Версия для слабовидящих

10 июля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с генеральным директором компании «Аэрофлот» В.Г.Савельевым

В ходе встречи В.В.Путин и В.Г.Савельев обсудили состояние авиационной отрасли России в целом и компании «Аэрофлот» в частности. Глава «Аэрофлота» сообщил, что компания закончила 2009 год с прибылью, а ее капитализация, несмотря на кризис и падение перевозок, выросла в два раза. Прибыльными стали для авиакомпании и первые пять месяцев текущего года.

В ходе встречи В.В.Путин и В.Г.Савельев обсудили состояние авиационной отрасли России в целом и компании «Аэрофлот» в частности. Глава «Аэрофлота» сообщил, что компания закончила 2009 год с прибылью, а ее капитализация, несмотря на кризис и падение перевозок, выросла в два раза. Прибыльными стали для авиакомпании и первые пять месяцев текущего года.

Обсуждались выполняемые авиакомпанией перевозки льготных категорий граждан с Дальнего Востока и отдаленных регионов в европейскую часть России. По словам В.Г.Савельева, план по объему перевозок льготников выполняется и компания готова его наращивать.

Руководитель «Аэрофлота» проинформировал главу Правительства о процессе присоединения к авиакомпании авиаперевозчиков, оказавшихся в связи с экономическим кризисом в затруднительном положении. Была подчеркнута необходимость общей консолидации авиаотрасли России, что соответствует международным тенденциям развития рынка авиаперевозок.

Также затрагивался вопрос обновления авиапарка «Аэрофлота» и его дочерних компаний за счет как зарубежных, так и отечественных самолетов. Председатель Правительства поручил главе «Аэрофлота» проработать вопрос увеличения доли отечественных самолетов в общем объеме планируемых закупок.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Давайте поговорим о результатах прошлого года. Как Вы оцениваете начало этого, во всяком случае первые пять месяцев? Это первая группа вопросов, потом я задам другие. Пожалуйста.

В.Г.Савельев: Спасибо, Владимир Владимирович. Прошлый год на самом деле для «Аэрофлота» был годом серьезных испытаний, потому что мировой кризис коснулся в целом авиационной отрасли и «Аэрофлота» в частности. И если в целом рынок гражданской авиации в Российской Федерации упал на 9,4%, то «Аэрофлот» смог удержаться на уровне 5,6%. Я хочу сказать Вам, что нам - одной из немногих компаний, в том числе и в мировом масштабе, - удалось показать прибыль. По международной системе финансовой отчетности «Аэрофлот» вырос по прибыли в 3,5 раза. Мы будем выплачивать дивиденды за 2009 год, размер которых - в 2 раза больше, чем за 2008 год. Государство является нашим основным акционером.

Кроме этого «Аэрофлот» за 2009 год заплатит 12 млрд рублей различных отчислений в бюджет по налогам и таможенным платежам. Нам удалось сделать существенный шаг: мы впервые в истории заняли первое место по сервису на борту в эконом- и бизнес-классе на средних и дальних маршрутах в рамках альянса «Скай Тим» (Sky Team Alliance).

Капитализация «Аэрофлота» за прошлый год, несмотря на кризис и падение перевозок, выросла в 2 раза. Если в апреле прошлого года «Аэрофлот» стоил 1,2 млрд рублей, то в апреле текущего года он стоит уже 2,6 млрд долларов.

Нам удалось выполнить объем перевозок по льготникам.

В ответ на Ваш вопрос о пяти месяцах могу сказать следующее: начиная с декабря мы почувствовали, что авиационная отрасль выходит из кризиса. В декабре у нас уже было увеличение объема перевозок на 6%. За пять месяцев текущего года объем перевозок пассажиров у нас вырос на 31%, что существенным образом влияет и на экономику. У нас появился плюс и в прибыли за эти пять месяцев. Хотя обычно зимний сезон для нас убыточен, как и для всех авиакомпаний.

По льготникам. Как я уже сказал, если мы в прошлом году за целый год перевезли по Дальнему Востоку за счет субсидий 26 тыс. пассажиров, то уже за пять месяцев текущего года мы перевезли 68 тыс. пассажиров. Сейчас мы обратились в Минтранс, чтобы нам дополнительно выделили средства для их перевозки. Мы думаем, что еще сможем до октября перевезти дополнительное количество наших пассажиров.

В.В.Путин: Льготные категории это с Дальнего Востока?

В.Г.Савельев: Дальний Восток - Москва.

В.В.Путин: Норильск, Кызыл?

В.Г.Савельев: И в Санкт-Петербург. Да, было Ваше поручение в момент кризиса, когда, как Вы сказали, «Аэрофлот» на самом деле остался единственной авиакомпанией, которая летала в Европу во время извержения вулкана. Мы не воспользовались возможностью форс-мажора и перевезли туда и обратно в Европу, в Юго-Восточную Азию и Россию 42 тыс. пассажиров. Мы практически не ограничивали никого и не воспользовались условиями форс-мажора. Мы выплатили компенсации по билетам 4 тыс. пассажиров, около 5 тыс. пассажиров мы разместили в гостиницах за свой счет. Конечно, мы получили дополнительные расходы, но получили и лояльность пассажиров. И то поручение, которое Вы нам дали как компании, чтобы мы летали, мы выполнили.

