Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Стенограммы  /  Стенограмма

Cовещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом

Событие

Председатель Правительства Д.А.Медведев принял участие в совещании руководителей представительств Россотрудничества за рубежом
Председатель Правительства Д.А.Медведев принял участие в совещании руководителей представительств Россотрудничества за рубежом

Стенограмма:

Д.А.Медведев:  Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Мы впервые в таком формате, как принято говорить, встречаемся. Думаю, что мероприятие должно быть интересным. С удовольствием перед вами тоже выступлю. Более того, такие встречи могут стать и регулярными.

Укрепление позиций нашей страны в мире, продвижение национальных интересов гуманитарными средствами – это одни из важнейших приоритетов государства. Сегодня гуманитарное измерение выходит на передний план международной жизни. И действительно, созданное четыре года назад Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой мягкой силы. Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные культурные ценности, язык и экспортировать их. По сути, речь идёт об особом ресурсе международного лидерства, которое прямо связано с человеческим потенциалом. Эти инструменты зачастую оказываются более значимыми, чем другие, и приобретают особое значение. По данным экспертов, именно страны с сильными брендами, так называемой мягкой силы, привлекают бо́льшую долю прямых зарубежных инвестиций, технологий, и наши конкуренты, конечно, с большой радостью всё это используют и охотятся за нашей талантливой молодёжью и новаторами, что, собственно, нормально. То же самое должны делать мы, в свою очередь создавая приличные условия для творчества в нашей стране. Безусловно, Россия продолжает оставаться весьма и весьма сильной в этом плане страной: располагает конкурентными преимуществами и в фундаментальной науке, и в образовании, несмотря на то что мы, конечно, критикуем текущее состояние дел, но от этого факт не меняется: мы всё равно остаёмся очень мощной страной в области науки и образования.

Ну а русскую литературу, наше искусство, музыку в мире воспринимают с особым интересом. Конечно, более чем 30-миллионная российская диаспора объективно усиливает потенциал нашей мягкой силы. Однако очевидно и то, что наше гуманитарное присутствие в мире не соответствует нашим возможностям, и это мы все тоже признаем. По большому счёту сейчас мы восстанавливаем позиции, которые мы в силу известных причин утеряли в 1990-е годы, и мы существенно уступаем серьёзным международным игрокам в этой сфере, таким как «Франкофония», институты Гёте, Сервантеса, Данте, Конфуция. Необходимо взять всё лучшее, чем они занимаются, на вооружение, тем более что по исследованиям, которые проводились, в частности, бизнес-школой из «Сколково» на основе анализа периода с 2005 по 2010 год, Россия находится лишь на 10-м месте вот по этому индексу мягкой силы.

Что касается нашей военной силы, мы с вами понимаем, что мы не на 10-м месте, и это серьёзная диспропорция, а в первой тройке – Соединённые Штаты Америки, Франция и Германия.

Теперь остановлюсь на задачах, которые, на мой взгляд, предстоит решать. Опорные точки гуманитарного присутствия России, если хотите, наши главные культурные миссии за рубежом, – это Российский центр науки и культуры. Как мне докладывают, до 2015 года планируется открыть ещё 35 новых представительств. Конечно, мы должны расширять сеть центров, но за формальной статистикой гнаться бессмысленно, тем более что финансовые ресурсы небезграничны. Надо прежде всего думать о содержании работы, о её новых формах – делать центры современными, многофункциональными и полезными для разных социальных, возрастных групп, для всех, кто интересуется Россией. Критериями же эффективности должны быть более конкретные, практичные показатели, такие как количество людей, которые изучают русский язык, которые вовлечены в культурные обмены, число тематических курсов, качество информационных ресурсов, интернет-сайтов.

Второе. Следует уделять особое внимание деятельности наших центров, ключевых для российских интересов в странах Содружества независимых государств, содействовать интеграционным процессам на пространстве СНГ. Важным инструментом здесь станет Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств–участников СНГ на период до 2020 года. Её координатором, кстати, назначено Россотрудничество.

Ещё один приоритет внешнеполитического курса – создание модернизационных альянсов с международными партнёрами. Гуманитарные ориентиры должны этому соответствовать и способствовать вовлечению передовых технологий и высококвалифицированных специалистов, расширению нашего присутствия на глобальных рынках. При этом мы обязаны учитывать и геополитические тенденции возникновения новых центров экономической активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и евразийскую интеграцию.

Третье, и это важнейшая часть нашей работы, – работа с соотечественниками за рубежом, с глобальным русским миром. Здесь речь идёт о целом комплексе задач по всесторонней защите их прав и интересов, о информационном обеспечении и укреплении позиций русского языка. Многие соотечественники, большинство из них, искренне и глубоко любят свою историческую родину, хотят поддерживать с ней связь, готовы в меру сил помогать России. Такой настрой должен находить отклик и поддержку и с нашей стороны. Я знаю, что Россотрудничество уделяет большое внимание распространению русского языка. Число курсов русского языка растёт, и число слушателей растёт, но их по-прежнему не так много, как нам бы хотелось. Недостаточно обеспечивать предложение – нужно способствовать увеличению спроса, занимать более наступательную позицию, ну и, конечно, действовать так, как мы должны в этой ситуации действовать, понимая, что интерес к русскому языку в мире по-прежнему очень высок. Для миллионов людей он остаётся средством приобщения к достижениям культуры и науки, а для многих и средством межнационального общения.

