События

 
 
 

Председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Грамотное управление земельными платежами – это серьёзный источник пополнения бюджетов разных уровней. И к такому ресурсу надо подходить рачительно и ответственно, не допускать его разбазаривания».

В ходе заседания был рассмотрен проект закона о лицензировании, который серьёзно упрощает процедуру получения лицензий, повышает их прозрачность и существенно снижает число лицензируемых видов деятельности.

Касаясь другого вопроса повестки заседания - платы за пользование земельными участками, В.В.Путин подчеркнул, что в ряде муниципалитетов эти ставки необоснованно завышаются.

Председатель Правительства сообщил также, что подписал «Стратегию развития ипотечного кредитования до 2030 года». Как подчеркнул вице-премьер Правительства Александр Жуков, цель стратегии - к 2030 году сделать так, чтобы цены на жильё, условия ипотеки, доходы людей позволяли приобретать жилье 60% российских семей.

В свою очередь, Министр экономического развития Эльвира Набиуллина доложила о значительном сокращении безработицы: если в январе количество безработных составило 9,2%, то на конец июня оно уменьшилось до 6,8%.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), я только что подписал «Стратегию развития ипотечного кредитования до 2030 года». Я Вас попрошу прокомментировать это решение.

А.Д.Жуков: Да, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, действительно, эта Стратегия определяет долгосрочные перспективы развития ипотечного жилищного кредитования и основные меры, которые необходимо принять по развитию ипотеки до 2030 года.

Направлена она в первую очередь на повышение доступности жилья. Самое главное - жилья экономкласса. Предусматривается привлечение в систему ипотечного кредитования долгосрочных финансовых ресурсов, в том числе и пенсионных накоплений, и резервов страховых организаций, и других средств институциональных инвесторов.

Цель стратегии - к 2030 году сделать так, чтобы цены на жильё, условия ипотеки, доходы людей позволяли приобретать жилье 60% семей наших граждан. Конечно, сразу добиться этого не удастся, поскольку в 2009 году у нас только 17% семей имели такую возможность. Но постепенно эта доля должна увеличиваться: к 2015 году - до 30% и до 50% - к 2020. Конечная цель - 60% к 2030 году.

Доля сделок с ипотекой на рынке жилья должна постепенно возрасти с 12% (то, что мы на сегодня имеем) до 50%. Средний уровень кредитной ставки, процентной ставки по кредитам должен снизиться до размера инфляции плюс 2-3% (на сегодняшний день это инфляция плюс 5-6%). А средний срок ипотечного жилищного кредита должен увеличиться с 16,5 (это то, что мы на сегодня имеем в среднем) до 30 лет в 2020 году.

В.В.Путин: Хотя бы лет 25 нормально.

А.Д.Жуков: 25-30 лет как перспектива - вполне достижимо. Это основные параметры этой Стратегии. Соответственно, меры предусматриваются для того, чтобы этих параметров добиться.

В.В.Путин: Хорошо. Сейчас у нас ипотечные кредиты под какой процент выдаются в среднем по стране?

А.Д.Жуков: Во-первых, хочу сказать, что у нас в этом году рынок ипотеки восстанавливается. У нас был большой спад в прошлом году в связи с кризисом. За первые пять месяцев 2010 года выдано 85 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 105 млрд рублей. Объем выдачи возрос в 2,36 раза по сравнению с пятью месяцами 2009 года. Средневзвешенная ставка по кредитам за первые пять месяцев снизилась с 13,7 до 13,4% на сегодняшний день.

В.В.Путин: С 13,7 до 13,4?

А.Д.Жуков: Да.

В.В.Путин: Мало.

А.Д.Жуков: Мало. В иностранной валюте, правда, несколько больше - с 12,7 до 11.

В.В.Путин: Сбербанк, как мне руководство банка говорило, где-то уже под 10-12 выдаёт?

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, я думаю, что будет снижаться достаточно сильно во второй половине года по двум причинам. Во-первых, в этом году общее снижение инфляции существенное, во-вторых, мы довольно серьезные средства в эту систему направили - через Внешэкономбанк. И те деньги, которые там поступают...

Сейчас доля пятерки крупнейших банков, в основном Сбербанка, снижается, то есть другие банки, более мелкие, включаются сейчас в систему ипотечного кредитования. И вторая тенденция, которую мы сейчас наблюдаем, - все больше участников рынка снижают минимальный первоначальный взнос. То есть 30% - это как бы такой ориентир, но сейчас по многим программам идет снижение до 20, даже до 15, до 10%. В то же время действительно пока средневзвешенные ставки достаточно высокие.

