Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 10 марта 2009 г.

Вкладки

Событие

На заседании Правительства Российской Федерации 10 марта 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельных федеральных законов для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании, утверждении и исполнении в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса, с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009 - 2011 годах дефицита федерального бюджета.

Кроме того, законопроектом предусматриваются поправки, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений и совершенствование организации бюджетного процесса в условиях финансовой нестабильности.

В этой связи предлагается установить особенности применения некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2009-2012 годах и внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Использование средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

С учетом прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета, обусловленного значительным снижением доходов, потребуется создание соответствующих правовых оснований для внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и для формирования проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В этих целях необходимо скорректировать отдельные положения Бюджетного кодекса.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта 1 статьи 969 Бюджетного кодекса в части, устанавливающей цели использования средств Резервного фонда и пункт 4 указанной статьи, в соответствии с которым средства Резервного фонда используются только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов.

В этой связи в законопроекте предусматривается поправка, согласно которой средства Резервного фонда в 2010-2012 годах могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.

Кроме того, предлагается поправка в Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", согласно которой пункт 2 статьи 967 Бюджетного кодекса, устанавливающий ограничения по ненефтегазовому дефициту федерального бюджета в процентном отношении к ВВП (не более 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта), будет введен в действие с 1 января 2013 года.

Эти поправки сохранят базовые принципы использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и позволят сделать более гибким использование средств Резервного фонда.

Возможность изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год.

В условиях текущей экономической ситуации, когда ненефтегазовые доходы федерального бюджета могут значительно сократиться, законопроектом предусматриваются поправки в нормы Бюджетного кодекса, регулирующие порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, согласно которым в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов федерального бюджета более чем на 15 процентов по сравнению с объемом доходов, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода. При этом положения федерального закона о федеральном бюджете, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу при принятии соответствующего федерального закона (без представления уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде при внесении законопроекта).

Кроме того, в вышеупомянутом случае, при внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, положения этих федеральных законов, относящиеся к плановому периоду, также могут быть признаны утратившими силу.

В 2009 году (по оценке Минэкономразвития России) сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете, составит около 25 процентов.

В предыдущих годах происходил рост ненефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители. В 2008 году превышение составило 15%, в 2007 году - 23%, в 2006 году - 9%. Примерно такое же сокращение можно ожидать при аналогичном снижении цен на нефть без проявления кризисных явлений. Таким образом, порог действия предлагаемой законопроектом нормы должен составлять не менее 15%.

Расширение возможностей предоставления дотаций из региональных бюджетов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Как временную меру антикризисного характера, направленную на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в законопроект предлагается включить норму, согласно которой в 2009-2012 годах ограничение, установленное статьей 1391 Бюджетного кодекса по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам в пределах не более 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из региональных бюджетов, может быть превышено в пределах объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Снятие указанного ограничения позволит оказывать дополнительную финансовую помощь местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Привлечение дополнительных доходных источников

В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета законопроектом предлагается внесение изменений в федеральные законы от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и от 19 июля 2007 г. №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», предусматривающих возможность возврата в федеральный бюджет субсидий, предоставленных в виде имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «Российская корпорация нанотехнологий» в соответствии с решением, принимаемым Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» законопроектом предусматриваются поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, которые направлены на обеспечение учета и перечисления таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет, минуя «промежуточные» счета таможенных органов для учета таможенных платежей, что позволит ускорить их возможное использование для осуществления расходов федерального бюджета.

Кроме того, в соответствии с законопроектом предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте Российской Федерации. При этом положения законопроекта не затрагивают прав участников внешнеэкономической деятельности.
Принятие законопроекта позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 млрд. рублей, находящихся в настоящее время на счетах по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности.

Уточнение порядка рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете.

В законопроект включена поправка, согласно которой установленное в статье 192 Бюджетного кодекса требование о представлении в составе материалов, вносимых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, отчета о реализации долгосрочных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы предлагается приостановить в 2009 году.

Учитывая, что срок завершения реализации большого количества утвержденных федеральных целевых программ выходит за пределы 2012 года, предусматривается закрепить в статье 205 Бюджетного кодекса норму, в соответствии с которой предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении будет являться приложение к федеральному закону о федеральном бюджете по долгосрочным (федеральным) целевым программам.

2. О проекте федерального закона «О признании утратившим силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Проектом федерального закона предлагается признать утратившим силу пункт 2 статьи 42 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которому для дополнительного финансирования мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров создается федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотиков, порядок создания которого устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. №343-рп Правительству Российской Федерации было поручено создать Фонд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. №544 "О федеральном внебюджетном фонде противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" создан Фонд и утверждено Положение о нем.

Вместе с тем деятельность Фонда вступает в противоречие со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в который Фонд не включен.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. №156 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, одной из функций которой являлась организация исполнения решений по вопросам управления Фондом.

3. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях организации деятельности по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции».

Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается внести изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, наделив Министерство юстиции Российской Федерации полномочиями по проведению экспертизы проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции.

Проект подготовлен с учетом предложений всех федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также с учетом предложений общественных организаций.

4. О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации» направлен на уточнение отдельных полномочий Минобрнауки России, а также на закрепление новых полномочий Минобрнауки России, возложенных на него рядом принятых федеральных законов.

Проектом предлагается внести изменения в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. №280.

