Версия для слабовидящих

3 июня 2010

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 3 июня 2010 года (пресс-релиз)

На заседании Правительства Российской Федерации 3 июня 2010 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2013 годов разработаны на вариантной основе. Все варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий и различаются качеством экономического роста.

Основные варианты прогноза - варианты 1b и 2b базируются на гипотезах относительно устойчивого восстановления мировой экономики, обеспечиваемого  ожидаемым ростом экономик США, Китая, Юго-Восточной Азии и Индии, и умеренного роста цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.

Консервативный вариант 1b разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года, а также медленного восстановления кредитной активности. Годовые темпы роста экономики могут составить 2,6-3,1 процента.

Умеренно-оптимистичный вариант 2b отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. В 2011-2013 годах реализуется более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ, на региональное развитие, и сдержанная политика регулирования тарифов на электроэнергию. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4-4,2 процента.

Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпами роста мировой экономики.

Вариант 1а разработан в условиях снижения цены на нефть Urals в 2012-2013 годах до 68-62 долларов США за баррель вследствие замедления роста мировой экономики до 2,7-3,3 процента. Вариант учитывает риски, связанные как с более низкими темпами роста спроса на углеводороды, так и риски, связанные с увеличением предложения нефти со стороны Ирака, ростом добычи сланцевого газа и увеличением спотовых продаж газа, что может привести к опережающему падению цен на газ по отношению к другим сырьевым товарам. Адаптация российской экономики к этому пессимистическому сценарию развития мировой экономики потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с  замедлением темпов роста.

Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, более высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году.

В качестве основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается вариант 2b.

 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2013 годы

  2009 2010 2011 2012 2013
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.
2c 61,1 79 81 85 90
2b 75 75 78 79
1b 75 75 78 79
75 75 68 62
Валовой внутренний продукт, темп роста %
2c 92,1 104,5 103,7 103,9 104,4
2b 104,0 103,4 103,5 104,2
1b 103,1 102,6 102,7 103,1
103,1 102,6 102,4 102,3
Промышленность, %
2c 89,2 103,0 103,7 103,6 104,4
2b 102,7 103,2 103,1 104,2
1b 101,9 102,5 102,7 103,2
101,9 102,5 102,3 102,0
Инвестиции в основной капитал, %
2c 83,8 104,4 109,2 106,6 108,7
2b 102,9 108,8 106,3 108,1
1b 102,4 103,2 103,3 105,0
102,4 103,2 101,9 101,7
Реальная заработная плата, %
2c 97,2 103,9 102,9 103,1 103,7
2b 103,6 102,5 102,4 103,1
1b 103,5 101,4 101,3 102,7
103,4 101,4 101,1 102,0
Оборот розничной торговли, %
2c 95,1 105,2 105,2 105,2 106,4
2b 104,4 104,5 104,8 106,3
1b 103,9 103,9 104,0 105,3
103,9 103,9 103,1 102,9
Экспорт - всего,  млрд. долл. США
2c 303,4 387,9 408,9 437,5 467,3
2b 373,4 383,8 402,9 416,8
1b 373,2 382,2 397,6 409,4
373,2 382,2 354,6 329,2
Импорт - всего,  млрд. дол. США
2c 191,8 243,5 285,3 324,9 370,5
2b 237,5 273,7 304,5 338,7
1b 231,8 258,7 282,6 308,4
231,8 258,7 272,4 275,0

 

Темпы роста мировой экономики, %

  вариант 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Мир базовый 3,1 -0,6  4,0 3,9 4,0 3,7
консервативный 4,0 3,6 3,3 2,7
США базовый 1,1 -2,4 3,0 2,8 2,6 2,5
консервативный 3,0 2,8 2,0 1,8
Еврозона базовый 0,9 -4,1 0,9 1,4 1,6 1,6
консервативный 0,9 1,2 1,0 0,8
Китай базовый 9,2 8,7 9,6 8,9 8,6 7,2
консервативный 9,6 8,0 7,5 7,2

 

Прогноз мирового предложения и спроса нефти

(млн.барр./день)

  2008 2009 2010 2011
Мировое предложение 85,46 84,23 85,85 86,91
Мировой спрос 85,76 84,02 85,59 87,20
Запасы -0,30 0,21 0,25 -0,29
Цена нефти мирового рынка WTI, долл./баррель   94,3   59,2   80,1   83,5

 

Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития

Демографические тенденции

После продолжительного периода сокращения населения Российской Федерации наступил перелом тенденции: в 2010 году численность населения составит 142 млн. человек против 141,9 млн. человек в 2009 году.