Четвёртое. Мы должны быть конкурентоспособны на рынке образовательных услуг, стремиться к тому, чтобы не менее пяти российских университетов к 2020 году вошли в первую сотню ведущих мировых университетов (такая цель поставлена), а обучение в нашей стране становилось более привлекательным. В этой сфере немало делается, прежде всего для наших ближайших соседей – партнёров по СНГ. Сегодня в российских вузах учится около 80 тыс. студентов-очников из стран Содружества и Балтии. Свыше 19 тыс. из них получает образование за счёт средств федерального бюджета, ещё 25 тыс. студентов обучается в 35 филиалах российских вузов, которые действуют за рубежом, главном образом, конечно, в СНГ. Однако пока международные рейтинги не в нашу пользу. Думаю, российские вузы в силу разных причин, и объективных тоже, просто, так сказать, не могут подавать себя с максимальной выгодой. Задача Россотрудничества – помочь им в привлечении иностранных студентов и аспирантов, в продвижении на мировые рынки образовательных услуг по тем специальностям, где российское образование имеет заслуженное международное признание. Кстати, этому могут помочь и новые реалии – например, открытие новых крупных университетских центров, таких как центр на острове Русский.

Выпускники российских вузов на всю жизнь сохраняют связь с нашей страной, стремятся быть проводниками нашей культуры, нашего языка. Многие из них сегодня составляют политическую, интеллектуальную элиту своих стран и заинтересованы в укреплении отношений с Россией. Я знаю, что при активном участии Россотрудничества в ноябре текущего года в Москве пройдет Третий Всемирный форум иностранных выпускников российских и советских вузов.

Пятое, что хотел бы сказать. В условиях глобальной конкуренции за умы одним из важнейших факторов является способность государства привлекать высококвалифицированных специалистов, учёных и талантливую молодежь. Посмотрите на пример Кремниевой долины, кто там работает.

Россия по числу мигрантов уступает только Соединённым Штатам Америки, однако мы привыкли считать миграцию прежде всего только нашей внутренней проблемой, острой проблемой. Понятно, что это связано и с качеством миграции: к нам едут прежде всего малоквалифицированные работники, хотя и они, конечно, нам нужны. К ним едут другие люди, но мы должны постараться развернуть этот тренд в нашу пользу и сделать приезд в нашу страну для людей привлекательным. Конечно, это масштабная задача, это задача всего государства, всей нашей системы. В любом случае мы должны грамотно и эффективно стараться управлять миграцией.

Недавно, в августе, на заседании Правительства обсуждался план мероприятий по реализации концепции государственной миграционной политики. Будут внесены изменения в законодательство о трудовой миграции, о порядке въезда, пребывания и проживания на территории России, созданы дополнительные преференции для учёных, преподавателей, предпринимателей, специалистов, которые востребованы на рынке профессий, на рынке труда профессий. Вводится и обязательный экзамен для отдельных категорий иностранцев по русскому языку, истории России и основам российского законодательства.

Конечно, многие вопросы можно решить ещё до пересечения границы – например, получить информацию, пройти профессиональную переподготовку, хотя бы на самом начальном уровне выучить язык. Чем больше будет сделано на местах, тем, конечно, меньше будет проблем с мигрантами. И здесь мы рассчитываем на Россотрудничество и на его зарубежные центры, особенно работающие в странах СНГ. Агентство должно совместно, конечно, с другими ведомствами и администрациями наших регионов внести свой вклад в реализацию государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников.

Решение о переселении – серьёзный шаг для каждого человека, принятие которого во многом зависит от качества, полноты и своевременности информации, прежде всего получаемой от наших загранпредставительств.

Шестое. Ещё одна тема, на которую я предлагаю подумать, – это внешний имидж России. Нужно оценить, в чём у нас проблемы. В общем, говорим мы об этом много, тем не менее проблемы остаются.

Имидж страны имеет вполне прикладное, если хотите – даже стоимостное, значение. Немало примеров, когда проекты с российским участием, даже такой знаковый проект, как «Северный поток», например, тормозились только потому, что их настороженно воспринимала общественность тех или иных государств. По оценкам экспертов, Россия относится к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который мы, к сожалению, пока опять же не можем реализовать как следует. Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутационными потерями, которые мы несём. И эти проблемы не нужно упрощать: они существуют, и надо признаться, что часть проблем коренится в нас самих.

Надо эффективнее использовать площадки Россотрудничества для презентации страны, презентации российских регионов, подключать и общественную дипломатию, в том числе возрождать зарекомендовавшие себя общества дружбы с зарубежными странами, развивать гуманитарные аспекты приграничного сотрудничества и, конечно, искать новые формы продвижения национальной культуры молодых талантов и современного российского искусства. Это, конечно, будет работать на позитивное восприятие нашей страны.

