Версия для слабовидящих

17 апреля 2010

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с губернатором Мурманской области Д.В.Дмитриенко

На встрече, в частности, обсуждались вопросы функционирования ЖКХ и газификации Мурманской области. По словам Премьера, газификация региона связана с началом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. «Никто не отменял реализацию этого проекта», - подчеркнул Председатель Правительства.
Говоря о проблемах ЖКХ, В.В.Путин раскритиковал мурманские власти за произошедший в начале года сбой в системе оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Дмитрий Владимирович, как ситуация у Вас в области, как Вы ее оцениваете? В экономике, в социальной сфере? Как Вы оцениваете перспективы этого, 2010 года?

Д.В.Дмитриенко: Владимир Владимирович, Мурманская область - это часть Российской Федерации. Естественно, что кризисные явления не прошли мимо Мурманской области. И, собственно, весь 2009 год был посвящен тому, чтобы в первую очередь соблюсти все те социальные обязательства, которые были сделаны. И в то же время попытаться найти резервы для того, чтобы развиваться дальше.

С точки зрения социальных обязательств - мы в полном объеме их выполнили в прошлом году, у нас не было ни одного факта задержки зарплаты в бюджетной сфере.

Мы активно работали по помощи предприятиям внебюджетной сферы - для того, чтобы не было задолженностей.

Я могу сказать: на сегодняшний день задолженность предприятий по заработной плате составляет порядка 73 млн рублей. Это восемь предприятий. Пять предприятий относятся к Министерству обороны, и общая задолженность по ним составляет 64 млн рублей. Есть одно предприятие, находящееся в стадии банкротства. И два предприятия, задолженность которых по заработной плате работникам, в общей сложности составляет 9 млн рублей. Одно предприятие находится уже в поле зрения прокуратуры. Потому что движения по счетам были достаточно серьезные, а зарплаты не платились.

Что касается другого предприятия - это горно-промышленный комплекс. Дело в том, что своевременно оно не получило субсидии из федерального центра на поддержание одной шахты и вынуждено было потратить свои средства. Сейчас оно находится в сложном положении. Мы разбираемся, я разговаривал в Москве на этот счет. Я думаю, что мы этот вопрос решим. Тем не менее, это не освобождает руководство предприятия от выплаты зарплаты людям.

Вы сегодня посвятили очень много времени разговору по предприятиям судостроительной отрасли, в основном тому, что было связано с Министерством обороны. Но у нас есть еще и предприятия гражданского назначения и достаточно много малых предприятий, которые, так или иначе, осуществляют свою деятельность в сфере судоремонта.

Я думаю, что судоремонт терять нельзя, поскольку перспективы прихода Штокмановского месторождения, развития Мурманского транспортного узла потребуют, безусловно, от нас наличия и мощностей по судоремонту, и квалифицированных кадров, и, безусловно, решения остальных вопросов.

Что касается экономического состояния области. Ситуация стабильная, но достаточно напряженная. У нас достаточно большой дефицит бюджета. В прошлом году мы с помощью собственных ресурсов и федерального центра получили бюджетные кредиты и полностью выдержали. Общая сумма коммерческих кредитов всего лишь 300 млн рублей. Остальные все, так или иначе, взяты либо у Минфина, либо мы нашли свои средства. Причем показателен такой факт, что мы как область, как администрация приняли весь удар кризиса практически на себя. Иллюстрацией этому может служить следующее: мы оказали поддержку муниципалитетам для выполнения ими своих функций в общей сложности на 4,3 млрд. рублей. В свою очередь, здесь привлекли бюджетных кредитов на 4 млрд рублей, то есть исполняли свои задачи, помогали муниципалитетам. При этом у муниципалитетов фактически не увеличилась кредиторская задолженность.

Естественно, что в этом году мы будем требовать от них выполнения своих обязательств. Обязательно администрировать должным образом налоги, которые им положены, потому что мы провели анализ и поняли, что у нас муниципалитеты в значительной мере не дорабатывают, и есть определенный патернализм. То есть самое простое решение руководителя муниципалитета - написать губернатору бумагу о том, что «у меня в бюджете не предусмотрены деньги. Дайте денег». Мы провели анализ налогового потенциала муниципалитетов и, поверьте мне, сами удивились: у нас в соседних муниципалитетах с похожими проблемами, с похожим населением удельные показатели по сбору налогов могли отличаться в три раза. То есть это ресурс, который необходимо востребовать. В связи с этим я дал поручение нашему министерству финансов. Мы разработали антикризисный паспорт, и теперь любое обращение муниципалитета за поддержкой, если оно находится вне плана, потребует дополнения этого антикризисного паспорта. И информации о том, что сделал руководитель муниципалитета для того, чтобы решить те задачи, которые стоят перед ним.