В сценарных условиях предусматривается динамика демографических показателей исходя из высокого варианта прогноза Росстата до 2030 года, которая соответствует Концепции демографической политики на период до 2025 года. Численность постоянного населения в 2013 году увеличится до 142,9 млн. человек.

Успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит увеличить общий коэффициент рождаемости с 12,4 в 2009 году до 13 в 2013 году, а консолидация ресурсов национального проекта «Здоровье», ряда федеральный программ, внепрограммных мероприятий позволит сократить общий коэффициент смертности населения с 14,2 в 2009 года до 13,4 в 2013 году.

Несмотря на рост численности постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте в указанный период будет сокращаться (ежегодно на 0,8-1,1 млн. человек). Численность экономически активного населения даже с учетом положительного сальдо миграции и при сохранении высокого уровня экономической активности населения за четыре года сократится на 0,5 млн. человек.

Цены и тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

Приоритетной задачей тарифной политики в 2011-2013 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.

Об основных макроэкономических параметрах экономического развития в 2011-2013 годах

Посткризисное развитие российской экономики в базовом сценарии будет происходить на фоне относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, способствующей росту как потребительского, так и инвестиционного спроса. Потребительский спрос будет обеспечен ростом доходов населения и снижением склонности к сбережениям. Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан масштабными инвестиционными программами естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. При этом значительные риски связаны с сокращением государственного спроса и укреплением курса рубля, а также продолжающейся стагнацией банковского кредитования.

ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 3,1-4%, в 2011-2012 годах - 2,6-3,4%, в 2013 году - 3,1-4,2 процента. Достижение верхней границы соответствует условиям варианта 2b.

В 2010 году внутренний спрос в реальном выражении увеличится на 6,8%, прежде всего за счет восстановления производственных запасов, а также за счет роста потребления, поддерживаемого ростом реальных доходов населения. В 2011-2013 годах рост внутреннего спроса замедлится за счет исчерпания восстановительного роста запасов и составит 5-6% в год, при этом возрастет роль инвестиционного спроса. Прирост инвестиций в 2011 году оценивается на уровне 8,8%, в 2012 году - 6,3%, в 2013 году - 8,1 процента. После сокращения в 2009 году доли собственных средств в источниках финансирования инвестиций до 36,3% в прогнозный период их доля будет увеличиваться, но к 2013 году может не достичь докризисного уровня (более 40 процентов). Предполагается, что банковские кредиты предприятиям будут расти ускоряющимися двузначными темпами (от 13-15% в 2010 году до более 30% в 2013 году), их доля в общем объеме инвестиций в 2013 году может восстановиться до уровня 2008 года (11 процентов). В среднесрочной перспективе предполагается рост государственных капитальных вложений в реальном выражении, однако при этом продолжится сокращение их доли в структуре источников финансирования инвестиций. В 2010-2011 годах ожидается резкое увеличение инвестиций в основной капитал естественных монополий (в 2010 году - на 25%, в 2011 году - на 44%), в основном за счет резкого роста инвестиций ОАО «Газпром» (на 40% в 2010 году и в 2,2 раза в 2011 году). Предполагается реализация крупных проектов в добыче нефти и газа, в строительстве трубопроводов (только программа комплексного освоения месторождений п-ва Ямал предполагает в 2011 году инвестиций в основной капитал более 440 млрд. рублей). Кроме этого, в 2011 году предполагается реализация крупных инвестиционных проектов автопроизводителей, прирост инвестиций в основной капитал производства транспортных средств может превысить 75 процентов. В остальных секторах экономики оживление инвестиционной активности ожидается с 2012 года (темпы роста инвестиций оцениваются на уровне 115% в 2012 году и 110% в 2013 году). При этом предполагается, что в среднесрочной перспективе рост инвестиционного импорта будет опережать рост инвестиций в основной капитал.