Очень перспективными с точки зрения формирования интереса к России являются краткосрочные ознакомительные поездки в нашу страну молодёжи из числа интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты зарубежных стран. Акцент должен быть сделан на страны Россотрудничества, где сейчас в активную жизнь вступает поколение, выросшее после распада Союза ССР, которое не имеет опыта жизни в рамках одного государства и которое, естественно, испытывает мощное влияние со стороны различных сил – как западного мира, так и исламского мира. Это то поколение, которое плохо знает русский язык или не знает его вообще, и поэтому известная максима о том, что путешествия избавляют от предрассудков, в данном случае работает на все 100% .

Несколько слов – об участии России в содействии международному развитию. Считаю, что граждане тех стран, которые получают от нас средства, должны лучше знать, откуда пришла помощь. Мы часто стесняемся об этом говорить, тогда как некоторые наши международные партнёры, естественно, трубят об этом на каждом полустанке. Важно в ближайшее время определиться, как будет построена работа по этому направлению. Одна из проблем здесь, кстати, и то, что эта помощь у нас обезличена, направляется через многосторонние механизмы, то есть она размазывается, и для многосторонних механизмов, наверное, это неплохо, а для позиционирования России это выглядит не здо́рово.

Уважаемые коллеги! Все мы хотим видеть в Россотрудничестве сильный, эффективный, но в то же время гибкий инструмент нашей внешней политики – политики консолидации работы с соотечественниками, обеспечения российских интересов гуманитарными средствами. Эта работа требует особой координации и объединения единым внутренним замыслом. Кроме того, всё, что я назвал, зависит от двух немаловажных вещей – от ресурсов, то есть от денег, которых никогда не бывает много, и от кадрового потенциала, от тех кадров, которые трудятся. А я знаю, что Россотрудничество на эту тему свои предложения подготовило. Это часть проекта соответствующей концепции, которая охватывает также и Министерство иностранных дел, и Минэкономразвития. Правительство будет рассматривать этот документ в октябре. Спасибо всем за внимание.

К.И.Косачёв (руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству): Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Ваше выступление, я уверен, для всех нас знаменует основополагающее начало нашей работы с высоко заданной планкой требований к её качеству и с определением всех основных приоритетов её наполнения. Я сейчас следил за реакцией зала, знаю, кто за какое направление отвечает, и видел сразу реакцию, когда это направление получало Ваше внимание и Вашу поддержку. Спасибо.

Коллеги, позвольте на этом передать слово руководителю министерства, которому напрямую подведомственно наше агентство, – министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Викторовичу Лаврову.

С.В.Лавров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Константин Иосифович! Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич только что действительно обозначил все направления, на которых мы должны действовать. Россотрудничество должно действовать более эффективно, вносить свой вклад в создание максимально благоприятных внешних условий для развития нашего государства, нашей страны. И это является ключевым приоритетом, сверхзадачей всей нашей внешней политики в условиях, когда формируется полицентричное мироустройство. Процесс этот идёт очень непросто, не буду на этом останавливаться: подробный анализ был дан в выступлении Президента на совещании послов и представителей в МИДе 9 июля. И то, что мы сегодня рассматриваем в качестве наших прикладных задач, вытекает из указа Президента от 7 мая «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». И Президент, и руководитель Правительства неоднократно подчёркивали приоритет в этой работе – пространство Содружества независимых государств, об этом Дмитрий Анатольевич подробно сказал. И я убеждён, что Россотрудничество призвано сыграть в этой работе важную роль.

В дополнение к тем инновационным проектам, которые в рамках соответствующей межгосударственной программы будут осуществляться (заказчиком этой программы является Россотрудничество), мы продвигаем идею о том, чтобы Россотрудничество получило также полномочия в сфере содействия международному развитию. Соответствующая концепция Правительством была достаточно давно одобрена. Сейчас мы уже ведём речь (и не первый год, кстати сказать) о создании соответствующего механизма по реализации этой концепции, чтобы та значительная помощь (и безвозмездная, и льготная), которую мы в соответствии с международными стандартами предоставляем различным странам, прежде всего государствам СНГ, чтобы эта помощь выпукло была показана мировому общественному мнению и чтобы мы её использовали более эффективно в нашей внешнеполитической работе. Так что соответствующее предложение мы в Правительство представили и рассчитываем, что вот эти функции содействия международному развитию будут переданы Россотрудничеству не только для стран СНГ, которыми оно уже наделено, но чтобы, во-первых, эти функции были подкреплены реальными ресурсами и, во-вторых, чтобы и другие регионы, являющиеся объектом приложения наших усилий по оказанию помощи, также были скоординированы в одном центре. Безусловно, гуманитарное сотрудничество в пространстве СНГ является той сферой, где агентство действует эффективно и должно действовать гораздо более активно и наступательно, инициативно. Упомяну деятельность Россотрудничества на таком направлении, как побуждение наших партнёров по СНГ к более активному участию в Межгосударственном фонде гуманитарного сотрудничества и совете по гуманитарному сотрудничеству государств–участников СНГ. Пока не все, к сожалению, проявляют достаточную активность в этой области.