В.В.Путин: И по мере роста реальных располагаемых доходов населения эта сфера тоже должна оживляться. У нас в целом продолжается позитивная динамика в экономике: и промышленное производство растет, и валовой внутренний продукт растет, и располагаемые доходы населения, реальные, тоже растут. Эльвира Сахипзадовна, за шесть месяцев какие результаты у нас?

Э.С.Набиуллина: В целом за первое полугодие экономический рост составил 4,2% по отношению к первому полугодию в 2009 году. Это в принципе неплохая динамика выхода экономики из кризиса. И в июне, в последний месяц полугодия, положительные тенденции продолжались. По оценке Минэкономразвития, экономический рост в июне составил 4,9% по отношению к июню 2009 года. И если говорить о помесячных темпах, в июне по отношению к маю экономика выросла на 0,3% - это с учетом всех сезонных и календарных факторов. Промышленное производство в первом полугодии выросло на 10,2%, при этом обрабатывающее производство - на 14,3%, и это тоже неплохая динамика для повышения промышленного производства.

В.В.Путин: То есть обрабатывающие отрасли производства растут ускоренными темпами, быстрее.

Э.С.Набиуллина: Да. И в июне такая же динамика, положительные тенденции продолжались -- рост составил 9,7%, по обрабатывающей промышленности - 14%, если говорить не о полугодии в целом, а именно об июне месяце.

Высокая динамика отмечалась в июне в производстве транспортных средств, в химическом производстве, в целлюлозно-бумажном производстве.

Однако слабая динамика в июне была в промышленности строительных материалов, в металлургии, в производстве нефтепродуктов. Поэтому с учетом сезонности, здесь у нас небольшой спад.

Динамика последних месяцев показала, что у нас одним из ведущих факторов повышения экономического роста был экспортный фактор. Экспорт вырос за первое полугодие на 50,1%. Это был такой мощный двигатель роста экономики.

Сейчас важность приобретает внутренний спрос, потребительские расходы, инвестиции, которые должны двигать экономику. Потребительские расходы стабильно увеличиваются и это показывает динамика розничной торговли: в первом полугодии она выросла на 3,4% в июне по отношению к июню прошлого года на 5,8%, и с очищенной сезонностью также наблюдается рост. Безусловно, эта динамика поддерживается и ростом реальных доходов населения. В первом полугодии реальная зарплата выросла на 4,4% и располагаемые доходы населения в целом - на 4,8%.

У нас инвестиции, хотя и в положительной зоне, но растут неустойчиво, и в целом за первое полугодие - 1,3% к первому полугодию 2009 года. Поэтому очень важны, конечно, и наши меры по инвестиционному климату, по снижению административных барьеров, которые мы принимаем, и по определению дальнейшей динамики государственных инвестиций в инфраструктуру.

Инфляция тоже важный показатель. За первое полугодие прирост цен составил 4,4% (напомню, что в первом полугодии прошлого года это было 7,4%). Это как раз фактор, который ведет и к снижению процентных ставок по ипотеке, о чем говорил Александр Дмитриевич.

И несколько слов о ситуации на рынке труда, которая отражает в целом изменения в экономической ситуации. На конец июня общая численность безработных составила 5,2 млн человек, или 6,8%. Я напомню, что в январе это было 9,2%, то есть у нас значительное сокращение безработицы. И за последнюю неделю регистрируемая безработица снизилась в 74 субъектах Российской Федерации.

В.В.Путин: Игорь Иванович, я просил Вас посмотреть, как обстоят дела на «Уралмаше». Вы там были? Пожалуйста.

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению в Екатеринбурге я принял участие в открытии выставки «Иннопром-2010». Выставка прошла очень позитивно. Мы считаем, что она может стать традиционной выставкой, и в следующем году просим поддержать ее очередное проведение.

И воспользовавшись нахождением в Екатеринбурге, по Вашему поручению посетил «Уралмашзавод». Завод вышел на очень хорошие показатели производственной деятельности и, по сути, восстановил компетенцию по производству буровых вышек в Российской Федерации. Выполнен первый заказ на буровую вышку по заказу «Газпромнефти». И в ходе посещения завода был подписан также еще ряд контрактов с новыми заказчиками - это группа «Ариэл» и сирийская нефтегазовая компания. Общий пакет подписанных контрактов позволяет предприятию сейчас очень прилично развиваться.