При сокращении безработицы и росте реальных доходов рост оборота розничной торговли в 2010-2012 годах составит 4,5-4,8%, а к 2013 году увеличится до 6,3 процента. Рост внутреннего спроса будет связан с опережающим ростом импорта, средний темп роста которого за период 2011-2013 гг. оценивается на уровне 10,4 процента. Вместе с тем, несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством, изменение относительных цен в пользу отечественных товаров и расширение сферы услуг приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса по базовому варианту снизится к 2013 году до 30%, что ниже докризисного уровня 2008 года (39,7 процента).

Начиная с 2010 года, вклад чистого экспорта в рост  ВВП вновь станет отрицательным. В 2011-2013 годах рост экспорта ожидается на уровне около 1% в год, за счет высокой доли топливно-энергетических товаров, потенциал наращивания экспорта которых уже исчерпан. Возобновление роста мировых цен на основные товары российского экспорта в 2011-2013 годах не компенсирует их 1,5-2-кратного снижения в 2009 году. Это приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 31% в 2008 году до 21,3% в 2013 году.

При этом торговый баланс в 2011 году оценивается на уровне 110 млрд. долларов, к 2013 году он останется положительным и может составить около 78 млрд. долларов.

В 2012 году ВВП выходит на новый максимум: ожидается, что в 2013 году ВВП на 6,8% превысит докризисный уровень 2008 года.

Темпы  прироста  промышленного  производства  в 2010-2013 годах составят по базовому варианту 2,7-4,2 процента. К концу прогнозного периода объем промышленного производства выйдет на докризисный уровень и составит 101-102% к уровню 2008 года. При этом произойдут структурные изменения. За счет роста потребительского спроса и импортозамещения в общем объеме промышленной продукции увеличится доля пищевой и легкой промышленности (объем производства этих отраслей в реальном выражении в 2013 году достигнет 109-115% к уровню 2008 года). За счет роста экспорта и удовлетворения внутреннего спроса объем производства химической промышленности к 2013 году может составить 109-112% к уровню 2008 года. Развитие топливно-энергетического комплекса (который в кризис сократился менее чем на 2%) будет характеризоваться стабильным медленным ростом спроса на фоне реализации потенциала повышения энергоэффективности экономики, и к 2013 году объем производства может составить 102-104% к уровню 2008 года. К концу прогнозного периода производство товаров промежуточного спроса приблизится к докризисному уровню. В общем объеме промышленного производства сократится доля продукции инвестиционного назначения. Несмотря на реализацию мер по поддержке отечественного машиностроения и прогнозируемые высокие темпы роста производства, к 2013 году объем выпуска машиностроительной продукции прогнозируется на уровне не выше 95-96% по отношению к 2008 году. Существует риск стагнации в отрасли строительных материалов, объем производства в реальном выражении к концу прогнозного периода может быть ниже докризисного на 15-18 процентов. 

В 2011-2013 годах развитие сельского хозяйства будет характеризоваться стабильным ростом внутреннего и внешнего спроса, устойчивой траекторией роста растениеводства, птицеводства и свиноводства. При этом существует риск того, что отголоски кризисных явлений, усиливших снижение инвестиционной привлекательности молочного бизнеса и производства крупного рогатого скота, в перспективе проявятся в сдерживании динамичного роста этих сегментов. В связи с этим темпы роста производства сельскохозяйственной продукции оцениваются на уровне 2,8-2,9% в год.

 

Динамика основных макроэкономических показателей
(2008 г. - 100%)

  2009 2013
2c 2b 1b 1a
 ВВП 92,1 108,3 106,8 103,2 102,1
 Промышленность 89,2 103,0 101,6 98,8 97,2
 Инвестиции 83,8 110,6 107,8 96,2 91,9
Оборот розничной торговли 95,1 117,8 115,6 112,4 108,9
 Реальная заработная плата 97,2 111,1 108,9 106,1 105,2
 Экспорт* 96,7 105,0 104,1 102,6 99,7
 Импорт* 66,2 116,2 107,7 98,3 88,2

             *индекс физического объема

Таким образом, по всем вариантам прогноза объем ВВП в 2013 году превысит уровень 2008 года. Все рассмотренные сценарии носят консервативный характер и выход российской экономики на траекторию роста с темпом 5 и более процентов в год относится за пределы прогнозного периода.

