Версия для слабовидящих

7 июля 2010

«Благодаря антикризисным мерам Правительства в России сохранены сотни тысяч рабочих мест», - заявил Заместитель Председателя Правительства России - Министр финансов РФ А.Л.Кудрин, выступая на «Правительственном часе» в Госдуме с отчетом Правительства

Как сообщил глава Минфина, доходы российской бюджетной системы в январе-июне нынешнего года выросли на 36,1%, но все еще остаются ниже уровня первого полугодия 2008 года на 4%. «Доходы мы пока не нарастили на докризисный уровень», - отметил А.Л.Кудрин.

Дефицит бюджета по итогам полугодия составил 2,3% ВВП.

Несмотря на кризис, объем кредитов в экономике России вырос в первом полугодии 2010 года на 2%, а по итогам года ожидается рост на 5-10%, сказал вице-премьер.

Существенную поддержку предприятиям в кризисное время оказало государство: за два предшествующих года в рамках антикризисных мер было предоставлено 119 гарантий системообразующим предприятиям на общую сумму 216,9 млрд рублей, сообщил заместитель Председателя Правительства. По его словам, с начала текущего года было предоставлено 42 гарантии на сумму 55,2 млрд рублей.

А.Л.Кудрин коснулся также проблемы засухи, охватившей множество регионов России. По его словам, в течение месяца Правительство определит объем помощи регионам, пострадавшим от засухи, включая субсидии и двухпроцентные кредиты. «Будем обсуждать и другие меры», - сказал вице-премьер.

При этом правительство и на следующий год сохранит уровень поддержки сельского хозяйства, несмотря на необходимость сокращения бюджетного дефицита, заявил Алексей Кудрин.

Отвечая на вопросы депутатов после представления отчета, А.Л.Кудрин также сообщил, что средства, зарезервированные в период кризиса на поддержку банков, будут направлены в том числе на погашение дефицита пенсионного фонда. «Эти средства сегодня в рамках поправок, которые рассматриваются в Думе, переориентируются на другие участки, в том числе на те, которые оказались более острыми», - рассказал он. «Например, дефицит пенсионного фонда в этом году окажется на 149 млрд руб. больше, и эти средства, в том числе, пойдут на решение этой, более острой задачи, которая выявилась в течение этого года», - добавил глава Минфина.

 * * *

Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина на пленарном заседании Государственной думы 7 июля 2010 года в связи с антикризисным отчетом Правительства Российской Федерации за первый квартал текущего года

Уважаемые депутаты, хочу проинформировать вас об исполнении программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации по противодействию кризису и мерах по поддержке экономического роста и социальной стабильности в России. В данном случае я представляю Правительство. И сегодня здесь со мной присутствуют министры Правительства Российской Федерации или заместители министров всех ключевых министерств. Мы готовы будем ответить на ваши вопросы.

В 2008 году, в ноябре, был принят первый антикризисный план из 55 оперативных мероприятий. Все практически они выполнены. В настоящее время работает очередной план, который мы приняли и который действует до конца 2010 года. Все эти меры направлены на поддержание экономики в кризисных условиях.

Часть этих мер имеет крупномасштабный характер и продолженное действие. Например, в прошлом году мы снизили налог на прибыль с 24 до 20 процентов. И эта антикризисная мера не только даёт результат в этом году, но и будет играть свою роль в ближайшие годы. Первые результаты уже известны, они налицо. Экономический рост за пять месяцев этого года составил 4процента к соответствующему периоду прошлого года. При этом за май он вырос на 5,8 процента. Часть этого роста связана с приростом запасов у предприятий на складах, поэтому пока его нельзя ещё назвать устойчивым.

Важным фактором стало увеличение реальных доходов населения, и в мае текущего по сравнению с маем прошлого года оно составило 2,8 процента. Рост инвестиций в основной капитал увеличился на 1 процент за май. А по отношению май к маю он увеличились на 5,5 процента. В мае экспорт увеличился на 40,4 процента. Промышленность за период май этого года к маю прошлого года выросла на 12,6 процента, а за пять месяцев 2009 года к пяти месяцам 2010 - на 10,3 процента. Мы видим положительную динамику, причём наибольший рост составили производство машин, оборудования, транспортных средств, строительных материалов.