Дмитрий Анатольевич сказал о такой важной сфере, как продвижение российского образования, экспорта образовательных услуг. Я бы предложил подумать над тем, чтобы передать Россотрудничеству функции единственной государственной структуры, которая осуществляет отбор иностранных студентов для обучения в российских вузах. Естественно, отбор этот осуществляется в порядке рекомендаций для соответствующих ведомств, прежде всего Министерства образования и науки. Но, имея разветвлённую сеть представительств за рубежом, Россотрудничеству, его представителям вполне с руки заниматься таким подбором и рекомендовать перспективных грамотных студентов для обучения в Российской Федерации. Мы предоставляем государственные стипендии для иностранцев в количестве 10 тыс. штук ежегодно. Я бы предложил, особенно с учётом того, о чём говорили и Президент, и Председатель Правительства, удвоить эту цифру и рассмотреть возможность предоставления до 20 тыс. стипендий ежегодно, особо выделив квоты для соотечественников, абитуриентов из дружественных стран, прежде всего стран СНГ.

О русском языке тоже сегодня уже говорилось. Я считаю, что мы должны активно поддерживать Россотрудничество, которое вместе с Министерством образования и науки утверждено государственным заказчиком федеральной целевой программы «Русский мир» на 2011–2015 годы. И сейчас в соответствии с поручением Президента разработан проект государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом. Согласование этого проекта находится на завершающей стадии, и эта концепция должна найти отражение в соответствующем разделе государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность». Мы поддерживаем инициативы Россотрудничества на направлении и поддержки русского языка. Хороший пример – проведение второй год подряд за рубежом во многих странах Дня Пушкина. Отмечу и значительный вклад, который Россотрудничество вносит в проведение перекрёстных годов культуры с зарубежными странами.

Мы рассчитываем, что будет активно продолжена и работа по сохранению российского духовного и мемориального наследия за рубежом. С 2010 года Россотрудничество во взаимодействии с роспосольствами, МИДом, Министерством культуры, Росархивом, с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом осуществляет очень важную деятельность по поддержанию в надлежащем состоянии находящихся за рубежом мест погребения, которые имеют для нашей страны историко-мемориальное значение. Трудно переоценить и моральный, и политический вес усилий, затраченный на реализацию совсем недавно очень крупного проекта «Русский некрополь» на новом кладбище в Белграде.

Безусловно, нам предстоит ещё много сделать, и об этом Дмитрий Анатольевич подробно говорил, для того, чтобы более эффективно задействовать весь комплекс факторов мягкой силы. И Россотрудничество в силу своего мандата, своей компетенции является уникальным каналом для осуществления этой важнейшей миссии. Очень весомый ресурс, который есть в нашем распоряжении, – это сеть представительств за рубежом, прежде всего российских центров науки и культуры. Они работают в тесном контакте с обществами дружбы, объединениями наших соотечественников. Защита законных прав соотечественников, безусловно, остаётся в фокусе внимания и самого Министерства иностранных дел, и Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Но уверен, что решением ряда вопросов, которые связаны с обеспечением культурных и гуманитарных нужд соотечественников, с руки заниматься как раз именно Россотрудничеству, разумеется в координации с посольствами.

О расширении сети российских центров науки и культуры – я поддерживаю эту задачу, безусловно, исходя из необходимости не гнаться за количеством, а обеспечивать качество во всех смыслах: не только качество программной деятельности (а на неё выделяется по-прежнему очень мало средств, и мы этим будем озабочены), но и качество – в смысле состояние самих центров науки и культуры. Сейчас, по нашим данным, в капитальном ремонте нуждается до 80% того фонда, которым располагает Россотрудничество за рубежом. И, конечно же, надо модернизировать эти центры, оборудовать их соответствующим образом современной техникой – в соответствии с теми очень важными, широкими задачами, которые сейчас возлагаются на центры и которые обеспечивают возможность коммуникации с широкими общественными средами стран пребывания. В конце концов, состояние самих зданий – это и лицо нашего государства, и престиж России. Они должны по-настоящему становиться центрами притяжения и соотечественников, и наших друзей, и тех, кто просто интересуется Россией, и должны становиться центрами влияния Российской Федерации на общественное мнение, как раз используя те самые факторы и инструменты «мягкой силы».

17 октября на заседании коллегии Министерства иностранных дел мы будем рассматривать все аспекты деятельности Россотрудничества: и вопросы организационного обеспечения, и сущностные вопросы этой работы. И, безусловно, сейчас Дмитрий Анатольевич сказал, мы за это благодарны – за то, что Правительство готово рассмотреть, надеюсь положительно, те предложения, которые по поручению Президента готовятся по укреплению ресурсного и кадрового потенциала системы МИДа, Минэкономразвития и Россотрудничества. Так что, надеюсь, в этой концепции найдёт отражение и весь комплекс тех задач, которые сегодня были поставлены Председателем Правительства, и которые, я знаю, вы будете обсуждать в ходе своего совещания. Спасибо.