В.В.Путин: То есть первые четыре-пять месяцев в целом Вы оцениваете положительно.

В.Г.Савельев: Есть позитив. Мы видим, что отрасль выходит из кризиса. Не только мы, но и другие авиакомпании показывают положительную динамику. Поэтому мы считаем, что есть все надежды полагать, что этот год для нас будет прибыльным, что авиаотрасль наконец-то выходит из кризиса. У нас увеличивается пассажиропоток.

В.В.Путин: Вопрос такой. В 2009 году особенно, да и собственно раньше, небольшие компании, особенно региональные, оказались в сложном экономическом положении, не могли выполнять свои обязательства перед пассажирами. Часть этих компаний «Аэрофлот» взял под свое крыло. Как складываются отношения с трудовыми коллективами, как идет работа по объединению, что происходит в этой связи?

В.Г.Савельев: Прежде всего, Владимир Владимирович, есть у нас такая проблема в авиаотрасли - у нас мала консолидация авиакомпаний. У нас в авиаотрасли России сейчас работает порядка 160 авиакомпаний. Это слишком много для Российской Федерации. Многие авиакомпании имеют один-два самолета. И безусловно, на рынке они создают определенную путаницу, мешают работать нормальным авиаперевозчикам. Ваше решение о присоединении к «Аэрофлоту» шести активов «Ростехнологий» абсолютно правильное, в духе времени, потому что мы видим: в Европе идет консолидация активов - «Люфтганза» и «Австрийские авиалинии» работают вместе, «Эйр Франс» и «КЛМ», «Бритиш Эйрвейз» и «Иберия»... Поэтому это своевременное и абсолютно выверенное решение.

Мы с «Ростехнологиями» подписали три документа, три соглашения. Первое соглашение касается нашего взаимодействия в управлении активами в переходный период. Второе соглашение мы подписали с Сергеем Викторовичем Чемезовым (генеральным директором Государственной корпорации «Ростехнологии»), оно касается того, каким образом мы будем взаимодействовать по закупке новой техники через «Ростехнологии». И сейчас мы подписали порядок акционирования шести компаний, которые мы сейчас получаем. Три компании - это открытые акционерные общества, три компании - федеральные государственные унитарные предприятия, которые нам еще придется приватизировать, а потом акционировать. Но работа ведется, сейчас все компании находятся под нашим оперативным контролем. При мне и во главе со мной создан комитет по работе с этими компаниями. У нас свои две дочерние компании - «Донавиа», «Нордавиа», плюс шесть этих компаний. Мы встречаемся с регулярностью раз в две недели. У нас намечены встреча и защита текущих бизнес-планов авиакомпаний по окончании 2010 года. Я встречался с Валентиной Ивановной Матвиенко (губернатор Санкт-Петербурга) по ГТК «Россия». Я считаю, что с городом Санкт-Петербургом у нас идут наиболее плодотворные, динамичные отношения. Мы считаем, что ФГУП «ГТК "Россия"» будет одним из первых предприятий, которое мы сможем и приватизировать, и акционировать? потому что город полностью на нашей стороне. Можно сказать больше - что компания выходит в режим...

В.В.Путин: Точное выражение - акционировать....

В.Г.Савельев: Да, акционировать. Компании мы сейчас помогли, взяли на себя ряд обязательств чисто финансовых, порядка 200 млн долларов. И компания сейчас вышла на свои платежи: она полностью сейчас обеспечивает платежи за обслуживание в аэропорту в текущем режиме и полностью оплачивает все платежи, связанные с заправкой керосином.

В.В.Путин: Вы сейчас сказали о бизнес-планах. Я бы хотел обратить Ваше внимание на то, что в этих бизнес-планах на первом месте должны стоять судьбы людей. Ни в коем случае нельзя забывать о социальных обязательствах перед трудовыми коллективами. Если компания планирует проводить какие-то оптимизации, то люди не должны страдать. Нужно подумать заранее о том, что будет происходить с каждым работающим членом трудового коллектива.

В.Г.Савельев: Владимир Владимирович, абсолютно так. Опять же, если вернуться к ГТК «Россия», город предложил ГТК «Россия»... Компания «переразмерена», численность больше, чем положено по стандартам, в том числе и международным. Что мы делаем? Во-первых, городом организована ярмарка вакансий. Второе. Многие вещи мы передаем городу, многие предприятия - на аутсорсинг. В частности, мы передаем медицинский центр: он не нужен авиакомпании в таком объеме. Город готов взять, с тем что наши пилоты, экипажи и инженеры будут там обслуживаться.

В.В.Путин: Только чтобы качество обслуживания не падало.