Сельское хозяйство выросло на 3,1 процента в этом мае, по сравнению с 1,8 процента в мае прошлого года. Это отрасль, которая демонстрировала стабильный рост в период кризиса, в том числе в результате государственной поддержки, в том числе из федерального бюджета.

Доходы нашего бюджета в сопоставимом виде - без единого социального налога - в первом полугодии 2009 кризисного года сократились к первому полугодию 2008 года практически на 30 процентов. Это было серьёзное шоковое понижение доходов федеральной бюджетной системы. Однако мы смогли компенсировать данное снижение использованием резервных фондов и обеспечили не только сохранение расходов на достигнутом уровне, но даже достигли прироста расходов по целому ряду программ выполнением антикризисных мер.

В этом году в первом полугодии доходы бюджетной системы выросли на 36,1 процента, но они пока ещё ниже, чем в первом полугодии 2008 года почти на 4 процента. Мы пока доходы не нарастили до докризисного уровня. Прирост в первом полугодии 2010 года на 36 процентов связан также и с тем, что в нынешнем году средняя цена на нефть, которая учитывается при зачислении доходов, за этот период была 75,9 долларов за баррель. А в прошлом году в первом полугодии она составляла 50,8 долларов. Значительный рост доходов связан с приростом цен от мировой конъюнктуры нефти.

Дефицит бюджета в первом полугодии этого года составил 2,3 процента. Это связано с тем, что у нас в первом полугодии много отдельных источников работало: поступали в бюджет остатки единого социального налога за прошлый год, дочисления, поступила большая прибыль Центрального банка. У нас большие доходы от управления резервными фондами. Поступили более 200 миллиардов рублей, которые во втором полугодии уже не поступят. И в следующем году доходов от управления резервными фондами в таком объёме уже не будет. Поэтому мы ожидаем, что до конца года дефицит составит 5,4 процента.

Сейчас мы находимся на этапе перехода к более долгосрочным мерам поддержки экономики. Разовые, краткосрочные антикризисные меры сегодня отходят на второй план. Эта оценка дана и в Бюджетном послании Президента России. Поэтому сейчас мы переориентируем основные наши меры и те, которые разрабатываем для бюджета следующего года, на поддержку экономики и действие более долгосрочных стимулов.

Фискальные меры и фискальные пакеты по поддержке спроса работают в очень краткосрочном периоде. Сегодня известно, что если мы поддерживаем большими пакетами государственный спрос, то это может в краткосрочном периоде - в течение года - поддержать экономический рост. А в течение двух-трёх лет, наоборот, снижать его. Это связано с тем, что может вызвать инфляцию, укрепление курса, заимствование государства на рынках и тем самым уменьшение заимствований корпоративного сектора. Государство тогда станет крупнейшим заёмщиком ресурсов на рынке. Поэтому наша задача - снижать дефицит в ближайшие несколько лет.

Президент России в Бюджетном послании поставил задачу снизить дефицит бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом. Если он был около 5,9 процента, то должен быть не выше 2,9 процента в 2013 году. Сегодня мы должны думать об этих мерах сокращения дефицита.

Есть опыт других государств. Большинство стран, в том числе такие по масштабу ВВП, как Россия, такие страны, как Германия, Италия, они, в основном, планируют сокращение дефицита за счёт, если все меры взять за 100 процентов, то где-то на 80 процентов за счёт снижения расходов и примерно на 20 процентов за счёт повышения налогов. Нам придётся придерживаться близкой пропорции, она для России будет выработана в результате подготовки бюджета на следующий год.

В трёхлетнем бюджете уже поставлены ориентиры снижения дефицита до 4 процентов в 2011 году, до 3 процентов в 2012 году и до 2 процентов в 2013 году. Однако это достаточно напряжённый график. Ещё раз повторю, если мы не снизим до этих уровней дефицит, то в периоде двух-трёх лет более высокий дефицит может привести к снижению темпов экономического роста и повышению рисков в российской экономике.