Определенным образом мы провели работу по упорядочиванию помощи муниципалитетам с точки зрения и субсидий, и иных видов помощи. Все расходы разбили на три группы. И на сегодняшний день очень внимательно относятся к расходам муниципалитетов, которые не относятся к необходимым, жизненно важным. То есть, если в начале года муниципалитет необоснованно запрашивает достаточно приличную сумму на покупку мебели или ремонт крыльца, то мы, естественно, в рамках определенной действующей комиссии на это смотрим очень внимательно. И, как правило, отказываем в таких платежах.

Учитывая тот факт, что большая часть муниципалитетов у нас является дотационными, а дотационность некоторых достигает 90% в то время как среднестатистическая от 40 до 70%, мы вправе это делать, и, безусловно, будем делать.

Опять же это не значит, что мы оставим муниципалитеты без поддержки, но будем более внимательно и более рачительно относиться к каждому рублю, который будем им выдавать, и уже делаем это.

Это очень перекликается с работой, которую мы начали по оптимизации бюджетной сети, в соответствии опять же с федеральным законодательством, которое требует от нас решения этих вопросов. Но опять-таки во главу угла мы ставим вопросы жителя и гражданина.

Поэтому, допустим, при рассмотрении бюджетной сети образования мы в первую очередь говорим о вопросе, который называется «качество образования». Потому что, если Конституцией гарантировано право гражданина на образование, мы, как правило, его реализовываем. Но если говорить о качестве образования, то, особенно в удаленных местностях, оно достаточно низкое.

В.В.Путин: А вы сколько школ ввели в прошлом году?

Д.В.Дмитриенко: Мы школ в прошлом году не ввели, мы их только ремонтировали.

В.В.Путин: А зачем тогда Вы мне сказали о качестве образования?

Д.В.Дмитриенко: А я Вам объясню.

В.В.Путин: Если Вы считаете, что качество образования не очень хорошее, так надо школы новые вводить. Что же вы их не вводите?

Д.В.Дмитриенко: Владимир Владимирович, у нас естественная убыль населения. У нас даже по нормативам избыточное количество школ. Тем нормативам, которые опять же нам дает Министерство образования. Мы говорим сейчас о том, что эти школы надо насытить более качественными учебными пособиями, технологиями, учебными программами. И это мы делаем.

В.В.Путин: Насыщаете?

Д.В.Дмитриенко: Насыщаем.

В.В.Путин: Хорошо.

Д.В.Дмитриенко: Мы и интерактивные доски покупаем. Более того, в рамках этой работы мы говорим о том, что ресурсы, которые появятся, надеюсь, в результате оптимизации, они из образования не будут извлечены. Они будут направлены, с одной стороны, на улучшение качества учебного процесса. А с другой стороны, мы поставили достаточно амбициозную задачу, чтобы в следующем году двумя этапами довести уровень зарплат педагогических работников до уровня зарплат в экономике.

И в рамках оптимизации мы решаем вопрос таким образом, чтобы уйти от такого распределения фонда оплаты труда, что 40% идет на зарплату педагогическим работникам, а 60 % - на их обеспечение.

В.В.Путин: Каким образом?

Д.В.Дмитриенко: В первую очередь мы провели очень четкий анализ штатных расписаний. И, соответственно, выяснили такую вещь: в школах приблизительно с одним количеством учеников и дающих приблизительно одинаковое качество подготовки может быть один завуч, а в другой, допустим, пять.

В.В.Путин: Это вы делаете на уровне каких-то районных и городских учреждений или предоставляете школам право самим определять, сколько, на что они должны тратить, и как они должны оптимизировать штатную численность?

Д.В.Дмитриенко: Министерство образования области ведет работу, потому что я поставил задачу, что, несмотря на то, что, понятно, есть полномочия муниципалитетов, и школы у нас достаточно самостоятельные, но, тем не менее, каждый министр несет ответственность за все, что происходит в субъекте с точки зрения образования. И, безусловно, проходят совещания, консультации и мы помогаем им методически,

В.В.Путин: Вам известна практика передачи этих прав на уровне самого учреждения?

Д.В.Дмитриенко: Да, мы к этому готовимся...

В.В.Путин: У вас она не применяется?

Д.В.Дмитриенко: Нет, у нас подушевая оплата. И на сегодняшний день практика передана на уровень муниципалитетов. Они получают ресурсы и уже внутри себя взаимодействуют с учебными заведениями. Считаем, что этого недостаточно, и правильно именно так, как Вы говорите. Мы надеемся, что к следующему году придем к тому, что каждая школа будет самостоятельно определять, как ей тратить деньги, как зарабатывать.

В.В.Путин: Может быть, нужно не каждой, но Вы посмотрите, в других регионах это делают. Это идет в общей логике того, что происходит вообще в бюджетной сфере, и не спеша, спокойненько так, без рывков можно это делать. Там, где это происходит - реально возрастает заработная плата учителей.

Д.В.Дмитриенко: Именно на такой эффект мы рассчитываем.

В.В.Путин: Какие проблемные вопросы у Вас есть? Что Вы считаете наиболее сложным на сегодняшний день?