Локализация по оборудованию, которое устанавливается на вышке, - примерно 70%. И до 30% - это пока перспективная работа, которая будет продолжена на Уралмашпредприятии, с тем чтобы получить необходимые технологии и возможность производства.

Очень позитивно нефтяники рассматривают то, что происходит на Уралмашпредприятии. Владимир Владимирович, думаем, что портфель заказов может быть значительно увеличен.

В.В.Путин: У них сейчас как загрузка?

И.И.Сечин: В принципе предприятие имеет диверсифицированный портфель заказов как от иностранцев, так и от наших предприятий. Если раньше не было конкуренции, скажем, по отношению к китайским поставщикам, то сейчас вот с вводом...

В.В.Путин: По вагонам?

И.И.Сечин: Да-да. Скажем, «Сургутнефтегаз» уже активно прорабатывает размещение заказов на «Уралмаше», на этой неделе делегация «ЛУКОЙЛа» туда выдвигается для ознакомления с предприятием и тоже оформления своих договоренностей. Будем держать на контроле, Владимир Владимирович. Доложим Вам обязательно в ближайшее время о перспективах работы.

В.В.Путин: Хорошо. Мы набросали перспективный план развития предприятия, поддержки. Держите это тоже на контроле.

И.И.Сечин: Есть, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Александр Дмитриевич! Вы были в Армении, обсуждали, в том числе, возможность использования спортивной базы для подготовки наших олимпийских сборных.

А.Д.Жуков: Да, Владимир Владимирович, был в Армении. Встречался там и с Президентом, и с Председателем Правительства. Заключил договор между олимпийскими комитетами России и Армении о взаимном сотрудничестве.

Был на спортивной базе в Цахкадзоре. В свое время в Советском Союзе эта база была выбрана как главная база для высокогорной подготовки спортсменов, что чрезвычайно важно и очень эффективно для подготовки к крупным соревнованиям. К сожалению, так получилось, что у нас на территории России таких баз на сегодняшний день нет после распада Союза.

Договорились о совместном использовании этой базы. Армянские коллеги готовы предоставить для наших спортсменов возможность готовиться там к крупнейшим соревнованиям.

В свою очередь, в соответствии с договором, мы будем тоже привлекать в Россию армянских спортсменов для подготовки. Я думаю, что это может быть эффективное сотрудничество.

В.В.Путин: У нас похожая площадка есть, тем не менее, на Кавказских Минеральных Водах. Я прошу Министерство обороны и Министерство спорта и туризма урегулировать имущественные отношения. И Вас, Александр Дмитриевич, попрошу сделать все для того, чтобы предложить программу развития этой базы.

А.Д.Жуков: Хорошо.

В.В.Путин: Это среднегорье, и нужно его приводить в порядок, чтобы можно было использовать для наших спортсменов.

А.Д.Жуков: Хорошо, Владимир Владимирович. Это тоже очень важный элемент для подготовки. Она несколько ниже находится, чем Цахкадзор, но тоже очень важна.

В.В.Путин: Недавно с Министром обороны обсуждали этот вопрос. Нужно активно включить в эту работу Министерство спорта и молодежной политики, оперативно все вопросы административного характера решить и двигаться в направлении использования, совершенствования ремонтов.

А.Д.Жуков: Хорошо.

В.В.Путин: Давайте несколько слов по повестке дня. Как мы и договаривались, cегодня нам нужно рассмотреть проект федерального закона «О лицензировании». Ещё раз напомню его ключевые положения. Первое. Закон предусматривает дальнейшее поэтапное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности - с 110 до 49. В этой связи напомню, что в 1998 году лицензированию подлежало 1 тыс. 200 видов деятельности, то есть лицензировали практически всё.

Кроме того, новый закон запустит важный процесс унификации лицензионного законодательства, которое пока разрозненно. Так, особые лицензионные требования содержатся у нас ещё в 14 отраслевых актах.

Вместо отменяемых лицензионных процедур будут широко использоваться иные экономические механизмы регулирования, прежде всего обязательное страхование ответственности производителей, внедрение новых технических регламентов.

Второе. Конечно, сохраняются сферы, где лицензирование оправданно и пока необходимо, однако сами процедуры получения лицензии серьёзно упрощаются, повышается их прозрачность.

Предприятия и организации получат право выбирать конкретные работы и услуги, которые они намерены оказывать в рамках лицензируемой деятельности. Соответственно, снижаются временные и финансовые издержки, связанные с необходимостью получения сразу нескольких полновесных лицензий.