К.И.Косачёв: Спасибо, Сергей Викторович. Уважаемые коллеги, как раньше было принято говорить, мы тут в президиуме посоветовались, и при всём уважении к высоким гостям, которые хотели бы выступить, я бы сейчас попросил взять слово хозяев нашего совещания, то есть представителей, которые проводят это совещание. И первым прошу выступить Константина Павловича Воробьёва – руководителя нашего представительства на Украине.

Прошу соблюдать регламент пять минут.

К.П.Воробьёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемый Константин Иосифович! Уважаемые коллеги! Для России Украина – это не только стратегический партнёр. В силу того, что у нас устойчивые экономические связи существуют в течение многих лет и десятилетий, может быть, даже столетий, Украина – это братская страна, потому что у нас очень много общего и в истории, и в культуре, и духовность у нас общая. Мы всегда рассматривали гуманитарное сотрудничество с Украиной как один из приоритетов, а поскольку гуманитарное сотрудничество является приоритетом деятельности самого Россотрудничества, то, видимо, для того чтобы вот эти четыре года, что мы существуем, преодолеть достаточно сложный и в то же время очень интересный период становления, необходимо, наверное, было учесть опыт наших предшественников, прежде всего Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами, что мы и пытались делать. Но золотой век, золотые времена ССОДа пришлись на времена холодной войны, на времена разрядки международной напряжённости. Когда политическое противоборство в мире стало открытым, это потребовало новых принципиальных подходов, в том числе и применения мягкой силы, под которой мы понимаем не принуждение, не угрозы, а добровольность и убедительную демонстрацию наших преимуществ. И именно в те годы открылись и стали успешно действовать многочисленные дома советской науки и культуры и появились курсы русского языка – всё то, что мы обязаны были сохранить, и то, что мы сохранили. И сейчас стоит задача, чтобы это всё преумножить.

Сегодня задача перед Россотрудничеством стоит принципиально новая в силу того, что мир изменился. На возникшем постсоветском пространстве появились совершенно новые государства, такие как Украина, в частности, с которыми необходимо учиться выстраивать принципиально новые отношения. Где же здесь в странах Содружества Независимых Государств существует основа для применения той самой мягкой силы? С моей точки зрения, в первую очередь такой основой является организация российских соотечественников. Наши соотечественники на Украине, как и в большинстве стран СНГ, – это люди, которые утратили родину не по своему желанию, а в силу сложившихся геополитических процессов. И они являются не только носителями нашего культурного фонда, но и фактором, который способен этот фонд приумножить. Не следует также забывать о роли соотечественников в интеграционных процессах, и прежде всего в формировании единого рынка труда.

За время действия закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» сформировался эффективный всеукраинский координационный совет, как и в других государствах, который объединяет огромное количество организаций самой различной направленности. И они достаточно успешно справляются и с проблемой сохранения нашей этнокультурной идентичности, и с защитой (а скорее даже борьбой) за отстаивание своих законных прав, прежде всего права на русский язык. К слову, за последние годы на Украине было принято свыше 80 государственных актов, которые в той или иной степени противоречат Конституции Украины и тем самым подрывают позиции русского языка и ущемляют права российских соотечественников. Можно сказать, что проблема русского языка на Украине за последние годы превратилась из проблемы политической в проблему идеологическую. И недавно принятый закон о государственной языковой политике, судя по тем яростным нападкам, которым он подвергается, скорее всего, натолкнётся на очень серьёзные препятствия с точки зрения его применения. Это всё при том, что, по последним данным (и по очень многочисленным данным) социологов, не менее 70% населения граждан Украины и в быту, и на работе использует преимущественно русский язык. Соотечественники, надо сказать, напрямую заявляют о том, что поддержка  со стороны Министерства иностранных дел, других государственных и общественных организаций России в последние годы становится всё действеннее и ощутимее. Но вместе с тем нам необходимо эту поддержку существенно увеличить и придумать принципиально новые механизмы её эффективного использования. Такой механизм, по крайней мере на Украине (я уверен, что и в других государствах СНГ), существует. Это тот самый упомянутый мной Всеукраинский координационный совет российских соотечественников, который может и должен стать влиятельной политической и общественной силой в масштабах всей страны. По образному выражению известного на Украине человека, который возглавляет этот совет и является депутатом Верховной рады, зовут его Вадим Колесниченко, автомобиль под гордым именем «Движение соотечественников на Украине» создан, то есть есть все необходимые для этого механизма приспособления: колёса, даже кое-где он оттюнингован. Но необходимы, конечно же, чёткий график маршрута, понимание, куда ехать, и, соответственно, ресурс, топливо, а его порой, к сожалению, очень не хватает. Даже тех средств, которые выделяются по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, 60% этих денег уходит в основном на оплату проезда и проживание приблизительно одних и тех же людей, которые едут приблизительно на те же, с одинаковым названием конференции и круглые столы.

