Версия для слабовидящих

12 мая 2010

Председатель Правительства России В.В.Путин провел рабочую встречу с главой нефтехимической компании «Сибур» Д.В.Коновым

В ходе беседы обсуждались результаты работы компании в прошлом году, а также перспективы на будущее.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Дмитрий Владимирович, как в прошлом году отработали? Какие у вас перспективы в этом году, как Вы их оцениваете?

Д.В.Конов: В этом году - гораздо более высокие, чем в прошлом. В прошлом году был очень тяжелый первый квартал. Почти все предприятия отрасли работали с отрицательной рентабельностью. Не столько цены, сколько объемы очень сильно упали. Практически до 50% в отдельных направлениях. Вторая половина года - гораздо более сильно и с более-менее радужными перспективами в начале этого года.

В.В.Путин: Сколько у вас работающих всего?

Д.В.Конов: Более 53 тысяч.

В.В.Путин: Как у вас было с рабочими местами в прошлом году?

Д.В.Конов: С рабочими местами мы в объеме несколько сократились, порядка 5%. В основном это касалось пенсионеров, которым мы выплачивали достаточно серьезные пенсии и выходные пособия, когда они уходили. Если в целом посмотреть, то у нас средняя зарплата увеличилась на 12% по прошлому году - в основном за счет того, что увеличили доплаты и сделали перегруппировку персонала.

В.В.Путин: То есть у вас в прошлом году было увеличение заработной платы?

Д.В.Конов: У нас было увеличение средней заработной платы.

В.В.Путин: Как у вас по основным направлениям сейчас работа складывается? По азотным удобрениям, по шинной промышленности...

Д.В.Конов: У нас пять бизнесов, как мы их разделяем. Из них совсем отдельно - шины и азотные удобрения. Есть основная нефтехимия и газопереработка.

В.В.Путин: Шины и азотные удобрения?

Д.В.Конов: Шины - отдельно, азотные удобрения - отдельно, и отдельной группой - газопереработка, каучуки и полимеры. В шинах мы видим достаточно серьезное восстановление спроса. Если посмотреть на 2008 год - до кризиса - порядка 50% объема были импортные шины. Именно они в первую очередь ушли с рынка в 2009 году. Поэтому для российских производителей ситуация была не настолько плоха. Сейчас мы видим восстановление спроса как на комплектацию - первичный рынок, так и вторичный рынок - замена шин обычными автовладельцами. И видим определенные перспективы во второй половине 2010 года.

В.В.Путин: Это признак восстановления автомобильной промышленности.

Д.В.Конов: Ну и потребительского спроса тоже. Что касается азотных удобрений, то ситуация не такая радужная. Был абсолютно рекордным 2008 год. Основной вид азотных удобрений - карбамид - доходил до 800 долларов за тонну, в начале года он был порядка 280, сейчас даже ниже - 240-250. И очень большие затраты на логистику, на перевозку до основных рынков. И очень большие затраты, которые постоянно растут, - на газ. При том, что в России потребляется порядка 20% азотных удобрений, производимых российской промышленностью, логистика и затраты на газ составляют порядка 80% от той цены, по которой нам приходится продавать. И это достаточно серьезная тема - мы теряем позиции на рынке. Это - что касается азота.

Газопереработка - достаточно успешный для нас сегмент...

В.В.Путин: То есть у вас в азотных удобрениях проблемы на внешних рынках? Связанные с тем, что конкурентоспособность падает?

Д.В.Конов: Да, и очень быстро, и очень серьезно. Вводятся новые предприятия - в основном это те регионы мира, где цена на газ существенно меньше, чем в России. Это, в основном, Северная Африка, Ближний Восток и часть Латинской Америки. Они кардинально отличаются по стоимости газа. Плюс - они находятся обычно на побережье, чего мы, к сожалению, себе позволить не можем по ряду причин. И стоимость доставки до основных рынков существенно ниже. Интересный пример - это Украина, у которой в прошлом году при цене на газ, что была по контракту, загрузка отрасли азотных удобрений упала на 60%. Они почти полностью стояли.

Газопереработка. Мы последовательно увеличиваем переработку попутного нефтяного газа. С 8 млрд в 2004 году дошли до 19. Все наши инвестиционные проекты, которые мы активно осуществляли в 2006-2008 годах, уже материализовались и позволяют нам дополнительно зарабатывать и дополнительно инвестировать.

Производство полимеров, каучуков. Начну с каучуков. В 2008 году был очень сильный, из-за шинной промышленности, провал. Сейчас - ренессанс, очень высокие цены, очень высокий спрос. Эта подотрасль чувствует себя сейчас основательно и хорошо.

Полимеры. Хороший рынок, высокий нарастающий внутренний спрос. Россия по душевому потреблению полимеров находится по-прежнему достаточно низко, в 3-4 раза ниже, чем Западная Европа. Здесь есть существенный потенциал роста.

Что касается экономики - здесь она тоже достаточно адекватная, и мы активно инвестируем. Вы знаете, есть проект в Тобольске по полипропилену, который финансируется, в том числе, Внешэкономбанком. Там мы видим перспективы и продолжаем достаточно существенно туда вкладывать.

В.В.Путин: То есть достаточно широкая диверсификация, на различных направлениях, позволила все-таки компании продержаться в 2009 году?

Д.В.Конов: Да.

В.В.Путин: Где-то было падение, а что-то стабилизировалось.

Д.В.Конов: Сырьевая часть, за исключением первых двух месяцев, чувствовала себя уверенно, а цепочка «каучуки-шины» - сильно упала, полимеры и азотные удобрения - были более-менее равномерны.

В.В.Путин: Нужно посмотреть, конечно, что нужно сделать дополнительно для того, чтобы выровнять конкурентоспособность на внешних рынках по азотным удобрениям.

Д.В.Конов: Мне кажется, единственный путь - мы, наверное, не можем тормозить цену на газ - это определенные договоренности с «Российскими железными дорогами» по тарифам на перевозку до портов.

В.В.Путин: Но «Российские железные дороги» будут говорить, что вы в особых отношениях находитесь с другим монополистом - с «Газпромом», и здесь нужно искать какие-то развязки, которые будут приемлемы для всех.

Мы поговорим сейчас об этом поподробнее.