Вместо такого подчас бессмысленного и многократного переоформления бумаг акцент должен быть сделан на жёсткий и эффективный контроль за соблюдением лицензионных требований. Мы об этом говорили применительно к здравоохранению, применительно к образованию - вот это все должно быть теперь реализовано в законе. Запрещается взимать какую-либо плату за услуги, связанные с лицензированием, - кроме государственной пошлины, что тоже очень важно. Мы уже долго говорим об этом, еще раз хочу сказать: надеюсь, что в самое ближайшее время реализуем это в законе.

И наконец, с 1 января 2011 года значительная часть лицензируемых процедур переводится в электронный формат, то есть подать заявления, направлять необходимые документы можно будет без утомительного хождения по конторам.

Прошу Минэкономразвития организовать эффективный мониторинг деятельности органов госвласти в сфере лицензирования и при необходимости вносить дополнительные предложения по сокращению масштабов применения лицензий.

Следующий наш вопрос касается порядка установления платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, говоря проще, речь идёт о размерах арендных платежей и земельного налога.

Напомню, что сегодня в России в земельном обороте находится около 1 млрд 700 млн гектаров. И вот что интересно: из них более 92% принадлежит государству и муниципалитетам, 7% - гражданам и менее 1% - юридическим лицам. При этом 7% государственных и муниципальных земель сдаётся в аренду - это примерно 113 млн гектаров.

Очевидно, грамотное управление земельными платежами - это серьёзный источник пополнения бюджетов разных уровней. И к такому ресурсу надо подходить рачительно и ответственно, не допускать его разбазаривания.

Вместе с тем нельзя руководствоваться лишь простой логикой: любой ценой собрать с плательщика как можно больше денег. Считаю, что в долгосрочном плане гораздо бóльший результат и эффект принесёт использование системы земельных платежей в качестве эффективного инструмента поддержки малого и среднего бизнеса, для вовлечения земель в хозяйственный оборот, для стимулирования индивидуального жилищного строительства. То есть размер платежей за землю должен быть разумным и адекватным экономической ситуации и не чересчур обременительным ни для граждан, ни для бизнеса. Именно такую сбалансированную систему, обеспечивающую как пополнение бюджетов, так и интересы пользователей земельными участками, мы должны создать.

На сегодняшний день что у нас происходит в этой сфере? Прежде всего отсутствуют порядок и чёткая методика при определении стоимости земли в субъектах Российской Федерации, а это база, с которой в большинстве случаев рассчитывается и арендная плата, и налог на землю. В результате в регионах порой принимаются произвольные, ничем не обоснованные решения по увеличению стоимости участков в 3, а то и в 5 раз. В отдельных случаях - сложно в это поверить - есть ситуации, когда стоимость земли на близких участках отличается в сотни раз.

Поэтому необходимо продолжить инвентаризацию всех законодательных и ведомственных актов, по которым проводится кадастровая оценка земли, выработать понятные и объективные методики и принципы. Кроме того, федеральные органы власти должны обеспечить постоянный мониторинг ситуации на местах. Такие же внятные механизмы должны появиться и при расчёте арендных ставок.

Сейчас стоимость аренды порой различается в разы не только в одном субъекте, но и в рамках одного района или даже одного муниципалитета.

За сопоставимые участки одни арендаторы почему-то платят по льготным ценам, а с других, как в народе говорят, три шкуры дерут. Считаю, что здесь есть чем заняться и Министерству экономического развития, и Федеральной антимонопольной службе. Должны жёстко пресекаться любые факты необоснованного завышения цен за пользование земельными участками - государственными или муниципальными.

Теперь что касается земельного налога. Можно понять желание местных властей установить, где это возможно, максимальные ставки земельного налога, потому что эти поступления идут в муниципальный бюджет. Но такие решения оборачиваются подчас ростом налогового бремени на бизнес, тормозят перспективные инвестиционные проекты. Тем самым местные бюджеты, зарабатывая сегодня рубль, завтра теряют десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей, лишаются потенциальных налоговых поступлений.

Поэтому прошу наших коллег более гибко относиться к установлению земельного налога, использовать пониженные ставки для поддержания социально значимых проектов, инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, инновационных производств. А в перспективе мы обязаны учесть все эти нюансы при переходе от земельного налога к налогу на недвижимость.

Давайте начнем работать.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11425/