 

2. Об итогах исполнения федерального бюджета за I квартал 2010 года

I. Общие параметры исполнения федерального бюджета

За I квартал 2010 г. объем ВВП составил 9 664,0 млрд. рублей и увеличился на 4,5% к соответствующему периоду прошлого года. За I квартал 2010 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 3,2%.

Доходы федерального бюджета за I квартал 2010 г. сложились в сумме 1 954,9 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 2 199,5 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета  составил 244,6 млрд. рублей.

II. Доходы федерального бюджета.

В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 1 954,9 млрд. рублей налоговые доходы составили 54,3%, неналоговые доходы - 45,7%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (31,3%), поступлений таможенной пошлины (34,0%), налога на добычу полезных ископаемых (17,1%) и налога на прибыль организаций (2,4%).

1. Налоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2010 г. составили  1 061,6 млрд. рублей и на 281,7 млрд. рублей или на 36,1% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I квартал 2010 г.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (57,6% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (31,4%), налога на прибыль организаций (4,4%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (2,9%).

2. Неналоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2010 г. составили  893,4 млрд. рублей  и на 128,8 млрд. рублей или на 16,9% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I квартал 2010 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 74,4%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 11,1% от общего объема неналоговых доходов.

III. Расходы федерального бюджета.

1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 2 199,5 млрд. рублей или 22,2% к уточненной бюджетной росписи на 2010 г. В I квартале 2010 года сложился наибольший за последние годы уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета 22,2% к уточненной росписи (за I квартал 2008 г. - 1 332,7 млрд. рублей или 17,2%; за  I квартал 2009 г. - 1 762,4 млрд. рублей или 18,9% к уточненной бюджетной росписи).

2. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили  50,1 млрд. рублей  (13,5% уточненной бюджетной росписи),  в том числе по проектам:

(млрд. рублей,
в % к уточненной бюджетной росписи)

наименование приоритетного национального проекта I квартал 2010 г.
Здоровье 14,9 (11,7)
Доступное и комфортное жилье - гражданам России 12,1 (9,7)
Образование 1,2 (7,3)

Кроме того, по проекту «Развитие агропромышленного комплекса», реализуемого в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», за I квартал 2010 г. расходы составили 21,9  млрд. рублей (21,2% уточненной бюджетной росписи).

IV. Объем государственного долга на 1 апреля 2010 г. составил 3 248,4 млрд. рублей.

По состоянию на 1 апреля 2010 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 1 553,3 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 630,2 млрд. рублей. За I квартал 2010 г. объем средств Резервного фонда уменьшился на  277,2 млрд. рублей, а объем средств Фонда национального благосостояния - на 138,7 млрд. рублей.

 

3. О корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2012 года

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики определяет развитие электроэнергетики на длительную перспективу (до 15 лет) и содержит поименные перечни генерирующих и электросетевых объектов по энергосистемам в разрезе субъектов Российской Федерации с указанием сроков ввода энергообъектов и их параметров.

Осуществляемый Минэнерго России мониторинг Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года показал необходимость ее корректировки вследствие наличия следующих существенных расхождений между целевыми показателями действующей Генеральной схемы и реальными планами энергетических компаний по развитию электроэнергетики, включая:

  • более умеренный прогнозируемый рост электропотребления в результате намечаемых масштабных мер по снижению энергоемкости экономики страны и повышению энергоэффективности;
  • финансовые трудности и дефицит средств у частных энергетических компаний;
  • отсутствие экономической заинтересованности энергетических компаний в демонтаже неэффективного оборудования и замене его на новое;
  • существенное удорожание удельных капиталовложений при строительстве новых генерирующих мощностей;
  • существенно более низкий уровень реальных вводов генерирующих мощностей.

Целью корректировки Генеральной схемы является установление ориентиров для создания надежной, конкурентоспособной, эффективной и экологически чистой  электроэнергетики с достижением целевых показателей Энергетической стратегии России до 2030 года в области электроэнергетики.