Здесь хотя бы мельком, наверное, есть смысл взглянуть на то, как действуют на Украине наши «коллеги» из других стран. Практически все западные информационно-культурные центры, которые существуют на Украине, обеспечивают единство государственной гуманитарной политики, которое направлено, понятное дело, на вовлечение Украины в орбиту Евросоюза и Соединённых Штатов Америки и их партнёров. Пытаются они создать новое гражданское общество, мы это видим, совершенно по не понятным для многих украинцев европейским стандартам, что вызывает, конечно, определённое противодействие внутри общества. Для этого реализуются широкомасштабные хорошо финансируемые проекты и программы, которые предусматривают как традиционные виды деятельности (фестивали, конкурсы, концерты), так и совершенно новые вещи, такие как применение новейших технологий в сфере информационных обменов, внедрение дистанционных форм обучения на среднем, на высшем уровне. Например, все работающие на территории Украины польские негосударственные организации считают своим долгом и обязанностью координировать свою деятельность с единым центром. В Киеве таким единым центром является абсолютно полный аналог Россотрудничества – Польский институт, который является структурой польского МИДа. Этот институт чётко взаимодействует и с сеймом, и с сенатом, со всеми министерствами и ведомствами Польши. Они занимаются мало того, что очень серьёзной деятельностью, но главное направление деятельности их – это молодёжь, и молодёжные обмены и студенческие, и академические, и оснащение школ и высших учебных заведений мультимедийными приспособлениями, подготовка лояльной молодёжной аудитории, кадров, будущих лидеров, которые ориентированы прежде всего на развитие самых тесных отношений с Польшей. Но в качестве примера могу привести культурный центр в Виннице, который недавно посетил. Он расположен в самом центре города, в специально построенном здании. В здании два входа: один вход, собственно, в культурный центр, где библиотека, видеотека, все необходимые залы (и концертные, и выставочные), а другой вход ведёт в польскую клинику, где на новейшем оборудовании проводятся обследования и бесплатные консультации специалистов, причём этими консультациями могут воспользоваться не только этнические поляки, но и все жители Винницы. В Виннице, по данным последней переписи населения (правда, она была в 2001 году), проживает менее 1% поляков, то есть польских соотечественников. И таких примеров много. И, надо честно сказать, нам есть что перенять у наших коллег. И дело здесь не только в объёмах финансирования. Цифры порой очень сложно сопоставить, к сожалению. Главная проблема – в досадной разобщённости наших действий, в отсутствии необходимой координации в усилиях, которые мы предпринимаем. Мы очень ждём здесь ответной связи, потому что, видимо, именно Россотрудничество и его зарубежные представительства, наверное, и призваны объединить этот важнейший компонент мягкой силы. И наши соотечественники, проживающие на территории СНГ, – это люди, которые этого по крайней мере заслуживают. Да и речь идёт не только о соотечественниках – речь идёт вообще о самом широком спектре международной связи. Я думаю, что потенциал у нас для этого есть. И я полагаю, что наше сегодняшнее совещание поможет нам чётко разобраться в принципах и механизмах их реализации. Спасибо вам большое за внимание.

К.И.Косачёв: Спасибо, Константин Павлович. Слово предоставляется Игорю Александровичу Шпынову, руководителю представительства Россотрудничества во Франции. Напоминаю о регламенте, к сожалению.

И.А.Шпынов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые Сергей Викторович, Владимир Ростиславович, Михаил Ефимович, Константин Иосифович! Дорогие коллеги и друзья! Сегодня Россотрудничество вышло на качественно новый этап своего развития в своей деятельности. Это принципиально важно, поскольку поставленная Президентом Владимиром Владимировичем Путиным задача усилить политику мягкой силы непосредственно касается нашего федерального агентства. Суть этого момента, который мы переживаем сейчас, я считаю, в том, что Россотрудничество, его зарубежная сеть готовы сделать многое, чтобы стать уникальным инструментом в формировании позитивного образа России в мире.

Мы уже провели ряд крупных имиджевых мероприятий. И, пользуясь случаем, хотел бы передать благодарность Светлане Владимировне Медведевой за участие в программе Года России во Франции 2010. В Российском центре науки и культуры в Париже на блестящем французском языке она представила выставку молодых художников из 80 российских регионов. Это событие и целый ряд других проектов стали прецедентом для новых дружественных традиций, повторённых затем в рамках Годов Италии, Испании, Германии. Особое место в этом плане хотел бы уделить Форуму ректоров гуманитарных университетов России и Франции. Здесь присутствует ректор РГГУ господин Пивовар (Е.И.Пивовар). Этот проект продолжается и является важной диалоговой площадкой.