Д.В.Дмитриенко: Прежде чем перейти к сложностям, хотел бы Вас поблагодарить, потому что с момента прошлой нашей встречи, когда мы обсуждали вопросы водоснабжения Мурманской области, сделаны определенные шаги. Мы, во-первых, уже решили вопрос, который в первую очередь волновал жителей города Мурманска, потому что один из водоводов, проходил под кладбищем. Мы его переложили, заменили и на этом не собираемся останавливаться. Будем строить очистные сооружения. У нас есть полное взаимопонимание с Минрегионом, мы заключили соглашение с ЕБРР и будем эти вопросы решать. Толчком послужило, безусловно, Ваше решение, мы вам очень благодарны за помощь.

Вопросы области, в первую очередь, конечно, связаны с тем, что Мурманская область на сегодняшний день одна из четырех мазутозависимых областей. А в перспективе ближайших двух лет она, в принципе, останется единственная. И вопросы решения задач энергоэффективности и обеспечения населения теплом - конечно, стоят во главе угла.

Я достаточно часто общаюсь с Министерством энергетики и Сергеем Ивановичем Шматко (Министр энергетики Российской Федерации), мы разрабатываем различные подходы. К сожалению, должного эффекта мы еще не получили, только потому, что такие проекты - достаточно длительные и емкие, и эффективность их сказывается только на горизонте 3-5 лет.

Мы сейчас провели энергоаудит тепловых предприятий. Очень плотно работаем с управляющими компаниями. У нас в начале года были определенные сложности, потому что это новая сфера деятельности, туда пришли разные управляющие компании, но, как нам кажется, нам удалось навести порядок.

Мы учредили вместе с федеральными властями саморегулируемую организацию сервисных компаний. Более того, разработали стандарты, потому что основная проблема, с которой мы столкнулись - это проблема того, что управляющие компании собирают с населения деньги, аккумулируют их на своих счетах, но дальше не транслируют в теплоснабжающие организации, аргументируя тем, что часто у них нет соответствующих договоров, и другими предлогами. Получилось так, что фактически теплоснабжающие организации кредитовали управляющие компании, фактически частные. С этим мы разобрались, на сегодняшний день у нас процесс налажен. В Ленинском районе мы уже ввели единую платежку.

Что касается управляющих компаний, мы разработали стандарты их деятельности. Они должны были вступить в силу вчера, но по определенным причинам это отложилось на неделю. Самая главная идея в том, что управляющая компания должна нести ответственность перед своими партнерами, что она должна заниматься взиманием денег в должном объеме. Потому что, не секрет, у нас в начале прошлого года, собираемость доходила всего до 69%. К концу года мы подняли ее до 85 %.

В.В.Путин: Это отдельная тема. Но я считаю, что руководство города допустило недопустимый сбой в своей работе, когда граждане стали получать на руки сразу по нескольку квитанций об уплате за одни и те же услуги. Это невозможно. Это грубый просчет в работе городской администрации. И Вы, как губернатор, должны своевременно на это реагировать.

Д.В.Дмитриенко: Мы сразу же вмешались. И именно благодаря нашему вмешательству, с моей точки зрения, уже в марте практически не было таких дублирующих платежей. Было несколько случаев сбоев программы, когда приходила достаточно большая сумма платежей. Но с этим тоже разобрались.

Мой первый заместитель сейчас озадачен только этим вопросом. Он занимается тем, чтобы в Мурманске и в других городах у нас таких системных сбоев не было. Но по крайней мере по квитанциям, выставленным за март, очевидно, что ситуация уже стабилизировалась. Я думаю, мы ее полностью будем контролировать. Тем более пришло понимание и управляющих компаний. Потому что одна из позиций нормативов - это то, что не члены СРО (саморегулируемых организаций) не имеют право заключать договоры с теплоснабжающими и энергоснабжающими организациями.

В.В.Путин: Это внутренняя кухня, понимаете, которая граждан не касается.

На административном уровне такие решения должны приниматься своевременно. Что касается мазутозависимости. Здесь Вы абсолютно правы. И без всяких сомнений Мурманск, Мурманская область должны быть газифицированы. Но, действительно, такие проекты носят долгосрочный характер. И принципиально вопрос в целом должен быть решен после запуска Штокмановского месторождения.

Кстати говоря, никто не отменял реализацию этого проекта.

Весной следующего года, как мы с Вами говорили, должно быть принято инвестиционное решение. Но сразу же начнется и работа по освоению этого месторождения. Хотя, должен сказать, что работы и не прекращались на самом деле. Все подготовительные работы продолжаются.

После того, как работа по Штокману войдет в практическую фазу, конечно, потребуется несколько лет для того, чтобы месторождение запустить, создать необходимую инфраструктуру. Это действительно требует нескольких лет, но это обязательно должно быть сделано.

Вы знаете, что мы уже начали фактически водную часть трубопроводной системы «Северный поток». А на определенном этапе предусмотрено, что газ будет поступать в эту трубопроводную систему, в том числе и со Штокмана.

Поэтому работа продолжается, она будет реализована, и в соответствии с этим будут решаться и вопросы газификации Мурманской области.