Версия для слабовидящих

9 июля 2010

Заместитель Председателя Правительства С.Б.Иванов на заседании Государственной пограничной комиссии: «Бесконтрольная хозяйственная деятельность в приграничной полосе создает угрозу безопасности государства»

Заместитель Председателя Правительства С.Б.Иванов провел заседание Государственной пограничной комиссии. В своем выступлении вице-премьер отметил, что бесконтрольная хозяйственная деятельность в приграничной полосе создает угрозу безопасности государства. Согласно данным Пограничной службы ФСБ, в пределах пятикилометровой полосы, прилегающей к госгранице, в частную собственность, аренду и иное пользование выделено более 15,5 тыс. земельных участков. По этой причине затрудняется отвод земель для проведения демаркации границы, а в отдельных регионах даже создаются препятствия нормальному перемещению пограничных нарядов. Кроме того, отдельного внимания требует формирование системы береговой охраны и обеспечения безопасности в морских пограничных пространствах.

Продолжая тему обустройства границы, С.Б.Иванов рассказал о том, что в 2011 году завершается реализация федеральной целевой программы «Государственная граница РФ» и в настоящее время ведется работа над проектом концепции новой программы на 2012-2017 годы. В ней, в частности, планируется обустройство и оснащение пунктов пропуска, которые будут задействованы при подготовке и проведения Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке. В контексте интеграционных процессов, связанных с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, вице-премьер указал на важность отражения в концепции решений межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества и комиссии Таможенного союза по переносу согласованных видов контроля с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.

Также заместитель Председателя Правительства положительно оценил результаты работы Минэкономразвития по модернизации системы пунктов пропусков и обозначил основные приоритеты c точки зрения Правительства. Это сухопутные участки границы с КНР, Монголией и Украиной, Арктический регион, а также исключительная экономическая зона в Тихом океане. С.Б.Иванов добавил, что сегодня необходимо уделить внимание и обустройству пунктов пропуска, расположенных на наиболее важных транспортных объектах и в транспортных коридорах, в том числе и железнодорожных.

Вступительное слово С.Б.Иванова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте начнем работу, тем более что сегодня мы проводим первое заседание нашей Пограничной комиссии в новом составе. Нам сразу же предстоит обсудить довольно широкий круг вопросов.

Прежде всего это касается выработки правовых механизмов и организационно-технического обеспечения пограничной безопасности на сухопутных участках госграницы и на морских пограничных пространствах.
Как известно, сейчас наши пограничные регионы достаточно динамично развиваются, в них растет естественным образом деловая активность, реализуются многочисленные, в том числе международные, проекты. Вместе с тем нельзя не видеть и то, что бесконтрольная, прямо так скажем, хозяйственная деятельность в приграничной полосе в ряде случаев создает реальную угрозу безопасности государства.

В качестве примера. Затрудняется отвод земель для проведения элементарной демаркации границы. Во-вторых, в отдельных регионах отмечаются случаи создания препятствий нормальному перемещению пограничных нарядов вдоль линии границы, то есть просто пройти нельзя. Возникают также трудности с выбором участков для использования технических средств охраны, что в последнее время мы широко практикуем. И правильно практикуем, намерены и дальше практиковать, то есть охранять границу не старыми методами в виде колючей проволоки и пограничника с собакой, а техническими средствами.

По данным Пограничной службы ФСБ, в пределах пятикилометровой полосы, прилегающей к государственной границе, в частную долевую и просто в частную собственность, в аренду уже передано 15,5 тыс. участков территории, прямо примыкающих к госгранице.

Поэтому наша задача, с одной стороны, создать такие условия, чтобы реализуемые субъектами хозяйственной деятельности и просто частными лицами проекты вдоль линии госграницы не препятствовали нормальной деятельности Пограничной службы, а с другой стороны, мы должны сделать все для того, чтобы обеспечить надлежащую охрану госграницы без ущерба хозяйственной деятельности вблизи нее, то есть не мешать нормальной, разрешенной, легальной хозяйственной деятельности.

Для этого нам необходимо подготовить свои предложения по законодательному закреплению обязательности согласования с пограничными органами любых решений, связанных с выделением вблизи границы земельных участков или определения мест размещения объектов.

Хорошо, кстати, что у нас сегодня присутствуют представители Государственной Думы, поскольку этот вопрос можно решить только законодательным путем.

Это, насколько я понимаю, тяжелое наследие 1990-х годов, когда просто продавались или отдавались участки земли прямо на границе, оформлялись они там муниципальными властями, кем угодно. И сейчас мы с этой проблемой воочию столкнулись.