Дмитрий Анатольевич указывал на наших конкурентов в гуманитарной сфере за рубежом. Наши иностранные коллеги, несмотря на кризис, сохраняют несравнимые с финансированием Россотрудничества объёмы вложений на гуманитарном направлении: Гёте-институт – 159 представительств в 92 странах с бюджетом около 300 млн евро. В Alliance Française доля в изучении французского языка – 200 млн прямое финансирование. Он подкреплён ещё по линии второй сети – Campus France: пропаганда французского образования за рубежом (174 представительства в 107 странах и в шести крупных российских городах). Во Франции расхожая фраза – «Культура во много раз приумножает реальный вес любой страны в мире». У нас тоже есть подобный потенциал.

Стратегическим, мировым резервом, мягкой силой для России является движение русофонии – то, что Дмитрий Анатольевич называл глобальным русским миром. В мире более 300 млн людей говорит по-русски. Во Франции существует Союз русофонов Франции, он уже объединил 50 современных гуманитарных ассоциаций. Но единой международной организации нет. Насколько важно, иметь такую рамку, показывает опыт Франции. Россотрудничество и по своему призванию, и по статусу могло бы стать приводным ремнём для запуска подобного эффективного ресурса. Пример нашего Российского центра науки и культуры показывает, что можно функционировать как многофункциональный центр. У нас создан фактически институт русского языка в Париже – 1,5 тыс. учащихся и высококвалифицированный штат педагогов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить работников нашего представительства – Ольгу Секлетову, Вячеслава и Евгения Шабельниковых, Инну Меркулову – за вклад в достижение такого хорошего результата.

Но пришла пора (хотел бы отметить это особо) вернуть институтам и курсам русского языка за рубежом бренд Института Пушкина. Это очень серьёзный бренд, он будет работать. И нам фактически необходим свой современный механизм для преподавания русского языка как иностранного. Россия, по мнению экспертов, находится в числе стран, привлекательных для молодёжи, мы это чувствуем. Но затруднено понимание: нет информации, существует негативная коммуникация. Мы как-то пытаемся дыры закрывать – издали две книги на французском языке. Это капля в море. А нашими ведущими партнёрами в Европе могли бы стать, и мы работаем в этом направлении, крупные научно-образовательные полюсы, университеты, технические вузы ожидают направления к ним преподавателей русского языка. Хотелось бы, чтобы в рамках координации межуниверситетского сотрудничества Федеральное агентство могло бы объединить под своей эгидой партнёрство и в области научных исследований, и в сфере образования. При этом, конечно, целесообразнее было бы изучить вопрос о том, чтобы сосредоточить в руках такого агентства, наверное, перспективного с точки зрения государственных структур в России, координацию всех имеющихся в России фондов и структур, пользующихся большой господдержкой для преподавания русского языка за рубежом. Спасибо большое за внимание.

К.И.Косачев: Спасибо, Игорь Александрович. И ещё одно короткое выступление – Юрий Александрович Зайцев, руководитель представительства Россотрудничества в США. Ещё более жёстко напоминаю о регламенте. Спасибо.

Ю.А.Зайцев: Спасибо большое. Прежде всего, дорогие друзья, я хотел бы выразить большую благодарность нашей стране, Президенту Владимиру Владимировичу Путину, Дмитрий Анатольевич, Вам, Сергей Викторович (С.В.Лавров), Вам. Большое спасибо за то внимание, ту поддержку, которую вы оказываете деятельности центров Россотрудничества. Находясь далеко от Москвы, мы, конечно, ощущаем уверенность и в своих силах, и колоссальную поддержку, и возможности нашей страны, которые дают действительно уверенность и возможность работать так, как мы хотели бы это делать.

У меня, к сожалению, не очень много времени, поэтому я остановлюсь только на двух наиболее актуальных и характерных вопросах деятельности представительства Россотрудничества в Соединённых Штатах Америки, а именно о сегодняшней ситуации в срезе молодёжной политики, которую мы могли бы проводить, и о проблемах, а точнее, вопросах, которые связаны с русским языком. Начну, наверное, с русского языка, потому что эта тема достаточно актуальна. Сегодня было много сказано директивных указаний, которые, конечно, мы будем выполнять, и в рамках деятельности Россотрудничества, я думаю, это реализуемые задачи. В Соединённых Штатах Америки отношение к России своеобразное, сегодня не самое тёплое, не такое, как было десятилетие назад, но тем не менее те усилия, которые предпринимает дипломатический корпус, находящийся в Соединённых Штатах Америки, росзагранучреждения, позволяют нам в определённой степени разворачивать интерес к России, и интерес к России разворачивают зачастую сами соотечественники, которые приходят к нам, в Российский культурный центр, и предлагают, собственно говоря, и свои услуги, и свои усилия, и, самое главное, проявляют желание. Короче говоря, наряду с теми курсами русского языка, которые ведутся у нас, мы вместе с российскими учреждениями, с Санкт-Петербургским госуниверситетом, с РУДН проводим методические семинары по подготовке педагогов. Поверьте, количество знающих русский язык в Соединённых Штатах большое, количество педагогов, которых готовим, в том числе и мы, конечно, мультиплицирует этот эффект, и он имеет чрезвычайно важное значение.