В 2010 году мы покрываем дефицит бюджета, в основном, за счёт резервных фондов. Из всей суммы дефицита 1 триллион 419 миллиардов рублей будет покрыто за счёт резервных фондов, а 1 триллион 58 миллиардов - за счёт заимствований. При этом заимствование будет около полутора триллионов, а погашение, соответственно, около 500 миллиардов. Суммарно около 1 триллиона 58 миллиардов рублей как сальдо между привлечением и погашением так же пойдёт на погашение дефицита. Но уже со следующего года основным источником покрытия дефицита станет заимствование. И если мы будем его проводить, даже снижая дефицит до 2 процентов в 2013 году, то расходы на обслуживание долга при сохраняющемся дефиците возрастут с 280 миллиардов рублей в этом году до 587 миллиардов в 2012-м. То есть в 2,1 раза прирастут объёмы расходов на обслуживание. Поэтому мы должны всегда помнить, что большой дефицит и даже любой дефицит несёт за собой увеличение расходов на обслуживание.

При этом важным аспектом стабильности нашей бюджетной системы и выполнения всех государственных, в том числе социальных, обязательств являются консервативные прогнозы по всем параметрам ВВП. В первую очередь, для России это и цена на нефть. Например, наши соседи в Казахстане для своего расчёта бюджета следующего года берут цену на нефть 65 долларов за баррель, а Азербайджан - тоже нефтяная страна - 60. Они также исходят из консервативных подходов к прогнозу бюджетной системы в связи с тем, что это является базой для устойчивости и выполнения всех принятых обязательств. Россия встретила мировой кризис с большими государственными резервами, но мы всегда должны помнить, что наша экономика пока менее эффективна, чем у других стран. Прежде всего, государств Европы и США, которые дают основной объёма мирового ВВП, и от ситуации в которых очень сильно зависит мировая экономика.

Российская экономика имеет меньшую эффективность, поэтому нам нужно больше думать о проведении структурных мер. Модернизация нашей экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции, и задача правительства, в первую очередь, опираться на них, создавать условия для частных инвестиций. Бюджетными средствами мы модернизацию не проведём, бюджетные средства могут служить только поддержке инновационных проектов, раскрутке, толчку для экономики. Однако главный объём, 80 процентов всех инвестиций в стране в модернизацию будут частными. Сегодня наша забота - создание условий для частных инвестиций.

Среди антикризисных мер эффективно сработали меры по поддержке финансовой системы, сохранены средства вкладчиков и клиентов банков. Мы не допустили, как другие, в том числе США и Европа, снижения объёма кредитов в экономике. В прошлом году он не снизился, а в этом году за первое полугодие увеличился на 2 процента. То есть, финансовая система стала увеличивать кредиты на поддержку экономики. При этом до конца года мы ожидаем рост кредитов от 5 до 10 процентов.

Часть поддержки связана с предоставлением субординированных кредитов. Просроченные кредиты на 1 июня по корпоративному сектору и юридическим лицам составили 827 миллиардов рублей, и к началу года пока что приросли на 6,5 процента. По физическим лицам объём просроченных кредитов на 1 июня составил 271 миллиард рублей и прирос к началу году на 7,5 процента. Учитывая, что пока сохраняется напряжённость в реальном секторе и среди заёмщиков - физических лиц, мы обязаны помнить о том, что банки должны быть устойчивыми, не потерять своей возможности наращивать кредиты экономике. В том числе в связи с этим мы пошли на снижение процентной ставки по субординированным кредитам, законопроект по которым проходит в Государственной Думе.

Приведу пример. Сбербанк из 500 миллиардов ранее выданных кредитов 300 миллиардов уже вернул Центральному банку. А за весь период пользования кредитами заплатил Центральному банку в виде процентов 62,8 миллиарда рублей. То есть поддержка банковской системы, во-первых, возвратная, во-вторых, платная. И из этих средств, которые пришли Центральному банку в виде прибыли, которые будут зачисляться в федеральный бюджет, придёт 75 процентов. Эти средства также поступят и в федеральный бюджет, компенсируя наши расходы на поддержку финансового сектора.

