Версия для слабовидящих

13 апреля 2010

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков выступил на конференции «Человеческий капитал как средство модернизации экономики» в рамках Недели российского бизнеса, проводимой Российским союзом промышленников и предпринимателей

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Сегодня мы обсуждаем очень важные вопросы, от решения которых зависит будущее страны.

Правительство уделяет серьёзное внимание данной теме.

В предстоящий период необходима корректировка социально-экономической политики с целью возможности достижения долгосрочных целей экономического развития, что требует смещения акцента с мер, направленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.

Реструктуризация и модернизация российской экономики потребуют нового качества значительной части нынешней рабочей силы. Стратегической линией в условиях оптимизации бюджетных расходов должны стать инвестиции в человеческий капитал, качество жизни граждан, благополучие российских семей, повышение степени социальной защищенности.

Основными задачами в этой области являются:
• преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;
• формирование условий для устойчивого роста заработной платы, сбалансированного с повышением производительности труда и качества рабочей силы;
• создание эффективных механизмов регулирования рынка труда;
• обеспечение доступности качественных услуг здравоохранения, образования и культуры на основе модернизации этих сфер.

В этом перечне сложно расставить приоритеты, каждое направление для нас чрезвычайно актуально, но вначале хотел бы остановиться на проблемах, связанных с улучшением демографической ситуации в стране.

Основные задачи по устойчивому демографическому развитию страны решаются в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.

В результате последовательной реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях за период с 2005 по 2009 год рождаемость увеличилась почти на 22%, смертность сократилась более чем на 12%, в том числе младенческая - на 19,6%.

В результате роста рождаемости и уменьшения смертности естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза.

Нам впервые за долгие годы удалось стабилизировать численность населения. Сегодня она соответствует уровню начала предыдущего года - около 142 млн. человек.

За период с 2006 по 2009 годы ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин увеличилась почти на 4 года и составила 69 лет (63 - у мужчин и 75 - у женщин).

Вместе с тем, предстоящее десятилетие будет характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения.

Серьезной проблемой является продолжающееся старение населения, вызывающее увеличение нагрузки на пенсионную систему и систему здравоохранения. Если в 2005 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 580 нетрудоспособных, то к 2020 году прогнозируется 837.

В 2020 году численность женщин репродуктивного возраста по сравнению с 2009 годом сократится на 4 миллиона 100 тысяч человек или на 10,7%, причем это сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст - женщин в возрасте 20-29 лет. Их будет меньше на 4,6 млн. человек или на 38%.

Учитывая складывающуюся демографическую ситуацию, для обеспечения стабилизации и перехода к росту численности населения потребуется принятие более активных мер по снижению смертности населения, особенно в активном трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения.

Особое внимание будет уделено выполнению программы стимулирования рождаемости, направленной как на материальную поддержку женщин, имеющих детей, так и на развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей.

Основной целью государственной политики в сфере здравоохранения мы считаем формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи, а также повышение эффективности оказания медицинских услуг.

Добиться этого мы рассчитываем за счёт расширения применения передовых разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также повышения эффективности системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Основным инструментом реализации данных мероприятий является приоритетный национальный проект «Здоровье».

За прошедшие годы в рамках проекта нам удалось значительно повысить качество и доступность медицинской помощи, улучшить лекарственное обеспечение населения и многое сделать в области профилактики заболеваний.

Но нам еще многое предстоит сделать. По-прежнему лидирующими факторами риска смертности и заболеваемости остаются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. Причиной является не только отсутствие благоприятных условий для ведения здорового образа жизни, но и пассивное отношение граждан России к проблеме заботы о своем здоровье.

В этой связи, начиная с 2009 года, в рамках нацпроекта «Здоровье» мы приступили к реализации комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни. Вместе с тем, успешное решение данной проблемы требует консолидации усилий всего общества.

Одной из основных причин смертности населения Российской Федерации остаются болезни кровообращения (56,1% от общего числа умерших). Поэтому с 2008 года в рамках нацпроекта начата реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Сейчас мы получаем первые результаты данной работы. За 2009 год смертность по причине болезни системы кровообращения снизилась на 4,6%.

Достигнуто снижение смертности от внешних причин. Коэффициент смертности от внешних причин за 2009 год снизился на 12,7%, из них от случайных отравлений алкоголем - на 32%, от всех видов транспортных травм - на 15,2%.

