Версия для слабовидящих

19 июля 2010

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 19 июля 2010 года (пресс-релиз)

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 19 июля 2010 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

 

1.   Об установлении обоснованной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Законодательством Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (местный налог) и арендная плата. При этом за налоговую базу принимается кадастровая стоимость земельного участка, которая в ряде случаев также служит основанием для определения размера арендной платы.

Таким образом, величина платы за землю в значительной степени определяется кадастровой стоимостью, размеры которой, как показали результаты проведенных мероприятий по актуализации государственной кадастровой оценки земель, по отдельным категориям земель и видам их разрешенного использования в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за последнее время выросли в десятки, а то и в сотни раз.

Вместе с тем при установлении ставок земельного налога органы муниципальных образований, в основном, исходят из потребностей местного бюджета без учета фактической способности налогоплательщиков по уплате налога. При этом они устанавливают максимально возможные налоговые ставки, которые в случае пересмотра кадастровой стоимости не всегда корректируются в сторону уменьшения, что приводит к значительному увеличению налогового бремени.

При  определении размера арендной платы применяются разнообразные подходы к ее расчету, в частности, в субъектах Российской Федерации используются различные поправочные коэффициенты, которые зачастую уже учтены при расчете кадастровой стоимости. Результатом  этого является не только существенная дифференциация арендных платежей в разрезе разных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и значительное увеличение их размеров, а также затрат арендаторов на их администрирование. Прежде всего, это связано с тем, что действующим законодательством органы власти на региональном и местном уровне наделены полномочиями самостоятельно определять порядок расчета арендной платы. При этом общие требования к порядку определения ее размера законодательно не установлены.

В то же время следует отметить, что не все земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, используются эффективно, следствием чего является недопоступление денежных средств в бюджеты разных уровней.

С учетом этого требуется принятие мер, направленных как на совершенствование государственной кадастровой оценки земель, так и оптимизацию существующих подходов к определению платы за использование земель и стимулирование вовлечения их в хозяйственный оборот.

Результатом реализации указанных мер должно стать установление обоснованной платы за использование земель, доступность земельных ресурсов, увеличение в связи с этим доходов бюджетов соответствующих уровней, а также повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Реализация предлагаемых мер будет способствовать решению задач по формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности, обеспечению доступности жилья и развитию отраслей реального сектора экономики, в том числе стимулированию развития малого и среднего предпринимательства.

 

2. О проекте федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проект федерального закона внесен Минэкономразвития России.

Законопроект направлен на совершенствование системы лицензирования как одной из форм государственного регулирования экономической деятельности в Российской Федерации и сокращение административных ограничений в предпринимательстве, связанных с лицензированием.

Законопроектом предлагается изложить Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в новой редакции, предусматривающей унификацию и упрощение процедур лицензирования, введение бессрочного действия лицензий, существенное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также установление единого порядка осуществления лицензионного контроля.

В законопроекте предусматривается распространение определяемых в нем целей и задач лицензирования, критериев отнесения видов деятельности к лицензируемым, понятийного аппарата и принципов лицензирования, полномочий лицензирующих органов, прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц, критериев установления лицензионных требований на лицензирование тех видов деятельности, перечни которых устанавливаются в законопроекте, а также в других федеральных законах.

При этом в законопроекте сохраняется положение о том, что порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по защите государственной тайны будет определяться федеральными законами, регулирующими отношения в перечисленных сферах деятельности.

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемое в настоящее время в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в указанных сферах деятельности, законопроектом предусматривается включить в устанавливаемый им перечень лицензируемых видов деятельности, распространив тем самым на эти виды деятельности единый порядок лицензирования. Особенности лицензирования в этих сферах деятельности в части, касающийся сроков действия лицензии, порядка ее предоставлении, приостановления и возобновления действия, могут устанавливаться специальными законами.

Законопроектом предусматривается дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования.

В частности, предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: медицинская, фармацевтическая деятельность (с 1 января 2013 г.), экспонирование и коллекционирование оружия, деятельность по обеспечению авиационной безопасности, деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, реставрации памятников культурного наследия. Лицензирование производства и технического обслуживания медицинской деятельности, перевозок и перегрузок на водном транспорте грузов прекращается в связи с заменой лицензирования иными формами регулирования.

Проектом закона предусматривается изменение определения наименований многих видов подлежащих лицензированию деятельности, направленное на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг. При этом в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах лицензируемой деятельности (криптографическая деятельность, защита от несанкционированного доступа к информации, производство и оборот отдельных видов продукции и другие) указываются составляющие их работы и услуги, исчерпывающий перечень которых будет устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии.

Проектом закона также вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования.

В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия.

В проекта закона реализуются положения «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и устанавливаются особенности лицензионного контроля.

В целях упрощения документооборота при лицензировании проектом закона предусматривается, что со дня вступления закона в силу соискатель лицензии и лицензиат будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы, направление которых предусмотрено проектом закона, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для лицензирующих органов вводится порядок оформления процедур лицензирования в электронном виде.

В целях своевременного выявления проблем лицензирования проектом закона предусматривается проведение ежегодного мониторинга эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

 

3. О проекте федерального закона «О признании утратившими силу абзаца первого пункта 5, пункта 7 и пункта 10 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Проект федерального закона внесен ФМС России.

Законопроектом признаются утратившими силу некоторые положения статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающие внесение работодателями или заказчиками работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из Российской Федерации, а также возврата этих авансированных средств внесшим их работодателям или заказчикам работ (услуг).

При этом следует учитывать, что вопросы гарантий предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) финансовых средств для выезда из Российской Федерации работавших у них иностранных граждан достаточно урегулированы законодательством Российской Федерации, в том числе положениями статей 16 и 31 указанного Федерального закона.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов трудовой миграции, недопущение возникновения юридических коллизий, создание благоприятных условий для развития экономической деятельности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, в части снятия излишнего финансового обременения в связи с привлечением к трудовой деятельности иностранных работников.

 

4. О внесении изменений в Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации и в подпункт 5.3.13 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу внесен Минприроды России.

В соответствии с нормами Федерального закона от 27 декабря 2009 года    № 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации устанавливается порядок создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Проектом постановления предлагается возложить на Росприроднадзор установленную законом функцию по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации для всех целей. Ранее к компетенции Росприроднадзора относилась выдача таких разрешений только для целей недропользования и в рекреационных целях. Разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации для целей рыбоводства, транспорта, обороны, в научных целях выдавали соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Предлагаемый проектом принцип «одного окна» позволит снять излишние административные барьеры в этой сфере, упростит процедуру рассмотрения запросов на такую деятельность и получения соответствующих разрешений.

Проектом предлагается также внести в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, изменение по уточнению полномочия Росприроднадзора в части выдачи разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок для всех целей их дальнейшего использования. Это позволит исключить дублирование функций федеральных органов исполнительной власти при выдаче таких разрешений.

 

5. О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии» внесен Минприроды России.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 4) предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, определены цели и содержание такого кадастра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» установлено, что это министерство осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также самостоятельно принимает порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений.

Однако в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации не прописаны полномочия этого министерства по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Внесенным проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается наделение Минприроды России такими полномочиями.

Москва,
16 июля 2010 года

 

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

 

Дополнительные материалы по теме