В.Г.Савельев: Владимир Владимирович, я думаю, город это хорошо понимает и мы тоже. Тем более Санкт-Петербург будет одним из акционеров акционерного общества. Поэтому мы считаем, что этот вопрос мы контролируем и мы это решим.

В.В.Путин: Это касается не только ГТК «Россия» Петербурга, это касается и других регионов.

В.Г.Савельев: Всех компаний.

В.В.Путин: Следующий вопрос - это ваше взаимодействие с иностранными партнерами. Вы только что упомянули об альянсах: «Бритиш Эйрвейз», «КЛМ», «Люфтганза» с другими партнерами объединяются. Что в этом смысле предпринимает «Аэрофлот», как вы намерены работать дальше?

В.Г.Савельев: Владимир Владимирович, наша основная цель, наша стратегия - стать первыми на российском рынке и занять доминирующее положение у себя. Сегодня компания «Аэрофлот» занимает примерно 25% (вместе с «дочками») авиационного рынка России. Если мы возьмем наших реальных конкурентов, «большую тройку» - «Бритиш Эйрвейз», «Эйр Франс» и «Люфтганзу», то, к примеру, «Люфтганза» у себя дома вместе с «дочками» удерживает примерно 60% домашнего рынка, «Аль Италия» - примерно 60% домашнего рынка. 50% домашнего рынка удерживает «Эйр Франс». Поэтому наша главная стратегическая задача - научиться у себя на рынке быть первыми, чтобы при вступлении в ВТО мы на самом деле были конкурентами глобальным перевозчикам, потому что быть первым в Европе невозможно, не став первым у себя на родине, то есть в России. Поэтому наша основная задача - закрепить этот успех и стать первыми в России.

В.В.Путин: Теперь вопрос, касающийся обновления парка.

В.Г.Савельев: Нам удалось в «Аэрофлоте» привести в соответствие наш воздушный парк. У нас порядка 115 машин, из которых шесть - это наши отечественные Ил-96. Машины прошли тяжелые виды ремонтов этой зимой, мы вложили в каждую машину от 100 до 200 млн рублей. Как раз этими машинами мы и возим сейчас льготников по дальневосточным перевозкам. Эти машины сейчас могут без ремонта находиться в эксплуатации 4-5 лет. Поэтому на данный момент при данной цене на керосин эти самолеты абсолютно рентабельны. Остальной парк у нас - импортный. У нас 11 «Боингов 767», 64 машины - это семейство «Эйрбас 320» («Аэробус 320») и 10 машин - это современный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет 330-й («Аэробус 330»). С 2016 года мы ожидаем 22 машины «Дримлайнер» (это «Боинг 787») и 22 машины «Эйрбас 350» («Аэробус 350»), который находится в разработке. У нас контракт на «Сухой Суперджет», мы с нетерпением ждем эту машину. Контракт на 30 машин, на 10 мы уже подписали соглашение с лизинговой компанией. Мы действуем в полном соответствии с нашей программой.

Что касается присоединяемых активов, то есть там проблемы с парком. Парк требует унификации, потому что парк во многих присоединяемых активах сильно устарел, он требует и обновления, и модернизации, и унификации. Сейчас мы этой работой занимаемся вплотную. По нашему меморандуму с «Ростехнологиями» мы к ноябрю текущего года сформулируем четко маркетинговую стратегию, определимся, сколько каких машин нам нужно для того, чтобы унифицировать парк присоединяемых авиакомпаний.

В.В.Путин: При обновлении парка нужно прежде всего ориентироваться все-таки на отечественную технику.

В.Г.Савельев: Мы так и делаем. У нас будет, к примеру, «Сухой-Суперджет» плюс Ил-96. Еще 4-5 лет, может быть, еще машины появятся. По ГТК «Россия» мы уже определились, это будут Ан-148. Уже шесть машин куплено, три машины находятся в постоянной эксплуатации. И мы надеемся получить через «Ростехнологии» на ГТК «Россия» «Боинг 737-800 Некст Дженерейшн».

В.В.Путин: Что есть и другие планы, уже знаете? И по «Туполеву» есть МС-21 в планах...

В.Г.Савельев: Владимир Владимирович, у нас есть еще «Владивосток-Авиа», у нас есть «Сахалинские авиалинии». Мы все машины, которые находятся в парке, будем использовать. В основном отечественная техника: она дешевле. Отечественная техника не требует таможенных платежей, поэтому она эффективна с точки зрения экономики. Поэтому мы считаем, что, безусловно, мы будем использовать отечественную технику.

В.В.Путин: Знаете что, давайте-ка Вы мне покажете, что вы будете делать в ближайшие годы. Может быть, даже не сейчас. Я хочу понять, в каком объеме «Аэрофлот» будет закупать отечественные самолеты А то вы хотите, видите ли, доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет.

В.Г.Савельев: Мало?

В.В.Путин: Мало.

В.Г.Савельев: Хорошо, мы подготовим такой проект. Я Вам доложу.

В.В.Путин: Хорошо.