Таким образом, мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» подтвердили свою высокую эффективность и их реализация будет продолжена Правительством и в дальнейшем. На эти цели в 2010 году запланировано более 144 млрд рублей.

Особое место при проведении модернизации отечественного здравоохранения отводится выработке решений по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.

В 2010 году продолжится работа по созданию и внедрению порядков и стандартов медицинской помощи, оценке необходимых затрат на оказание медицинской помощи и обоснованию соответствующих тарифов.

С целью создания системы медико-профилактического обслуживания работающих, минимизации последствий для здоровья от неблагоприятных профессиональных факторов будет разработана общероссийская программа «Здоровье на производстве».

Практика последних десятилетий убедительно показывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.

В этой связи следующая сфера, на которой хотелось бы остановиться - образование.

Повышение доступности качественного образования определено Правительством как стратегическая цель государственной политики в области образования.

Развитие системы общего образования предусматривает его индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Главными мероприятиями модернизации высшего профессионального образования являются переход на уровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Это объясняет логику нашего решения о создании новых видов и категорий высших учебных заведений - федеральных и национальных исследовательских университетов и меры по их государственной поддержке. 2 апреля подписаны распоряжения Правительства о создании на базе ведущих вузов страны, кроме созданных в 2006 году Сибирского и Южного федеральных университетов, еще 4-х федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

В прошлом году были отобраны 14 национальных исследовательских университетов. В настоящее время объявлен дополнительный конкурсный набор университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Общий объем финансирования мероприятий по созданию сети национальных исследовательских университетов в 2009 году составил почти 3 млрд рублей, а в текущем году составит около 10 млрд. рублей.

Правительством подготовлен дополнительный комплекс мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала и инновационной инфраструктуры в высших учебных заведениях. Общая сумма запланированных на указанные цели средств составляет около 40 млрд рублей.

Что касается развития начального и среднего профессионального образования, хочу отметить, что в 2009 году Правительством в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были поддержаны инновационные образовательные программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств 96 учреждений начального и среднего профобразования на сумму 2,8 млрд рублей. Главная задача этих программ - преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных видов экономической деятельности.

Работодатели, насколько нам известно, считают наиболее эффективными, а потому и вызывающими наибольший интерес с точки зрения дальнейшего развития, такие виды сотрудничества с инновационными учреждениями начального и среднего профессионального образования как:
предоставление баз практики на предприятиях с использованием института наставничества;
организация переподготовки мастеров производственного обучения;
совместная реализация программ по закреплению на предприятиях молодых специалистов - выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием становления инновационной экономики станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, появление условий для профессиональной и территориальной мобильности населения. В этих условиях основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда.

В настоящее время по производству добавленной стоимости на одного занятого Россия отстает от США в 5,9 раза, от стран G7 - в 5,2 раза, от Японии - в 4,3 раза. По производству за один отработанный час разрыв еще выше: от США - 6,1 раза, от стран G7 - 5,4 раза.

Переход к инновационной экономике, реструктуризация и диверсификация отраслей экономики приведет к изменениям сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед Правительством, является формирование условий для устойчивого роста заработной платы, сбалансированного с повышением производительности труда и качеством рабочей силы.

Следует заметить, что в 2009 году впервые за последние годы в стране произошло снижение дифференциации населения как по денежным доходам, так и по заработной плате. По данным обследования Росстата в апреле 2009 года (это - последнее обследование) соотношение между средней зарплатой 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников составило 14,7 раза, в то время как в апреле 2007 года оно составляло 22,1 раза, а до этого было ещё большим. На рост заработной платы наименее оплачиваемых работников существенно повлияло увеличение за этот период минимального размера оплаты труда почти в 4 раза.

Хочу заметить, что в ближайшее время начнутся переговоры представителей Правительства, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов по вопросам, связанным с подготовкой нового Генерального соглашения на предстоящий период. Одним из важнейших вопросов будет обсуждение размеров и сроков повышения минимального размера оплаты труда.

В бюджетной сфере повышению заработной платы работников будет способствовать переход учреждений на новые формы некоммерческих организаций в рамках проводимой реформы сети бюджетных учреждений.

Эффективное решение обсуждаемой сегодня проблемы - а я остановился только на основных ее аспектах - предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования мероприятий социально-экономической политики государства.

Выражаю уверенность, что сегодняшняя дискуссия будет интересной, плодотворной и весьма полезной как для представителей государственной власти, так и бизнес-сообщества.