На основании подпункта «б» пункта 3 статьи 1, подпункта «г» и «е» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 2007 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» в Положение вносятся изменения, закрепляющие полномочия Минобрнауки России по утверждению порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенных с военной службы, к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета, а также по определению порядка получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата лицами, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лицами, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Положение дополняется следующими новыми полномочиями:

- принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, предложений об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, соответствующих полномочий;
- установление целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим в Положении устанавливаются полномочия Минобрнауки России, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»:

- по утверждению формы и порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку для граждан зарубежных стран при приеме в гражданство Российской Федерации;
- по разрешению образовательным учреждениям (организациям) на территории Российской Федерации или за рубежом проводить государственное тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку.

5. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

В связи с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. №1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Проектом постановления утверждается Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В Положении закреплены полномочия преобразованной Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, а также ряд новых полномочий Службы, а именно:

1. осуществление государственного контроля и надзора:
- за соблюдением требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;
- за соблюдением требований о защите информации в сетях связи общего пользования;
- за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации информационных систем и ресурсов ;
- за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. организация государственной регистрации информационных ресурсов и систем.

3. осуществление государственного контроля и надзора за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы.

4. осуществление лицензирования, в том числе контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований, деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

6. организация обеспечения сезонного планирования и международной координации сезонных расписаний радиовещательной службы в ВЧ полосах частот.

7. выдача разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории.

6. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве связи

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях приведения Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №320, в соответствие с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» в части исключения полномочий Федерального агентства связи по обеспечению возмещения операторам почтовой связи убытков, причиненных в результате оказания ими универсальных услуг почтовой связи, вносит проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №320».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О почтовой связи" «универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам».

Ранее статьей 29 Федерального закона "О почтовой связи" было установлено, что расходы организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг почтовой связи, превышающие суммы поступлений от платы за указанные услуги по тарифам, подлежащим государственному регулированию, возмещаются за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 124) в статью 29 Федерального закона "О почтовой связи" внесены изменения, согласно которым указанное положение признано утратившим силу.

В настоящее время отсутствуют законные основания для реализации государственной функции по осуществлению мероприятий по обеспечению возмещения операторам почтовой связи убытков, причиненных в результате оказания ими универсальных услуг почтовой связи.

7. О подписании Соглашения между правительством Российской Федерации и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств об условиях его пребывания на территории Российской Федерации

Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) был создан в соответствии с Договором от 25 мая 2006 года и является международной организацией.

Местом пребывания МФГС и его Исполнительной дирекции определен город Москва.

В целях создания надлежащих условий для деятельности МФГС на территории Российской Федерации его Исполнительной дирекцией был подготовлен в октябре 2007 года проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и МФГС об условиях его пребывания на территории Российской Федерации.

Проект Соглашения содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством в части предоставления привилегий и иммунитетов Фонду, представителям государств-членов Фонда, его сотрудникам на территории Российской Федерации. В этой связи Соглашение после его подписания в представленном виде будет подлежать ратификации на основании пп. «а» п.1 ст.15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

8. О выделении Правительству Республики Саха (Якутия) бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и выдаче Правительству Республики Саха (Якутия) государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья в результате паводка, произошедшего на территории Республики Саха (Якутия) в весенне-летний период 2008 года

В результате паводка, произошедшего в весенне-летний период 2008 года на территории Республики Саха (Якутия), нанесен значительный материальный ущерб населению, объектам жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы.

Общий материальный ущерб от чрезвычайной ситуации, по оценке Правительства Республики Саха (Якутия), составил свыше 900 млн. рублей, при этом на ликвидацию ее последствий из республиканского и местных бюджетов финансовые средства не выделялись из-за отсутствия свободных средств в указанных бюджетах.

По результатам экспертизы представленных Правительством Республики Саха (Якутия) обосновывающих документов определена необходимость выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Республики Саха (Якутия) в размере 33446,6 тыс. рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества (за частично утраченное имущество - 795 семьям до 50 тыс. рублей на семью), а также 127 государственных жилищных сертификатов с последующим погашением за счет бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда для предоставления их гражданам (492 человека), "проживавшим в 109 домовладениях, признанных Минрегионом России непригодными для проживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №2020-р Правительству Республики Саха (Якутия) было предусмотрено выделить в 1 квартале 2009 г. 195761,5 тыс. рублей на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам, а также на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации последствий вышеуказанной чрезвычайной ситуации.

С учетом данного распоряжения Правительства Российской Федерации последствия паводка на территории Республики Саха (Якутия) будут ликвидированы в полном объеме.

9. О выделении правительству Ставропольского края бюджетных ассигнований из резервного фонта Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

В результате ливневых дождей с градом и шквалистым ветром, прошедших в августе 2008 г. на территории Ставропольского края, получили повреждения объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Общий материальный ущерб от указанной чрезвычайной ситуации, по оценке правительства Ставропольского края, составил более 51 млн. рублей. На ликвидацию ее последствий, по сообщению правительства Ставропольского края, было направлено 7,5 млн. рублей собственных средств.

По результатам экспертизы представленных правительством Ставропольского края обосновывающих документов, определена необходимость выделения правительству Ставропольского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 33332,8 тыс. рублей, в том числе 21677,8 тыс. рублей на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам (из расчета 8301 человек до 5 тыс. рублей) и 11655,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на поврежденных объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и сельского хозяйства.