Версия для слабовидящих

13 июля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин обсудил с президентом ОАО «АвтоВАЗ» И.А.Комаровым перспективы развития предприятия

В.В.Путин отметил, что впервые за последнее время АвтоВАЗ вышел на показатели прибыли, которая составила 1 млрд рублей. В то же время Премьер напомнил о совместных с иностранными инвесторами планах по техническому перевооружению АвтоВАЗа, с тем чтобы сделать его современным эффективным и самодостаточным предприятием.

В ходе рабочей встречи руководитель АвтоВАЗа доложил Председателю Правительства о состоянии предприятия, которое в 2010 году за счет государственной программы утилизации подержанных автомобилей смогло стать прибыльным и увеличить объем продаж. По словам И.А.Комарова, в настоящее время компания переходит к новому этапу развития, главными составляющими которого станут совершенствование технических и технологических процессов, повышение качества выпускаемых автомобилей, а также рост квалификации и эффективности труда работников.

Председатель Правительства отметил, что в государственной программе утилизации подержанных автомобилей, которая помогла АвтоВАЗу остаться на плаву, кроется опасность задержки технологического обновления предприятия, вынужденного использовать свои мощности для выпуска дешевых и устаревших автомобилей, пользующихся спросом в рамках программы. Президент АвтоВАЗа объяснил, что это - вынужденная мера, в связи с тем что запуск новых моделей в производство требует времени, а также технической подготовки и обучения персонала. Вместе с тем работа по обновлению предприятия и его модельного ряда ведется по плану, согласованному с акционерами компании.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Давайте поговорим о текущем состоянии предприятия, о перспективах развития еще раз. В прошлом году АвтоВАЗ отработал с убытком - 40 млрд, да?

И.А.Комаров: Около 40 млрд рублей.

В.В.Путин: Сейчас вы впервые вышли на прибыль - 1 млрд рублей, уже заметная сумма даже для такого крупного предприятия. Я помню, как мы договаривались и с вами, и с иностранными инвесторами. И вы вместе с ними разработали целый план совместных действий по техническому перевооружению предприятия, развитию, выходу на новые модели, с тем чтобы сделать АвтоВАЗ современным эффективным предприятием - именно эффективным с экономической точки зрения, самодостаточным и имеющим перспективы развития. Как осуществляются эти планы?

И.А.Комаров: Владимир Владимирович, на данный момент я бы хотел с удовлетворением сказать, что те мероприятия, та помощь Правительства, которая была оказана АвтоВАЗу, и та программа, которая была разработана вместе с акционерами и Правительством, дают свои результаты.

Мы вышли на положительные результаты и увеличили продажи в основном и благодаря программе утилизации. Объем продаж увеличился во II квартале в 2 раза по сравнению с I кварталом. Именно эти мероприятия позволили выйти на положительную прибыль и позитивные результаты нашей работы.

И надо сказать, что в целом те мероприятия и та помощь, которая была оказана, дают свои результаты. Я думаю, что мы прошли наиболее острую и тяжелую часть реализации антикризисной программы АвтоВАЗа. Сейчас между акционерами достигнуты договоренности о будущем АвтоВАЗа, которые позволяют провести его модернизацию и обеспечить создания нового модельного ряда и эффективного и современного автомобильного предприятия будущего.

В данный момент мы переходим к более тяжелой фазе, которая требует ежедневной и кропотливой работы по изменению технологических процессов и созданию новых моделей АвтоВАЗа. Мы считаем, что необходимо провести модернизацию предприятия, производственных процессов и в первую очередь отношения людей к своей работе и труду.

В.В.Путин: Насчет людей, я думаю, сомнений у Вас нет. Я ж там бывал все-таки, и не один раз, и с людьми разговаривал. Там люди практически всю свою жизнь посвятили этому предприятию. Нужно, чтобы организация была соответствующим образом поставлена. Имею в виду, что у Вас есть план по модернизации предприятия, так? И он, этот план, согласован в том числе с иностранным инвестором. По сути, это пошаговое движение к технологическому обновлению. Как эти планы выполняются сегодня?