Для развития электроэнергетики в направлении заданных ориентиров необходимо решить следующие задачи:

  • широкомасштабная модернизация российской электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и внедрения новых ключевых энергетических технологий (в газовой генерации - высокоэффективные ПГУ с КПД до 60%, в угольной генерации - переход на суперсверхкритические параметры с КПД до 46%);
  • повышение надежности, экономической и энергетической эффективности отрасли на основе оптимального сочетания крупных системообразующих генерирующих и электросетевых объектов и распределённых приближенных к потребителям энергоисточников средней и малой мощности на базе местных топливных и возобновляемых источников энергии;
  • развитие и модернизация ЕЭС России на основе интеллектуальных электрических сетей переменного и постоянного тока, завершения интеграции Европейской, Сибирской и Дальневосточной объединенных энергосистем, совершенствования противоаварийного управления;
  • снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.

В целях определения параметров перспективного спроса на электроэнергию и мощность в рамках корректировки Генеральной схемы с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанных Минэкономразвития России, подготовлен долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, предусматривающий 2 варианта роста электропотребления до 2030 года  - максимальный в объеме 1860 млрд кВт.ч в год (среднегодовой темп прироста - 3,1%) и базовый 1553 млрд кВт.ч в год (темп прироста - 2,2 %).

Оптимизация структуры генерирующих мощностей и определение объёмов размещения различных типов генерации по объединенным энергосистемам в период до 2030 года выполнены для 2 вариантов развития электропотребления (максимального и базового) исходя из предложений компаний и администраций субъектов Российской Федерации с учетом заключенных договоров о предоставлении мощности, намечаемого демонтажа низкоэффективного оборудования, балансовой необходимости в новой генерирующей мощности и эффективности новых вводов.

В результате при корректировке Генеральной схемы предложена рациональная структура, близкая к оптимальной, с учетом реальных возможностей энергокомпаний.

Суммарный рекомендуемый объем демонтажа генерирующих мощностей в период 2010 - 2030 годов составляет 67,7 млн. кВт.

Суммарный объем вводов генерирующих мощностей АЭС, ГЭС и ГАЭС, ТЭС и электростанций на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), рекомендуемый к вводу в период 2010 -2030 годов по России в целом в базовом варианте электропотребления составляет 173,4 млн кВт, в максимальном варианте - 228,5 млн кВт.

В скорректированной Генеральной схеме приведены поименные перечни объектов электроэнергетики:

существующие и предлагаемые к сооружению новые электростанции с установленной мощностью 500 тыс. кВт и выше для ТЭС и мощностью 100 тыс. кВт и выше для АЭС, ВИЭ, ГЭС и ГАЭС;

существующие и предлагаемые к сооружению электросетевые объекты напряжением 330 кВ и выше, а также необходимые для выдачи мощности электростанций, мощность которых превышает 1000 тыс. кВт.

В качестве механизмов реализации Генеральной схемы предусматриваются:

  • учет основных положений Генеральной схемы при формировании Схемы и программы развития ЕЭС России, инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний, программ субъектов Российской Федерации;
  • формирование на основе Генеральной схемы Федеральной схемы территориального планирования в электроэнергетике для своевременного резервирования площадок под строительство энергетических объектов;
  • разработка и принятие программы модернизации электроэнергетики;
  • стимулирование внедрения новых технологий;
  • заключение договоров по принципу «take or pay» между генерирующими компаниями и крупными потребителями, предусматривающих финансовую ответственность за заявляемый прирост электропотребления и ввод объектов в сроки, предусмотренные в Генеральной схеме;
  • доработка правил оптового рынка в направлении повышения дифференциации между дневными и ночными ценами на электроэнергию, а также внедрение рынка системных услуг с целью обеспечения окупаемости ГАЭС, обязательности отбора на рынке электроэнергии ТЭЦ при работе в теплофикационном режиме с целью повышения экономической эффективности ТЭЦ и стимулирования развития когенерации, стимулирование вывода устаревшего оборудования из эксплуатации за счет допуска к работе на оптовом рынке только электростанций, оборудование которых застраховано.

 

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Проект федерального закона внесен Минкомсвязью России.

Законопроект предусматривает установление системной связи и внесение изменений в понятийный аппарат ряда законодательных актов Российской Федерации, имеющих отношение к информационным технологиям, обеспечению защиты информации, передаче, производству и распространению информации, в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Проект федерального закона внесен Минэкономразвития России.

