предприятиям в определенных сферах деятельности начинать свой бизнес, не дожидаясь согласований, разрешений.

Вначале было принято решение о распространении этого порядка на 13 видов деятельности, потом, в конце года, мы добавили еще семь видов деятельности. 20 видов деятельности такой массовой - это и общественное питание, и торговля. Этот порядок начал работать.

У нас уже на 1 июня 2010 года - а порядок действует с 1 июля 2009 года - 33 тыс. уведомлений, то есть, по сути, такое количество предприятий начало свою деятельность без сложной процедуры согласования.

Опрос проводит и ассоциация бизнеса «Опора» (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»), которая считает, что этот порядок работает. То есть 97% опрошенных считают, что у них нет никаких проблем с последующим контролем со стороны проверяющих органов.

В.В.Путин: То есть начало бизнеса у нас, можно сказать, в значительной степени либерализованно.

Э.С.Набиуллина: Но только пока по 20 видам деятельности. Поэтому мы сейчас хотим расширить это количество видов деятельности. В связи с этим подготовили на основе данных мониторинга план действий, для того чтобы дальше совершенствовать систему контроля и надзора и прежде всего правоприменительную деятельность.

Проблема заключается в том, что не все министерства и ведомства свои ведомственные акты привели в соответствие с законом. Поэтому такую инвентаризацию надо провести и срочно привести в соответствие эти акты. Такой план подготовлен и подготовлен план расширения уведомительного порядка ведения деятельности.

Мы бы хотели дальше двигаться в 2010 и 2011 годах, периодически докладывая, как работают эти меры. Потому что действительно очень важно нам сейчас на уровне правоприменения добиться прогресса, так как это уже второй пакет таких мер по дебюрократизации. Первый пакет был в начале 2000-х годов, он дал определенный эффект, но как раз были проблемы с правоприменением. Поэтому этот мониторинг, на наш взгляд, дает пищу для дальнейшего движения.

В.В.Путин: Хорошо. Давайте посмотрим.