И.А.Комаров: На данный момент мы уже запустили программу подготовки производства по нашему бюджетному автомобилю, и мы планируем начать производство этого автомобиля - разработки, которая сделана силами АвтоВАЗа на базе автомобиля «Калина» при участии французских специалистов, - в конце следующего года. Также мы запустили проект по организации на платформе Б0 производства пяти моделей трех брендов, и мы начнем производство в марте 2012 года.

В.В.Путин: Вы мне просто расскажите простым, доходчивым языком, что в ближайшее время Вы будете делать для реализации этих планов? Когда мы выделяли государственные деньги, когда мы договаривались с «Рено» о том, что они войдут технологиями, мы говорили о том, что в определенные сроки мы совершим определенные действия. Что будет происходить в ближайшее время, для того чтобы планы, о которых мы говорили, были реализованы?

И.А.Комаров: Процесс преобразования и реализация этих планов - многосторонний процесс. Он касается как запуска новых моделей, о которых я сказал, так и инвестиций, и изменений в самом производстве и его технологиях. Мы запускаем новую прессовую линию, которая куплена нами у «Коматсу», и она позволит обеспечить новую эффективность и новые показатели по качеству выпускаемой продукции, по штампованным деталям для автомобилей.

Также мы сейчас ведем серьезную работу по повышению качества действующих моделей, и у нас есть серьезные достижения в этом плане, о которых мы несколько позже будем рапортовать и говорить. Кроме того, мы ведем работу по совершенствованию системы производства и технологических процессов. Совместно с «Рено» и «Ниссан» мы хотим внедрить новую систему производства по аналогии с «Ниссан продакшн» или «Тойота продакшн систем»...

В.В.Путин: Вы знаете, я ведь не случайно к Вам пристал с этими вопросами. Действительно, программа утилизации сработала, и сработала неплохо. Но мы с Вами знаем, что по этой программе востребована так называемая классика, то есть это испытанные, но достаточно уже устаревшие модели, которые нужно менять. Как бы не случилось так, что этот успех, связанный с государственной программой поддержки через утилизацию старых машин, не отодвинул на второй план то, ради чего все это делается, а именно саму модернизацию предприятия.

И.А.Комаров: Да, Вы абсолютно правы. Особенность автомобильной отрасли в этом и заключается, что существует цикл подготовки и запуска новых моделей. И вместе с модернизацией и запуском новых моделей мы постоянно работаем над тем, чтобы обеспечить деятельность предприятия в течение полутора-двух лет до запуска новых моделей в производство. Параллельно с совершенствованием технических и технологических процессов мы постоянно занимаемся эффективностью, повышением квалификации кадров, их обучением. До 500 человек у нас в этом году пройдет обучение на заводах «Рено» и пройдет специальную подготовку к будущим профессиям и производству будущих моделей.

Также мы постоянно занимаемся подготовкой и инжинирингом новых узлов и деталей. Мы заложили серьезную базу в наших отношениях с альянсом «Рено-Ниссан». Я считаю, что мы впервые добились равноправных взаимоотношений, равного доступа на общих условиях к техническим изобретениям, новшествам, платформам, которые разработаны альянсом «Рено-Ниссан». Думаю, что, исходя из особенностей нашего рынка, мы начнем проект по созданию платформы и автомобиля, приспособленного к дорожным условиям России, - исходя из потребностей, исходя из того, чего хотят россияне, и того, что они могут себе позволить

В.В.Путин: Когда эта практическая работа будет начата?

И.А.Комаров: Она начата и идет. Важным этапом будет 16 июля 2010 года, когда в Тольятти пройдет совместное заседание правлений двух концернов - «Рено» и АвтоВАЗа - в полном составе. И там мы будем обсуждать практические шаги реализации планов по разным направлениям, которые касаются и создания «панели поставщиков», и развития новых исследований, и запуска новых моделей, новых проектов, определения объема инвестиций и приоритетных направлений развития. От той фазы, когда мы присматривались друг к другу и намечали программы, мы сейчас очень интенсивно переходим именно к фазе реализации этих проектов.

В.В.Путин: Хорошо.