Еще один важный аспект - это формирование системы береговой охраны и обеспечения безопасности в морских пограничных пространствах. Конечно, это очень сложное и, надо прямо сказать, очень затратное мероприятие с учетом протяженности наших морских границ.

Исходя из понимания этого, ключевым условием успешности реализации является организация тесного взаимодействия всех государственных органов, задействованных в обеспечении безопасности мореплавания и осуществляющих мониторинг как надводной, так и подводной обстановки в акваториях морей, прилегающих к нашей границе. Только на основе объединения информационных ресурсов всех ведомств мы сможем обеспечить создание единого информационного пространства и единой системы мониторинга обстановки в надводной и подводной средах.
Обращаю на это особое внимание: речь здесь должна идти о том, что такие информационные системы у нас на сегодняшний день уже существуют в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, в Минтрансе, в МЧС. Так вот речь должна идти только об объединении этих систем в единую информационную систему, и не дай Бог попыткам каждому министерству и ведомству создать отдельную, свою собственную систему мониторинга. Вот на это обращаю особое внимание, потому что такие попытки создать чисто ведомственную систему должны пресекаться на корню.

Следующий блок вопросов, вынесенных на обсуждение сегодняшней повестки, - это оснащение специальной техникой пунктов пропуска для проведения таможенного контроля (это третий вопрос повестки дня); обустройство железнодорожных пунктов пропуска (четвертый вопрос); о разработке новой программы по обустройству госграницы (это пятый вопрос). Речь идет о новой редакции федеральной целевой программы «Росграница» на 2012-2017 годы.

Как вы все знаете, сейчас основные мероприятия по обустройству госграницы осуществляются в рамках действующей ФЦП, которая у нас в следующем году истекает.

В настоящее время Росграницей ведется работа над проектом концепции новой ФЦП на, как я уже сказал, 2012-2017 годы. В ней, в частности, планируется обустройство и оснащение пунктов пропуска, которые будут задействованы при подготовке и проведении Олимпиады, саммита АТЭС во Владивостоке и ряда других направлений.

В числе наших приоритетов на сухопутном участке - граница с Китаем, Монголией (на что, кстати, недавно обращал внимание Президент Российской Федерации в ходе рабочей поездки на Дальний Восток), а также с Украиной; Арктический регион, а также наша исключительная экономическая зона в Тихом океане. Вот это основные приоритеты на ближайшие годы.

Внимание необходимо уделить и обустройству пунктов пропуска, расположенных на наиболее важных транспортных объектах, в железнодорожных транспортных и автомобильных коридорах и т.п. Ну и, конечно, нельзя забывать и об оснащении контрольных органов современными техническими средствами.

Подчеркиваю, что в процессе разработки этой программы - новой редакции ФЦП - мы должны всесторонне учесть все решения, уже принятые в рамках Межгоссовета ЕврАзЭС и комиссии Таможенного союза.

Вот что я хотел кратко сказать по повестке дня. Еще один, извините, может быть, за затяжку времени, вопрос: нам надо сегодня же решить ряд организационных вопросов.

Вы все знаете, что в соответствии с Указом в положение о Государственной пограничной комиссии внесены изменения. Установлено, что руководителем комиссии является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Состав комиссии утверждается Правительством, а для решения оперативных вопросов комиссия по предложению руководителя может избирать президиум. Согласно положению руководитель комиссии утверждает регламент и состав президиума.

Соответствующие материалы у вас у всех на руках имеются. Поэтому нам надо принять сегодня протокольное решение, во-первых, об упразднении межведомственной комиссии по развитию пунктов пропуска, которая у нас работала ранее; во-вторых, об одобрении регламента работы комиссии; в-третьих, об образовании президиума комиссии и одобрении состава участников.

Кроме того, на начальном этапе работы нашей обновленной комиссии я предлагаю, с одной стороны, образовать, а с другой стороны, сохранить ту рабочую группу, которая была у нас ранее. Эта рабочая группа называлась «группа по вопросам анализа и прогнозирования системы пропуска с учетом приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

Подобная группа себя очень хорошо зарекомендовала. Речь идет о том, что пункты пропуска мы должны открывать прежде всего там, куда нам указывают экономика и перспективы развития экономики страны, - там, где крупные грузовые, пассажирские потоки. И в то же время нам нужно продолжить твердую линию по закрытию совершенно ненужных пунктов пропуска, которые фактически не функционируют, они не обустроены, да и финансовых перспектив их обустройства, с одной стороны, нет, а с другой стороны, и не нужно вкладывать деньги туда, где нет какой-то нормальной, хорошей полнокровной экономической деятельности. Поэтому предложение - эту рабочую группу сохранить.