Законопроектом предлагается из второго подпункта пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» исключить норму, согласно которой одной из форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, и установить норму, предусматривающую ежегодное формирование на очередной финансовый год и плановый период федеральной адресной инвестиционной программы, ее утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, а также реализацию этой программы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Внесение указанного изменения вызвано необходимостью приведения данного Федерального закона в соответствие требованиями бюджетного законодательства.

 

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности»

Проект федерального закона внесен Минобрнауки России.

Законопроект регулирует одну из форм государственной поддержки  финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через соответствующие государственные фонды, и направлен на  упорядочение их системы в части предоставления налоговых льгот, установления особенностей их правового статуса и организационной структуры, а также определения требований к отбору фондами финансируемых проектов.

Изменениями, которые предлагается внести в Закон о науке, устанавливается, что целями деятельности фондов является  поддержка не только научной и (или) научно-технической, но также и инновационной деятельности. В законопроекте дается определение данного вида деятельности.

Законопроект предусматривает положение о том, что государственные фонды являются государственными бюджетными учреждениями. Также предусмотрено, что юридическими и (или) физическими лицами могут создаваться фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовое положение которых определяется Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Законопроект устанавливает особенности структуры органов управления государственных фондов и правило об обязательном осуществлении экспертизы заявок на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов.

Законопроектом определяются общие положения о порядке и условиях проведения государственными фондами конкурса на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, включая общие требования к проведению экспертизы заявок, представленных на конкурс.

Законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым устанавливается система налогового стимулирования фондов, созданных в соответствии с Законом о науке. В частности, предусматривается, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся средства, полученные из фондов, созданных в соответствии с Законом о науке, а также средства, поступившие на формирование данных фондов (статья 251 НК РФ).  Также вносятся изменения в статьи 262 и 270 НК РФ в части признания расходами средств, поступивших на формирование данных фондов.

 

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала»

Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части предоставления права на использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) индивидуального  жилого  дома без привлечения специализированных подрядных организаций, а также сокращения срока между подачей заявления о распоряжении материнским капиталом и перечислением соответствующих средств.

Кроме того, законопроектом предусматривается установление права на получение гражданами в 2010 году за счет средств  материнского (семейного) капитала единовременной выплаты в размере 12000 рублей (аналогичная мера социальной поддержки действовала в 2009 году).

 

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Законопроектом предлагается увеличить установленный Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2011 года тариф страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 2,1 до 3,1 процента. При этом тариф страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования снижается на 1 процент, что соответствует уровню 2010 года (2 процента).

С принятием предлагаемых изменений, по оценкам Минздравсоцразвития России, в 2011 году в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по сравнению с 2010 годом дополнительно поступят 214,8 млрд. рублей, в 2012 году - 245,2 млрд. рублей.

Дополнительные финансовые средства в размере 460 млрд. рублей будут направлены на формирование резерва средств финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской помощи с учетом повышения финансовой обеспеченности стандартов ее предоставления.

 

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Проект распоряжения внесен Минздравсоцразвития России.

Законопроект направлен на совершенствование социальных гарантий в области пенсионного обеспечения лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и вышедшим на пенсию.

 

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Законопроект внесен ФСКН России.

Анализ оперативной обстановки свидетельствует об активном использовании иностранных граждан и лиц без гражданства для доставки оптовых партий наркотиков, а также для их розничного распространения.

В деятельность по распространению наркотиков активно вовлекаются жители Центрально-Азиатского региона, в основном граждане Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, а из Кавказского региона - граждане Азербайджана. Въезжающие под видом трудовых мигрантов, указанные иностранные граждане, как правило, нигде не работают, при этом свободно передвигаются по территории Российской Федерации. Кроме того, указанные лица, вовлеченные в распространение наркотиков, как правило, сами являются их потребителями.

Результатом сложившейся ситуации является рост потребления наркотиков на территории Российской Федерации, что приводит к усугублению проблемы наркотизации общества и является серьезным фактором ухудшения демографической ситуации.

По данным ФСКН России, наблюдается тенденция увеличения числа мигрантов, привлекаемых к административной ответственности за незаконный оборот, потребление и пропаганду наркотиков (132 за 2004 г., 146 за 2005 г., 195 за 2006 г., 211 за 2007 г, 239 за 2008 г. и 221 за 9 месяцев 2009 г.).

Анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики свидетельствует о целесообразности введения такой меры в отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков, как их административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», предусмотрев, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, совершившим административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также что указанные лица могут быть выдворены в принудительном порядке за пределы Российской Федерации. При этом законопроектом предлагается установить возможность применения административного выдворения за пределы Российской Федерации к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» и 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

11. Об утверждении технического регламента о безопасности железнодорожного подвижного состава

Проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Проектом постановления утверждается технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава, которым устанавливаются обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и его составным частям при разработке (модернизации) и выпуске в обращение на территории Российской Федерации для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 мм) со скоростью движения до 200 км/ч включительно.

Технический регламент направлен на достижение следующих целей:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
  • Для достижения целей настоящего технического регламента с учетом требований Федерального закона «О техническом регулировании»:
  • определена область действия технического регламента, приведен перечень понятий с соответствующими определениями;
  • установлены функциональные требования к железнодорожному подвижному составу в целях обеспечения безопасности;
  • определен порядок проведения оценки соответствия железнодорожного подвижного состава;
  • определены заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления в силу технического регламента.

 

12. Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта

Проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Проектом постановления утверждается технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Техническим регламентом устанавливаются обязательные требования к инфраструктуре железнодорожного транспорта при проектировании (включая изыскания), строительстве, приемке и вводе эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или их совокупности), а также при проектировании, производстве, монтаже, наладке, оценке соответствия продукции (элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или их совокупности) в целях обеспечения безопасности.

Технический регламент направлен на достижение следующих целей:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
  • Для достижения целей настоящего технического регламента с учетом требований Федерального закона «О техническом регулировании»:
  • определена область действия технического регламента, приведен перечень понятий с соответствующими определениями;
  • установлены функциональные требования к инфраструктуре железнодорожного транспорта в целях обеспечения безопасности;
  • определен порядок проведения оценки соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • определены заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления в силу технического регламента.

 

13. Об утверждении технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта

Проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Проектом постановления утверждается технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, которым устанавливаются обязательные требования, применяемые при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также при оценке соответствия продукции

Технический регламент направлен на достижение следующих целей:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
  • Для достижения целей настоящего технического регламента с учетом требований Федерального закона «О техническом регулировании»:
  • определена область действия технического регламента, приведен перечень понятий с соответствующими определениями;
  • установлены функциональные требования к железнодорожному подвижному составу в целях обеспечения безопасности;
  • определен порядок проведения оценки соответствия продукции;
  • определены заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления в силу технического регламента.

 

14. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части полномочий по обеспечению безопасности судоходных гидротехнических сооружений)

Проект постановления разработан Минтрансом России в целях определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Согласно Федеральному закону «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, на это Министерство возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации не определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Проектом постановления предлагается возложить функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений на Минтранс России.

 

15. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части повышения координирующей роли Министерства регионального развития Российской Федерации при подготовке и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов)

Проектом постановления предусматривается наделить Минрегион России функциями по координации разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов.

В связи с этим соответствующие изменения предлагается внести в постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. № 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации», от 29 мая 2008 г. № 405 «О некоторых вопросах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации», от 26 ноября 2008 г. № 893 «О фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40, а также Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

Кроме того, проектом постановления предлагается признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 800-р о разработке, утверждении и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации.

 

16. О внесении изменения в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Проект постановления внесен Минздравсоцразвития России.

В соответствии со статьей 251 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» перечень документов, необходимых для осуществления перевозки между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, а также условия перевозки, формы и порядок отчетности о деятельности, связанной с перевозкой, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проектом постановления предусматривается внести изменение в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, в части закрепления за Минздравсоцразвития России полномочия по определению перечня документов, необходимых для осуществления перевозки между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, условий перевозки, форм и порядка отчетности о деятельности, связанной с перевозкой.

 

17. О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации

Проект постановления внесен Минпромторгом России.

Представленным проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается внесение изменения в пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, согласно которому функции Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию дополняются сферами бытового обслуживания и общественного питания.

 

18. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии

Проект постановления внесен Минпромторгом России.