По состоянию на 2 июня в рамках антикризисных мер предоставлено за два года 119 гарантий системообразующим предприятиям на сумму 216,9 миллиарда рублей. Причём уже за этот год представлено 42 гарантии на 55,2 миллиарда рублей. Отдельные отрасли получили существенную поддержку. В целом за счёт предоставления таких гарантий системообразующие предприятия смогли получить 374 миллиарда кредитов. То есть эти ресурсы сыграли существенную роль в поддержке реального сектора. В целом ряде регионов, особенно где есть моногорода, где связь с крупными предприятиями очень большая, например, в Тольятти в ходе поддержки «АвтоВАЗа», в рамках антикризисных мерах мы сохранили сотни тысяч рабочих мест.

Среди ключевых мер в 2010 году суммарные антикризисные меры составляют 195 миллиардов рублей. Значительная часть бюджетных средств, запланированная в бюджете, тоже может быть отнесена к антикризисным мерам. Мы на первое место сегодня ставим меры поддержки решений комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию. В этом году 10 миллиардов рублей будет на эти цели направлено.

На поддержку автомобильной промышленности для стимулирования приобретения новых автомобилей взамен старых в бюджете предусмотрено 11 миллиардов рублей. Кассовое исполнение пока составило 345 миллионов, но мы знаем, что до конца года будут использованы все средства. В целом по году предполагается в рамках программы утилизации реализовать 200 тысяч новых автомобилей.

Осуществляется поддержка авиапрома в виде предоставления субсидий лизинговым компаниям на возмещение затрат на покупку самолётов отечественного производства с последующей передачей российским
авиакомпаниям. В этом году на эти цели будет использовано 2,7 миллиарда рублей. В целом на поддержку взносов в уставной капитал Объединённой авиастроительной компании планируем 10,7 миллиарда рублей.

Будет осуществлено субсидирование российских транспортных компаний, пароходств, организаций рыбохозяйственного комплекса для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и на закупку гражданских судов. Имущественный взнос в Объединённую судостроительную компанию составит 1,6 миллиарда рублей для оздоровления ситуации на ряде предприятий, в том числе Амурском судостроительном заводе. Увеличен уставной взнос «Уралвагонзавода» на сумму 10 миллиардов рублей.

Субъекты Российской Федерации также получили поддержку из федерального бюджета, эти цифры мы уже опубликовали и озвучили.

Кроме того, среди проектов комиссии по модернизации ключевыми мерами являются: поддержка космоса, телекоммуникаций, медицинской техники, фармацевтики, организация мониторинга разрабатываемых и реализуемых высокотехнологичных проектов.

Мы в этом году осуществили дополнительные объёмы строительства жилья. Только по строительству жилья ветеранам, в том числе по поправкам в бюджет этого года, которые сейчас проходят в Государственной Думе, будет дополнительно выделено 82 миллиарда рублей. Будет поддержан спрос на строительные работы и граждане получат жильё, прежде всего, ветераны.

На покрытие дефицита Фонда социального страхования в этом году будет потрачено 15,6 миллиарда рублей. Это антикризисная мера. До кризиса дефицита Фонда социального страхования не было.

В этом году дополнительная поддержка Пенсионного фонда в связи с меньшими доходами составит 149 миллиардов рублей.

Особую заботу представляет малый бизнес. В 2010 году на его поддержку мы выделили самую большую сумму за все годы - 24 миллиарда рублей, из которых 16 миллиардов предоставляется Минэкономразвития на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. А Внешэкономбанк уже предоставил банкам-партнёрам под кредиты 32,8 миллиарда рублей.

Осуществляется поддержка моногородов по соответствующему плану.

В своём докладе я не мог охватить все ключевые вопросы, которые сегодня решены для обеспечения занятости, поддержки ведущих отраслей, обеспечивших экономический рост. Тем не менее, в отчёте все это есть.

Спасибо.