И второй аспект, о котором я также скажу: сегодня в Соединённых Штатах, как и везде в мире, выросло новое поколение – поколение информационно насыщенное, информационно голодное, которое хочет многое знать. В период последних 20 лет, в период перестройки, гласности, последующих событий многие наши соотечественники оказались в США и многие американцы побывали в России. Выросло поколение, которое не имеет определённого рода стереотипов и для которого информация о России является востребованной. Им интересно понимать и знать Россию, и они хотят знать Россию. И конечно, в этом вопросе за короткое время мы сумели организовать поездки сюда, в Москву и в Санкт-Петербург, 70 молодых политических лидеров, бизнесменов, журналистов, которые побывали в России. Эффект, который это произвело в Соединённых штатах Америки, – колоссальный. Сейчас уже создан ими между собой электронный портал, они переписываются, ведут пропагандистскую деятельность, то есть фактически работают, помогая нам. А в некоторых случаях в некоторых городах созданы неправительственные организации, которые называются русские культурные общества. В частности, в глубинке Соединённых Штатов, в Мемфисе (знаете, что это родина американского джаза), сегодня развевается на Main Street российский флаг над Российским культурным центром, созданным американцами.

И два слова буквально в завершение о соотечественниках. Вы знаете, я говорю о том, что мы гордимся (и сказал вначале) нашей Родиной. И сказал, что такие же чувства питают и те люди, которые сейчас по различным причинам оказались в США. Один такой в завершение курьёзный пример. В Нью-Йорке проходило одно из мероприятий, на котором журналисты спросили ветерана, который был в день 65-летия Победы на Красной площади, смотрел парад, и такой вопрос был задан журналистом с подвохом: «Что же вы испытывали, вы, живущий в Соединённых Штатах, убежавший от жёсткого советского режима сюда, когда опять по Красной площади ехали танки, летели грозные самолёты?» Знаете, что он сказал? Он сказал: «Гордость за свою Родину!» И вот этим я, собственно говоря, и хочу закончить, потому что действительно мы испытываем гордость за свою Родину. Спасибо!

К.И.Косачёв: Спасибо, Юрий Александрович, коллеги. Дмитрий Анатольевич, в этой части есть какие-то…

Д.А.Медведев: По-моему, всё правильно и гармонично. Уважаемые друзья, я буквально три фразы скажу в завершение своего пребывания. Я, во-первых, желаю всем нам действовать слаженно и активно – не только МИДу, Россотрудничеству, но и всем, кто считает себя вовлечённым в русский мир, не стесняясь этого и, естественно, понимая те задачи, которые перед всеми нами стоят.

Второе, что я хотел бы сказать, – всегда будут звучать грустные цифры (и я их приводил, сейчас картинки всякие разные смотрел): какая часть нашей силы осталась, какая улетучилась. По ракетам – паритет, по мягкой силе – диспаритет. Но я считаю, что мы не только должны сравнивать себя с китайцами (нас ещё меньше будет, чем китайцев ещё очень и очень долго) и американцами (и денег у нас вряд ли будет много по сравнению с американцами в ближайшие годы), а мы должны научиться в этой ситуации действовать нестандартно. В этом плане гораздо, может быть, точнее сравнение с французами и немцами. Просто в силу того, что их влияние на соответствующую часть мира и их использование инструментария мягкой силы существенно превосходит их экономический потенциал. Если мы сможем создать такую же модель на ближайшие годы, потому что надеюсь, что через 20–30 лет мы будем уже в том клубе, в котором должны быть, то это поможет нам сохранить то влияние, которым традиционно пользовался Советский Союз, даже при всех тех нюансах, которые связаны с его историческим присутствием.

И третье о чём я не могу не сказать, потому что это моя, если хотите, любимая тема, – это информационная повестка дня. Коллеги уже об этом говорили. Я призываю всех в максимально широкой степени использовать новые информационные возможности. Какие бы угрозы ни были, тем не менее и сайты, и социальные сети, и вообще все новые информационно-коммуникационные возможности должны «идти в кассу». Мы, конечно, можем уповать на то, что старшее поколение будет использовать традиционные средства, но если мы хотим пробить дорогу к сердцам молодых, то мы должны быть такими, как они. Поэтому я думаю, что всё то, что сейчас используется, должно быть и в нашем распоряжении. Хотя, конечно, и книг нормальных, красивых никто не отменял, мы их должны печатать как можно больше.

Хоть я и не хотел про китайцев говорить, но всё равно скажу. В последний раз, когда я был в Китае, там на каком-то мероприятии (то ли на выставке какой-то, даже не помню, там много всего всегда), они меня провели по книжным стендам «Литература на русском языке». Ну просто феноменально, просто феноменально! Даже при понимании того, что это китайцы, что их много, что и денег у них побольше сейчас, чем у нас, всё равно феноменально! Это не только деньги, это внимание, это внимание к теме и желание чувствовать, чем живёт Россия, пользоваться её культурным наследием. Вот этому не грех и у них поучиться.

Всем большое спасибо.

<… >