Проектом постановления предусматривается изменить краткое наименования «Ростехрегулирование» на «Росстандарт». Данное изменение обсуждалось на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 20 января 2010 г. в г. Липецке.

Проектом постановления устраняется несоответствие Федерального закона «О техническом регулировании» Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии в части, касающейся установления Минпромторгом России порядка по выполнению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии функций национального органа по стандартизации.

 

19. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом

Проект постановления подготовлен Минэкономразвития России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1188 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановлением № 1188 внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

Принятие данного проекта постановления приведет Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, в соответствие с постановлениями № 739 и № 1188.

Принятые изменения предусматривают расширение полномочий федеральных органов исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации (постановлением № 739 эти функции закреплены за Росимуществом), а также усиление контрольной функции Росимущества в отношении распоряжения, использования по назначению и сохранности федерального имущества.

 

20. О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе

Проект постановления внесен ФАС России.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», согласно которым изменен термин «государственная или муниципальная помощь» на термин «государственная или муниципальная преференция», установлен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций и расширен перечень субъектов, которые могут предоставлять такие преференции, в связи с чем проектом постановления вносятся соответствующие изменения в пункт 5.3.3.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе.

Кроме того, Федеральным законом изменено название реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, что требует внесения соответствующего изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе.

Проектом постановления также предлагается дополнить Положение о ФАС России рядом новых полномочий, предусмотренных Федеральным законом, в том числе полномочиями по контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций, утверждению порядка объединения в одно производство нескольких дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделению дел в отдельное производство.

Проект постановления соответствует мерам, предусмотренным Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, касающимся создания эффективного механизма правоприменения в сфере защиты конкуренции и антимонопольного регулирования.

Реализация проекта постановления позволит антимонопольному органу более эффективно осуществлять возложенные на него полномочия по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства и не влечет изменение объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выделение дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и сокращение их доходной части.

 

21. О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по тарифам

Проект постановления внесен ФСТ России.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом «Об электроэнергетике», поставка электрической энергии потребителям (кроме населения) осуществляется частично по регулируемым ценам (тарифам) и частично по свободным (рыночным) ценам.

Необходимо отметить, что увеличение доли свободного (нерегулируемого) рынка, цены на котором в среднем выше чем в регулируемом секторе, является определяющим фактором изменения цен на электроэнергию для конечных потребителей.

В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением поставок населению и в изолированных энергосистемах.

Предусматриваемый Проектом мониторинг тарифов (цен) для потребителей электрической энергии является инструментом выявления резких ценовых колебаний на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) в целях предотвращения их негативных последствий.

 

22. О выделении Минобороны России бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания государственной поддержки Межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов Западной группы войск (ГСВГ)»

Проект распоряжения внесен Минфином России.

Проектом предусматривается выделить в 2010 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минобороны России 1,387 млн. рублей для оказания государственной поддержки указанному Союзу ветеранов в целях организации поездки делегации ветеранов в г. Берлин для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 65-й годовщине создания группы советских войск в Германии.

 

23. О выдаче Правительству Республики Дагестан государственных жилищных сертификатов для предоставления гражданам, лишившимся жилого помещения в результате прошедших на территории Республики Дагестан в сентябре 2009 г. сильных дождей

Проектом распоряжения предусматривается поручить Минфину России выдать в 2010 году Правительству Республики Дагестан 501 государственный жилищный сертификат для предоставления гражданам, лишившимся жилого помещения в результате прошедших в сентябре 2009 г. на территории Республики Дагестан сильных дождей.

По предварительным расчетам Минфина России, направляемая на погашение 501 государственного жилищного сертификата сумма может составить около 1398,4 млн. рублей.

В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982), погашение указанных государственных жилищных сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

 

24. О выделении Правительству Республики Ингушетия бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

В результате террористического акта, совершенного 17 августа 2009 года в г. Назрани, причинен вред здоровью различной степени тяжести гражданам, получили повреждения объекты жилого фонда и инфраструктуры, а также нанесен ущерб имуществу граждан.

Статьей 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проектом распоряжения предусматривается выделение в 2010 году Правительству Республики Ингушетия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований в размере 72795,9 тыс. рублей.

 

Москва,
2 июня 2010 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.